ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Г.И. Максутова, Е.Г. Кокорева ЮУрГУ, г. Челябинск
Рассмотрены когнитивные и психоэмоциональные особенности развития здоровых и слабовидящих детей дошкольного возраста. Выделены основные закономерности компенсаторных реакций данной группы детей. Предложена разработка специальной программы психокоррекции, предусматривающей воздействие на эмоциональную сферу учащихся.
Известно, что нарушения зрения зачастую оказывают неблагоприятное действие на когнитивные способности развивающегося организма. Несомненно, что уровень интеллекта слабовидящих зависит от психофизических качеств, в том числе от нейродинамических свойств. Поэтому всестороннее изучение психофизиологических и психических функций при сенсорных нарушениях представляет интерес как для теории сенсорных систем, так и для практики воспитания и развития детей с такими нарушениями. Представляют интерес особенности эмоциональной сферы детей и разработка специальных псхокоррекционных программ, направленных на создание положительного эмоционального состояния.
Материалы и методы исследования
Было обследовано 210 человек детей воспитанников ДОУ для здоровых и слабовидящих детей. Показатели развития нейродинамической сферы определялись при помощи измерения сенсомотор-ной реакции, исследования точности проприоцеп-тивной чувствительности на кинематометре Жуковского и исследования уровня утомляемости при выполнении теппинг-теста. С целью изучения особенностей познавательной сферы при зрительной деафферентации нами было обследовано две подготовительные группы ДОУ № 440 для слабовидящих г.Челябинска. Одна группа включала в себя детей без нарушения зрения (3), вторая — 24 ребёнка с нарушениями зрения (НЗ). Проводилось плановое обследование интеллекта, результаты которого ранжировались по 3 уровням: высокий (I), средний (II), низкий (III) уровень интеллекта.
Внедрение специальной психокоррекционной программы, которую мы условно назвали «Радостное обучение», проводили в течение 2 лет в двух группах (3 и НЗ). Эта программа предусматривала создание во время занятий положительного эмоционального фона при общении с детьми.
Был проведён рисуночный тест, на котором дети получили задание изобразить себя, свою семью, несуществующее животное, своё настроение. По результатам тестов были выделены две группы: «эмоционально положительная» и «эмоционально отрицательная». Кроме того, совместно с педагогами и воспитателями проводили количественную оценку эмоциональных реакций во время занятий
в течение дня. Согласно этой оценке, исследуемые ранжировались на две группы: гипореактивная и гиперреактивная. Среди гиперреактивных детей выделялись две группы по направленности эмоциональных реакций: преимущественно положительного и отрицательного реагирования.
Результаты и обсуждение
Количество детей с низким уровнем интеллекта было наибольшим в группе с нарушениями зрения (42%), с высоким же - в группе здоровых (57%), что соответствует литературным данным [1]. Удельный вес детей со средним интеллектом оказался наибольшим в группе слабовидящих, по сравнению со здоровыми (50%).
При обследовании здоровых детей величина погрешности при определении сенсорномоторной реакции распределялась следующим образом. Удлинение времени реакции, сопровождавшееся ошибкой определения интервала времени, выявляется у детей с высоким уровнем интеллекта. Ошибка при отсчёте временного интервала у детей с низким уровнем интеллекта, как правило, имеет отрицательное значение, что свидетельствует о преобладании процессов возбуждения у детей с низким уровнем интеллекта. Показатель утомляемости по теппинг-тесту у здоровых детей оказался наиболее высоким при среднем и при низком уровне интеллекта (табл.1).
У детей с нарушениями зрения, по сравнению со здоровыми, отмечаются более низкие величины погрешностей при отсчёте временного интервала и измерении проприоцептивной чувствительности. Малая величина ошибки при измерении функций двигательного анализатора выявлена у слабовидящих с низким уровнем интеллекта. Можно предположить, что компенсаторные механизмы адаптации слабовидящих при снижении интеллектуального развития заключаются в усилении чувствительности двигательного анализатора по сравнению со здоровыми. На электроэнцефалограммах слепых выявляют особый альфа-подобный ритм, локализующийся в передней центральной извилине и не связанный со зрительной системой [2].
С целью изучения влияния положительных эмоций на организм детей исследовано однократное воздействие положительного эмоционального стимула (организация праздника, юмор, сюрприз,
Максутова Г.И., Кокорева Е.Г.
