УДК 159.922
ФЛОТСКАЯ Наталья Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 90 научных публикаций, в т. ч. двух монографий
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ИНТЕРНАТА
Статья посвящена проблеме влияния социокультурных условий (семья, интернат) на процесс становления половой идентичности. Автор приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать, что тип половой идентичности у старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет иной путь развития и специфическое содержание по сравнению с подростками, воспитывающимися в семье.
Половая идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, подросток, семья, интернат
В настоящий период политическая и экономическая ситуация в России характеризуется ярко выраженной социальной дифференциацией общества, что способствует созданию вариативности условий процесса социализации у разных слоев населения и, в конечном итоге, определяет особенности развития личности. «Личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, и возникает в результате культурного развития.. л)1. Именно та специфическая среда со сложившимся устройством, в которой оказывается индивид, влияет на усвоение социальных норм, определяет форму и содержание процесса социализации, выступает как условие развития личности.
Одной из категорий с усложненными социокультурными условиями развития являются
дети, воспитывающиеся без попечения родителей. Положение сироты и ситуация воспитания без попечения родителей порождают многочисленные деформации, которые в итоге формируют особый тип личности, максимально приспособленный к жизни в условиях школы-интерната и дезадаптированный в условиях иных социальных групп. Лишение детей родительского попечительства и воспитание их в учреждениях интернатного типа сказывается как на специфических характеристиках, так и на всей структуре самосознания в целом2. Многочисленные исследования (М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.П. Юферева и др.) свидетельствуют о том, что развитие ребенка вне семьи идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности.
Таким образом, мы предполагали, что наличие или отсутствие семьи будет определенным образом сказываться на формировании типов половой идентичности. Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, цель которого - выявление особенностей развития типов половой идентичности у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков, лишенных попечения родителей и воспитывающихся в школе-интернате.
В качестве объекта исследования были выбраны подростки 14-15 лет, поскольку подростковый возраст считается одним из сензитив-
Ср.зн.,% 120 100 80 60 40 20
0
интернат - интернат -
семья - мальчики семья - девочки
мальчики девочки
Ш маскулинность 98,65 90,77 90,22 84,46
□ фемининность 89,01 81,25 99,01 93,03
которых происходило в условиях семьи и интерната. Далее с помощью методов вариационной статистики был проведен сравнительный анализ полученных результатов между подростками, воспитывающимися в семье и в интернате.
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что среднее значение показателя маскулинности у мальчиков из интерната значительно ниже, чем у мальчиков из семьи (р < 0,05). Среднее значение показателя фемининности также значительно ниже у мальчиков из интерната (р < 0,001).
Рис. 1. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у подростков 14-15 лет, воспитывающихся в семье и в интернате
ных периодов для развития половой идентичности, и именно в этом возрасте происходит интеграция результатов рефлексии и интериоризи-рованных оценок взрослых и сверстников в единую структуру. Выборку составили 132 подростка 14-15 лет, воспитывающихся в условиях интерната, и 198 подростков 14-15 лет из семьи. Экспериментальной площадкой исследования послужили общеобразовательные школы № 45, 11 и государственные образовательные учреждения интернатного типа №6,1 города Архангельска. В ходе исследования у подростков были установлены показатели выраженности маскулинности и фемининности, выявлены типы полоролевого поведения, формирование
У девочек наблюдается та же тенденция: у воспитывающихся в интернате среднее значение показателя маскулинности значительно ниже, чем у девочек из семьи (р < 0,05), как и среднее значение показателя фемининности (Р < 0,05).
Сравнивая распределение типов половой идентичности у мальчиков, воспитывающихся в семье и в интернате, хотелось бы отметить, что наибольший процент мальчиков из семьи составляет андрогинный тип половой идентичности (49%), а у мальчиков из интерната в группу с андрогинным типом вошло значительно меньшее число респондентов (15%), различия между выборками достоверны (р < 0,001).
