Научная статья на тему 'Характеристики половой идентичности подростков, воспитывающихся в семье и учреждениях интернатного типа'

Характеристики половой идентичности подростков, воспитывающихся в семье и учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ / ПОДРОСТОК / СЕМЬЯ / ИНТЕРНАТ / GENDER IDENTITY / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY / ADOLESCENT / FAMILY / FAMILY TYPE RESIDENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Флотская Наталья Юрьевна

В статье анализируются особенности развития структурных компонентов половой идентичности у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате. Автор приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать, что половая идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с социокультурным окружением и именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования половой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEXUAL IDENTITY CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS BROUGHT UP IN A FAMILY OR IN A FAMILY-TYPE RESIDENTIAL

The article analyzes the peculiarities of development of structural components of sexual identity of adolescents who are being raised in a family and in a family type residential. The author gives the results of the experiment that let us conclude that sexual identity is formed in the process of interaction with the individual's socio-cultural environment and it is the society that determines the form and content of the sexual identity formation

Текст научной работы на тему «Характеристики половой идентичности подростков, воспитывающихся в семье и учреждениях интернатного типа»

УДК 159.922.8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

© 2009 г. Н. Ю. Флотская

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В настоящий период политическая и экономическая ситуация в России характеризуется ярко выраженной социальной дифференциацией общества, что способствует созданию вариативности условий процесса социализации у разных слоев населения и в конечном итоге определяет особенности развития личности. Именно та специфическая среда со сложившимся устройством, в которой оказывается индивид, влияет на усвоение социальных норм, определяет форму и содержание процесса социализации, выступает как условие развития личности [3].

Одной из категорий с усложненными социокультурными условиями развития являются дети, воспитывающиеся без попечения родителей. Положение сироты и ситуация воспитания без попечения родителей порождают многочисленные деформации, которые в итоге иначе формируют особый тип личности, максимально приспособленный к жизни в условиях школы-интерната и дезадаптированный в условиях иных социальных групп [5]. Лишение подростков родительского попечительства и воспитание их в учреждениях интернатного типа сказывается как на всей структуре самосознания в целом, так и на отдельных ее компонентах (половой идентичности). Однако особенности становления половой идентичности подростков, воспитывающихся в усложненных социокультурных условиях, до сих пор подробно не изучены. Обращение к проблеме развития половой идентичности представляется значимым еще и потому, что процесс становления половой идентичности является необходимым компонентом процесса социализации, важным для общей подготовки человека к здоровой, гармоничной жизни, для полноценного нравственного развития личности. Неправильное формирование половой идентичности является индикатором нарушения психического здоровья и адаптации человека. Все это убедило нас в необходимости проведения специального исследования, направленного на изучение развития половой идентичности подростков, воспитывающихся в условиях семьи, и подростков, лишенных попечения родителей и воспитывающихся в школе-интернате.

Методика исследования

В качестве объекта исследования были выбраны подростки 14 — 15 лет, поскольку подростковый возраст считается одним из сензитив-ных периодов для развития половой идентичности. Экспериментальной площадкой исследования послужили общеобразовательные школы № 45, 11 и государственные учреждения интернатного типа № 6, 1 города Архангельска. Всего обследованы 338 подростков, из них 132 воспитывались в условиях интерната и 206 — в семье.

В ходе исследования были проанализированы структурные компоненты половой идентичности подростков: когнитивный, эмоциональный,

В статье анализируются особенности развития структурных компонентов половой идентичности у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате. Автор приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать, что половая идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с социокультурным окружением и именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования половой идентичности.

Ключевые слова: половая идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, недифференцированность, подросток, семья, интернат.

