ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова ЮУрГУ, г. Челябинск
Изучены особенности возрастного развития механизмов регуляции хро-нотропной функции сердца, нейродинамических функций и психоэмоциональных реакций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения.
В настоящее время отмечается ухудшение здоровья подрастающего поколения. Так, среди воспитанников детских садов нередки хронические заболевания, нарушения развития, в том числе - нарушения зрения и слуха. Зачастую дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии, имеют затруднения в обучении, нуждаются в систематических оздоровительных и коррекционных средствах.
Цель исследования
Цель исследования заключалась в изучении особенностей возрастного развития механизмов регуляции хронотропной функции сердца, нейродинамических функций и психоэмоциональных реакций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Обследовали детей разных возрастных групп начальной школы - детского сада № 440 и учащихся первых трех классов общеобразовательной школы № 112, как здоровых, так и с нарушением зрения.
Обследования проводили в течение 5 лет до и после внедрения специальной программы психофизического оздоровления с помощью поперечных и продольных методик исследования.
Применялся комплекс методов, включающий в себя: пульсометрию, электрокардиографию, кар-диоинтервалографию, измерение артериального давления (АД) по Короткову, кинематометрию по Жуковскому, хронорефлексометрию, теппинг-тест, нейросенсорное тестирование; определение интеллекта по методике Венгера и тревожности по Тэммлу и Дорки, анкетирование родителей, изучение детских рисунков, логический и математический анализ.
Регуляторные процессы сердца оценивались по показателям структуры сердечного ритма в покое и после нагрузок: общей нагрузки (проба Мартине: 20 приседаний за 30 секунд) и локальной - при помощи кистевого динамометра. Дети производили локальную статическую работу по удержанию усилия в 1/3 от максимального до появления утомления (невозможность удержания заданного усилия). Рассчитывали показатели структуры сердечного ритма (СР): Мо, АХ, АМо, и ИН. Использовали также разработанные Алферовой-Поповой Т.В.
три типа адаптационных реакций сердца на локальную работу.
Программа психофизического оздоровления включала комплексы специальных упражнений для профилактики и коррекции нарушений зрения; психофизические упражнения на внушение и релаксацию по специально разработанной методике Т.В. Поповой, упражнения по коррекции сколиоза; подвижные игры; комплексы дыхательной гимнастики; закаливание и др.
Для детей с нарушением зрения рекомендовали также использование таких нетрадиционных упражнений хатха-йоги, как стойка на лопатках в течение 10-50 с, которые приводят к улучшению кровоснабжения глазных яблок.
Результаты наших исследований показали следующие возрастные изменения функций нейродинамики у здоровых детей (рис. 1, 2). Координация движений в период с 4 до 7 лет неравномерно улучшалась, особенно в период 6-7 лет у мальчиков и в 7 лет у девочек; небольшое снижение показателей кинематометрии у мальчиков отмечалось в 5 лет, а у девочек в 5 и 7 лет; точность отсчета временных промежутков также равномерно увеличивалась с возрастом у мальчиков с 4 до 7 лет. У девочек после 6 лет она практически не изменилась.
Показатели теппинг-теста с возрастом также заметно улучшались. Особенно это касается подвижности нервных процессов. Так, судя по количеству точек в первом квадрате, у мальчиков наибольший прирост подвижности происходил после 6 лет, а у девочек - после 5 лет. Некоторое уменьшение подвижности можно отметить у мальчиков в 5 лет и отсутствие ее прироста у девочек в 6-7 лет. Судя по разнице показателей первого и четвертого квадрата, утомляемость с возрастом напротив увеличивалась, особенно после 7-летнего возраста.
У детей с нарушением зрения (рис. 1, 2) также отмечалось улучшение нейродинамических функций, однако в среднем можно отметить большую неравномерность возрастных изменений и более низкие значения почти всех показателей в большинстве возрастных групп. Так, в 4 года у них были ниже показатели точности оценки времени, чем у здоровых. Среди девочек 6-7 лет показатели координации движений, напротив, были лучше у
детей с нарушением зрения. Точность оценки времени у них также изменялась с возрастом неравномерно. В 4 и 5 лет у мальчиков и в 4 и 7 лет у девочек эти показатели были ниже у детей с нарушением зрения, а в другие возрастные периоды эти соотношения получались обратными.
Судя по показателям теппинг-теста, у мальчиков 7 лет с нарушением зрения подвижность нервных процессов была ниже, чем у здоровых. Однако в целом у мальчиков отмечалась тенденция к уменьшению подвижности, а у девочек в большин-
стве групп - к увеличению. Показатели утомляемости у мальчиков 7 лет и у девочек 5-7 лет были выше, чем у здоровых.
Структура сердечного ритма (СР) с возрастом также изменялась неравномерно. Так, у здоровых детей в период с 3 до 6 лет показатели структуры СР практически не изменялись. Выявлена лишь тенденция: у мальчиков - неравномерное увеличение Мо и АХ с уменьшением в 5 лет, а у девочек с возрастом - равномерное увеличение этих показателей (рис. 3).
