Аспекты изоспптатеаьноп паЗоты
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Начальник КВШ МВД РК Т .К.Кабденов канд. пед. наук, доцент, докторант Т.Н.Килъмашкина
Костонайская высшая школа МВД Республики
Казахстан
Своеобразие процесса воспитания в органах внутренних дел состоит в том, что он протекает в коллективе, имеющем определенную организацию, где взаимоотношения регламентируются уставами, законом об органах внутренних дел, различными положениями о прохождении службы и инструкциями. Основными направлениями воспитания сотрудников органов внутренних дел являются правовое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое. Главная цель при этом — совершенствование личностных и профессиональных качеств, способствующих эффективному выполнению служебных обязанностей.
В воспитательном процессе органов внутренних дел выделяются объекты, субъекты, предмет, средства (орудия) и продукты (результаты) воспитания.
Объекты воспитания — это личный состав подразделений, люди, на которых государство возложило ответственность за право-исполнение, правоприменение, правоохрану. Субъекты воспитательного процесса — это организаторы регулирующего и формирующего воздействия на воспитуемых — офицеры, руководители служб, наставники. Предметом воспитания является процесс формирования профессионала, владеющего необходимыми для качественного несения службы
юридическими знаниями, умениями, навыками, познавательными способностями и личностными качествами. Средства (орудия) воспитания включают методический арсенал субъектов воспитательного и развивающего воздействия. Продуктом педагогического труда в ОВД можно назвать квалифицированного сотрудника, способного эффективно осуществлять возложенные на него государством задачи по правоохране, правоприменению, пра-воисполнению. Продуктом педагогического труда выступает также слаженная работа подразделений и коллектива в целом.
Особенности воспитательного процесса органов внутренних дел заключаются в следующем:
— его направленность и характер определяются экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, нормативной базой;
— воспитание зависит от особенностей организации труда и управления в ОВД;
— воздействие на воспитуемых обусловлено специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан;
— он осуществляется в рамках уставной организации, проводится в условиях постоянного выполнения служебных задач, максимально приближенных к боевым, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;
— организуется и направляется начальниками УВД, РОВД (ГОВД), зависит от современных требований к службе по охране общественного порядка и борьбы с преступностью.
Таким образом, воспитание в органах внутренних дел имеет милицейскую направленность и реализуется в непосредственной служебной деятельности. Это значит, что его содержание и методы зависят от основных задач, возлагаемых на органы внутренних дел государством, по защите конституционных прав и свобод граждан от противоправных
посягательств: обеспечения личной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений, оказания помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Под методами воспитания сотрудников ОВД мы понимаем способы педагогического воздействия на их сознание, чувства, волю с целью формирования у них необходимых юридических знаний, умений, навыков, способов деятельности, профессионально значимых свойств и качеств личности.
Систему основных методов воспитания в органах внутренних дел составляют убеждение, упражнение, воспитание на примере, поощрение и принуждение. Рассмотрим особенности их реализации в процессе воспитательного воздействия на работников.
Метод убеждения является основным методом воспитания сотрудников ОВД. Он направлен главным образом на формирование идейно-мотиващюнной сферы работника. Осуществляется по двум направлениям: убеждение словом и убеждение делом.
Главными условиями действенности метода убеждения являются:
• глубокая убежденность воспитателя и воспитуемого в справедливости, истинности преподносимых требований;
• безупречная логика обоснования положений и принципов;
• единство слова и дела как субъектов, так и объектов воспитания;
• рациональная организация повседневной профессионально-служебной деятельности;
• индивидуальный и дифференцированный подход в ходе убеждения воспитуемых;
• исключение назидательного тона, а также других форм морального давления.
Метод упражнения в воспитании работников ОВД по своей сущности заключается в такой организации службы, которая ведет к формированию необходимых физических, боевых, морально-нравственных качеств; совершенствованию привычек адекватного служебного поведения; выработке положительного социально-правового опыта.
