Научная статья на тему 'Сущность и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел'

Сущность и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3786
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел / принципы / patriotic education of law-enforcement bodies' employees / principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур Марина Анатольевна

Описывается сущность патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, характеризуются компоненты патриотического воспитания, выявляется структура и содержание данного процесса, рассматриваются особенности патриотического воспитания сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of patriotic education of law-enforcement bodies" employees is described the components of patriotic education are characterized the structure and the content of the process are highlighted, and the features of patriotic education are regarded.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел»

REFERENCES

1. Van' Jaohua, Van'Ango. Vysshee muzykal'noe obrazovanie: Sbomik statej. Can'sha, 2004. 198 s.

2. Czhihun, Fjen Damin', Chzhon Cjafan'. Novyj menedzhment obrazovanija. SHanhaj, 2000. 265 s.

3. Guo Cjan'shjen'. 60 let istorii hudozhestvennogo obrazovanija: Monografija. Can'sha, 2009. 87 s.

4. MaDa. Metody issledovanija muzykal'nogo obuchenija. Shanhaj, 2005. 57 s.

5. MaDonfjen, Chzhon Ajmi. Muzykal'naja pedagogika: Uchebnik. Pekin, 1996. 219 s.

6. Se Czjasin', Sjuj Sjujbjo. Issledovanie i praktika muzykal'nogo obuchenija: Uchebnik. Shanhaj, 2009. 125 s.

Internet-resursy

7. Sajt Ministerstva prosveshchenija Kitaja. http:// www.moe.edu.cn/

М. А. Мазур

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Описывается сущность патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, характеризуются компоненты патриотического воспитания, выявляется структура и содержание данного процесса, рассматриваются особенности патриотического воспитания сотрудников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел, принципы.

M. Mazur

ESSENCE AND FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES’ EMPLOYEES

The essence of patriotic education of law-enforcement bodies ’ employees is described; the components of patriotic education are characterized; the structure and the content of the process are highlighted, and the features of patriotic education are regarded.

Keywords: Patriotic education of law-enforcement bodies’ employees, principles.

На всех исторических этапах функционирования и развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионального, компетентного, патриотически воспитанного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям соответствующего периода развития общества и органов внутренних дел. В этом процессе существенная роль принадлежит воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.

В современном российском обществе органы внутренних дел функционируют в режиме непрерывных перемен — реформ и трансформаций, в том числе и в самих

органах внутренних дел. Эти перемены, а также динамичный, ускоренный характер всех социальных процессов предъявляют новые требования к сотруднику органов внутренних дел. Ему сегодня нужно чаще действовать самостоятельно, более творчески и более инициативно, быть патриотически воспитанным, уметь находить нужное решение в различных ситуациях, быть готовым к непрерывным переменам (инновациям). И все это надо осуществлять в рамках закона, соблюдая права и законные интересы граждан.

На расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 года министр внутренних дел России генерал армии Р. Г.

Нургалиев в своем докладе подчеркнул, что теперь необходимо серьезно корректировать систему подготовки и воспитания кадров. Приказом МВД России от 1 февраля №120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» затем была утверждена Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России [7]. В них отмечается высокая значимость патриотического воспитания на современном этапе, определяются основные пути развития системы патриотического воспитания, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.

Начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенант милиции В. Я. Кикоть писал, что при реформировании системы воспитательной работы следует опираться на определенные ценности: гражданственность, государственность, патриотизм, который всегда выражался в глубокой и сознательной любви к Родине, в готовности служить ее интересам [7].

Проблема патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел является актуальной, а ее особое значение объясняется тем, что она оказалась в эпицентре целого ряда связанных с нею других проблем, которые затрагивают интересы государства в целом. В то же время в самой структуре деятельности органов внутренних дел заложены условия для формирования патриотизма: традиции и ритуалы, существующие у сотрудников, принятие присяги, вручение званий, атрибутика и др.

Под патриотическим воспитанием сотрудников органов внутренних дел мы понимаем педагогический процесс целенаправленной, многоплановой, систематической, организованной и скоординированной деятельности субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость.

Сущность данного процесса заключается в переводе социально-нравственных ценностей в личностные. Превращение социально-нравственных ценностей в личностные осуществляется на основе активной

деятельности самой личности в процессе патриотического воспитания. Формы этой активности различны в разных сферах жизнедеятельности личности. Особое значение имеет деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система социальнонравственных ценностей данного общества. Выступая стимулятором активного жизненного проявления личности, ценности служат средством повышения продуктивности ее жизнедеятельности, возвышения ее социально-нравственного потенциала. Сотрудник проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в профессиональной деятельности. Человек-патриот проявляет свою жизненную позицию в практической (профессиональной) деятельности на благо Родины и Отечества.

В подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:

- статусно-позиционной — обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;

- формирующе-развивающей — состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социальноценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;

- информационно-коммуникативной — обусловливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;

- информационно-мобилизующей

— состоит в создании социальнопсихологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;

- прогностическо-деятельностной — заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных

проявлений поведения, в педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, в преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социальноценностных образований и чувства патриотизма [2].

