DOI 10.24411/1813-145X-2018-20002
УДК 37
Л. В. Байбородова
https://orcid.org/0000-0002-4440-5013 М. В. Груздев
https://orcid.org/0000-0001-5603-0864 И. Г. Харисова
https://orcid.org/0000-0002-7782-664X
Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности
Воспитательная деятельность - одна из базовых трудовых функций, выполняемых педагогом. Подготовка студентов педагогического вуза к ее реализации должна представлять собой целостную систему, основой которой может стать реализация модуля «Воспитательная деятельность», разработанного с учетом профессионального стандарта педагога и требований ключевых документов, определяющих целевые ориентиры организации процесса воспитания подрастающего поколения. Предлагается структура содержания модуля, состоящая из учебных дисциплин и практик. Кратко раскрывается примерная программа учебной дисциплины «Технологии воспитательной деятельности», дается общая характеристика технологий, которые используются при изучении модуля, определяются требования к практическим заданиям, предлагаемым обучающимся на занятиях и при выполнении самостоятельной работы; подчеркивается, что они должны быть сориентированы на моделирование и проектирование способов решения профессиональных задач в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность». Особое внимание уделяется проведению студентами мини-исследований по актуальным проблемам воспитательной деятельности, представлены задания для проведения мини-исследований, которые могут выполняться обучающимися при изучении учебной дисциплины «Технологии воспитательной деятельности». Практическая составляющая модуля «Воспитательная деятельность» представлена двумя практиками: учебной и педагогической. Основное их предназначение - обеспечить формирование у будущих педагогов опыта самостоятельного воспитательного действия, готовности к созданию воспитывающей среды в детском коллективе.
Определяются основные требования к экзамену по данному модулю, который предусматривает решение кейсовых заданий, построенных на основе отдельных трудовых действий, входящих в структуру трудовой функции «воспитательная деятельность», а также защиту портфолио профессионального развития студента.
Ключевые слова: подготовка педагогов, профессиональный стандарт, модуль, воспитательная деятельность, трудовые действия, трудовые функции, компетенции.
L. V. Baiborodova, M. V. Gruzdev, I. G. Kharisova
Training of Future Teachers to Educational Activity
Educational activity is one of basic labour functions, which are carried out by the teacher. Training of pedagogical higher education institution students for its realization is to be a complete system, which basis can be arealization of the Educational Activity module, developed taking into account the professional standard of the teacher and requirements of the key documents defining target reference points of the organization of the process of younger generation education. The structure of the module content is offered consisting of subject matters and practice. The approximate programme of the discipline «Technology of educational activity» is briefly revealed, the general characteristic of technologies which are used when studying the module is given, requirements to the practical tasks are defined, offered to students at lessons and when dealing with independent work, it is emphasized that they should be oriented on modeling and designing of ways to solve professional tasks within the labour function «educational activity». Special attention is paid to carrying out by students mini-researches on current problems of educational activity, tasks are presented for carrying out mini-researches, which can be carried out by students when studying the discipline «Technology of educational activity». The practical component of the Educational Activity module is presented by two practices: educational and pedagogical. Their main target is to provide formation of future teachers' experience of independent educational action, readiness for making the educational environment in children's collective.
Here are defined main requirements to the examination in this module, which provides the solution of case tasks constructed on the basis of the certain labour actions, which are a part of the structure of the labour function «educational activity» and also defence of the portfolio of the student's professional development.
Keywords: training of teachers, professional standard, module, educational activity, labour actions, labour functions, competences.
© Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г., 2018
Подготовка будущих педагогов к решению задач в области воспитания подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности педагогического вуза. Воспитание -ключевая функция, реализуемая специалистами в сфере образования. Начинающий педагог должен владеть способами и приемами организации воспитательного процесса, уметь определять целевые ориентиры воспитания обучающихся, создавать воспитывающую среду в детском коллективе, обеспечивая толерантное и бесконфликтное взаимодействие его членов. Особое направление воспитательной деятельности педагога - организация взаимодействия с родителями обучающихся, их педагогическое просвещение и включение в решение задач воспитания и развития детей.