Основными условиями эффективности метода убеждения в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:
— демонстрация общественной значимости службы в милиции;
— ориентирование работников на лучшие образцы поведения и достойные для подражания примеры;
— неукоснительное выполнение всеми сотрудниками требований законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;
— создание в коллективе атмосферы взаимопомощи, доброжелательной требовательности, нетерпимости к отклонениям в выполнении нравственно-правовых норм;
— стимулированное проявление у сотрудников служебной и общественной активности, стремление к самовоспитанию.
Метод примера в процессе воспитания работников ОВД предполагает целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемых продуктивных форм правового поведения.
Важными предпосылками его эффективной реализации будут:
— личный пример руководителей в исполнении функциональных обязанностей и действующего законодательства;
— пропаганда передового опыта служебной деятельности лучших сотрудников и подразделений.
Метод поощрения в органах внутренних дел включает систему средств и приемов морального и материального стимулирования как отдельных работников, так и коллективов подразделений, проявивших инициативу, творчество, настойчивость в выполнении служебного долга и добившихся высоких результатов в правоисполнении, правоприменении, право-охране.
Основные условия действенности метода поощрения в воспитательном процессе ОВД следующие:
• служебная целесообразность поощрения;
• подчинение поощрений решению главных задач, стоящих перед органами;
• соответствие поощрения степени заслуг;
• своевременность поощрения;
• соблюдение меры и последовательность в применении поощрений;
• разумное сочетание моральных и материальных видов поощрения;
• непрерывное повышение требовательности к поощряемым;
• гласность, правильная формулировка мотивов поощрения.
Принуждение как метод воспитания в ОВД есть система дисциплинарно-педагогических воздействий на сотрудников, халатно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих закон, дисциплину и
порядок. Целью принуждения является побуждение провинившегося к исправлению своего противоправного поведения.
Формы выражения принуждения таковы: категорическое требование (приказ); предупреждение оступившегося о дисциплинарной или иной ответственности; запрещение; наложение взыскания; осуждение провинившегося на собрании (построении) личного состава.
Метод принуждения в органах внутренних дел требует от субъектов регулирующего воздействия на работников особой ответственности за педагогическую целесообразность и обоснованность его применения.
Условия плодотворности метода принуждения в ОВД:
• принуждение применяется лишь после того, как все другие методы не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют немедленно изменить поведение сотрудника, проявляющего социально вредные поступки, действовать в соответствии с законом и общественными интересами;
• применяются меры принуждения с индивидуальным подходом к сотрудникам с учетом уровня их служебной подготовки, жизненного опыта, способностей, характера проступка;
• реагирование руководителей на нарушение работником положений закона и норм морали неотвратимо;
• обстоятельно выясняются причины проступков;
• достигается осознание провинившимся своей вины;
• своевременно применяются меры принуждения;
• недопустима поспешность в использовании принуждения;
• неприемлемы элементы предвзятости, грубо ста;
• учитываются общественное мнение, активное участие коллектива в перевоспитании оступившегося;
• усиливается внимание к сотрудникам, в отношении которых предприняты меры принуждения;
• за успехи поощряются снятием наложенного взыскания.
Эффективным средством служебного роста и профессионального совершенствования является самовоспитание. Под ним понимается целенаправленная активная деятельность работника по формированию и развитию у
себя положительных конструктивных и устранению отрицательных, деструктивных качеств, связанных с правовой культурой.
Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень образованности сотрудника, готовность и способность к самопознанию, самоанализу, самооценке своих поступков. Необходима устойчивая установка на самосовершенствование.
Специалисты обозначают следующие психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД:
• сформированность адекватной самооценки своей юридической и служебной подготовленности;
• наличие осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей личностного и профессионального роста;
• знание основ наук, владение методами научной организации труда, способами работы с печатными информационными источниками;
• определенный уровень развития воли, способность к саморегуляции;
• понимание смысла милицейского труда, положительное отношение к выполнению служебного долга.
