Научная статья на тему 'Социализация и воспитание курсантов военного вуза средствами информационного пространства'

Социализация и воспитание курсантов военного вуза средствами информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / SOCIALIZATION / EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / FUTURE OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опошнянский Алексей Валентинович

В статье рассматриваются процессы социализации и воспитания как одно из условий образовательно-воспитательного воздействия на курсантов военного вуза с использованием разнообразных средств, в том числе информационных технологий. Названы причины актуальности социализации и воспитания в процессе формирования и целостного развития личности будущего офицера, определены черты социализации (как абсолютно нового отрезка жизненного пути курсанта) и воспитания (как эффективного средства воздействия на личность будущего офицера). Воздействие информационного пространства в образовательно-воспитательном процессе рассмотрено со стороны объективных и субъективных, позитивных и негативных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опошнянский Алексей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION AND EDUCATION OF MILITARY HIGHER SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF INFORMATION RESOURCES

The article deals with the processes of socialization and education as training and educational impact on students of military higher schools with application of various resources, including information technologies. The author considers the reasons of relevance of socialization and education in the process of personal development of the future officers, defines the features of socialization (as an entirely new stage of students’ life) and education (as an effective means of influencing the personal development of future officers). The impact of the information space in the sphere of education is considered in the context of objective and subjective, positive and negative factors.

Текст научной работы на тему «Социализация и воспитание курсантов военного вуза средствами информационного пространства»

УДК 378.6:316.77:[316.614.034 + 37.018.8] Опошнянский Алексей Валентинович

кандидат философских наук, доцент, доцент филиала Военной академии связи (г. Краснодар)

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovich

PhD (Philosophy), Assistant Professor, Krasnodar branch of Military Academy of the Signal Corps

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

SOCIALIZATION AND EDUCATION OF MILITARY HIGHER SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF INFORMATION RESOURCES

Аннотация:

В статье рассматриваются процессы социализации и воспитания как одно из условий образовательно-воспитательного воздействия на курсантов военного вуза с использованием разнообразных средств, в том числе информационных технологий. Названы причины актуальности социализации и воспитания в процессе формирования и целостного развития личности будущего офицера, определены черты социализации (как абсолютно нового отрезка жизненного пути курсанта) и воспитания (как эффективного средства воздействия на личность будущего офицера). Воздействие информационного пространства в образовательно-воспитательном процессе рассмотрено со стороны объективных и субъективных, позитивных и негативных факторов.

Ключевые слова:

социализация, воспитание, информационные технологии, будущие офицеры.

Summary:

The article deals with the processes of socialization and education as training and educational impact on students of military higher schools with application of various resources, including information technologies. The author considers the reasons of relevance of socialization and education in the process of personal development of the future officers, defines the features of socialization (as an entirely new stage of students' life) and education (as an effective means of influencing the personal development of future officers). The impact of the information space in the sphere of education is considered in the context of objective and subjective, positive and negative factors.

Keywords:

socialization, education, information technologies, future officers.

Актуальность проблемы исследования социализации и воспитания будущих офицеров средствами информационного пространства обусловлена современными государственными социально-политическими интересами Российской Федерации в сфере военной безопасности, приказами министра обороны Российской Федерации, разработанными на федеральном уровне проектами стратегических реформ, определяющих перспективы и прогнозы социального развития регионов, в том числе Краснодарского края, на ближайшее десятилетие [1].

В современных условиях социализация и воспитание будущих офицеров военно-учебных заведений приобретают особое значение по целому ряду причин, а именно:

а) в настоящее время актуальна проблема развития личностных качеств будущего офицера в духе общероссийского менталитета, формирования у него уверенности в правомерности решений по завершению государственных реформ, включая Вооруженные силы;

б) социализация и воспитание будущих офицеров военного вуза средствами информационного пространства тесно связаны с отражением в нем морального духа военного сообщества, новаций в отечественной военной науке, социально-политическим направлением государства в целом;

в) отмечается тенденция к возрастанию влияния отдельных неформальных групп с ярко выраженной бездушностью, бездуховностью, отрицанием патриотических ценностей, настраивающих неопытную молодежь на проявление факторов агрессии, цинизма;

г) в практике жизни встречаются высказывания с необъективным оцениванием своего родного края, отечества.

Как очевидно, эти и другие социально-политические преобразования в действительности закономерно выдвигают на передний план научных исследований комплексное изучение эффективных средств социализации и воспитания нового поколения офицеров военного учебного заведения.