Современная система общего образования предъявляет особые требования к сформированно-сти у педагога компетенций в области организации воспитательной деятельности. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в мае 2015 г., в качестве одного из приоритетных направлений определено развитие воспитания в сфере образования и установлены следующие целевые ориентиры деятельности педагогов:
— создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
— формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного воспитания, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбы России;
— поддержка единства и целостности, целостности и непрерывности воспитания;
— формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [12].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4] духовно-нравственное воспитание определяется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, а в качестве базовых принципов духовно-нравственного воспитания выделяются нравственный пример педагога и индивидуально-личностное развитие подрастающего поколения.
Особые требования предъявляются и к результатам воспитательной деятельности, в частности, используемые педагогом формы воспитательной работы должны обеспечивать достижение результатов трех уровней: первый уровень характеризуется формированием у обучающихся системы социальных знаний, второй - развитием позитивного
отношения к базовым ценностям общества, третий - приобретением опыта самостоятельного общественного действия [3].
Очевидно, что будущий педагог должен быть подготовлен к организации воспитательного процесса, соответствующего обозначенным выше положениям, осознавать важность и значимость реализации воспитательной функции как на уроках, так и во внеурочное время. Это подтверждается и требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н и вступающего в силу с 1 сентября 2019 г. В указанном документе в качестве одной из трех общепедагогических функций педагога обозначена «воспитательная деятельность» [9].
Вышесказанное позволяет нам заключить, что подготовка будущего педагога в вузе должна предусматривать отдельное направление, связанное с формированием у студентов компетенций, позволяющих им эффективно решать профессиональные задачи в области воспитания. Безусловно, данная задача не может быть решена в рамках одной традиционно включаемой в учебные планы дисциплины «Педагогика». Подготовка к воспитательной деятельности должна представлять собой целостную систему, пронизывающую весь процесс подготовки специалиста в университете, предусматривать не только формирование у обучающихся системы знаний и умений, связанных с решением воспитательных задач, но и приобретение ими опыта самостоятельного воспитательного действия, создания воспитывающих ситуаций и воспитательной среды.
На наш взгляд, одним из базовых компонентов данной системы может стать модуль «Воспитательная деятельность», входящий в структуру основных профессиональных образовательных программ, разработанных на основе федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. При разработке целевой, содержательной, операционной и результативной составляющих данного модуля в качестве основы целесообразно рассматривать трудовые действия, необходимые для их осуществления, знания и умения, включенные в состав трудовой функции «воспитательная деятельность» в профессиональном стандарте педагога.
Таблица 1
Ст
}уктура модуля «Воспитательная деятельность»
№ Наименование модуля, дисциплин, курсов по выбору, практик в модуле Всего з. е./часов (из них на экзамен) Количество часов Формы контроля
Аудиторные СРС
Модуль: Воспитательная деятельность 26 + 1 936/36 240 264 Экзамен 36
1 Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности 2/72 32 40
2 Технологии воспитательной деятельности 2/72 32 40
3 Организаторская деятельность в детских объединениях, коллективах, организациях, движениях 2/72 32 40
4 Проектирование воспитательных программ 1/36 18 18
5 Технологии взаимодействия педагогов и семьи 1/36 18 18
6 Основы вожатской деятельности 4/144 72 72
7 ДВ 1: Реализация воспитательного потенциала учебного занятия Организация проектной деятельности 1/36 18 18
8 ДВ 2: Организация волонтерской деятельности Сопровождение деятельности неформальных детских объединений 1/36 18 18
9 Учебная практика (рассредоточенная): создание воспитывающих ситуаций 3/108 2 недели Зачет с оценкой
10 Педагогическая практика (непрерывная) в ДОЛ 4,5/126 3 недели Зачет с оценкой
11 Педагогическая практика (непрерывная) в образовательных организациях 4,5/126 3 недели Зачет с оценкой
При определении структурных компонентов модуля, по нашему мнению, следует ориентироваться на трудовые действия, обеспечивающие реализацию функции «воспитательная деятельность», и содержание универсальных и общепрофессиональных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по указанным выше направлениям подготовки, актуализированных с учетом профессиональных стандартов [9]. Также целесообразно учесть актуальные для педагогов-практиков проблемы, с которыми они сталкиваются, решая воспитательные задачи в области организации воспитательной деятельности.
С учетом указанных выше положений мы предлагаем следующую структуру модуля «Вос-
питательная деятельность» (Таблица 1). Отметим, что в этот модуль включена программа курса «Основы вожатской деятельности», разработанная ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Мы предлагаем примерный объем аудиторной и самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине, определяем типы и продолжительность практик, обозначаем формы промежуточного и итогового контроля по модулю.