Приемы самовоспитания, приемлемые для сотрудников органов внутренних дел, следующие: самоубеждение, самовнушение, самокритика, следование примеру, упражнение, самопоощрение, самопринуждение и др.
Активизировать методы воспитания и самовоспитания сотрудников помогут проблемные ситуации. Механизм их действия в воспитательном процессе органов внутренних дел проявляется в преднамеренном создании ситуации познавательного или оценочного затруднения, когда вскрывается противоречие между юридическими знаниями работников правопорядка, для разрешения которых необходимы новые сведения.
Литература
1. Опорные конспекты-схемы по педагогике органов внутренних дел. — Л.: ВПУ МВД СССР, 1989.-76 с.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
3. Подласый И.П Педагогика: Учебник для сту-дегпов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996. —432 с.
"Общество обязано идти навстречу потребностям человека в погонах"
Обращение Государственной Думы О нравственном и военно-патриотическом воспитании молодежи и повышении уровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов
безопасности Все мы, граждане России, являемся свидетелями стремительного падения уровня культуры в обществе. Без нравственного здоровья граждан, в том числе молодежи, немыслима безопасность Отечества.
Действительно, о какой безопасности можно вести речь, когда Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе правоохранительные органы и органы безопасности, пополняются молодыми людьми, в сознании которых размыты представления о духовных ценностях народа. Государство в настоящее время не в состоянии в полной мере противостоять разрешению культурных традиций. Многие средства массовой информации, в первую очередь телевидение и радиовещание, формируют негативное представление о современности и об истории страны, о жизни военнослужащих.
В этих условиях предпринимаемые государством меры в области военной реформы обречены на неудачу. Сознание того, что сложившаяся ситуация может привести к угрозе безопасности государства, обязывает
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поставить вопрос о необходимости коренного перелома существующего положения в области нравственного воспитания. Государство и общество не должны ждать, когда к ним обратятся за помощью, они обязаны идти навстречу потребностям человека в погонах.
Государственная Дума призывает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, политические партии и другие общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации, организации и учреждения культуры, деятелей культуры и искусства способствовать объединению всех здоровых сил общества, созданию условий, при которых личность будет формироваться в атмосфере гордости за славную историю Отечества и его Вооруженных Сил. Государственная Дума обращается ко всем заинтересованным органам, организациям и учреждениям культуры, деятелям культуры и искусства с призывом возродить и развивать традиции шефской работы в воинских коллективах, активного участия общества в формировании молодого поколения. Государственная Дума считает целесообразным создание государственной программы нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи и выражает уверенность, что это обращение будет услышано и поддержано.
Москва 4 марта 1998 года
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Зам. военного комиссара С.В .М арзоев
Республика Северная Осетия г.Владикавказ
На пороге XXI в. кардинально изменились геополитическое и геостратегическое положение России, ее статус в системе международных отношений. Значительно снизился оборонный потенциал Российской Федерации, хотя она и остается великой ядерной державой. Отечественная система государственно-патриотического воспитания встала на но-
вый период развития, что обусловлено коренными переменами в экономической и социально-политической жизни страны, изменением общественной и политической систем. Оно оказалось в духовной и мировоззренческой обстановке, идет пересмотр его многих, в том числе ключевых, положений. Необходимо решение значительных фундаментальных теоретических и практических проблем, поставленных объективным ходом развития, таких, как определение места и роли России в формирующейся многополярной системе мира (взамен биполярной); оценка роли России в отдельных регионах и в мире в целом. До сих пор отсутствуют научная концепция осуществления государственно-патриотического воспитания и государственный заказ на его осуществление. Вместо активного участия в решении сложных государственных проблем государственно-патриотическое воспитание все меньше востребуется политическим руководством страны. Помимо этого, система государствен но-патриотического воспитания характеризуется разрозненностью, бессистемностью.