Психофизиологические особенности здоровых и слабовидящих детей дошкольного возраста
приятная музыка, весёлые игры). При этом воздействии у детей группы НЗ была выявлена (табл. 2) тенденция к снижению показателей АД и ЧСС, что свидетельствует о релаксационном эффекте положительных реакций на организм детей.
При сравнении показателей нейродинамики у Р-ва с пониженным эмоциональным реагированием оказалось, что подвижность нервных процессов во всех квадратах у него была ниже, чем в среднем по группе. У Д-ва с положительным гиперэмоцио-нальным реагированием показатели кинематомет-рии и скорости реакции отличались в сторону опережения (табл. 3).
Через два года после внедрения программы «радостного обучения» у детей отмечалось увеличение подвижности нервных процессов и уменьшение утомляемости. Показатели кинематометрии и скорости реакции изменились в сторону уменьшения ошибки. Данные теппинг-теста свидетельствуют о достоверно более высоких показателях подвижности у занимающихся по программе радостного обучения детей по сравнению с контрольной группой.
По результатам рисуночных тестов были выявлены две группы - эмоционально положительная и эмоционально отрицательная.
В эмоционально положительной группе выявлена большая подвижность (см. рисунок) нервных процессов. Отсчёт временного интервала свидетельствовал о преобладании процессов возбуждения при положительном эмоциональном реагировании.
Выводы
1. У слабовидящих детей по данным измерений скорости реакции преобладают процессы возбуждения.
2. Для детей с положительным эмоциональным статусом характерна большая подвижность нервных процессов, меньшая ошибка воспроизведения движения и преобладание процессов возбуждения.
3. У детей дошкольного возраста можно выявить индивидов с повышенным и пониженным уровнем эмоционального реагирования. По данным нейродинамики у гиперреактивных детей показатели возбудимости выше, а показатели утомляемости ниже, чем у гипореактивных.
Таблица 1
Показатели нейродинамики у здоровых и слабовидящих детей в зависимости от уровня интеллекта
Группы Уровень интеллекта Погрешность сенсомо-торной реакции, уел. ед. Утомляемость при теппинг-тесте Погрешность при выполнении кинематометрии, уел. ед.
3 I 3,1 2 9,7
II 0,2 10 7,4
III -5Д 9 10
НЗ I 1,4 0 10
II -0,5 5 -9,8
III 1,4 3 2
Таблица 2
Реакция АД и ЧСС на положительный эмоциональный стимулу детей группы НЗ
Состояния АДс, мм рт. ст. АДд, мм рт. ст. ЧСС, уд.хмин
До воздействия 94 62,5 89
После воздействия 85 54 90
Таблица 3
Динамика показателей нейродинамики у слабовидящих детей с эмоциональным реагированием
различной направленности
Ф Группы Теппинг-тест Скорость реакции Кинемато- метрия
2001 г. 2003 г.
1 2 3 4 1 2 3 4
2001 г. 2003 г. 2001 г. 2003 г.
Б-ва + 41 36 34 39 68 44 46 42 -0,1 - 10 0
д + 25 34 27 25 16 25 20 17 -0,32 0 -3 0
р — 41 32 35 22 35 37 18 20 0,47 0 10 10
Б-в + 37 40 27 26 54 53 44 49 - - - -
С — 35 38 33 23 51 41 39 36 - - - -
У + 42 37 40 30 37 44 41 32 0 0,03 4 0
Г — 41 31 27 25 38 31 30 30 - - - -
т — 43 45 30 40 42 42 33 40 - - - -
Примечание. «+» - положительное эмоциональное реагирование; «—» - отрицательное эмоциональное реагирование.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 1
183
Физиология двигательной активности и спорта
Показатели нейродинамики в зависимости от рисуночного теста: 1-й столбик - кинематометрия;
2-й - скорость реакции; 3-6-й - квадраты теппинг-теста; 1- эмоционально положительно группа;
2- эмоционально отрицательная группа
4. Опыт внедрения программ психофизической коррекции с акцентом на создание положительных эмоций у детей показал положительное их влияние, о чём свидетельствуют показатели работоспособности, подвижности нервных процессов и утомляемости, понижение показателей АД и ЧСС.
Литература
1. Невская А.А., Леушина Л.И. Формирование наглядно-образного мышления младенцев первого года жизни с дефектами зрения // Физиология человека. -1998. -T.24.~Ns5.~C. 20-26.
2. Новикова Л. А. Электроэнцефалография и её использование для изучения функционального состояния мозга // Естественно-научные основы психологии. - М.: Педагогика, 1978. - С. 155-177.