конативный. Для выявления особенностей развития когнитивного компонента половой идентичности обратились к методике семантического дифференциала

Ч. Осгуда [2]. При характеристике когнитивного компонента были рассмотрены конструкты, составляющие индивидуальное сознание представителей определенного пола. Изучение эмоционального компонента включало выявление отношения к себе как представителю определенного пола, а также к представителям своего и противоположного пола. Для изучения его была использована методика «Личностный дифференциал» [1]. Исследование конативного компонента половой идентичности предполагало выявление у подростков степени выраженности маскулинности и фемининности и определение типов половой идентичности. Для изучения компонента была использована анкета половых ролей С. Бем [4]. С помощью методов вариационной статистики провели сравнительный анализ результатов, полученных у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате.

Результаты и обсуждение

Анализ представлений о себе как о человеке определенного пола позволил установить, что большинству подростков мужского пола из детского дома характерна более низкая выраженность маскулинных качеств, чем их сверстникам из семей. В ходе исследования были обнаружены различия в содержании полоролевого образа «Я» у девочек, воспитывающихся в семье и в интернате. Наибольшую факторную нагрузку в структуре образа «Я» у девочек из интерната получили смелость и властность. У девочек из семьи такими характеристиками явились эмоциональность, миролюбие. Налицо тот факт, что поведенческий репертуар у девочек из интерната не соответствует традиционным моделям полоролевого поведения. О наличии у девочек из интерната социально-ролевых конфликтов и нарушений в развитии «образа Я» свидетельствует высокий показатель дисгармоничных признаков в их рисунках (67 % девочек-сирот ограничились изображением своих портретов, тогда как все 100 % девочек из семей нарисовали себя целиком). Склонность к игнорированию своей женственности, подчеркивание своей сексуальности сочетаются у девочек-сирот со стойкой заниженной самооценкой, несформированностью «образа Я», особенно в его полоролевом аспекте.

Полоролевые эталоны у старших подростков, развивающихся в условиях депривации, отличаются от полоролевых эталонов их сверстников, развивающихся в обычных условиях: подростки из детского дома и семей выделяют в качестве наиболее значимых различные характеристики как в эталоне мужчины, так и в эталоне женщины; общие же для всех подростков качества, соответствующие изучаемым полоролевым эталонам, имеют разную степень выраженности уровня маскулинности и фемининности. У старших подростков, развивающихся в условиях депривации,

в эталоне женщины качества, традиционно оцениваемые как фемининные, представлены гораздо меньше, чем у их сверстников из семей. Эталон женщины у 14—15-летних подростков из детского дома более маскулинизирован, чем у сверстников, живущих с родителями. Одновременно у старших подростков, развивающихся в условиях депривации, гораздо меньше, чем у их сверстников из семей, представлены в эталоне мужчины качества, традиционно оцениваемые как маскулинные, а сам эталон мужчины менее маскулинизирован. Анализируя развитие личности в условиях депривации, мы пришли к выводу, что в развитии половой идентичности подростков, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определенная специфика, которая проявляется в бедности, схематичности с опорой на отрицательный эталон мужественности и женственности.

Анализ полоролевых представлений о типичной женщине у старших подростков, воспитывающихся в семье и в интернате, показал, что мальчики из интерната в данный образ включают только маскулинные характеристики, тогда как у мальчиков из семьи он представлен маскулинными и фемининными качествами. Причем степень выраженности маскулинных характеристик в образе «Большинство женщин» у мальчиков из семьи значительно ниже, чем у их сверстников из интерната. В ходе факторного анализа было также установлено, что различными являются и наиболее значимые качества в восприятии типичной женщины, для мальчиков из интерната — это ум, ориентация на работу, а для мальчиков из семьи — сдержанность, миролюбие. Портрет типичной женщины у мальчиков из интерната представлен следующим: «любит мужчин, пьяница, грубая, красивая». Совершенно иначе характеризуют женщину мальчики, воспитывающиеся в семье: «красивая, добрая, женственная, думает о семье, умная». Необходимо подчеркнуть, что 86 % всех высказываний о типичной женщине, сделанных мальчиками из семьи, являются положительными и лишь 14 % отрицательными, тогда как мальчики из интерната в описании большинства женщин используют в 48 % случаев негативные характеристики. Образ «Большинство женщин» у мальчиков из семьи наполнен множеством конкретных характеристик «нуждаются в помощи мужчин, слабые, готовят, любят работать, больше заботятся о других, чем о себе, кокетничают, счастливые, сидят дома, думают о семье и др.». Можно заметить, что большинство из этих характеристик являются фемининными. В описаниях образа типичной женщины воспитанниками интерната чаще встречаем абстрактность положительных характеристик: «красивая, стройная, заботливая» и конкретность отрицательных: «любит мужчин, пьет и курит, гуляет». Практически аналогичную картину в полоролевых представлениях о типичной женщине можно наблюдать у девочек, воспитывающихся в семье и в интернате. Интересным представляется тот факт, что