Анализ проблемы патриотического воспитания сотрудников ОВД дает основание рассматривать данное явление как педагогический процесс, осуществляющийся в системе воспитательной деятельности органов внутренних дел. Учитывая, что процесс патриотического воспитания сотрудников ОВД, как любой педагогический процесс, имеет свою структуру, мы считаем необходимым выделить целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

В качестве цели процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД выступает развитие патриотизма как личностного и профессионально значимого качества.

Цель патриотического воспитания определяет три группы задач данного процесса, которые отражают структуру, содержание и особенности понятия «патриотизм» и включают: расширение и углубление патриотических знаний сотрудников; активизацию патриотической деятельности, совершенствование специальных умений, необходимых для профессиональной деятельности; развитие профессионально-нравственной мотивации, приобщение к нравственным ценностям.

Содержательный компонент включает принципы и содержание процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

Анализ современных исследований по проблемам патриотического воспитания в целом [1; 4; 8] и сотрудников ОВД в частности [3; 6] позволяет выделить общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел. К общепедагогическим принципам относятся: воспитание в процессе деятельности, воспитание в коллективе и через коллектив, опора на положительное в

личности и в коллективе, принцип индивидуального подхода, принцип субъектности, интегративности, оптимальности. Специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД включают: принципы преемственности, народности, конкретноисторического подхода, государственнопатриотической и профессиональной направленности воспитания, требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания сотрудников ОВД и воспитательной деятельности с личным составом в целом способствует воспитанию у сотрудников чувства гордости и ответственности за Родину, формированию такого профессионально важного качества, как готовность к защите Отечества. Кроме того, основываясь на этих принципах, воспитатели и руководители развивают в молодых сотрудниках интерес к служебной деятельности, чувство собственного достоинства и непримиримости к преступности, формируют готовность выполнять служебные задачи.

Совокупность общепедагогических и специфических принципов, составляющих основу процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД, определяет содержание рассматриваемого процесса, в котором можно выделить следующие направления:

- воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине, потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

- воспитание сотрудников в духе гордости за принадлежность к системе органов внутренних дел России, стремления развивать и обогащать их боевые традиции;

- развитие у сотрудников желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

- развитие постоянного стремления к овладению своей профессией, к отличному освоению техники, оружия и способов их применения;

- изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его

служебного пути и воспитание на этой основе у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления приумножить их;

- формирование профессионально и лич-ностно значимых моральных (моральнобоевых) и психологических качеств сотрудника ОВД, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над преступниками;

- формирование у сотрудников непоколебимой верности присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- формирование у сотрудников глубокого понимания необходимости защиты Родины, стремления к борьбе с преступностью;

- обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, о семьях погибших сотрудников;

- развитие у сотрудников государственного мышления, формирование у них четкой позиции в оценке и понимании государственной политики, воспитание их в духе преданности Родине и служебному долгу, верности Присяге и профессионально-этическим нормам Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

- развитие различных видов общественных формирований сотрудников ОВД; активизация деятельности советов наставников, ветеранов, собраний сотрудников, работа с сотрудниками, прошедшими «горячие точки»;

- пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга;

- совершенствование системы профессионального воспитания молодых сотрудников, повышение значимости традиций и ритуалов, стимулов морального и материального поощрения.

Организационно-деятельностный компонент включает в себя методы, средства и формы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

Под методами патриотического воспитания понимаются способы воздействия на

человека с целью выработки и закрепления патриотического сознания и соответствующих норм поведения.

При реализации патриотического воспитания сотрудников ОВД мы использовали следующие методы: наблюдение, индивидуальная беседа, индивидуальная помощь, совместная деятельность, анализ результатов деятельности, личный пример руководителя, обобщение независимых характеристик.

Для систематического и целенаправленного накопления фактов о поступках, поведении и действиях сотрудников применялся метод наблюдения за сотрудником в различных видах деятельности, позволяющий определить линию его поведения, понять его характер, познать его направленность и мотивы действий.

Большое значение в патриотическом воспитании сотрудников ОВД мы придавали таким методам, как индивидуальная помощь и совместная деятельность. Совместное выполнение заданий в практической деятельности позволяло воспитателю (руководителю) выявить мотивы профессиональной деятельности сотрудников, повысить эффективность индивидуальной помощи в преодолении встречающихся трудностей, в изучении нормативных документов и функциональных обязанностей, в овладении техникой, табельным оружием и др. При оказании индивидуальной помощи подчиненным соблюдались следующие требования:

- конкретность помощи, применение различных ее видов (советы, разъяснения, пожелания, совместное выполнение отдельных поручений, обязанностей и пр.);

- тактичность, уважение к сотруднику, вера в его способности и силы;

- учет особенностей личности подчиненного, уровня его подготовки, образования.