20
1 --В--2
10 -5 -
0 --------.------.------.-------.---
1 2 3 4 5
Возрастная группа
Рис. 1. Возрастные изменения показателей нейродинамики у мальчиков 4-8 лет:
1 - показатели у здоровых,
2 - у детей с нарушением зрения.
* - достоверные различия между здоровыми и с нарушением зрения.
К - кинематометрия,
П - подвижность,
X - хронометрия,
У - утомляемость
Характерно, что на рассматриваемом возрастном этапе происходило некоторое увеличение показателя АМо с возрастом, как у мальчиков, так и у девочек. Наиболее высокие значения АМо отмечались у мальчиков в 6 лет, а у девочек - в 4 и 6 лет.
Показатель ИН у мальчиков в возрасте 5 лет увеличивался, по сравнению с предыдущей возрастной группой, но затем вновь уменьшался. У девочек происходило постепенное уменьшение ИН с возрастом.
8
&
4
щ
Р 2 -
ЬйГ ? о
-2 -
------
I/
\5
И
Возрастная группа
45 • 40
35 ' 30 -25 -20 -1 5 Ю -5
О —
в 16 .
* 14 ;
м~ . к- --- .. & 12 ~
Ш ~
3 8 і ♦
а 6 і
X 4 :
2
, , 0 -
1 2 3 4 5 1
Возрастная группа
2 3 4
Возрастная іруппа
1
Рис. 2. Возрастные изменения показателей нейродинамики у девочек 4-8 лет:
1 - показатели у здоровых,
2 - у детей с нарушением зрения.
* - достоверные различия между здоровыми и с нарушением зрения.
К - кинематометрия, П - подвижность, X - хронометрия, У - утомляемость
1000 900 4 800 700 ’ 600 -500 400 300 200 100 0
4 5 6
Возраст, лет
1000 -
900
800 - 1
700 ♦—
* 600 -
X
и 500
2
о" 400 -1
300 - 2
200 - ■—
100 -
В
4 5 6
Возраст, лет
200 -і 1 Б 200 п
* § 180 -
160 \ ч 160
14° і 140
120 -> >; 120 -
100 -| § 100
80 80 -
60 -- 2 лп —_ 4 бо < 40 -
4и
20 0 4 20- о -
4 5 6
Возраст, лет
4 5 6
Возраст, лет
Рис. 3. Возрастные изменение показателей сердечного ритма у здоровых детей: А, Б -у мальчиков; В, Г - у девочек.
1 - мода и индекс напряжения,
2 - вариационный размах и амплитуда моды.
* - достоверные различия с возрастом 3 года
У детей с нарушением функции зрения также Значения показателя ИН с возрастом также
наблюдали неравномерное изменение структуры изменяются неравномерно. Так, например, у
СР с возрастом (рис. 4). Однако, в отличие от здо- мальчиков дошкольного возраста с 4 до 6 лет
ровых, возрастное увеличение Мо у них проявля- происходило увеличение значений ИН, а затем -
лось только после 7 лет. У мальчиков 6 лет выяви- постепенное уменьшение* У девочек в возрасте
ли тенденцию к снижению Мо, по сравнению с 3-6 лёт ИН изменялся неравномерно, максималь-
предыдущим возрастом. Самое низкое значение но увеличиваясь в 7 лет, а затем постепенно
Мо было у мальчиков в 6-7 лет и у девочек в 7 лет. уменьшаясь.
34567 3456 7
Возраст, лет Возраст, лет
Рис. 4. Возрастные изменения показателей сердечного ритма у детей с нарушением зрения:
А, Б - у мальчиков;
В, Г - у девочек.
1 - мода и индекс напряжения,
2 - вариационный размах и амплитуда моды.
* - достоверные различия с возрастом 3 года
У детей с нарушением зрения в каждой возрастной группе, начиная с 4-х лет, значения Мо и АХ были ниже, а АМо и ИН - выше, чем у здоровых сверстников. У них с возрастом так же, как и у здоровых детей, наблюдалось снижение активности центральных, симпатических и усиление парасимпатических, автономных влияний на сердце.
Таким образом, несмотря на снижение с возрастом активности центральных симпатических влияний на сердце у слабовидящих детей выявлена большая степень напряжения функций сердца, по сравнению со здоровыми.
Адаптационные реакции сердца на локальную нагрузку у здоровых детей дошкольного возраста характеризовались снижением показателя АХ у мальчиков 5 и 7 лет и девочек 4, 7 лет и увеличением - в других возрастных группах (рис. 4). В возрастном периоде с 3 до 6 лет выявлено увеличение показателя АМо при локальной нагрузке, за исключением девочек 5 лет, а также - ИН, особенно у всех детей 4 и мальчиков 5 лет.
У детей с нарушением зрения также были выявлены особенности адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц в каждом возрастном периоде (рис. 5).
4 НЗ
5 НЗ 6НЗ
Возраст, лет
5 НЗ 6НЗ
Возраст, лет
Рис. 5. Изменение показателей моды и индекса напряжения после локальной нагрузки
у детей дошкольного возраста:
А, Б - у мальчиков;
В, Г - у девочек.
3 - здоровые дети,
НЗ - дети с нарушением зрения.
