Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности'

Организационно-педагогические условия патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROGRAMME / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур Марина Анатольевна

Рассматриваются организационно-педагогические условия патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, включающие применение совокупности подходов, разработку программы и применение педагогического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Pedagogical Conditions of Patriotic Educative Work of Law Enforcement Departments’ Officers in their Professional Activity

The researcher dwells on organizational and pedagogical conditions of patriotic educative work of law enforcement departments’ officers including the set of approaches, development of the programme and pedagogical monitoring.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности»

психологические аспекты воспитательной, правовой и профилактической роботы

УДК 159.922.7

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. А. Мазур

Рассматриваются организационно-педагогические условия патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, включающие применение совокупности подходов, разработку программы и применение педагогического мониторинга.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, программа, мониторинг.

В начале опытно-экспериментальной работы нами высказано предположение о том, что эффективность процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел (ОВД) обеспечивается реализацией комплекса следующих организационно-педагогических условий:

- обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса за счет применения совокупности системного, профессионально-личностного и интегративно-деятельностного подходов;

- разработка и реализация программы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности;

- применение педагогического мониторинга для получения объективной информации о результате осуществляемого процесса и внесение оперативных изменений.

Одним из направлений нашей экспериментальной работы было подтверждение предположения о том, что реализация отдельно взятых условий не столь эффективна, как их реализация в комплексе. С учетом этого для проведения опытно-экспериментальной работы были сформированы три экспериментальные и одна контрольная группа.

В контрольной группе патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществлялось традиционно в рамках общей воспитательной работы, проводимой в подразделениях на занятиях по моральнопсихологической подготовке, и в рамках единого дня государственно-правового информирования, а также в практической профессиональной деятельности и воспитательной работе. Целенаправленной работы по развитию патриотизма не велось. В первой экспериментальной

группе (ЭГ1) проверялись первое и третье условия, во второй (ЭГ2) - второе и третье условия, в третьей экспериментальной группе (ЭГ3) - все три условия в совокупности.

Итак, рассмотрим особенности реализации каждого из условий патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

В качестве первого организационно-педагогического условия, способствующего повышению эффективности патриотического воспитания сотрудников ОВД, мы выделили обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса за счет применения совокупности системного, профессионально-личностного и интегративно-деятельностного подходов. Данное условие было реализовано в экспериментальных группах ЭГ1 и ЭГ3 и позволяло осуществлять патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности как целостный педагогический процесс, целью которого является развитие патриотизма - интегративного профессионально и личност-но значимого качества сотрудников.

В практической деятельности данное условие реализовывалось следующим образом.

На занятиях по морально-психологической подготовке, единых днях государственно-правового информирования по патриотической тематике значимое место отводилось информации об успешных действиях в подразделениях ОВД, о героических и мужественных поступках сотрудников, деятельности ветеранской и наставнической организации. Проводились встречи личного состава с ветеранами ОВД, сотрудниками, отличившимися при выполнении служебных обязанностей. Занятия и встречи обладали значительными возможностями для решения задач патриотического воспитания. Интересными, насыщенными по содержанию, познавательными были занятия («Система ритуалов в органах внутренних дел, их сущность и назначение», «Государственные символы Российской Федерации», «Совесть, долг и честь - необходимые качества сотрудников органов внутренних дел»), воспитательные мероприятия, в основу которых был положен интегративно-деятельностный подход («Тематический вечер, посвященный празднованию Дня защитников Отечества», «Тематический вечер, посвященный празднованию Дня сотрудников органов внутренних дел»).

Особое внимание вопросам патриотического воспитания сотрудников было уделено в ходе подготовки

и проведения празднования 65-летия годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне. В Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» был подготовлен план мероприятий по подготовке и проведению Дня Победы. Ветеранов Великой Отечественной войны посещали на дому, им была оказана необходимая помощь.

Творческая активность сотрудников во время подготовки, проведения занятий и мероприятий была высокой: одни сотрудники отвечали за организацию мероприятий, другие искали необходимую информацию, оформляли документацию, разрабатывали сценарии, третьи применяли творческие способности для проведения вечера, четвертые были ответственными за организацию ветеранов. В целом подобные мероприятия и занятия способствовали углублению и расширению патриотических знаний сотрудников ОВД, формированию ценностных ориентаций, профессионально-нравственной мотивации, проявлению инициативы и патриотической деятельности.

При реализации системного и интегративно-деятельностного подходов в патриотическом воспитании сотрудников ОВД в профессиональной деятельности нами использовались различные методы, формы педагогического взаимодействия, преимущественно познавательноразвивающего характера, что обусловлено спецификой содержания и задач деятельности сотрудников ОВД, обеспечивающих эффективность указанного процесса. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались: информационно-просветительские беседы; выступления, встречи с ветеранами; занятия и лекции по морально-психологической подготовке, связанные с патриотическим воспитанием; знакомство с материалами периодической печати, основными патриотическими понятиями, терминами, с материалами для размышления: высказываниями писателей, цитатами из работ ученых; совещания; доведение информации; дискуссия; методы внушения в целях формирования уверенности в своих силах; методы поощрения (поощрение к самостоятельности и проявлению инициативы); метод убеждения; личный пример; положительная критика действий; чествование лучших сотрудников; тематический вечер и другие мероприятия.

Формами организации патриотического воспитания служили: конкурсы профессионального мастерства,

спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные памяти сотрудников ОВД, погибших на боевом посту; встречи сотрудников разных поколений, ветеранское движение, наставничество, направленное на передачу и усвоение патриотических традиций ОВД; выпуск журналов и буклетов, посвященных славным и юбилейным датам окружных и городских УМВД-(М)ОМВД. Ежегодно проводится День памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей в Северо-Кавказском регионе; празднование Дня Победы совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Проводились конкурсы красоты и профессионализма «Мисс полиция» как основы формирования чувства любви, гордости, привязанно-

сти к женщине, территории проживания, с которыми ассоциируется понятие «Родина»; встречи с учащимися школ, экскурсии по музею, дежурной части, День открытых дверей. Использовалась наглядная агитация в деле распространения передового опыта сотрудников различных служб и подразделений, проявляющих активность и инициативу в борьбе за высокие конечные результаты в оперативно-служебной деятельности; организовывалось шефство над ветеранами.

Мероприятия ставили целью максимальное привлечение сотрудников, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, к реальной деятельности патриотического содержания.

Мы исходили также из того, что патриотическое воспитание успешно в том случае, если у сотрудника сформированы профессионально-нравственные мотивы служебной деятельности. Стимулирование мотивации сотрудников шло по нескольким направлениям: опора на жизненный опыт сотрудников в процессе обучения, что способствовало повышению активности, развитию потребности в разрешении возникающих противоречий с опорой на новые знания; разъяснение значимости получаемых знаний в профессиональной деятельности. Социально ценными побудителями явились: действенная помощь ветеранам, торжественное вручение погон и медалей сотрудникам, проведение экскурсий, которые стали личностно значимыми мотивами.

Таким образом, совокупность выделенных нами подходов позволила осуществить патриотическое воспитание сотрудников ОВД как целостный педагогический процесс, формировать в единстве когнитивный, деятельностный и личностный компоненты патриотизма как интегративного профессионально и личностно значимого качества на основе включения сотрудников в различные виды патриотически направленной деятельности.

Второе условие - разработка и реализация программы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности - способствовало активизации процесса патриотического воспитания, а также формировало у сотрудников патриотические знания, приобщало к духовным и нравственным ценностям, сохранению традиций и ритуалов ОВД, побуждало сотрудников эффективно и добросовестно выполнять профессиональные функции и осуществлять регуляцию профессиональной деятельности.

В ходе нашего исследования разработана комплексная программа патриотического воспитания сотрудников ОВД, в рамках которой был апробирован курс «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» в системе морально-психологической подготовки по воспитательной работе, в которой определено ядро содержания патриотического воспитания сотрудников.