Методы анализа результатов деятельности и обобщения независимых характеристик позволяли получать достоверную информацию об изменениях отношения сотрудников к службе, об уровне дисциплины и т. д.

Особую роль в патриотическом воспитании сотрудников ОВД мы отводили такому методу воспитания, как личный пример руководителя.

Личный пример является основой авторитета любого начальника, воспитателя. Чем положительнее пример руководителя, тем глубже уважение к нему подчиненных, тем качественнее будут выполняться задачи, которые он ставит перед сотрудниками. Для формирования патриотического сознания сотрудников очень важно, чтобы высокие слова о Родине, о служебном долге, чести, звучащие из уст начальников, никогда не расходились с их практическими делами. Единство слова и дела — залог успешного применения метода личного примера.

Главная особенность применения обозначенных методов заключается, прежде всего, в том, что они обеспечивают единство познавательной и деятельностной структур процесса патриотического воспитания.

Данный процесс осуществлялся с использованием разнообразных форм организации обучения и воспитания, которые можно разделить на три направления: воспитание историей, воспитание через сопричастность с происходящими событиями и использование форм массовой и индивидуальной работы по этому направлению воспитательной работы.

Результативный компонент позволяет осуществлять наблюдение, контроль и прогноз процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД, предполагает осуществление анализа результатов, выявление отклонений от намеченной цели и причин их возникновения, внесение необходимых корректив, что становится возможным на основе определения критериев и показателей патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.

Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [3; 5; 6] позволяет выделить

специфические особенности данного процесса, включающие:

- обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;

- ярко выраженная профессиональная направленность, зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;

- осуществление данного процесса в рамках уставной организации в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками, поскольку сотрудникам приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях с большой морально-психологической и физической нагрузкой;

- обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан, что предполагает неукоснительное выполнение требований нормативных актов к кадрам правоохранительных органов, соблюдение основополагающего принципа присяги: «Служа Закону — служу народу»;

- сочетание прямого и опосредованного педагогического воздействия;

- необходимость учета особенностей объекта воспитания и перевоспитания — взрослых людей.

Итак, патриотическое воспитание сотрудников ОВД, являясь неотъемлемой частью системы воспитательной работы в подразделениях, основано на взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания и направлено на формирование у сотрудников любви к своей Родине, патриотических знаний и убеждений, потребности защищать и охранять общественный порядок, обеспечивать общественную безопасность в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визер В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: Автореф. дис ... канд. пед. наук. Омск, 2005.

2. Дудко А. В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: Дис ... канд. пед. наук. Оренбург, 2002. С. 38-39.

3. Жиляев А. А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: Автореф. дис ... канд. пед. наук. М., 1998.

4. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997.

5. Кабденов Т. К., Кильмашкина Т. Н. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. №2(8). С. 42.

6. Кукушин В. М., Лебедев Г. П. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.

7. Лебедев Г. П. Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел: Лекция. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 36 с.

8. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса Автореф. дис . канд. пед. наук. Челябинск, 1996.

REFERENCES

1. Vizer V G. Voenno-patrioticheskoe vospitanie uchashchihsja s uchetom tradicij sibirskogo kazachestva: Avtoref. dis ... kand. ped. Nauk. Omsk, 2005.

2. Dudko A. V Vospitanie patriotizma u studentov voennyh vysshih uchebnyh zavedenij: dis ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2002. S. 38-39.

3. Zhiljaev A. A. Vospitanie patriotizma u voennosluzhashchih vnutrennih vojsk MVD Rossii pri vypolnenii sluzhebno-boevyh zadach v vooruzhennyh konfliktah: Avtoref. dis ... kand. ped. nauk. M., 1998.

4. Ippolitova N. V. Patrioticheskoe vospitanie v sovremennyh uslovijah: osobennosti, podhody, podgotovka budushchih uchitelej: Monografija. Cheljabinsk: Izdatel'stvo ChGPU «Fakel», 1997.

5. Kabdenov T K., Kil'mashkina T. N. Osobennosti primenenija metodov vospitanija v organah vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 1998. №2(8). S. 42.

6. Kukushin VM., Lebedev G. P Organizacija vospitatel'noj raboty s lichnym sostavom organov vnutrennih del: Uchebnoe posobie. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2003.

7. Lebedev G. P. Patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov organov vnutrennih del: Lekcija. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2008. 36 s.

8. Hajrulin, Sh. Sh. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza v uslovijah optimizacii obrazovatel'nogo processa: Avtoref. dis ... kand. ped. nauk. CHeljabinsk, 1996.

О. И. Петрич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена роли современных детских общественных объединений в гражданском воспитании подростков. По результатам исследования, проведенного на базе Мине-раловодской детской общественной организации «Радуга», автор делает вывод о том, что детские общественные объединения являются важным средством и условием воспитания гражданственности у современных подростков.

Ключевые слова: детское общественное объединение, гражданское воспитание, воспитание гражданина, гражданский долг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.