У мальчиков из интерната наибольший процент составляет недифференцированный тип половой идентичности, а у мальчиков из семьи в группу с недифференцированным типом вошло значительно меньшее количество респондентов. Различия достоверны (р < 0,001). Количество представителей с маскулинным типом половой идентичности несколько больше из интерната, по сравнению с мальчиками, воспитывающими в семье. Практически в равном соотношении находится фемининный тип половой идентичности у мальчиков из семьи и интерната. Сравнивая распределение типов половой идентичности у представительниц женского пола (рис. 2), отметим, что у девочек, воспитывающихся в семье, значительно чаще встречается андрогинный тип половой идентичности (р < 0,05), тогда как девочек из интерната больше с недифференцированным типом половой идентичности, различия значимы (р < 0,001). Также незначительно, но чаще, чем у девочек из семьи, встречается маскулинный тип половой идентичности. Число девочек из семьи с фемининным типом половой идентичности превышает число девочек из интерната. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что среднее значение показа-
Ср. зн.
телей маскулинности и фемининности выше у мальчиков и девочек, воспитывающихся в семье. У них же преобладает андрогинный тип половой идентичности. У мальчиков и девочек из интерната преобладает недифференцированный тип половой идентичности.
Выявление типов половой идентичности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи, позволило обнаружить определенную специфику в их развитии по целому ряду признаков: по уровню выраженности в них маскулинных и фемининных качеств; по соответствию полоролевым типам - андрогинному, маскулинному, фемининному и недифференцированному. Для подростков из учреждений интернатного типа, по сравнению с подростками из семьи, характерны более низкие показатели маскулинности и фемининности, и большинство из них соответствуют недифференцированному типу, в то время как их сверстники из семей -андрогинному полоролевому типу. Согласно результатам нашего исследования, наиболее высокими адаптивными возможностями обладают испытуемые обоего пола с андрогинным типом половой идентичности, а наиболее низкими - с недифференцированным3. То есть стар-
I маскулинный 0 фемининный □ андрогинный □ недифференцированный
Рис. 2. Распределение типов половой идентичности у мальчиков и девочек 14-15 лет, воспитывающихся в семье и в интернате
шие подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, обладают типом половой идентичности, который является менее адаптивным в нашем социуме, тогда как их сверстники из семей, напротив, наиболее адаптивным. Андрогинные субъекты обладают более богатым поведенческим репертуаром, сочетание маскулинных и фемининных черт позволяют проявлять им большую гибкость и пластичность в поведении, в выборе стратегий решения жизненных проблем. Наличие недифференцированного типа половой идентичности является патогенетическим фактором формирования криминального поведения, неврозов, психосоматических расстройств. На наш взгляд, становление недифференцированного типа половой идентичности у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, обусловлено социальной ситуацией развития. У воспитанников школы-интерната вместо определенной идентичности развивается неопределенная, размытая в силу недоразвития внутренних механизмов опосредования, наблюдается интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к условиям жизни детского дома. Основную причину развития недифференцированного типа половой идентичности у детей, воспитывающихся вне семьи, мы видим в трудностях становления идентичности у воспитанников детских учреждений на всех этапах их личностного развития. А.М. Прихожан, размышляя о том, как происходит достижение идентичности у воспитанников детского дома, обращается к центральной идее Э. Эриксона о вкладе каждой возрастной стадии в этот процесс4. Первая стадия (первый год жизни) -конфликт между базовым доверием - недоверием к миру вследствие материнской депривации разрешается в сторону недоверия. Вторая стадия (раннее детство) - конфликт между самостоятельностью - стыдом/сомнением также разрешается не в сторону самостоятельности, поскольку при коллективном воспитании самостоятельность не формируется, а формируется либо сомнение, либо стыд. Третья стадия (дошкольное детство) - конфликт между инициативой и чувством вины также разреша-
