3. Активное применение в учебной работе средств электронной почты и компьютерных сетей с целью передачи информации по линии «преподаватель — студент», выдачи коллективных или индивидуальных заданий, привлечения студентов к научной работе.
С нашей точки зрения, следует осуществлять поиск новых подходов в организации обучения как в филиалах, так и в базовом вузе. Следует в некоторых случаях уходить от классических лекций, когда преподаватель, согласно принятой технологии, «озвучивает» учебный материал в виде лекции. Гораздо полезнее, на наш взгляд, работать по следующей схеме:
• на лекции выдавать электронный вариант лекции с комментариями наиболее сложных разделов и непременным условием изучить его к следующему занятию;
• на следующем занятии следует осуществлять обсуждение вопросов, которые возникли при изучении темы, рассмотреть примеры применения теоретического материала и т. п.
При использовании дистанционных технологий в обучении чтение лекций сопровождается другими формами удаленной работы со студентами. Одна из таких форм — регулярное текущее тестирование и проверка выполнения практических заданий, что также обеспечивается средствами интернет-технологий и электронной почты.
При внедрении дистанционных форм обучения в образовательный процесс следует также учитывать возникающие при этом социальные аспекты интернет-партнерства [4].
Список литературы
1. Моор С. М., Фокина А. Б. Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом // Социология. Экономика. Политика: Известия высших учебных заведений. - 2012. -№ 3 (34). - С. 99-103.
2. Ивашко А. Г., Ощепков А. Ю. Опыт применения IBMLWS в обучении студентов филиалов Тюменского государственного университета // Материалы V международной научно-методической конференции «Совершенство подготовки IT-специалистов» по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики»: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики - М., 2009.
3. Ивашко А. Г., Ощепков А. Ю. Построение алгоритма нахождения «оптимального узла» для распределения трафика «веб-конференции» в распределенной системе // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. -№ 6.
4. Моор С. М., Фокина А. Б. Социальные аспекты интернет-партнерства в дистанционном образовании // Социология: Журнал Российской социологической ассоциации. - 2013. - № 2. - С. 152-163.
Сведения об авторе
Моор Павел Климентьевич, к. ф.-м. н., доцент, заведующий кафедрой информационных систем, Тюменский государственный университет, г.Тюмень, тел. 89199286006, e-mail: [email protected]
Moor P. K., Candidate of Physics and Mathematics, associate professor, head of the chair of information systems, Tyumen State University, phone: 89199286006, e-mail: [email protected]
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
FEATURES OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN THE FRAME OF DISTANCE EDUCATION
TECHNOLOGIES INTRODUCTION
А. В. Панова
A. V. Panova
Ключевые слова: глобализационные процессы, единое образовательное пространство, единое лингвопространство, технологии дистанционного образования, аспекты дистанционного обучения иностранным языкам Key words: globalization processes, common education space, common linguistic space, distance education technologies,
aspects of foreign languages distance teaching
В современном мире в силу глобализационных процессов интенсивно развивается международное образовательное пространство. В связи с этим поднимается вопрос о создании международных систем дистанционного образования и инструментария для управления такими системами. К такому инструментарию относится единое лингвопространство.
In the modern society thanks to globalization processes a common education space is developing. This event brings up the problem of creation of international distance education systems and managerial tools. The common linguistic space is one of the most important tools to create.
Сегодняшний мир объединен заботой о воспитании космополита — гражданина всей планеты. В связи с этим интенсивно развивается международное образовательное пространство, а вместе с данной современной концепцией поднимается один из самых актуальнейших вопросов образования XXI века — создание международных систем дистанционного образования. Чтобы создать такую систему, которая бы отвечала всем международным стандартам и была бы доступна каждому, необходимо создание единого управленческого инстру-
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2014
ментария для такой системы. К такому инструментарию можно отнести единое лингвопространство, то есть использование доступного и понятного каждому языка.
Российскими и зарубежными исследователями активно разрабатываются вопросы, связанные с глобали-зационно-интеграционными процессами в мировом образовательном пространстве, информатизацией, с развитием дистанционного образования (исследования Р. Ф. Абдеева, А. А. Андреева, А. Ахметзянова, В. П. Бори-сенкова, В. Б. Бриткова, Б. Л. Вульфсона, А. Э. Говорского, А. А. Дзюбенко, С. В. Дубовского, Ж. Н. Зайцевой, А. Д. Иванникова и других).
Но в Российском дистанционном образовании остается открытым вопрос о доступности лингвистического дистанционного образования и в связи с этим вопрос о профессиональных кадрах, так как дистанционное лингвистическое образование имеет ряд особенностей как методических и дидактических, так и психологических и технических.