практически совпадает количество положительных и отрицательных характеристик, сделанных в адрес типичной женщины у подростков, воспитывающихся в одинаковых социокультурных условиях. Так, у девочек и мальчиков из семьи это 86 % положительных высказываний о типичной женщине и 14 % — отрицательных. Тогда как девочки из интерната в описании большинства женщин используют 50 % негативных и 50 % положительных характеристик (у мальчиков из интерната 48 и 52 %). У мальчиков и девочек из детского дома, в отличие от сверстников из семей, представления о типичном мужчине более ограничены, упрощены. При этом описания типичного мужчины воспитанниц интерната отличает бедность и абстрактность положительных характеристик и эмоциональная насыщенность отрицательных. Таким образом, у подростков, лишенных родительского попечительства, обнаружена определенная специфика в развитии когнитивного компонента половой идентичности, которая проявляется в несоответствии полоролевых представлений традиционным эталонам мужественности и женственности.

Результаты проведенного исследования показали, что отсутствие семьи у детей и воспитание в закрытом детском учреждении определенным образом влияет и на особенности понимания ими роли и функций мужчин и женщин в семейно-бытовой сфере. В том случае, когда предлагалось закончить предложения «Многие мужчины в браке...», «Многие женщины в браке...», 46 % мальчиков, воспитывающихся в интернате, испытывали затруднения и вообще не справились с этим заданием. Ответы других 44 % воспитанников интерната свидетельствуют о бедном запасе знаний и об отсутствии у них положительного опыта в семейно-бытовой сфере. Наиболее типичные ответы: «Многие мужчины в браке ... заключенные, алкоголики, тунеядцы, изменяют жене и т. д.», «Многие женщины в браке... пьяницы, разводятся, непостоянные и т. д.». Необходимо подчеркнуть, что у мальчиков, проживающих в интернате, не встретилось ни одного ответа в котором был бы отражен положительный опыт семейной жизни. Среди девочек, воспитывающихся в интернате, 32 % не смогли закончить предложение «Многие мужчины в браке...». У половины девочек (51 %) в ответах отражен отрицательный опыт: «Многие мужчины в браке становятся взрывными, расходятся», только 28 % из них ответили: «Многие мужчины в браке гуляют на стороне, изменяют», и лишь у 17 % девочек из интерната мы встречаем положительные ответы: «Многие мужчины в браке любят свою жену и детей», «работают», «счастливы», при этом следует уточнение: «если жена верная». Несколько больше положительных ответов (28 %) встречается у девочек из интерната, когда необходимо закончить предложение: «Многие женщины в браке работают, заботливые, верные, любят своего мужа и детей». И все же 30 % девочек не смогли справиться с этим