Программа «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» реализовывалась посредством осуществления во взаимосвязи учебно-воспитательной работы в подразделениях и самовоспитания сотрудников. Учебно-воспитательная работа предполагала использование разнообразных форм организации обучения в процессе

профессиональной подготовки сотрудников ОВД: индивидуальной (развитие личности), групповой (сплочение коллектива, поддержание и сохранение традиций и ритуалов), массовой (формирование патриотической направленности). В процессе изучения программы сотрудники приобрели систематизированные знания по истории, традициям, ритуалам ОВД, что сопутствовало выработке моральных, нравственных и профессиональных качеств, приобретению практических навыков, формированию патриотических мотиваций (защита Родины, верность Отечеству, стремление ставить общественные интересы выше личных), стремлению к активному проявлению профессиональных качеств в интересах качественного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач и др.

Данный курс связали с развитием у личного состава психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения, обусловленные службой в ОВД, других психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности.

Реализация третьего условия предполагала разработку алгоритма и осуществление мониторинга процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. В патриотическом воспитании в настоящее время пока нет единых подходов к организации педагогического мониторинга процесса патриотического воспитания. Педагогический мониторинг был необходим и в контрольной, и в экспериментальных группах, так как он позволил не только получить достоверную и полную информацию об уровне развития патриотизма сотрудников, но и выявить пути достижения эффективных результатов воспитательной работы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие этапы педагогического мониторинга патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности:

1. Подготовительный этап. На данном этапе осуществлялся первичный целенаправленный, систематизированный сбор информации по проблеме патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, т. е. формулировка задачи с указанием конечной цели, условий проведения эксперимента; установление уровня разработанности проблемы; выдвижение, уточнение и корректировка основных гипотетических предположений экспериментального исследования. В рамках этого этапа происходят разработка методики и технологии эксперимента, определение содержания, форм конкретных поисковых заданий.

2. Исходно-диагностический этап. Задачей этапа являлось определение исходных данных - показателей развития патриотизма, а также установление уровней развития патриотизма.

На основе определенных критериев и показателей нами были выделены уровни развития патриотизма: высокий, средний, низкий. Для анкетирования мы использовали диагностический материал, в котором сотруднику предъявлялись понятия патриотического содержания. Их необходимо было объяснить и описать.

3. Деятельностный этап. Задачей этого этапа являлась организация работы с сотрудниками, направленной на ликвидацию недостатков в патриотическом воспитании сотрудников. Данный этап включал в себя реализацию комплекса организационно-педагогических условий эффективности патриотического воспитания сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности:

- обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса за счет применения совокупности системного, профессионально-личностного и интегративно-деятельностного подходов;

- разработку и реализацию программы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности;

- применение педагогического мониторинга для получения объективной информации о результатах осуществляемого процесса и внесения оперативных изменений.

На данном этапе мы вели патриотическое воспитание в реальной профессиональной деятельности в системе морально-психологической подготовки личного состава: на единых днях государственно-правового информирования, в лекциях, на беседах и консультациях сотрудников, экскурсиях, торжественных мероприятиях и др.

4. Коррекционный этап. В процесс планирования деятельности по совершенствованию патриотического воспитания сотрудников ОВД были внесены коррективы с учетом данных, полученных в результате констатирующего этапа, а также сопоставлены результаты с предположениями гипотезы, оценено их соответствие целям и задачам экспериментальной работы.

5. Итогово-аналитический этап. Задачей здесь являлось обобщение материалов исследования, установление статистических закономерностей, определение эффективности мероприятий, вводимых в целях совершенствования патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

6. Прогностический этап обеспечивал определение тенденций и прогнозов для дальнейшего совершенствования патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

Объектом изучения в нашем исследовании являлись изменения в развитии патриотизма как интегративного профессионально и личностно значимого качества сотрудников ОВД. Применение педагогического мониторинга позволило получить достоверную и полную информацию о патриотическом воспитании сотрудников ОВД в профессиональной деятельности. Важной составляющей было развитие патриотизма.

В результате применение комплекса организационнопедагогических условий в практической деятельности способствовало успешной реализации развития патриотизма в профессиональной деятельности сотрудников ОВД и повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.