REFERENCES
1. Van' Jaohua, Van'Ango. Vysshee muzykal'noe obrazovanie: Sbomik statej. Can'sha, 2004. 198 s.
2. Czhihun, Fjen Damin', Chzhon Cjafan'. Novyj menedzhment obrazovanija. SHanhaj, 2000. 265 s.
3. Guo Cjan'shjen'. 60 let istorii hudozhestvennogo obrazovanija: Monografija. Can'sha, 2009. 87 s.
4. MaDa. Metody issledovanija muzykal'nogo obuchenija. Shanhaj, 2005. 57 s.
5. MaDonfjen, Chzhon Ajmi. Muzykal'naja pedagogika: Uchebnik. Pekin, 1996. 219 s.
6. Se Czjasin', Sjuj Sjujbjo. Issledovanie i praktika muzykal'nogo obuchenija: Uchebnik. Shanhaj, 2009. 125 s.
Internet-resursy
7. Sajt Ministerstva prosveshchenija Kitaja. http:// www.moe.edu.cn/
М. А. Мазур
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Описывается сущность патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, характеризуются компоненты патриотического воспитания, выявляется структура и содержание данного процесса, рассматриваются особенности патриотического воспитания сотрудников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел, принципы.
M. Mazur
ESSENCE AND FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES’ EMPLOYEES
The essence of patriotic education of law-enforcement bodies ’ employees is described; the components of patriotic education are characterized; the structure and the content of the process are highlighted, and the features of patriotic education are regarded.
Keywords: Patriotic education of law-enforcement bodies’ employees, principles.
На всех исторических этапах функционирования и развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионального, компетентного, патриотически воспитанного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям соответствующего периода развития общества и органов внутренних дел. В этом процессе существенная роль принадлежит воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.
В современном российском обществе органы внутренних дел функционируют в режиме непрерывных перемен — реформ и трансформаций, в том числе и в самих
органах внутренних дел. Эти перемены, а также динамичный, ускоренный характер всех социальных процессов предъявляют новые требования к сотруднику органов внутренних дел. Ему сегодня нужно чаще действовать самостоятельно, более творчески и более инициативно, быть патриотически воспитанным, уметь находить нужное решение в различных ситуациях, быть готовым к непрерывным переменам (инновациям). И все это надо осуществлять в рамках закона, соблюдая права и законные интересы граждан.
На расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 года министр внутренних дел России генерал армии Р. Г.
Нургалиев в своем докладе подчеркнул, что теперь необходимо серьезно корректировать систему подготовки и воспитания кадров. Приказом МВД России от 1 февраля №120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» затем была утверждена Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России [7]. В них отмечается высокая значимость патриотического воспитания на современном этапе, определяются основные пути развития системы патриотического воспитания, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.
Начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенант милиции В. Я. Кикоть писал, что при реформировании системы воспитательной работы следует опираться на определенные ценности: гражданственность, государственность, патриотизм, который всегда выражался в глубокой и сознательной любви к Родине, в готовности служить ее интересам [7].
Проблема патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел является актуальной, а ее особое значение объясняется тем, что она оказалась в эпицентре целого ряда связанных с нею других проблем, которые затрагивают интересы государства в целом. В то же время в самой структуре деятельности органов внутренних дел заложены условия для формирования патриотизма: традиции и ритуалы, существующие у сотрудников, принятие присяги, вручение званий, атрибутика и др.
Под патриотическим воспитанием сотрудников органов внутренних дел мы понимаем педагогический процесс целенаправленной, многоплановой, систематической, организованной и скоординированной деятельности субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость.
Сущность данного процесса заключается в переводе социально-нравственных ценностей в личностные. Превращение социально-нравственных ценностей в личностные осуществляется на основе активной
деятельности самой личности в процессе патриотического воспитания. Формы этой активности различны в разных сферах жизнедеятельности личности. Особое значение имеет деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система социальнонравственных ценностей данного общества. Выступая стимулятором активного жизненного проявления личности, ценности служат средством повышения продуктивности ее жизнедеятельности, возвышения ее социально-нравственного потенциала. Сотрудник проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в профессиональной деятельности. Человек-патриот проявляет свою жизненную позицию в практической (профессиональной) деятельности на благо Родины и Отечества.
В подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:
- статусно-позиционной — обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;
- формирующе-развивающей — состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социальноценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;
- информационно-коммуникативной — обусловливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;
- информационно-мобилизующей
— состоит в создании социальнопсихологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;
- прогностическо-деятельностной — заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных
проявлений поведения, в педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, в преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социальноценностных образований и чувства патриотизма [2].