ется в неконструктивную сторону чувства вины, поскольку строго регламентированное воспитание с пошаговым внешним контролем не создает почвы для развития инициативы. Важным на этой стадии является также освоение через игру материнских и отцовских ролей, что также крайне затруднено для ребенка, воспитывающегося вне семьи. Четвертая стадия (младший школьный возраст) - конфликт между компетентностью и чувством неполноценности решается в сторону чувства неполноценности, поскольку дети довольно часто бывают неуспешными в учебной деятельности, а именно достижения в учебе часто оказываются решающими для оценки взрослости. На пятой стадии, которая охватывает подростковый и юношеский возраст, центральным становится конфликт между достижением идентичности и спутанной идентичностью. На этой стадии встает задача все роли собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает путаница ролей, или спутанная идентичность. В большинстве случаев воспитанниками интерната не используется шанс по-новому решить предшествующие конфликты, исправить неблагоприятный опыт детства, так как обычно им не удается обрести веру в окружающих людей и доверие к миру в целом, не удается достичь самостоятельности, стать инициативным. «Идентичность не сошьешь из лоскутков. Она сразу формируется и в дальнейшем развивается как некоторая целостность»5. Говоря о целостности, как важном аспекте половой идентичности, также следует сказать, что она обретается детьми из детских учреждений с большим трудом. Значение субъективного прошлого в развитии личности человека, становлении его половой идентичности часто недооценивается. Данные психологов-клиницистов указывают, что лучше даже иметь очень плохой ранний семейный опыт, чем не иметь никакого, как это бывает в закрытом детском учреждении. Отрицательный семейный опыт дает возможность ребенку в процессе развития идентичности оттолкнуться от
него и выстроить собственное представление о себе как о мужчине или женщине по принципу «от противного». Жизнь в детском учреждении не дает такой возможности, вследствие чего возникает спутанная неопределенная половая идентичность.
Особенности социума накладывают отпечаток на формирование половой идентичности человека. Для подростков, воспитывающихся в закрытом детском учреждении, в отличие от сверстников из семьи, характерным является бедный запас знаний о полоролевых функциях мужчин и женщин в семье, отсутствие положительного опыта в семейных отношениях, несоответствие полоролевых представлений традиционным эталонам мужественности и женственности. У подростков, находящихся в разных условиях социализации (семья, интернат), формируется различная система отношений с окружающим миром. У мальчиков и девочек,
воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отношение к себе и представителям мужского и женского пола менее позитивное, нежели у их сверстников из семьи6.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что наличие или отсутствие семьи определенным образом сказывается на формировании типа половой идентичности: для подростков из интерната характерны более низкие показатели маскулинности и фе-мининности; большинство подростков из детского дома соответствуют недифференцированному типу, в то время как их сверстники из семей - андрогинному типу.
Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что именно та специфическая среда со сложившимся устройством, в которой оказывается индивид, будет обусловливать форму и содержание процесса формирования половой идентичности человека.
Примечания
1 ВыготскийЛ.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983. С. 315.
2 Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990. С. 205.
3 Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: моногр. Архангельск, 2007. С. 126.
4 Прихожан А.М., Толстых НН. Психология сиротства. 2-изд. СПб., 2005. С. 214-216.
5 Там же. С. 216.
6 Флотская Н.Ю. Особенности развития когнитивного компонента половой идентичности у подростков, воспитывающихся в условиях семьи и интерната II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2007. № 1(11). С. 82-89.
Flotskaya Natalia
CHARACTERISTICS OF SEXUAL IDENTITY TYPES IN ADOLESCENTS BEING BROUGHT UP IN A FAMILY OR IN A BOARDING SCHOOL
This article is devoted to the problem of sociocultural conditions (family, boarding school) influencing the process of the sexual identity formation. The author introduces the results of the fact-stating experiment allowing to state that the sexual identity type of older teenagers brought up in an orphanage has a different path of development and its specific content as compared to the teenagers brought up in a family.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - МедведевД.А., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена