Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317).
Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 61-63.
Е. Г. Кокорева
ОСОБЕННОСТИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Возрастной морфофункциональный гетерохронизм приобретает свои особенности при сенсорных депривациях, что выражается в неодинаковых темпах развития психофизиологических функций на различных возрастных этапах.
Ключевые слова: гетерохронизм развития, мыслительные процессы, психофизиологические функции, депривация слуха и зрения, дети младшего школьного возраста.
Известно, что основной закономерностью возрастного развития является морфофункциональный гетерохронизм, который заключается в периодическом повышении и снижении уровня функционирования отдельных систем организма [1]. Для практики планирования педагогических и оздоровительно-коррекционных мероприятий у детей с сенсорными нарушениями важно понимание закономерностей цикличных изменений важнейших психофизиологических функций на каждом возрастном этапе [2; 3].
В литературе имеются данные об особенностях возрастных гетерохронных изменений отдельных функций у детей с нарушениями развития. Недостаточно работ по изучению закономерностей гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций при различных сенсорных нарушениях у детей. Понимание этих изменений позволит объяснить адаптационнокомпенсаторные механизмы нарушения сенсорных систем и разработать индивидуальные рекомендации для коррекции психофизического развития таких детей [6].
Учитывая необходимость поиска средств, способствующих гармоничному развитию и сохранению здоровья детей, в том числе с нарушением сенсорных систем, несомненно, актуальной считаем проблемы изучения особенностей компенсаторных изменений психофизиологических функций на различных этапах возрастного развития.
Цель работы заключалась в изучении закономерностей гетерохронного характера возрастного развития психофизиологических функций при нарушениях зрения и слуха у детей 7-10 лет.
Материалы и методы исследования. При помощи лонгитудинальных методик обследовали 175 детей, как здоровых, так и с депривацией зрения или слуха.
Психофизиологические методики включали: кинематометрию по Н. М. Жуковскому; опреде-
ление точности воспроизведения минутного интервала времени (хронометрия), теппинг-тест; анализ психо-когнитивных операций [2; 4]; электроэнцефалографию при помощи многоканальных отведений с 8 чашечных электродов, соединённых с ушными электродами и локализованных строго в соответствии с системой 10-20. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью компьютерного пакета прикладных программ 81а118йса 6.0 (Б1а1Бой, США) и БРББ.
Результаты исследования и их обсуждение. Так, у детей с нарушением слуха отмечалось возрастное улучшение нейродинамических функций, как и у здоровых школьников. Ошибка воспроизведения точности движений у мальчиков 7-9 лет имела противоположное значение, по сравнению со здоровыми детьми, что свидетельствует об особенностях механизмов адаптации при нарушениях слуха у детей 7-9 лет (рисунок). У мальчиков 8 лет происходило также снижение точности определения временных отрезков.
У мальчиков с нарушением зрения координация движений с возрастом практически не менялась. У девочек с нарушением зрения координация движений во все возрастные периоды была несколько выше, чем у здоровых детей и детей с нарушением слуха. Характерно, что знак ошибки воспроизведения движений у них ежегодно изменялся, также как это происходило у мальчиков с нарушением слуха (см. рисунок).
Точность отсчёта временных промежутков у девочек с нарушением зрения в основном была ниже, чем у здоровых. Характерно, что у девочек преобладали ошибки со знаком «-», а у мальчиков — со знаком «+», что свидетельствует о преобладании возбуждения у девочек, по сравнению с мальчиками.
Таким образом, у детей 7-10 лет показатели нейродинамики также различались в зависимо-
ч
<а
ч
о
■3 -в-НЗ -^*-НС
НЗ
НС
З
-*—З
НЗ -^НС
НЗ
■НС
Мальчики
Девочки
Возрастные изменения показателей нейродинамики у школьников:
З — здоровые; НЗ — с нарушением зрения; НС — с нарушением слуха;
К — показатели кинематометрии; Х — хронометрии;
* — достоверные различия с показателями здоровых детей, при р < 0,05
сти от пола, возраста и состояния сенсорных систем. Наиболее резкие изменения показателей отмечены у детей с нарушением зрения. В каждом возрастном периоде выявлено улучшение одних и снижение других показателей. Так, у 7-летних детей с нарушением зрения показатели координации движений были выше, чем у детей других групп, а точность отсчёта временных отрезков — ниже (особенно у девочек). В 10-летнем возрасте, напротив, показатели координации движений были ниже у детей с нарушением зрения (особенно, у мальчиков), чем у сверстников из других групп. Судя по изменению большинства показателей, у детей младшего школьного возраста критическим можно считать возрастной период 9 лет.