Целевая и результативная составляющие рассматриваемого модуля, спроектированные с учетом обозначенных выше положений, представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Цели и результаты реализации учебных дисциплин и практик
Дисциплина модуля Цели дисциплин и практик, соотнесенные с трудовыми действиями Результаты -формируемые компетенции*
Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности Формирование у студентов готовности - к постановке воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; - созданию, поддержанию уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; - регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды УК-2, УК-3, ОПК-4, ОПК-7
Дисциплина модуля Цели дисциплин и практик, соотнесенные с трудовыми действиями Результаты -формируемые компетенции*
Технологии воспитательной деятельности Развитие у студентов умений, обеспечивающих их деятельность — по реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использованию их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; — формированию у обучающихся толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; — проектированию ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) УК-2, ОПК -3, ОПК-4, ОПК-6
Организаторская деятельность в детских объединениях, коллективах, организациях, движениях Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных — с помощью и поддержкой в организации деятельности ученических органов самоуправления; — с развитием у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, — формированием гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни УК-3, ОПК-3, ОПК-6
Проектирование воспитательных программ Формирование готовности студентов к деятельности по проектированию и реализации воспитательных программ УК-2. ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6
Технологии взаимодействия педагогов и семьи Развитие у студентов знаний и умений, обеспечивающих эффективное использование ими в своей воспитательной деятельности конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, оказание помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка УК-2, ОПК-7
Основы вожатской деятельности Программа разработана ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Формирование готовности студентов использовать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. п.), проектировать и реализовывать воспитательные программы УК-2, ОПК-3, ОПК-6
ДВ: Реализация воспитательного потенциала учебного занятия Организация волонтерской деятельности Организация коллективной творческой деятельности Организация проектной деятельности Сопровождение деятельности неформальных детских объединений Развитие у студентов умений, связанных с реализацией воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. п.) ОПК-3, ОПК-6
Учебная практика (рассредоточенная) Формирование у студентов опыта самостоятельного воспитательного действия в рамках реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. п.) УК-2, УК-3, ОПК-3, ОПК-4, ОПК -6
Педагогическая практика (непрерывная) Формирование у студентов опыта проектирования и реализации в самостоятельной практической деятельности воспитательных программ УК-2, УК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7
* УК - универсальные компетенции:
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. ОПК - общепедагогические компетенции:
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
Исходя из обозначенных в Таблице 2 целевых ориентиров и результатов освоения учебных дисциплин, прохождения практик модуля «Воспитательная деятельность» проектируется их содер-
жание. В Таблице 3 в качестве примера представлено содержание примерной программы учебной дисциплины «Технологии воспитательной деятельности».
Таблица 3
Примерное содержание учебной дисциплины «Технологии воспитательной деятельности», соотнесенное с планируемыми результатами ее освоения_
№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции
1 Общая характеристика технологий воспитательной деятельности Понятия и признаки технологий воспитательной деятельности. Классификация технологий воспитательной деятельности. Проблемы педагогов в использовании технологий воспитательной деятельности и способы их разрешения УК-2
2 Методы и приемы воспитательной деятельности Общая характеристика методов и приемов воспитательной деятельности. Классификация методов и приемов воспитательной деятельности. Технология выбора и проектирования методов и приемов воспитательной деятельности УК-2 ОПК-3
3 Формы воспитательной деятельности. Проектирование формы воспитательной деятельности Общая характеристика форм воспитательной деятельности. Классификация форм воспитательной деятельности. Технология выбора и проектирования форм воспитательной деятельности. Комплексные формы воспитательной деятельности УК-2 ОПК-3
4 Технологии формирования толерантности и навыков поведения в поликультурной среде Общая характеристика и признаки технологий формирования толерантности и навыков поведения в поликультурной среде. Технология проектирования воспитательного часа классного руководителя. Диалоговые технологии: дискуссия, диспут, дебаты. Технологии поликультурного воспитания. Выбор и проектирование технологий формирования толерантности и навыков поведения в поликультурной среде УК-2 ОПК-4
5 Технология изучения результатов и эффективности воспитательной деятельности Основные понятия: результаты воспитательной деятельности, эффективность результатов воспитательной деятельности. Цель, задачи, направления изучения результатов воспитательной деятельности. Критерии и показатели изучения результатов воспитательной деятельности. Диагностические методики. Требования к изучению результатов воспитательной деятельности. Технология создания диагностических ситуаций ОПК-3 ОПК-6