До настоящего времени считалось каноничным убеждение, что коммуникативные цели и задачи курса иностранного языка могут быть достигнуты и решены лишь в рамках обязательного и постоянного взаимодействия участников учебного общения, в условиях единственно возможной интерактивной формы обучения — очного практического занятия. С появлением и массовым распространением глобальных сетей со всем спектром предоставляемых ими коммуникационных и информационных средств и возможностей специалисты в области лингвистики и лингводидактики получили шанс обоснованно ставить вопрос об обучении иностранным языкам на расстоянии.
Таким образом, при построении модели дистанционного обучения иностранным языкам в его основе должна быть специфическая учебная языковая среда, которая включает в себя специально разработанные учебные материалы и инструментарий, которые давали бы возможность компенсировать удаленность (расстояние) участников учебного общения; необходимо организовать такие условия их общения, которые позволяли бы осуществлять учебный процесс не только в асинхронном, но и в синхронном, в том числе голосовом, режимах. Создание такой среды сегодня является центральной задачей теории и методики преподавания иностранных языков и служит одним из способов адаптации лингводидактической науки к сложившимся информационно-образовательным условиям.
Особенностью дистанционного обучения иностранным языкам является его опосредованный характер (с одной стороны, возможность постоянного общения на расстоянии в ходе учебного процесса является плюсом и отличает дистанционное обучение от заочного, приближая его к очному, с другой — рамки дистанционного обучения не способны в полной мере восполнить отсутствие «живого» общения). Таким образом, функции преподавателя очень сильно ограничены и сведены лишь к управлению ходом работы обучаемого с дидактическими материалами. Преподаватель уже не является главным и непосредственным носителем учебной информации, а потому основная методическая проблема обучения иностранным языкам дистанционно сводится к тому, как обеспечить достижение поставленных учебных целей, когда возможности преподавателя управлять ходом учебного процесса ограничены, то есть какие методические средства можно использовать, чтобы компенсировать недостаток этого управления.
Известно, что любой вид обучения на расстоянии зависит от четырех факторов:
1) продуктивное взаимодействие преподавателя и обучаемого;
2) используемые при этом педагогические технологии;
3) эффективность разработанных методических материалов;
4) продуктивность обратной связи.
Иными словами, успех и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от методического качества используемых материалов, адекватной организации, менеджмента и мастерства участвующих в этом процессе педагогов.
Отечественные ученые выделяют ряд характеристик, присущих эффективному обучению на расстоянии:
• тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого; четкую постановку задач и целей обучения; доступность необходимых учебных материалов;
• интерактивность — ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения;
• высокоэффективная обратная связь — обучаемые должны быть уверены в правильности своих решений и дальнейшего продвижения от незнания к знанию;
• мотивация — один из самых важных элементов любого курса дистанционного обучения; для этого важно использовать разнообразные приемы и средства;
• модульное структурирование курса, чтобы дать возможность обучаемому четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению ведущего педагога;
• звуковое сопровождение — оно может быть реализовано либо на основе сетевых технологий, либо на CD-ROM.
В современном мире информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания. Поэтому для «преподавателя-дистанционщика» на первый план выходит педагогическая, содержательная и структурная организация учебного материала дистанционного обучения.
Список литературы
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. -
350 с.
2. Малитиков Е. М., Карпенко М. П., Колмогоров В. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. -№ 1 (2). - С. 53.
3. Полат Е. С. Определение эффективности дистанционной формы обучения // Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. - 412 с.
4. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Д. Тиффин / Под ред. В. Е. Смирновой. - М.,1999. - 532 с.
5. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - № 2. -С. 30-35.
Сведения об авторе
Панова Александра Викторовна, ассистент кафедры «Иностранные языки № 1», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89224753565, e-mail: [email protected]
Panova A. V., assistant of the chair of foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224753565, e-mail: [email protected]
УДК 37.041
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ACTUALITY AND PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION
Л. А. Паршукова, Д. С. Леонтьев
L. A. Parshukova, D. S. Leontiev
Ключевые слова: дистанционное образование, информационное общество, Educon, непрерывное образование, образовательная среда Key words: distance education, information society, Educon, continuing education, educational environment
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Оно призвано стать новой образовательной моделью, позволяющей осуществлять непрерывное самосовершенствование, направленное на формирование у индивида технологий быстрого получения, обработки информации и практического применения.
It is shown that distance education is a form of the continuing education system, the main task of which is a realization of human rights for education and getting information. It is intended to become a new educational model that allows for continuous self-improvement aimed to help an individual to learn technologies offast receiving, processing of information and its practical application.
Информационное образование населения — это требование XXI века, насущная необходимость. Появились новые понятия — «информатизация общества», «информационное общество», «информационная культура» и т. д. Отстать в области информационных технологий и их использовании — это значит обречь страну на зависимость от других.
Особая актуальность создания системы дистанционного образования (ДО) сегодня обусловлена целым рядом факторов: огромные территории, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения, сосредоточение научно-технических центров в крупных городах, формирование новых потребностей населения к образованию и другие.
Дистанционное образование — это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит при очном обучении. Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту.
Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию.