УДК 378
Янкина Оксана Евгеньевна
старший преподаватель
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
oxankina@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ и МГПИ) по теме: «Содержание и технологии подготовки будущего педагога к проектированию воспитательных программ».
Статья посвящена рассмотрению основных особенностей проектирования как одного из важнейших компонентов профессиональной подготовки будущего учителя в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога. В работе раскрывается содержание данного понятия, его характерные черты, определяются этапы проектной деятельности как специфической формы творчества личности, успешная реализация которых способствует эффективному формированию профессиональной компетентности будущего учителя в условиях модернизации образования. Особое внимание авторы работы обращают на готовность студентов педагогического вуза к проектированию воспитательных программ с целью осуществления воспитательной деятельности в различных типах образовательных организаций. В статье предпринята попытка раскрыть специфику воспитательных программ, описываются требования к разработке содержания и технологии их проектирования, даются методические рекомендации, связанные с реализацией данного вида деятельности в педагогическом вузе.
Ключевые слова: проектирование, проектная деятельность, содержание проектирования, будущий учитель, профессиональная компетентность, воспитательная программа, воспитательная деятельность.
В условиях современного развивающегося общества возникает потребность в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Большая роль отводится при этом системе образования, которая должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе, но и создавать их, формируя у подрастающего поколения моральные и нравственные установки, общечеловеческие и социальные ценности, востребованные новыми общественными отношениями. В этой связи характерной тенденцией сегодняшнего дня становится активное привлечение внимания к процессу воспитания с целью сохранения духовной культуры, развития самосознания и самореализации молодежи.
В современных социокультурных условиях предъявление новых требований в сфере воспитания детей к направлениям, содержанию и механизмам его реализации тесно связано с работой педагога. Опыт работы в педагогическом вузе сегодня позволяет констатировать тот факт, что система профессиональной подготовки будущего учителя в первую очередь направлена на становление компетентного специалиста, ориентирующего обучающихся на самостоятельное получение знания, на способность к самоорганизации и формирующего умения по определенному предмету, однако при этом уделяется недостаточное внимание вопросам воспитательной деятельности. Так, например, в ходе педагогической практики работа будущего
учителя в первую очередь связана с предметной подготовкой обучающегося, когда на первом плане оказывается его учебно-познавательная сфера, а не «жизненные смыслы и личностные функции». «Знания и умения, необходимые для воспитательной деятельности, не выделяются, растворяясь в общих профессиональных умениях, что затрудняет их формирование» [3, с. 2] и приводит впоследствии к нежеланию многих выпускников педвузов заниматься воспитательной деятельностью.
Подготовка будущего учителя к воспитательной работе в образовательной организации входит в структуру педагогической деятельности современного педагога и связана с решением разнообразных задач. Акцент делается на «усиление практической направленности подготовки педагогов, что нацелено на достижение новых образовательных результатов, позволяющих овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессионального стандарта педагога» [10, с. 89].
В рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование готовность к воспитательной деятельности формируется в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. При этом включение дисциплин, отражающих специфику процесса воспитания, например таких как «Развитие духовно-нравственной культуры учащихся», «Профессиональная компетентность классного руководителя», «Основы вожатской деятельности» способствует становлению «высококультурного, компетентного педагога, владеющего методоло-
© Янкина О.Е., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
129
гией целостного педагогического процесса, творческим потенциалом» [6, с. 28], и формирует способность успешно реализовывать воспитательную работу в своей дальнейшей профессиональной деятельности. В данном контексте считаем, что эффективность воспитания будет определяться сфор-мированностью у будущего учителя готовности определять актуальные для конкретного образовательного учреждения задачи, умения прогнозировать результаты развития личности, а также проектировать воспитательные программы, которые приведут к желаемым результатам.
Этот тезис подтверждает исследование М.М. Исаевой, которая в качестве одного из основных требований в системе профессиональной подготовки педагогов называет «проектирование целостного воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников» [4, с. 261]. Т.И. Шукшина, П.В. Замкин также указывают на важность «активного включения студентов в проектную деятельность» в системе профессиональной подготовки будущего педагога в высшей школе [9, с. 84]. Как видим, проектирование является сегодня той технологией, которая формирует готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических идей в области воспитания, дает представление о целостном содержании воспитательной деятельности и ее структуре.
Изучение многочисленных работ, раскрывающих различные аспекты проектирования (П.Б. Бондарев, В.П. Бедерханова, Л.Ф. Беликова, В.П. Беспалько, И.В. Вагнер, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, А.М. Кочнев, Г.А. Лебедева, В.В. Лущи-ков, А. С. Мещеряков, Г.Е. Муравьева, В.М. Монахов, М.П. Сибирская, Н.Н.Суртаева, М.Н. Невзоров, Н.О. Яковлева и др.) также позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности, выступающий средством творческого саморазвития человека, обеспечения его личностного и профессионального роста, является сегодня наиболее эффективным.
В педагогике полно и последовательно систему понятий в области проектирования осветила И.А. Колесникова, рассматривающая «проектирование как практико-ориентированную деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности» [5, с. 18]. В этой связи можно говорить о том, что продуктом проектирования будет выступать проект, который может быть представлен в виде образовательной программы, социальных и образовательных проектов, а также воспитательных программ.
По мнению Н.О. Яковлевой «к основным структурным компонентам педагогического проектирования можно отнести педагогическое изобретательство, моделирование и эксперимент, состоящие из определенных действий - элементарных
единиц деятельности педагога - проектировщика» [11, с. 107]. В данном случае творчески мыслящий педагог, способный предвидеть последствия тех изменений, на которые направлен реализуемый проект, должен владеть рядом профессиональных умений, среди которых В. А. Сластенин называет «умение анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений; умение отбирать, проектировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания; умение анализировать полученные результаты с целью переноса в практику своей работы» [7, с. 114].
Важно помнить, что в основе проектирования всегда лежит существующая актуальная проблема с поиском путей ее преодоления с учетом принципиально новых идей в области воспитания. Данное утверждение позволяет определить основные этапы проектной деятельности, суть которой в самом общем виде будут составлять: предпроектный, этап реализации, рефлексивный, послепроектный этапы. Каждый из них содержит определенную последовательность шагов, соблюдение которых будет составлять содержание, структуру, технологию и организационную основу проектных действий. При этом анализ собственных действий в ходе проектирования помогает приблизить учебную деятельность к профессиональной и способствует накоплению опыта воспитательной работы, содержание которой в конкретном образовательном учреждении определяется программой воспитания. Ее качественная разработка будет составлять основу педагогического проектирования как одного из важнейших видов в системе профессиональной подготовки. Такая программа будет регулировать способы организации воспитательного процесса, отражать концептуальные замыслы и предлагать главные пути его реализации.
В современных условиях подготовка будущего учителя к проектированию воспитательных программ является длительным процессом и результатом развития профессиональных и личностных качеств и опирается на ряд требований. Сюда относятся: осознание специфики и четкое представление сущности воспитательных программ, знание комплекса действующих нормативных документов, определяющих стратегию, цели и содержание воспитательной работы, основных потребностей детей и родителей, основанных на социальном заказе общества. В качестве одного из важных требований к проектированию воспитательных программ будет выступать их направленность на формирование определенного ценностного отношения к окружающему миру и к самому себе, то есть на достижение собственно личностных результатов.
Как и любая программа, воспитательная программа - это документ, имеющий методический характер и представляющий собой план, перечень,
130
Вестник КГУ ^ 2018
структуру, некое описание алгоритма предстоящих действий. Технология программирования воспитательного процесса рассматривается в исследованиях И.В. Цветковой, которая в качестве отличительной особенности называет приоритетной задачей программы воспитания «создание условий для духовно-нравственного становления личности, подготовки ребенка к жизненному самоопределению» [8, с. 13].
По мнению Н.Н. Быстровой воспитательная программа выступает как «системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно-нравственного становления личности в результате его освоения» [2, с. 3].