Анализ проблемы патриотического воспитания сотрудников ОВД дает основание рассматривать данное явление как педагогический процесс, осуществляющийся в системе воспитательной деятельности органов внутренних дел. Учитывая, что процесс патриотического воспитания сотрудников ОВД, как любой педагогический процесс, имеет свою структуру, мы считаем необходимым выделить целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
В качестве цели процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД выступает развитие патриотизма как личностного и профессионально значимого качества.
Цель патриотического воспитания определяет три группы задач данного процесса, которые отражают структуру, содержание и особенности понятия «патриотизм» и включают: расширение и углубление патриотических знаний сотрудников; активизацию патриотической деятельности, совершенствование специальных умений, необходимых для профессиональной деятельности; развитие профессионально-нравственной мотивации, приобщение к нравственным ценностям.
Содержательный компонент включает принципы и содержание процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.
Анализ современных исследований по проблемам патриотического воспитания в целом [1; 4; 8] и сотрудников ОВД в частности [3; 6] позволяет выделить общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел. К общепедагогическим принципам относятся: воспитание в процессе деятельности, воспитание в коллективе и через коллектив, опора на положительное в
личности и в коллективе, принцип индивидуального подхода, принцип субъектности, интегративности, оптимальности. Специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД включают: принципы преемственности, народности, конкретноисторического подхода, государственнопатриотической и профессиональной направленности воспитания, требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания сотрудников ОВД и воспитательной деятельности с личным составом в целом способствует воспитанию у сотрудников чувства гордости и ответственности за Родину, формированию такого профессионально важного качества, как готовность к защите Отечества. Кроме того, основываясь на этих принципах, воспитатели и руководители развивают в молодых сотрудниках интерес к служебной деятельности, чувство собственного достоинства и непримиримости к преступности, формируют готовность выполнять служебные задачи.
Совокупность общепедагогических и специфических принципов, составляющих основу процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД, определяет содержание рассматриваемого процесса, в котором можно выделить следующие направления:
- воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине, потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;
- воспитание сотрудников в духе гордости за принадлежность к системе органов внутренних дел России, стремления развивать и обогащать их боевые традиции;
- развитие у сотрудников желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
- развитие постоянного стремления к овладению своей профессией, к отличному освоению техники, оружия и способов их применения;
- изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его
служебного пути и воспитание на этой основе у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления приумножить их;
- формирование профессионально и лич-ностно значимых моральных (моральнобоевых) и психологических качеств сотрудника ОВД, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над преступниками;
- формирование у сотрудников непоколебимой верности присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
- формирование у сотрудников глубокого понимания необходимости защиты Родины, стремления к борьбе с преступностью;
- обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, о семьях погибших сотрудников;
- развитие у сотрудников государственного мышления, формирование у них четкой позиции в оценке и понимании государственной политики, воспитание их в духе преданности Родине и служебному долгу, верности Присяге и профессионально-этическим нормам Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
- развитие различных видов общественных формирований сотрудников ОВД; активизация деятельности советов наставников, ветеранов, собраний сотрудников, работа с сотрудниками, прошедшими «горячие точки»;
- пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга;
- совершенствование системы профессионального воспитания молодых сотрудников, повышение значимости традиций и ритуалов, стимулов морального и материального поощрения.
Организационно-деятельностный компонент включает в себя методы, средства и формы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.
Под методами патриотического воспитания понимаются способы воздействия на
человека с целью выработки и закрепления патриотического сознания и соответствующих норм поведения.
При реализации патриотического воспитания сотрудников ОВД мы использовали следующие методы: наблюдение, индивидуальная беседа, индивидуальная помощь, совместная деятельность, анализ результатов деятельности, личный пример руководителя, обобщение независимых характеристик.
Для систематического и целенаправленного накопления фактов о поступках, поведении и действиях сотрудников применялся метод наблюдения за сотрудником в различных видах деятельности, позволяющий определить линию его поведения, понять его характер, познать его направленность и мотивы действий.
Большое значение в патриотическом воспитании сотрудников ОВД мы придавали таким методам, как индивидуальная помощь и совместная деятельность. Совместное выполнение заданий в практической деятельности позволяло воспитателю (руководителю) выявить мотивы профессиональной деятельности сотрудников, повысить эффективность индивидуальной помощи в преодолении встречающихся трудностей, в изучении нормативных документов и функциональных обязанностей, в овладении техникой, табельным оружием и др. При оказании индивидуальной помощи подчиненным соблюдались следующие требования:
- конкретность помощи, применение различных ее видов (советы, разъяснения, пожелания, совместное выполнение отдельных поручений, обязанностей и пр.);
- тактичность, уважение к сотруднику, вера в его способности и силы;
- учет особенностей личности подчиненного, уровня его подготовки, образования.
Методы анализа результатов деятельности и обобщения независимых характеристик позволяли получать достоверную информацию об изменениях отношения сотрудников к службе, об уровне дисциплины и т. д.