6 Технология анализа воспитательной деятельности Основные понятия: анализ воспитательной деятельности. Цель, задачи, виды, алгоритм анализа воспитательной деятельности. Методики анализа воспитательной деятельности. Требования к организации анализа воспитательной деятельности. Технология создания ситуаций анализа и рефлексии ОПК-3 ОПК-6
7 Технология целеполагания воспитательной деятельности Основные понятия: целеполагание, цель, задача. Цель, задачи, виды, алгоритм целеполагания воспитательной деятельности. Методики целеполагания воспитательной деятельности. Требования к организации целеполагания воспитательной деятельности. Технология создания ситуаций индивидуального и коллективного целеполагания ОПК-3 ОПК-6
8 Технология планирования воспитательной деятельности Основные понятия: план, планирование. Цель, задачи, виды, алгоритм планирования воспитательной деятельности. Методики планирования воспитательной деятельности. Требования к организации планирования воспитательной деятельности. Технология создания ситуаций индивидуального и коллективного планирования ОПК-3 ОПК-6
9 Технология проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Основные понятия: педагогическая ситуация. Признаки ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Алгоритм проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Технология «Педагогические мастерские». Технология «Образ и мысль» ОПК-3 ОПК-4 ОПК-6
№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции
10 Технологии индивидуализации воспитательной деятельности Основные понятия: индивидуализация, индивидуальный план, индивидуальный маршрут. Цели, задачи, признаки, классификация технологий индивидуализации воспитательной деятельности. Возможности технологий индивидуализации в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Технология проектирования программы индивидуального развития, индивидуального маршрута и плана. Технология создания ситуаций успеха и педагогической поддержки. Технология «Портфолио». Условия эффективности использования технологий индивидуализации воспитательной деятельности ОПК-3 ОПК-6
Для реализации содержания учебных дисциплин рассматриваемого модуля, а также для обеспечения достижения целей и запланированных результатов их освоения мы считаем целесообразным использовать индивидуально и субъектно-ориентированные образовательные технологии. К наиболее значимым относим следующие: поисково-исследовательские технологии (проектная деятельность, проблемное обучение, кейс-стади), технологии открытого образования (чтение и письмо для развития критического мышления, портфолио), игровые и диалоговые технологии [1, 2].
Практические задания, предлагаемые обучающимся на занятиях и в рамках самостоятельной работы, должны быть сориентированы на моделирование и проектирование способов решения профессиональных задач в рамках трудовой
функции «воспитательная деятельность». Изучение каждой темы предусматривает задание исследовательского характера, выполняемое студентами в рамках самостоятельной работы, полученные результаты обсуждаются и анализируются при подведении итогов.
Отдельным направлением в реализации программы каждой учебной дисциплины модуля должно стать проведение студентами мини-исследований по актуальным для рассматриваемого аспекта организации воспитательной деятельности проблемам. Например, в Таблице 4 представлены задания для проведения мини-исследований, предлагаемые обучающимся в примерной программе учебной дисциплины «Технологии воспитательной деятельности».
Таблица 4
Задания для проведения мини-исследований по темам
№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Задание для проведения мини-исследования
1 Общая характеристика технологий воспитательной деятельности Изучите отношение педагогов-практиков к использованию технологий воспитательной деятельности
2 Методы и приемы воспитательной деятельности Выявите наиболее распространенные и эффективные с точки зрения педагогов-практиков методы и приемы воспитательной деятельности
3 Формы воспитательной деятельности, проектирование формы воспитательной деятельности Проанализируйте предпочтения классных руководителей по использованию в работе конкретных форм воспитательной деятельности
4 Технологии формирования толерантности и навыков поведения в поликультурной среде Выявите эффективные способы, используемые классными руководителями для формирования у обучающихся умений толерантного взаимодействия
5 Технология изучения результатов и эффективности воспитательной деятельности Изучите состояние воспитательного процесса в конкретном детском коллективе
6 Технология анализа воспитательной деятельности Выявите способы, используемые педагогами для развития аналитических умений у обучающихся
7 Технология целеполагания воспитательной деятельности Проведите анализ содержания целей и задач, определяемых классными руководителями в работе с детскими коллективами
8 Технология планирования воспитательной деятельности Проведите анализ планов работы классных руководителей с точки зрения их соответствия требованиям
9 Технология проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации) Изучите опыт педагогов по развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся определенного возраста (по выбору студента)
10 Технологии индивидуализации воспитательной деятельности. Изучите способы индивидуализации воспитательной деятельности, используемые в работе классными руководителями (руководителями детских объединений)
Безусловно, представленные выше задания могут быть дополнены и скорректированы с учетом интересов и потребностей обучающихся, а также определяться исходя из запросов образовательных организаций, в которых проводится практика по организации воспитательной деятельности.