Вместе с тем поиск эффективных средств, обеспечивающих процесс социализации и воспитания будущих офицеров военного учебного заведения, сопряжен с кризисом в социально-политических и нравственных сферах. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость системного познания современного гражданского сообщества с учетом его динамических функциональных взаимосвязей с военной средой, неотъемлемой характеристикой которых - среди

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

многих - является и информационное пространство. Соответственно, в условиях сложного и противоречивого характера социализации и воспитания для научного познания информационного пространства как средства, оказывающего соответствующее воздействие на будущих офицеров военного учебного заведения, необходимы смыслообразующие ориентиры.

В этом контексте в качестве доминирующих выделяются положения о социализации в качестве объективного и непрерывного историко-культурного процесса, сопутствующего становлению цивилизации, и воспитании - осознанного специально организованного процесса, обеспечивающего развитие личности (Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов, И.В. Метлик).

В этом ключе основополагающими являются положения о том, что воспитание с точки зрения государства - это создание материальных и духовных условий, экономического обеспечения для воспитания граждан России, обладающих научными знаниями, развитым личностным гуманистическим мировоззрением, нравственными качествами, подготовленных к жизни и труду в новых социально-экономических, общественно-политических условиях.

Государственная программа воспитания включает в себя оказание воздействия на военнослужащих, в том числе на будущих офицеров, в целях формирования и целостного развития личности. Кроме того - формирования у них общеизвестных личностных качеств, прописанных в уставных документах, приказах, в которых говорится, что гражданин - патриот России способен активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, быть подготовленным к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства [2].

В научно-педагогических кругах существует мнение о том, что социализация происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех ее этапах. Следовательно, можно сказать, что у будущих офицеров военного вуза социализация как абсолютно новый отрезок их жизненного пути происходит ежедневно в процессе взаимодействия с направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями на протяжении военно-учебной жизни [3]. На этом фоне стихийно возникающая ситуация, предполагаемая одной из составляющих целостного процесса социализации курсантов военного вуза, в управляемом, регулируем педагогическом процессе встречается крайне редко.

Согласно разработанной концепции Академии образования Российской Федерации, воспитание представлено с двух сторон:

- социально-педагогический процесс, который включает в себя реализацию поставленных государством целей воспитания и развития личности в различных образовательных учреждениях. Соответственно, во всех процессах воспитания в социокультурной сфере учитываются социализация и воспитание тех, кто в этом нуждается, кто попадает в кризисные ситуации;

- психолого-педагогические методики определения личного предпочтительного профиля восприятия окружающей информационной среды как эффективного средства воздействия на личность будущего офицера военного вуза, отражающего всеобщность и предопределенность данного феномена в структуре общественной эволюции, так как каждое новое поколение социализируется и осваивает компоненты воспитания, отраженные в информационном поле с новых позиций.

В этом ключе избрание в качестве эффективного средства воздействия на личность будущего офицера среди многих информационного пространства предполагает доступность к нему в военном макро- и микросоциуме. А также учитывается непроходящий повышенный интерес к информационному пространству со стороны обучающихся, более того, непосредственное участие в информационном обмене руководителей и подчиненных, что обусловливает обратную связь во взаимоотношениях, а также обеспечивает наглядность, достоверность и своевременность.

Воспринимая информационное пространство как эффективное воздействующее средство, следует подчеркнуть, что многие его острые вопросы порождены не только объективными, глубокими социально-политическими позитивными причинами, но и субъективными негативными факторами, рассчитанными на низкий уровень культуры будущих курсантов, на сужение их мировоззрения, низкий уровень самосознания и отсутствие духовности. Так, например, отсутствие должных информационных познаний у не знающих и не умеющих оценивать достижения культуры нашей страны в истории мировой цивилизации позволило средствам Интернета, отдельным СМИ, особенно ряду программ телевидения как мощного средства воздействия на сознание, пропагандировать идеи аморализма и шовинизма. Более того, как известно, в эти процессы активно втягивается подрастающая молодежь. Результатом негативного воздействия следует считать то, что у отдельных молодых сограждан наблюдается кризис мировоззрения и морали, он сопровождается неверием в завтрашний день, в невозможность участия в строительстве справедливой демократической жизни.

Ссылки:

1. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. 224 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стер. М., 2005. 272 с.

3. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации : утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80. М., 2003. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.