Осуществляя проектирование воспитательных программ, будущему учителю важно учитывать их виды, среди которых Л.В. Байбородова выделяет общешкольную программу всех направлений на разных уровнях образования, на основании которой составляются другие подобные программы. Это могут быть также программы для определенной возрастной группы, тематические программы, направленные на решение конкретной проблемы, программы по конкретному виду деятельности либо связанные с определенным направлением работы. Возможно проектирование воспитательной программы для деятельности кружка, творческого, клубного объединения, индивидуальной программы воспитания обучающегося и др. [1, с. 215]. Любая из данных видов программ будет являться кратким изложением содержания процесса воспитания, состоять из ряда взаимосвязанных составных частей, и носить системный характер. Отбор компонентов при этом в первую очередь должен быть связан с целью и потребностью ее создания. Как правило, чаще всего речь идет об иерархии целей и задач, определяющих специфику программы, направленную «на процесс формирования гармонично развитой личности, подготовки ребенка к жизненному самоопределению» [8, с. 15].
Анализ существующих тенденций в области воспитания, изучение современных идей и возможностей организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся позволяет выстроить определенную стратегию проектирования во избежание трудностей разработки содержания воспитательных программ в дальнейшей профессиональной деятельности. Такая стратегия в самом общем виде будет включать следующие этапы:
1) изучение законодательных актов, нормативной документации, регламентирующих вопросы воспитания, а также соответствующей педагогической и методической литературы;
2) анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания в стране, регионе, конкрет-
ной образовательной организации, изучение запросов обучающихся и их родителей;
3) определение мотивов проектирования воспитательной программы, причины возникновения данного вида деятельности (государственные требования, обеспечение стандартов, либо же понимание необходимости обновления содержания воспитательной работы, осознание важности перемен и принятии новых тенденций и т. д.);
4) установление наиболее важных критериев для получения результата (целостность, доступность, творческий характер программы, обоснованность содержания разделов, соответствие методического и дидактического материала заявленным целям, соответствие содержания диагностических методик планируемым результатам освоения программы и т. д.);
5) определение последовательности шагов проектирования программы (изучение и анализ примерных воспитательных программ, формулировка цели и задач, выстраивание структуры программы, разработка идей, модели воспитания, описание прогнозируемого результата, отбор нужного содержания и его построение в соответствии с поставленными целями и задачами, сбор необходимого материала и его систематизация, механизмы реализации, мониторинг воспитательного процесса, обобщение результатов и их представление в наглядной форме).
Последовательное выполнение представленных этапов предполагает создание примерной воспитательной программы, сущностную структуру которой будут представлять концептуальная часть, содержание воспитательного процесса, ожидаемый результат, критерии, показатели, способы оценки результативности воспитательной деятельности, а также условия реализации программы.
Проектируя воспитательную программу, будущему учителю необходимо помнить о том, что работа над ней всегда начинается с определения проблемного поля и поисков путей ее решения. Как правило, постановка проблемы осуществляется в первой вводной части программы, содержащей концептуальные основы воспитательной системы конкретной образовательной организации. Она содержит ведущие идеи, теоретические положения, определяет смысловое поле, включает воспитательную цель, задачи, ценностные ориентиры, принципы организации деятельности. Определение комплекса актуальных проблем, на решение которых будет направлена программа, содержится в пояснительной записке. Данная часть должна учитывать потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. В этом же разделе описывается длительность программы, направленность и другие характеристики.
Целевой раздел является самым важным шагом проектирования, поскольку требует глубоко-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
131
го анализа нормативных документов, действующих примерных программ, имеющегося опыта, определяющих основные направления и задачи воспитательного процесса. Как правило, воспитательная цель формулируется в таких понятиях как формирование, развитие, воспитание, поддержка и др. Она определяет результат деятельности, описывает образ выпускника с конкретными личностными характеристиками. В соответствии с поставленной целью формулируются задачи программы, находящие свое отражение в содержании и механизмах ее реализации.
Технологический компонент программы описывает пути наиболее эффективного достижения поставленных целевых ориентиров и включает в себя условия, методы, формы, средства воспитания, способы организации воспитательной деятельности с учетом социокультурного опыта воспитанников, характеристику ключевых дел, посредством которых реализуется содержание воспитания. Данный раздел может включать тематический план с описанием тематики занятий, количества часов и формы проведения, а также список литературы и перечень необходимых материалов.
Результативность программы определяет диагностический компонент, в качестве элементов которого будут выступать критерии, показатели эффективности воспитательной деятельности; приемы, методы, формы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной работы.
