Научная статья на тему 'Гетерохронизм психофизического развития у детей с сенсорными нарушениями'

Гетерохронизм психофизического развития у детей с сенсорными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ / АДАПТАЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / CHILDREN WITH VISUAL AND ACOUSTIC DISORDER / ADAPTIVE-AND-COMPENSATION CHANGES / PSYCHOPHYSICAL FUNCTIONS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорева Елена Геннадьевна

На основе анализа возрастных изменений психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями выявили, что существует не только гетерохронизм возрастных изменений, но и гетерохронизм адаптационно-компенсаторных изменений при нарушениях этого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysical Development Heterochronism of the Children with Touch Disorder

On the basis of the analysis of psychophysiological functions age changes of the children with touch disorder it is revealed, that there is not only age changes heterochronism, but also heterochronism of adaptive-and-compensation changes at this development disorder.

Текст научной работы на тему «Гетерохронизм психофизического развития у детей с сенсорными нарушениями»

УДК 612.6 ББК 28.903,7

Кокорева Елена Геннадьевна

кандидат биологических наук доцент

кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Kokoreva Elena Gennadievna Candidate of Biology Assistant Professor Chair of Adaptive Physical Training and Medicobiologic Training The South Ural State University Chelyabinsk

Гетерохронизм психофизического развития у детей с сенсорными нарушениями Psychophysical Development Heterochronism of the Children

with Touch Disorder

На основе анализа возрастных изменений психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями выявили, что существует не только гетерохронизм возрастных изменений, но и гетерохронизм адаптационнокомпенсаторных изменений при нарушениях этого развития.

On the basis of the analysis of psychophysiological functions age changes of the children with touch disorder it is revealed, that there is not only age changes heterochronism, but also heterochronism of adaptive-and-compensation changes at this development disorder.

Ключевые слова: дети с нарушением зрительной и слуховой функции, адаптационно-компенсаторные изменения, развитие психофизических функций

Key words: children with visual and acoustic disorder, adaptive-and-compensation changes, psychophysical functions development.

Известно, что основной закономерностью возрастного развития является

морфофункциональный гетерохронизм, который заключается в периодическом повышении и снижении уровня функционирования отдельных систем организма [3,5]. В литературе имеются данные об особенностях возрастных гетеро-хронных изменений отдельных функций у детей с нарушениями развития [6]. Имеются также данные об ухудшении психофизического состояния как здоровых, так и детей с изменениями сенсорных функций, особенно при отсутствии адекватной коррекции их состояния. Существует необходимость комплексного изучения адаптационно-компенсаторных механизмов при нарушениях сенсорных систем для научного обоснования средств коррекции психофизического развития таких детей на разных возрастных этапах.

Цель работы заключалась в исследовании закономерностей гетерохрон-ного характера возрастного развития психофизиологических функций при нарушениях зрения и слуха у детей 4-10 лет.

При помощи лонгитудинальных методик обследовали 855 детей как здоровых, так и с депривацией зрения или слуха.

Психофизиологические методики включали: кинематометрия по

Н.М. Жуковскому; определение точности воспроизведения минутного интервала времени (хронометрия) [1], теппинг-тест [4]; определение уровня тревожности по Р. Тэмлу [1]; электроэнцефалографию при помощи многоканальных отведений с 8 чашечных электродов, соединенных с ушными электродами и локализованных строго в соответствии с системой 10-20; компьютерный анализ сердечного ритма с регистрацией электрокардиограмм во II отведении в течение 5 мин по Р.М. Баевскому; измерение артериального давления (АД) по Короткову до и после локальной работы мышц (дозированные нагрузки на кистевом динамометре по Т.В. Алферовой-Поповой [2]. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью компьютерного пакета прикладных программ 81айв11са 6.0 и ЗРББ.

Результаты исследований показали, что у девочек с нарушенной функцией зрения в период с 4 до 10 лет на фоне возрастного снижения показателя ЧСС, выявлена тенденция к его повышению в 7 лет, как и у здоровых детей, у мальчиков в период с 8 до 10 лет наблюдается тенденция к увеличению ЧСС (рис. 1). Возрастной гетерохронизм изменений артериального давления у мальчиков проявлялся в снижении показателей систолического и диастолического давления в 5 и 7 лет, у девочек - в снижении АДс в 6-7 лет и АДд - в 8 лет. У детей с нарушением слуха периоды повышения диастолического АД ежегодно сменяются периодами понижения. Характерно, что изменения ЧСС и АДд с возрастом зачастую носят противоположный

А Б

Рис. 1. Возрастные изменения показателей частоты сердечных сокращений и диастолического артериального давления у детей с сенсорными нарушениями: З - здоровые дети, НЗ - дети с нарушением зрения, НС -с нарушением слуха; А - у мальчиков, Б - у девочек; * - достоверные различия с показателями здоровых сверстников, при р<0,05

характер, лишь в 7 лет отмечается как увеличение АДс, так и ЧСС у мальчиков, а в 9-10 лет - достоверное понижение этих показателей.