заданием, а у 42 % воспитанниц интерната в ответах отражен отрицательный семейный опыт: «Многие женщины в браке расходятся, гуляют, плачут, ждут мужей, губят себя, толстые и кричат, думают, как жить дальше и т. д.». Необходимо отметить, что 34 % воспитанников детского дома затруднялись продолжить и такие предложения, как «Если у меня будет семья.», «Когда в семье появляются дети, то мужчины, как правило.», «Когда в семье появляются дети, то женщины, как правило.». При этом большинство подростков из интерната дали утвердительные ответы на вопрос беседы: «Когда ты станешь взрослым, хотел бы ты, чтобы у тебя была своя семья?» и лишь 15 % мальчиков и 18 % девочек выразили сомнение в создании в будущем своей семьи. Совершенно иную картину мы видим у подростков, воспитывающихся в семье. Лишь 2 % девочек и 5 % мальчиков отказались в будущем иметь свою семью. Ни у кого из них не вызвало трудностей продолжить предложения «Многие мужчины в браке...», «Многие женщины в браке.», при этом у большинства (67 %) мальчиков и девочек в ответах отражен положительный опыт семейной жизни. В семье есть объективные возможности вовлечения детей в бытовую и хозяйственную деятельность, дети просто и естественно приобщаются к жизни, с ранних лет усваивая моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. Семейно-бытовая сфера дает возможность ребенку воспринимать особенности взаимоотношений членов семьи друг с другом, что, в свою очередь, влияет на содержание представлений детей о наиболее типичном поведении мужчин и женщин в семье, на выделение ими наиболее характерных прав и обязанностей мужа, отца, матери, жены. Дети, воспитывающиеся в закрытом детском учреждении, плохо знают окружающую жизнь, имеют более ограниченные возможности в восприятии взаимоотношений между взрослыми, они практически лишены участия в семейно-бытовых отношениях, что сказывается на развитии всех структурных компонентов половой идентичности. Для большинства подростков, воспитывающихся в интернате, характерным является бедный запас знаний о полоролевых функциях мужчин и женщин в семье, отсутствие положительного опыта в семейно-бытовой сфере, а также схематичность и недифференцирован-ность полоролевых представлений

Следующим компонентом половой идентичности, проанализированным нами, был эмоциональный. В ходе исследования были установлены определенные различия у воспитанников интерната и подростков, проживающих в семье, в отношении к себе как представителю определенного пола, а также к представителям своего и противоположного пола с точки зрения позитивности, силы и активности (рис. 1). Мальчики из интерната в большинстве случаев негативно относятся к себе как представителям определенного пола, считают себя менее обаятельными и добросовестными, менее добрыми и отзывчивыми,

Большинство мужчин Большинство женщин Я сам(а)

□ семья - мальчики ЕИ интернат - мальчики Ш семья - девочки □ интернат - девочки

менее справедливыми и честными (р < 0,001), нежели мальчики из семьи. Значительно ниже и общая оценка показателя силы в образе «Я» у мальчиков из интерната, чем из семьи (р < 0,001). Мальчики из интерната считают себя менее сильными, решительными и самостоятельными (р < 0,001). Относительно показателя активности значимых различий не установлено.

Сравнительный анализ отношения к себе у девочек, воспитывающихся в условиях интерната и семьи, показал, что общая оценка позитивности образа «Я» у девочек из интерната значительно ниже, чем у девочек из семьи. Девочки из интерната считают себя менее обаятельными, менее добросовестными и менее отзывчивыми (р < 0,05). Выявлены значимые различия и относительно общего показателя силы у девочек, воспитывающихся в условиях интерната и семьи. Девочки из интерната характеризуют себя как менее решительных и более зависимых (р < 0,05), нежели девочки из семьи. Общий балл показателя активности в образе «Я» у девочек, воспитывающихся в условиях интерната, тоже значительно ниже, чем у девочек из семьи. Девочки из интерната считают себя менее энергичными и общительными (р < 0,05). Проведенный анализ показал, что по сравнению с девочками из семьи девочки, воспитывающиеся в условиях интерната, считают себя менее позитивными, менее сильными и менее активными (см. рис. 1).

В ходе исследования было установлено, что у воспитанников детских учреждений в большинстве случаев негативное отношение к самим себе, тогда как у подростков из семьи чаще встречается положительное отношение к себе. Причины развития негативной самооценки у подростков, воспитывающихся вне семьи, мы видим в том, что они лишены возможности формирования одного из уровней сложной системы отношений — «безусловной любви», когда ребенка любят вне зависимости от его реального поведения, свойств характера. У подростков данной категории остается лишь второй уровень, когда его объективно оценивают в различных ситуациях, а поскольку оценка воспитателей чаще носит негативный характер, то и