** - достоверные различия с показателями покоя.
1 столбик - Мо и ИН в покое,
2 столбик - Мо и ИН после локальной нагрузки
Анализ структуры сердечного ритма после локальной нагрузки во всех возрастных группах детей дошкольного и младшего школьного возраста выявил I тип адаптационных реакций, кроме здоровых девочек 5 и 6 лет и мальчиков с нарушением зрения 4 лет, у которых был выявлен П тип реакций.
У детей, занимающихся по программе оздоровления длительное время, начиная с 2-3-летнего возраста, можно четко проследить снижение активности центральных и увеличение активности парасимпатических влияний, что особенно заметно у детей с нарушением зрения. Эта динамика свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей сердца и о необходимости внедрения оздоровительных мероприятий на возможно более ранних этапах онтогенеза у детей с нарушением зрения.
Данные тепинг-теста (рис. 6) свидетельствовали о достоверно более высоких показателях подвижности у «групп оздоровления», по сравнению с детьми контрольных групп.
Показатели нейродинамики изменились следующим образом: у мальчиков с нарушением зрения, в отличие от здоровых, координация движений повысилась в возрасте 5-6 лет (рис. 7); у 4-6-летних девочек произошло ее снижение. Точность отсчета временных интервалов, в отличие от здоровых детей, улучшилась у всех детей в возрасте 6 лет и девочек 7 лет, что свидетельствует о дальнейшем развитии компенсаторных процессов у детей с нарушением зрения с возрастом, особенно по показателю точности воспроизведения временных интервалов.
* 10 15 20 25 30 35 40 45
Количество точек
Рис. 6. Показатели теппинг-теста у занимающихся по коррекционной программе (2) и не занимающихся (1) детей: 1-4 квадраты теппинг-теста
Подвижность нервных процессов, в отличие от здоровых, увеличилась у мальчиков 7-8 лет. Утомляемость также возросла у детей 4-6 лет и у девочек 7 лет; у мальчиков 5-8, и у девочек 8 лет, напротив, отмечалось ее снижение.
Рис. 7. Динамика основных показателей у мальчиков в течение 2-х лет занятий по оздоровительной программе.
А - здоровые, Б - с нарушением зрения.
Столбики показывают период исследования: исходные данные; 0,5 года; 1,0 год; 1,5 года; 2 года
После внедрения программы психофизического оздоровления у дошкольников изменились также показатели физического развития. Отмечена та или иная степень их повышения у всех детей: особенно - результаты челночного бега (4-5 лет) и метания (в 5-6 лет) у детей с нарушением зрения, но в целом показатели физического развития оставались ниже, чем у здоровых детей.
Эти данные свидетельствуют о необходимости поиска средств не только психофизического оздоровления, но и коррекции физического развития. Судя по результатам исследования, адекватная фи-
зическая нагрузка для детей с сенсорными нарушениями, начиная с дошкольного возраста, желательно - с использованием средств психофизической релаксации, оказывает благоприятное воздействие на физическое развитие детей. Создание положительного психоэмоционального фона в окружении этих детей, постоянное использование средств поощрения стимулирует возникновение чувства радости, интереса к окружающему. Это возможно при небольшой численности групп (5 человек на одного воспитателя) и наличии специально подготовленных педагогов, владеющих средствами психотерапевтического воздействия. Разработанная программа отличается от других оздоровительных программ комплексным подбором средств воздействия, как на физическое состояние, так и на психические качества и духовное развитие детей.
В процессе занятий по программе психофизического оздоровления дети приобретают оптимизм, жизнерадостность, доброту, уверенность в себе и в своем будущем.
Выводы
1. Развитие детей с 3 до 6-летнего возраста с нарушением зрения характеризуется гетерохронно-стью регуляторных механизмов сердца, проявляющихся в более неравномерном изменении показателей структуры сердечного ритма с возрастом, чем у здоровых сверстников. Напряжение центральных механизмов регуляции сердца, судя по показателям АМо и ИН, у детей с нарушением зрения выражено больше, чем у здоровых. Реакции напряжения адаптации на локальную нагрузку чаще всего наблюдаются у здоровых детей 4 лет и у детей нарушением зрения 5 лет.
2. Особенности возрастного развития нейро-динамических функций у детей с нарушениями зрения проявляются в низких значениях их показателей и большей неравномерности возрастных изменений, по сравнению со здоровыми сверстниками. Так, точность оценки времени у мальчиков 4, 5 и 8 лет, у девочек 4 и 7 лет, а также подвижность нервных процессов у мальчиков 7 лет - ниже; утомляемость у мальчиков 8 лет и у девочек 5-7 лет - выше, чем у здоровых детей.
3. Применение программы психофизического оздоровления на ранних возрастных этапах у детей с нарушением зрения оказывает более эффективное воздействие на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и нейродинамические функции, чем на более поздних этапах онтогенеза. Так, после 4-х лет занятий показатели структуры сердечного ритма у слабовидящих детей приближались по значениям к показателям здоровых сверстников. Психофизическая коррекция, создание положительного эмоционального фона при общении с детьми вызывает изменение полярности характера эмоционального реагирования с отрицательного на положительное.