После локальной дозированной нагрузки наблюдался характерный рост показателей ЧСС и АДс, особенно у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Показатели АДд достоверно уменьшались после нагрузки у мальчиков

8 и 10 лет, у девочек - 7 и 9 лет. У детей с нарушением слуха достоверное увеличение показателей ЧСС после локальной нагрузки отмечалось в дошкольном возрасте, также у мальчиков в 9 лет и у девочек в 8 лет. Достоверное снижение показателей АДд после локальной мышечной нагрузки выявлено у мальчиков в

9 лет, а у девочек - в 5-7 и 10 лет. Изменения показателей ЧСС и АД после локальной нагрузки в большей степени выражены у детей с сенсорными нарушениями, по сравнению со здоровыми детьми, что свидетельствует о напряжении функций сердца.

Структура сердечного ритма (СР) с возрастом также изменяется неравномерно. У детей с нарушением зрения на фоне возрастного снижения показателя амплитуды моды отмечается увеличение у мальчиков в 6 и 8 лет, а у девочек в 8 лет (табл. 1). Достоверные изменения данного показателя отмечаются у мальчиков в 7 и 8 лет. У детей с нарушением слуха достоверные изменения выявлены у мальчиков в 8 и 10 лет, а у девочек - в 4, 5, 7-10 лет.

Значения показателя ИН с возрастом также изменяются неравномерно. Так, например, у мальчиков с 4 до 10 лет происходит достоверное увеличение значений ИН в 4, 5 лет, а достоверное снижение - в 7 лет. У девочек в возрасте 4-10 лет ИН изменяется неравномерно, увеличиваясь в 5 и 7 лет. Достоверные снижение данного показателя наблюдается - в 4, 6, 8, и 9 лет. У мальчиков с нарушением слуха достоверное увеличение показателя ИН отмечается в 6 лет, у девочек - в 7 и 8 лет. Достоверное снижение данного показателя у мальчиков выявлены в 5,6, 9 и 10 лет, а у девочек - в 5, 9 и 10 лет.

У детей с нарушением зрения, в каждой возрастной группе значения АМо и ИН были выше, чем у здоровых сверстников.

Результаты исследования нейродинамики выявили следующие возрастные изменения. Так, у мальчиков с нарушением зрения координация движений с возрастом практически не меняется (рис. 2). Однако отмечены низкие значения показателей кинематометрии, по сравнению со здоровыми детьми, но более высокие, по сравнению с 5-ти и 6-летними детьми с нарушением слуха. У девочек дошкольного возраста и 8-10 лет данный показатель был достоверно выше, чем у здоровых девочек. Характерно, что знак ошибки воспроизведения движений у них в младшем школьном возрасте ежегодно изменялся.

Точность отсчета временных промежутков у мальчиков с нарушением зрения 4-х и 10 лет была ниже, чем у мальчиков других групп, а у девочек - 4, 7, 9 и 10 лет. Характерно, что у мальчиков преобладали ошибки со знаком «+»,у девочек - «-» , что свидетельствует о преобладании процессов торможения у мальчиков и возбуждения - у девочек.

Таблица 1

Возрастные изменения показателей сердечного ритма у детей с сенсорными нарушениями (М ± т)

ВОЗ- РАСТ ЛЕТ ПОЛ НАРУ- ПОКАЗАТЕЛИ В ПОКОЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОСЛЕ ЛОКАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

ШЕНИЯ АМО, % ИН, УСЛ. ЕД. АМО1, % ИН1, УСЛ. ЕД.