Выявленные нами особенности нейродинами-ческих показателей у детей с сенсорными нарушениями сочетались с изменениями у них биоэлектрической активности мозга по сравнению со здоровыми детьми.
У здоровых детей отмечена генерализация альфа-ритма, а при нарушениях зрения преобладает локализация в затылочных зонах.
При нарушениях зрения правое полушарие выполняет ведущую роль с компенсацией нару-
шенных механизмов восприятия, что проявляется в его большем уровне активности. Появление дельта-ритма в 2 раза чаще, чем у здоровых детей, свидетельствовало о напряжении компенсаторных механизмов.
Данные ЭЭГ обследования детей с нарушением слуха свидетельствуют о том, что компенсаторные изменения в центральной нервной системе при нарушениях слуха выражены в большей степени, чем при нарушениях зрения. Характеризуются они в основном перестройкой межполушарных взаимоотношений с преобладанием активности правого полушария и функциональным напряжением в ЦНС. Об этом свидетельствует характер реакций на функциональные пробы, особенно распределение альфа-ритма и повышение активности тета-ритма, в том числе при локальной нагрузке.
Очевидно, что компенсаторные изменения необходимы детскому организму для адекватного приспособления в условиях нарушений сенсорных афферентаций.
У здоровых и с сенсорными нарушениями детей младшего школьного возраста отмечены определённые различия в характере мыслительных процессов. У детей с сенсорными нарушени-
З
ями только к 9-10 годам результаты когнитивных тестов достигали аналогичных уровней, отмечаемых у здоровых детей в возрасте 7-8 лет.
В тесте на тактильное узнавание геометрических фигур дети с сенсорными нарушениями, особенно с нарушением зрения, напротив, показали лучшие, чем у здоровых детей, результаты. При этом у детей с нарушением слуха выявлено затруднение в распознавании мелких фигур. Судя по данным успеваемости, депривация слуха оказывает наиболее негативное влияние на познавательно-интеллектуальные процессы [5].
Гетерохронизм морфофункциональных изменений, как известно, является необходимым условием оптимальных возрастных адаптационных изменений (П. К. Анохин, 1980; Ф. З. Меерсон, 1993; Т. В. Попова, 2006). Судя по нашим данным, существует не только гетерохронизм возрастных изменений (И. А. Аршавский, 1987; Ф. З. Меерсон, 1993), но и гетерохронизм адаптационно-компенсаторных изменений при нарушениях этого развития. По-видимому, целесообразно, с физиологической точки зрения, снизить уровень активности регуляторных процессов компенсаторных изменений с целью сохранения резервов для возрастного развития.
Выводы:
1. Выявлено усиление возрастного гетерохро-низма в развитии психофизиологических функций при сенсорных нарушениях.
2. Это усиление является отражением напряжённости адаптационных процессов у таких детей.
3. Функциональная напряжённость является той «ценой» адаптации, которую организм платит за создание оптимальных условий жизнедеятельности на разных возрастных этапах у детей с сенсорными нарушениями.
Список литературы
1. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М. : Наука, 1982. 270 с.
2. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М. : Академия, 2003. 416 с.
3. Быков, Е. В. Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий / Е. В. Быков, А. В. Рязанцев, А. В. Чипышев, Е. А. Мекеш-кин // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физ. культура. 2012. Вып. 30. № 8 (267). С. 6-8.
4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2001. 454 с.
5. Огородова, Т. В. К вопросу о мотивации научно-исследовательской деятельности старшеклассников / Т. В. Огородова, Ю. С. Медведева // Вестник интегративной психологии : тез. участников ежегодн. междунар. науч.-метод. конф. «Интегративная психология: теория и практика». Ярославль, 2011. С. 213-214.
6. Попова, Т. В. Основы психофизической регуляции / Т. В. Попова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2002. 129 с.