Рис. 1. Отношение к себе и представителям своего и противоположного пола у подростков, воспитывающихся в условиях интерната и семьи

сами себя они тоже оценивают негативно. Причины развития негативной самооценки у детей, воспитывающихся вне семьи, в том, что ребенок с раннего детства имеет дело не с постоянными любящими людьми из семьи (мать, отец, бабушка, дедушка), а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку. А поскольку самооценка в раннем детстве формируется прежде всего на основе отражения человека в «социальном зеркале», т. е. на основе того, как к нему относятся, что в нем видят другие люди, то в случае множественности, мультипликации таких зеркал, несовпадения отражений в них у ребенка и не развивается положительного отношения себе.

Отношение к представителям своего и противоположного пола у мальчиков и девочек из интерната менее позитивное, нежели у их сверстников из семьи. Мальчики, воспитывающиеся в условиях интерната, считают большинство мужчин менее позитивными, менее сильными и менее активными, нежели мальчики из семьи. У девочек, воспитывающихся в семье и в интернате, значимых различий в оценках активности, силы и позитивности большинства мужчин не выявлено, при этом те и другие девочки оценивают их негативно, считают безответственными, не очень отзывчивыми и честными.

Проведенное исследование показало, что у подростков, находящихся в разных условиях социализации (семья, интернат) и соответственно устанавливающих различные взаимоотношения и связи с объективной действительностью, формируется и различная система отношений с окружающим миром. Установлено, что у мальчиков и девочек, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отношение к себе и представителям мужского и женского пола менее позитивное, нежели у их сверстников из семьи. Основную причину депривации эмоционального отношения мы видим прежде всего в недостатке эмоциональных контактов ребенка со взрослыми, множественности лиц, заменяющих ему мать, а также в частой смене воспитывающих взрослых с несовпадающими типами

Рис. 2. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате

поведения и отношения к ребенку. Таким образом, наличие или отсутствие семьи определенным образом сказывается на различных сторонах формирования половой идентичности. У подростков, воспитывающихся вне семьи, в развитии эмоционального компонента половой идентичности детей обнаруживается определенная специфика, которая проявляется в непринятии себя как представителя определенного пола, а также в негативном характере отношения к другим представителям мужского и женского пола.

Еще одной линией анализа в нашем исследовании явилось изучение конативного компонента половой идентичности у подростков, воспитывающихся в условиях интерната и семьи. Для этого были установлены показатели выраженности маскулинности и фемининности (рис. 2), соотношение которых позволило выявить тип половой идентичности индивида. Сравнивая распределение типов половой идентичности у мальчиков, воспитывающихся в семье и в интернате, хотелось бы отметить, что наибольший процент мальчиков из семьи составляет андрогинный тип половой идентичности, а у мальчиков из интерната в группу с андрогинным типом вошло значительно меньшее число респондентов, различия между выборками достоверны (р < 0,001). У мальчиков из интерната наибольший процент составляет недифференцированный тип половой идентичности, а у мальчиков из семьи в группу с недифференцированным типом вошло значительно меньшее количество респондентов. Количество представителей с маскулинным типом половой идентичности несколько больше среди мальчиков из интерната, чем среди воспитывающихся в семье. Практически в равном соотношении находится фемининный тип половой идентичности у мальчиков из семьи и интерната (рис. 3).

Сравнивая распределение типов половой идентичности у представительниц женского пола, отметим, что у девочек, воспитывающихся в семье, значительно чаще встречается андрогинный тип половой идентичности, тогда как девочек из интерната больше с недифференцированным типом половой идентичности, различия значимы (р < 0,001). Также незначительно, но чаще, чем у девочек из семьи, встречается маскулинный тип половой идентичности. Число девочек из семьи с фемининным типом половой идентичности превышает число девочек из интерната (см. рис. 3). Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что большинство подростков из детского

дома соответствуют недифференцированному типу, в то время как их сверстники из семей — андрогин-ному. Согласно результатам исследования, наиболее высокими адаптивными возможностями обладают испытуемые обоих полов с андрогинным типом половой идентичности, а наиболее низкими — с недифференцированным типом [6]. То есть старшие подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, обладают типом половой идентичности, который является менее адаптивным в нашем социуме, тогда как их сверстники из семей, напротив, наиболее адаптивным. Наличие недифференцированного типа половой идентичности является патогенетическим фактором формирования криминального поведения, неврозов, психосоматических расстройств. На наш взгляд, становление недифференцированного типа половой идентичности у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, обусловлено социальной ситуацией развития. Развитие воспитанников интерната происходит в условиях материнской депривации, которая становится одной из причин формирования половой идентичности по недифференцированному пути.