З, N=35 42,33 1,84 124,48 5,75 46,04 2,38 165,90 8,37м

М НЗ^=19 46,03 2,41 220,08 3,62 48,07 4,59 233,07 6,33м

НС^=11 38,07 3,74 202,80 6,64^ 49,51 3,64м 289,02 9,31

6 З, N=38 34,65 3,47 109,48 9,52 43,64 2,81м 155,47 9,58м

Д НЗ, N=15 31,04 1,80 140,01 1,23^ 40,09 2,34м 194,03 6,20

НС^=11 33,31 2,65 104,64 4,70 41,36 2,28м 165,70 4,03

З, N=37 35,38 ± 1,35 123,82 ± 7,18 34,07 ± 2,33 136,82 ± 6,48

М НЗ^=19 26,02 ± 2,27^ 156,62 ± 8,63^ 34,57 ± 3,39м 214,02 ± 9,80м

НС^=13 38,81 ±1,37 156,42 ± 7,19^ 41,40 ± 4,52 179,24 ± 4,19м

7 З, N=25 30,60 ± 1,37 92,07 ± 4,60 34,09 ± 3,35 119,71 ± 4,90м

Д НЗ, N=15 30,47 ± 2,35 181,39 ± 6,91 39,28 ± 2,15м 229,51 ± 9,46

НС^=12 43,29 ± 1,90^ 143,01 ± 8,61 44,45 ± 4,51 156,36 ± 5,15

З, N=30 28,63 ± 3,42 80,50 ± 7,08 33,39 ± 1,46 94,60 ± 8,07

М НЗ, N=18 36,38 ±1,65^ 73,45 ± 7,37 43,48 ± 1,81~ 150,61 ± 9,63

НС^=12 40,18 ± 2,17^ 159,19 ± 5,02 42,80 ± 1,60 185,36 ± 5,80м

8 З, N=32 35,37 ± 3,49 105,05 ± 7,38 39,30 ± 2,63 125,90 ± 8,17

Д НЗ, N=18 38,03 ± 2,80 154,90 ± 9,08^ 44,01 ± 1,72м 184,81 ± 5,07м

НС^=11 47,28 ± 2,45^ 168,60 ± 7,35 48,60 ± 2,37 199,28 ± 5,18м

З, N=30 34,07 ± 1,94 86,08 ± 8,73 37,33 ± 2,64 111,01 ± 5,84м

М НЗ, N=17 32,26 ± 1,09 90,47 ± 6,63 38,90 ± 1,90м 121,82 ± 8,65м

НС^=14 37,52 ± 1,90 132,06 ± 6,73^ 39,91 ± 3,37 142,54 ± 6,17

9 З, N=30 34,64 ± 1,37 90,81 ± 5,51 38,61 ± 2,45 106,90 ± 8,91

Д НЗ, N=12 34,07 ± 1,24 116,27 ± 6,6Ь 38,56 ± 1,67м 118,27 ± 7,54

НС^=12 42,81 ± 1,32^ 133,36 ± 8,53^ 43,56 ± 2,56 153,27 ± 9,90

10 М З, N=34 30,66 ± 1,39 76,41 ± 8,70 32,35 ± 4,49 86,37 ± 4,43

НЗ, N=13 28,81 ± 1,06 81,61 ± 5,67 34,80 ± 1,59м 96,68 ± 4,63м

НС^=12 36,61 ± 1,28^ 119,63 ± 7,9Ь 40,17 ± 4,19 141,29 ± 4,97м

Д З, N=27 28,07 ± 2,25 71,64 ± 5,63 30,70 ± 2,51 84,08 ± 3,51

НЗ, N=16 27,39 ± 1,82 76,61 ± 4,56 30,64 ± 1,57 92,48 ± 5,39м

НС^=11 40,44 ± 2,27^ 124,35 ± 9,62^ 42,80 ± 5,38 141,70 ± 7,09

Примечания: З - здоровые, НЗ - дети с нарушением зрения, НС - с нарушением слуха; М - мальчики, Д - девочки; • - достоверные различия с показателями здоровых сверстников; •• - с показателями покоя, при р < 0,05

У мальчиков с нарушением слуха выявлено достоверное снижение координации движений в период с 4 до 6 лет. У мальчиков 7-10 лет ошибка воспроизведения точности движений имела противоположное значение, по сравнению со здоровыми детьми, что свидетельствует об особенностях механизмов адаптации при нарушениях слуха у детей младшего школьного возраста. У девочек после 5-летнего возраста данный показатель практически не изменялся.

У детей с нарушением слуха показатель точности определения временных отрезков с возрастом изменялся неравномерно. Достоверное снижение отмечается у мальчиков 4, 5 и 8 лет, а у девочек - 5 и 7 лет.