Таким образом, проектирование выступает инновационной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в существующей действительности в области воспитания, и представляет собой целенаправленный процесс ее изменения путем создания и реализации педагогического проекта, одним из которых являются воспитательные программы. Включение проектирования в систему подготовки будущих педагогов в высшей школе обеспечивает создание условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов воспитательной деятельности и способствует повышению их профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В. Технологии педагогической деятельности: Проектирование и программирование / Л.В. Байбородова, Г.В. Куприянова, Е.Н. Степанов, А.В. Золотарева, А.А. Кораблева. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 303 с.
2. Быстрова Н.Н., Осеева Е.И. «Древо школьной жизни»: проектирование программы воспитания и социализации образовательного учреждения: методические рекомендации к 2013-2014 учебному году. - Хабаровск: ХК ИРО, 2013. - 13 с.
3. Винниченко Н.Л. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе
профессионального обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2005. - 24 с.
4. Исаева М. М. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:IIdocslide.org.(дата обращения: 10.08.2018).
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
6. Мартынова Е.А., Еналеева Н.И. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза II Гуманитарные науки и образование. - 201б. - № 4 (28). - С. 2б-30.
7. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 57б с.
8. Цветкова И.В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания. - М., 2003. - 174 с.
9. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Парватова И.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования II Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4 (1б). - С. 84-89.
10. Шукшина Т.И., Горшенина С.Н., Кулебяки-на М. Ю. Организационно-педагогические условия реализации инновационной модели «вуз - базовая кафедра - общеобразовательная организация» II Гуманитарные науки и образование. - 2017. -№ 2 (30). - С. 89-92.
11. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. -Челябинск: Изд-во Челябинск. гуманитар. ин-та, 2008. - 279 с.
References
1. Bajborodova L.V. Tekhnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti: Proektirovanie i programmirovanie I L.V. Bajborodova, G.V. Kupriyanova, E.N. Stepanov, A.V. Zolotareva, A.A. Korableva. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2012. - 303 c.
2. Bystrova N.N., Oseeva E.I. «Drevo shkol'noj zhizni»: proektirovanie programmy vospitaniya i socializacii obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: metodicheskie rekomendacii k 2013-2014 uchebnomu godu. - Habarovsk: HK IRO, 2013. - 13 s.
3. Vinnichenko N.L. Podgotovka budushchih pedagogov k vospitatel'noj deyatel'nosti v processe professional'nogo obucheniya: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. - Tomsk, 2005. - 24 s.
4. Isaeva M.M. Formirovanie gotovnosti uchitelya k vospitatel'noj rabote v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIdocslide.org.(data obrashcheniya: 10.08.2018).
5. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie. - M.: Akademiya, 2005. - 288 s.
Вестник КГУ 2018
132
6. Майупоуа Б.Л., Бпа1ееуа N.1. БиИоупо-пгау81уеппое У08рИап1е 11еЬпо8И pedagoga V 0Ъга70уа1е1'п0ш prostranstve vuza // вишап^гпуе паик1 1 obrazovaпie. - 2016. - № 4 (28). - 8. 26-30.
7. 8^етп У.Л. Pedagogika. - М.: Лkadeшiya, 2002. - 576 8.
8. Cvetkova IV. Как sostavit' 1 шреБИпо rea1izovat' prograшшu vospitaniya. - М., 2003. - 174 8.
9. 8НикБЫпа Т.1., Zaшkin Р.У, Рагеа1ота 1.1. Razvitie sisteшy nauchno-iss1edovate1'skoj ! proektnoj deyate1'nosti studentov v us1oviyah шnogourovnevoj sisteшy vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya //
Guшaпitaгnye nauki i obrazovanie. - 2013. -№ 4 (16). - 8. 84-89.
10. 8Hukshina Т.1., Gorsheпina 8.N., Ku1ebyakina М.Уи. Organizacioппo-pedagogicheskie us1oviya rea1izacii iпnovacioпnoj шode1i «vuz -bazovaya kafedra - obshcheobrazovate1'naya organizaciya» // Guшanitarnye nauki i obrazovaпie. -2017. - № 2 (30). - 8. 89-92.
11. YAkov1eva N.0. Pedagogicheskoe proektirovanie iпnovacioпnyh obrazovate1'nyh sistem. - CHe1yabinsk: Izd-vo CHe1yabinsk. guшanitar. in-ta, 2008. - 279 8.
Педагогика. Психология. Социокииетика ^ № 3
133