Проведенное исследование показало, что половая идентичность у старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет специфическое содержание по сравнению с подростками, воспитывающимися в семье:

• у мальчиков и девочек из интерната степень выраженности маскулинных и фемининных качеств, составляющих образ «Я», значительно ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семье;

• у старших подростков, развивающихся в условиях депривации, в образе идеальной женщины гораздо меньше представлены качества, традиционно оцениваемые как фемининные, и эталон женщины более маскулинизирован, чем у их сверстников из семей;

• образ идеального мужчины выглядит менее маскулинным у мальчиков и девочек, развивающихся в условиях интерната, нежели развивающихся в условиях семьи;

• мальчики и девочки из интерната в образ типичной женщины включают только маскулинные характеристики; сам образ выглядит отрицательным, тогда как у мальчиков и девочек из семьи он положительный и представлен маскулинными и фемининными качествами;

• у мальчиков и девочек из детского дома, в отличие от сверстников из семей, в образе типичного

Экология образования

Экология человека 2оо9.о9

мужчины гораздо меньше представлены маскулинные качества; данный образ отличает бедность и абстрактность положительных характеристик и эмоциональная насыщенность отрицательных;

• для подростков, воспитывающихся в закрытом детском учреждении, в отличие от сверстников из семьи, характерным является бедный запас знаний

о полоролевых функциях мужчин и женщин в семье, отсутствие положительного опыта в семейных отношениях, несоответствие полоролевых представлений традиционным эталонам мужественности и женственности;

• у подростков, воспитывающихся в условиях интерната, обнаруживается определенная специфика в развитии эмоционального компонента половой идентичности, которая проявляется в непринятии себя как представителя определенного пола, а также в негативном характере отношения к другим представителям мужского и женского пола;

• большинство подростков из детского дома соответствуют недифференцированному типу, в то время как их сверстники из семей — андрогинному.

Итак, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что половая идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с социокультурным окружением и именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования половой идентичности.

Список литературы

1. Бажин Е. Ф. Личностный дифференциал : метод. рекомендации / Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд. — Л. : Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1983. — С. 3—12.

2. Бурлачу к Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб. : Питер, 1999. - С. 299-302.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М. : Академия, 1998. — 456 с.

Рис. 3. Распределение типов половой идентичности у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате.

4. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии

I Э. Пайнс, К. Маслач. — СПб. і Питер, 2000. — С. 199—202.

5. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. М. И. Лисиной, И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М. і Педагогика, 1990. — 264 с.

6. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации і монография I Н. Ю. Флотская ; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск і Изд-во Поморского государственного университета, 2007. — С. 140.

SEXUAL IDENTITY CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS BROUGHT UP IN A FAMILY OR IN A FAMILY-TYPE RESIDENTIAL

N. Yu. Flotskaya

Pomor State University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk

The article analyzes the peculiarities of development of structural components of sexual identity of adolescents who are being raised in a family and in a family type residential. The author gives the results of the experiment that let us conclude that sexual identity is formed in the process of interaction with the individual's socio-cultural environment and it is the society that determines the form and content of the sexual identity formation.

Key words: gender identity, masculinity, femininity, androgyny, adolescent, family, family type residential.

Контактная информация:

Флотская Наталья Юрьевна — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Адрес; 163045, г. Архангельск, ул. Бадигина, д. 3 Тел.; (8182) 24-05-04; 24-31-32 E-maik flotskaya@pomorsu.ru

Статья поступила 07.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.