10

-5

* *

1 5 \ / 6 Г 1 10

НЗ

•НС

Возраст, лет

А

Б

Рис. 2. Возрастные изменения показателей кинематометрии и хронометрии у детей с 4 до 10 лет с сенсорными нарушениями: З - здоровые дети, НЗ - дети с нарушением зрения, НС - с нарушением слуха; А - у мальчиков, Б - у девочек; * - достоверные различия с показателями здоровых сверстников, при р<0,05

Выявленные нами особенности нейродинамических показателей у детей с сенсорными нарушениями сочетались с изменениями биоэлектрической активностью мозга у них, по сравнению со здоровыми детьми. Так, у младших школьников с нарушением зрения в покое амплитуда а-ритма, в отличие от здоровых школьников, выше над правым полушарием (у здоровых над левым), а частота а-ритма, также как и у здоровых детей, выше над правым полушарием. Альфа-ритм доминирует, в отличие от здоровых детей, над правым полушарием в височных отведениях, а над левым - в центральных отведениях (у здоровых - в затылочных). Межполушарная асимметрия а-ритма по амплитуде выявлена у 33 % детей и у такого же количества детей наблюдается асимметрия по амплитуде и частоте (у здоровых детей 50 % и 20 % соответственно).

У младших школьников с нарушением слуха значения амплитуды а-ритма над правым полушарием были несколько меньше, чем над левым, а доминирующая частота - выше. Амплитуда а-ритма у детей с нарушением слуха, по сравнению со здоровыми и с нарушением зрения, была несколько выше над обоими полушариями. Альфа-ритм доминирует над правым полушарием в затылочных отведениях (60 %), а над левым - в центральных (53 %). У 70,5 % детей наблюдается межполушарная асимметрия а-ритма по амплитуде, у 12 % -по частоте и у 17,6 % - по частоте и амплитуде, т.е. картина электроэнцефалографии альфа-активности свидетельствует о продолжающихся у этих детей компенсаторных изменениях в межполушарных взаимоотношениях.

Таким образом, наши данные свидетельствуют об усилении возрастного гетерохронизма в развитии психофизиологических функций при сенсорных нарушениях. Это усиление является отражением напряженности адаптационных процессов у таких детей. Функциональная напряженность является той «ценой» адаптации, которую организм платит за создание оптимальных условий жизнедеятельности на разных возрастных этапах у детей с сенсорными нарушениями.

Гетерохронизм морфофункциональных изменений, как известно, является необходимым условием оптимальных возрастных адаптационных изменений. Судя по нашим данным, существует не только гетерохронизм возрастных из-

менений, но и гетерохронизм адаптационно-компенсаторных изменений при нарушениях этого развития. По-видимому, целесообразно с физиологической точки зрения снизить уровень активности регуляторных процессов компенсаторных изменений с целью сохранения резервов для возрастного развития. С этой точки зрения оправдано использование средств релаксации.

Библиографический список

1. Александров, Ю.И. Практикум по психофизиологии / Ю.И. Александров. - М.: Высшая школа, 2004. - 324 с.

2. Алфёрова-Попова, Т.В. Утомление и восстановление при локальной работе /Т.В. Алфёрова-Попова. - Челябинск: ОГИФК, 1990. - 27 с.

3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

4.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.

5. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

6. Saw, S.M. Myopia: Attempts to Arrest Progression / S.M. Saw, G. Gazzard // Brit. J. Ophthalmol. - 2002. - V. 86, № 11. - P. 1306-1311.

Bibliography

1. Alexandrov, Yu.I. Practical Work on Psychophysiology / Yu.I. Alexandrov. - М: Higher School, 2004. - 324 p.

2. Alfyorova-Popova, T.V. Exhaustion and Restoration at Local Work / T.V. Alfyorova-Popova. - Chelyabinsk: OSIPhT, 1990. - 27 p.

3. Arshavsky, I.A. Physiological Mechanisms and Laws of Individual Development / I.A. Arshavsky. - М: Science, 1982. - 270 p.

4. Ilyin, E.P. Differential Psychophysiology / E.P. Ilyin. - SPb: Peter, 2001. - 454 p.

5. Meerson, F.Z. Adaptation to Stress Situations and Physical Activities / F.Z. Meerson. -М: Medicine, 1988. - 256 p.

6. Saw, S.M. Myopia: Attempts to Arrest Progression / S.M. Saw, G. Gazzard // Brit. J. Ophthalmol. - 2002. - V. 86, № 11. - P. 1306-1311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.