Особую роль в патриотическом воспитании сотрудников ОВД мы отводили такому методу воспитания, как личный пример руководителя.
Личный пример является основой авторитета любого начальника, воспитателя. Чем положительнее пример руководителя, тем глубже уважение к нему подчиненных, тем качественнее будут выполняться задачи, которые он ставит перед сотрудниками. Для формирования патриотического сознания сотрудников очень важно, чтобы высокие слова о Родине, о служебном долге, чести, звучащие из уст начальников, никогда не расходились с их практическими делами. Единство слова и дела — залог успешного применения метода личного примера.
Главная особенность применения обозначенных методов заключается, прежде всего, в том, что они обеспечивают единство познавательной и деятельностной структур процесса патриотического воспитания.
Данный процесс осуществлялся с использованием разнообразных форм организации обучения и воспитания, которые можно разделить на три направления: воспитание историей, воспитание через сопричастность с происходящими событиями и использование форм массовой и индивидуальной работы по этому направлению воспитательной работы.
Результативный компонент позволяет осуществлять наблюдение, контроль и прогноз процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД, предполагает осуществление анализа результатов, выявление отклонений от намеченной цели и причин их возникновения, внесение необходимых корректив, что становится возможным на основе определения критериев и показателей патриотического воспитания сотрудников ОВД.
Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.
Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [3; 5; 6] позволяет выделить
специфические особенности данного процесса, включающие:
- обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;
- ярко выраженная профессиональная направленность, зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;
- осуществление данного процесса в рамках уставной организации в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками, поскольку сотрудникам приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях с большой морально-психологической и физической нагрузкой;
- обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан, что предполагает неукоснительное выполнение требований нормативных актов к кадрам правоохранительных органов, соблюдение основополагающего принципа присяги: «Служа Закону — служу народу»;
- сочетание прямого и опосредованного педагогического воздействия;
- необходимость учета особенностей объекта воспитания и перевоспитания — взрослых людей.
Итак, патриотическое воспитание сотрудников ОВД, являясь неотъемлемой частью системы воспитательной работы в подразделениях, основано на взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания и направлено на формирование у сотрудников любви к своей Родине, патриотических знаний и убеждений, потребности защищать и охранять общественный порядок, обеспечивать общественную безопасность в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визер В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: Автореф. дис ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
2. Дудко А. В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: Дис ... канд. пед. наук. Оренбург, 2002. С. 38-39.
3. Жиляев А. А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: Автореф. дис ... канд. пед. наук. М., 1998.
4. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997.
5. Кабденов Т. К., Кильмашкина Т. Н. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. №2(8). С. 42.
6. Кукушин В. М., Лебедев Г. П. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.
7. Лебедев Г. П. Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел: Лекция. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 36 с.
8. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса Автореф. дис . канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
REFERENCES
1. Vizer V G. Voenno-patrioticheskoe vospitanie uchashchihsja s uchetom tradicij sibirskogo kazachestva: Avtoref. dis ... kand. ped. Nauk. Omsk, 2005.
2. Dudko A. V Vospitanie patriotizma u studentov voennyh vysshih uchebnyh zavedenij: dis ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2002. S. 38-39.
3. Zhiljaev A. A. Vospitanie patriotizma u voennosluzhashchih vnutrennih vojsk MVD Rossii pri vypolnenii sluzhebno-boevyh zadach v vooruzhennyh konfliktah: Avtoref. dis ... kand. ped. nauk. M., 1998.
4. Ippolitova N. V. Patrioticheskoe vospitanie v sovremennyh uslovijah: osobennosti, podhody, podgotovka budushchih uchitelej: Monografija. Cheljabinsk: Izdatel'stvo ChGPU «Fakel», 1997.
5. Kabdenov T K., Kil'mashkina T. N. Osobennosti primenenija metodov vospitanija v organah vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 1998. №2(8). S. 42.
6. Kukushin VM., Lebedev G. P Organizacija vospitatel'noj raboty s lichnym sostavom organov vnutrennih del: Uchebnoe posobie. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2003.
7. Lebedev G. P. Patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov organov vnutrennih del: Lekcija. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2008. 36 s.
8. Hajrulin, Sh. Sh. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza v uslovijah optimizacii obrazovatel'nogo processa: Avtoref. dis ... kand. ped. nauk. CHeljabinsk, 1996.
О. И. Петрич
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена роли современных детских общественных объединений в гражданском воспитании подростков. По результатам исследования, проведенного на базе Мине-раловодской детской общественной организации «Радуга», автор делает вывод о том, что детские общественные объединения являются важным средством и условием воспитания гражданственности у современных подростков.
Ключевые слова: детское общественное объединение, гражданское воспитание, воспитание гражданина, гражданский долг.