Практическая составляющая модуля «Воспитательная деятельность» представлена двумя практиками: учебной и педагогической. Основное их предназначение - обеспечить формирование у будущих педагогов опыта самостоятельного воспитательного действия, готовности к созданию воспитывающей среды в детском коллективе.
Учебная практика (рассредоточенная) предусматривает организацию для студентов на базе образовательных организаций профессиональных проб и осуществляется параллельно с изучением дисциплин «Технологии воспитательной деятельности» и «Организаторская деятельность в детских объединениях, коллективах, организациях, движениях». Особенностью данной практики является то, что часть практических занятий по указанным дисциплинам осуществляется в конкретной образовательной организации, в их проведении принимают участие практические работники, педагоги школы, классные руководители, руководители детских объединений. Практические задания, предусмотренные примерными программами учебных дисциплин, выполняются студентами при организации самостоятельной практической деятельности в детском коллективе, во взаимодействии с педагогами, обучающимися и родителями, а мини-исследования - по заказу работников образовательной организации с учетом актуальных для конкретного детского и школьного коллектива проблем.
Непрерывные практики являются комплексными: педагогическая практика в детском оздоровительном лагере рассчитана на закрепление результатов освоения модулей «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность». Педагогическая практика в образовательных организациях построена на основе интеграции практической составляющей в содержании модулей «Обучение», «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность».
Формой итоговой аттестации по модулю «Воспитательная деятельность» должен стать комплексный экзамен, который предусматривает решение кейсовых заданий, построенных на основе отдельных трудовых действий, входящих в структуру трудовой функции «воспитательная деятельность», обозначенных в профессиональном стандарте. Также экзамен должен включать защиту
портфолио профессионального развития студента. По нашему мнению, при разработке итогового экзамена по модулю целесообразно ориентироваться на следующие положения:
— определение степени освоения компетенций и готовности к реализации трудовых действий, связанных с реализацией трудовой функции «воспитательная деятельность», обозначенных в описании модуля;
— интеграция знаний, умений и опыта, получаемых при освоении отдельных разделов модуля;
— усиление практической значимости осваиваемой в процессе изучения модуля информации;
— обеспечение реализации аналитической и рефлексивной позиции студентов при прохождении итогового контроля по модулю.
В основу итогового экзамена должна быть положена презентация каждым студентом своих знаний, умений и опыта, связанных с решением профессиональных задач в области воспитания, организованная в рамках решения практического кейса, представления результатов проведенных самостоятельно мини-исследований, анализа достижений, систематизированных в форме портфолио, созданного в процессе освоения модуля.
Представленный нами модуль «Воспитательная деятельность» может быть использован при проектировании системы работы педагогического вуза по подготовке будущих специалистов к организации воспитательной деятельности с учетом требований профессионального стандарта педагога.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Кириченко, Е. Б., Паладьев, С. Л., Харисова, И. Г. Технологии педагогической деятельности. - 2 часть. Организация деятельности: [Текст] : учебное пособие / Л. В Байбородова, Е. Б. Кириченко, С. Л. Паладьев, И. Г. Харисова / под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. - 316 с.
2. Байбородова, Л. В., Куприянова, Г. В., Степанов, Е. Н., Золотарева, А. В., Кораблева, А. А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование [Текст] : учебное пособие / Л. В Байбородова, Г. В. Куприянова, Е. Н. Степанов,
A. В. Золотарева, А. А. Кораблева ; под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. - 303 с.
3. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 224 с.
4. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков,
B. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Режим доступа: http://nauka.x-
pdf.ru/17istoriya/582174-1-koncepciya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii-proekt-danilyuk-kondakov-tishkov-obschie.php (Дата обращения - 03 марта 2018 г.).
5. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей [Текст] : учебное пособие / А. В. Золотарева [и др.]; под науч. ред. А. В. Золотаревой. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Юрайт, 2017. - 315 с.
6. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей [Текст] : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 413 с.
7. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л. С. Подымова [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 246 с.
8. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fumoped.ru/fgos-vo (Дата обращения - 03 марта 2018 г.).
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001 .pdf (Дата обращения - 03 марта 2018 г.).
10. Психология и педагогика : в 2 ч. Часть 1. Психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Сластенин [и др.] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. - М. : Юрайт, 2017. - 230 с.
11. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / В. А. Сластенин [и др.] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. - М. : Юрайт, 2017. - 374 с.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec157 56.pdf (Дата обращения - 03 марта 2018 г.).
13. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 192 с.
14. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 192 с.
15. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие
[Текст] / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. - 311 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V, Kirichenko, E. B., Palad'ev, S. L., Harisova, I. G. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. - 2 chast'. Organizacija dejatel'nosti: [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, E. B. Kirichenko, S. L. Palad'ev, I. G. Harisova / pod red. L. V. Bajborodovoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2017. - 316 s.
2. Bajborodova, L. V, Kuprijanova, G. V, Stepanov, E. N., Zolotareva, A. V, Korableva, A. A. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. 3 chast': Proektirovanie i pro-grammirovanie [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, G V Kuprijanova, E. N. Stepanov, A. V Zolotareva, A. A. Korableva ; pod red. L. V Bajborodovoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2017. - 303 s.
3. Grigor'ev, D. V, Stepanov, P. V Vneurochnaja deja-tel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor. [Tekst] / D. V. Grigor'ev, P. V Stepanov. - M. : Prosveshhenie, 2011. -224 s.
4. Daniljuk, A. Ja., Kondakov, A. M., Tishkov, V A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo vospitanija i razvitija lichnosti grazhdanina Rossii [Jelektronnyj resurs] / A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. - Rezhim dostupa: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/582174-1-koncepciya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii-proekt-danilyuk-kondakov-tishkov-obschie.php (Data obrashhenija - 03 marta 2018 g.).
5. Metodika nepreryvnogo professional'nogo razvitija kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : uchebnoe posobie / A. V Zolotareva [i dr.]; pod nauch. red. A. V Zolotarevoj. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Jurajt, 2017. -315 s.
6. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej [Tekst] : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / L. V Bajborodova [i dr.] ; otv. red. L. V Bajborodova. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Jurajt, 2017. - 413 s.
7. Pedagogika: uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata [Tekst] / L. S. Podymova [i dr.] ; pod obshh. red. L. S. Podymovoj, V A. Slastenina. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Jurajt, 2017. - 246 s.
8. Proekty federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija 3++ po UGSN 44.00.00 «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.fumoped.ru/fgos-vo (Data obrashhenija - 03 marta 2018 g.).
9. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom, obshhem, osnov-nom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')» utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot «18» oktjabrja 2013 g. № 544n [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (Data obrashhenija - 03 marta 2018 g.).
10. Psihologija i pedagogika : v 2 ch. Chast' 1. Psi-hologija : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata /
V A. Slastenin [i dr.] ; pod obshh. red. V A. Slastenina,
V P. Kashirina. - M. : Jurajt, 2017. - 230 s.
11. Psihologija i pedagogika v 2 ch. Chast' 2. Pedagogi-ka : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata /
V A. Slastenin [i dr.] ; pod obshh. red. V. A. Slastenina,
V P. Kashirina. - M. : Jurajt, 2017. - 374 s.
12. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Feder-acii na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec157 56.pdf (Data obrashhenija - 03 marta 2018 g.).
13. Teorija obuchenija i vospitanija, pedagogicheskie tehnologii [Tekst] : uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata / L. V Bajborodova, I. G Harisova, M. I. Rozhkov, A. P. Chernjavskaja ; otv. red. L. V. Bajborodova. - 3-e izd., ispr. i dop. - M. : Jurajt, 2017. - 192 s.
14. Teorija obuchenija i vospitanija, pedagogicheskie tehnologii [Tekst] : uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata / L. V Bajborodova, I. G Harisova, M. I. Rozhkov, A. P. Chernjavskaja ; otv. red. L. V. Bajborodova. - 3-e izd., ispr. i dop. - M. : Jurajt, 2017. - 192 s.
15. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. Chast' 1. Obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie [Tekst] / pod obshh. red. A. P. Chernjavskoj, L. V Bajborodovoj. - Jaro-slavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2017. - 311 s.
Reference List
1. Baiborodova L. V, Kirichenko E. B., Paladiev S. L., Kharisova I. G Technologies of pedagogical activity. - 2nd part. Organization of activity: manual / L. V. Baiborodov, E. B. Kirichenko, S. L. Paladiev, I. G Kharisova / under the editorship of L. V Baiborodova. - Yaroslavl : Publishing House of YSPU named after K. D. Ushinsky, 2017. - 316 pages.
2. Baiborodova L. V, Kupriyanova G V, Stepanov E. N., Zolotareva A. V, Korableva A. A. Technologies of pedagogical activity. 3rd part: Design and programming: manual/L. V Baiborodova, G V Kupriyanov, E. N. Stepanov, A. V Zolotareva, A. A. Korableva; under the editorship of L. V Baiborodova. - Yaroslavl : Publishing House of YSPU name after K. D. Ushinsky, 2017. - 303 pages.
3. Grigoriev D. V, Stepanov P. V Extracurricular activities of school students. Methodical designer / D. V Grigoriev, P. V Stepanov. - M. : Prosveshchenie, 2011. - 224 pages.
4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov
V A. Concept of spiritual and moral education and development of the identity of the citizen in Russia [Electronic resource] / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. -Access date: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/582174-1-koncepciya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii-proekt-danilyuk-kondakov-tishkov-obschie.php (Date of the address - on March 03, 2018).
5. Technique of continuous professional development of staff of the sphere of additional education of children : book / A. V Zolotareva [etc.]; under scientific editorship of
A. V Zolotareva. - 2nd edition, corrected and added - M. : Urite, 2017. - 315 pages.
6. Pedagogics of additional education. Psychology and pedagogical support of children : the textbook for the academic bachelor degree/L. V Baiborodova [etc.]; editor-inchief L. V. Bayborodov. - 2nd edition, corrected and added -M. : Urite, 2017. - 413 pages.
7. Pedagogics: the textbook and a practical work for the academic bachelor degree / L. S. Podymov [etc.]; under a general editorship L. S. Podymova, V. A. Slastenin. - 2nd editon, overworked and added. - M. : Urite, 2017. - 246 pages.
8. Drafts of federal state educational standards of the higher education 3 ++ on UGSN 44.00.00 «Education and pedagogical sciences» [An electronic resource]. - Access mode: https://www.fumoped.ru/fgos-vo (Access date - on March 03, 2018).
9. The professional standard «The Teacher (Pedagogical Activity in the Preschool, Primary, General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)» is approved by the Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October «18», 2013 № 544n. [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (Date of the address - on March 03, 2018).
10. Psychology and pedagogics: in 2 parts. Part 1. Psychology: the textbook for the academic bachelor degree / V. A. Slastenin [etc.]; under a general editorship of V. A. Slastenin, V P. Kashirin. - M. : Urite, 2017. - 230 pages.
11. Psychology and pedagogics in 2 parts. Part 2. Pedagogics: the textbook for the academic bachelor degree / V. A. Slastenin [etc.]; under general editorship of V. A. Slastenin, V P. Kashirin. - M. : Urite, 2017. - 374 pages.
12. The strategy of education development in the Russian Federation until 2025 [An electronic resource]. - Access mode:
http://www.council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec157 56.pdf (Access date - on March 03, 2018).
13. Theory of training and education, pedagogical technologies: the textbook and a practical work for the academic bachelor degree/L. V Baiborodova, I. G Kharisova, M. I. Rozhkov, A. P. Chernyavskaya; editor-in-chief L. V. Baiborodova. - 3rd edition., corrected and added - M. : Urite, 2017. - 192 pages.
14. Theory of training and education, pedagogical technologies: the textbook and a practical work for the academic bachelor degree/L. V Baiborodova, I. G Kharisova, M. I. Rozhkov, A. P. Chernyavskaya; editor-in-chief L. V. Baiborodova. - 3rd edition., corrected and added - M. : Urite, 2017. - 192 pages.
15. Technologies of pedagogical activity. Part 1. Educational technologies: the manual / under a general editorship of A. P. Chernyavskaya, L. V. Baiborodova. - Yaroslavl : Publishing House of YSPU named after K. D. Ushinsky, 2017. - 311 pages.