Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моор Павел Климентьевич

Рассматривается опыт применения в Тюменском государственном университете дистанционных технологий при подготовке студентов по направлению «Прикладная информатика» по очной и заочной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF DISTANT EDUCATION IMPLEMENTATION IN FULL TIME STUDYING AND REMOTE LEARNING

The article describes the experience of distant education technologies implementation at Tyumen State University when students are trained for «Applied informatics» in both, full-time, and remote forms of education.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ»

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014

УДК 37.01.43 (4/9)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

THE EXPERIENCE OF DISTANT EDUCATION IMPLEMENTATION IN FULL TIME STUDYING AND REMOTE LEARNING

П. К. Моор

P. K. Moor

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционные технологии обучения, инновации в образовании,

системы поддержки дистанционного образования Key words: distant education, distant technologies of training, innovations in education, support systems of distant education

Рассматривается опыт применения в Тюменском государственном университете дистанционных технологий при подготовке студентов по направлению «Прикладная информатика» по очной и заочной форме обучения.

The article describes the experience of distant education technologies implementation at Tyumen State University when students are trained for «Applied informatics» in both, full-time, and remote forms of education.

В настоящее время в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) подготовка студентов по направлению «Прикладная информатика» ведется не только в Институте математики и компьютерных наук (ИМиКН), но и в филиалах университета, а также по заочной форме обучения в Институте дистанционного образования (ИДО). Перед кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин, стоит непростая проблема кадрового обеспечения качественной подготовки студентов.

Учебный процесс в филиалах выполняется в основном преподавателями ТюмГУ и характеризуется блочным изучением дисциплин. Учитывая большую нагрузку преподавателей в вузе и то, что работа в филиале и в ИДО выполняется на условиях совместительства, обеспечить высокое качество преподавания в филиалах и в ИДО затруднительно.

Без перехода на дистанционные технологии обучения обеспечить уровень подготовки, соответствующий государственному стандарту, в филиалах и по заочной форме обучения не представляется возможным. В настоящее время имеется большой опыт их применения как за рубежом, так и в России [1].

В университете для обеспечения дистанционных форм обучения на протяжении длительного времени используется система дистанционного образования фирмы IBM Lotus LearningSpace [2]. Следует отметить, что данная система обладает широкими возможностями организации и контроля обучения. Вместе с тем успешная ее эксплуатация требует решения достаточно серьезных технических проблем [3].

Основные направления использования системы дистанционного образования Lotus Learning Space представлены ниже.

1. Проведение лекционных занятий на современном уровне с использованием дистанционных технологий. В этом случае в распоряжении преподавателей имеется три основные возможности демонстраций:

• подготовленный материал на бумажном носителе и демонстрация с использованием видеокамеры;

• разработанное сопровождение лекций с использованием компьютерных приложений (слайды);

• непосредственная демонстрация работы программ на компьютере преподавателя с передачей окна приложения удаленной аудитории.

Следует заметить, что подготовка лекций для проведения в режиме телеконференции в связи со спецификой представления демонстрационных материалов и удаленностью аудитории требует больших затрат времени.

При проведении обучения дисциплинам по компьютерным технологиям при рассмотрении некоторых тем используется режим непосредственной демонстрации работы приложений. Это обусловлено спецификой изучения дисциплин. В большинстве случаев без использования такого режима не удается в полной мере обеспечить высокое качество лекций.

В целом, учитывая дефицит высококвалифицированных преподавателей, использование для обучения студентов в филиалах технологии видеоконференц-связи является необходимым. Однако эффективность от ее применения, на наш взгляд, может быть достигнута только при одновременном проведении лекций для нескольких аудиторий. Оптимальным, по нашему мнению, является проведение лекций для студентов головного вуза с одновременной трансляцией в филиалы.

2. Использование разработанных ведущими преподавателями электронных конспектов лекций, учебников и средств контроля знаний. С целью обеспечения студентов филиалов учебно-методическими материалами многие преподаватели предоставляют им свои разработки в электронной форме.

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

3. Активное применение в учебной работе средств электронной почты и компьютерных сетей с целью передачи информации по линии «преподаватель — студент», выдачи коллективных или индивидуальных заданий, привлечения студентов к научной работе.

С нашей точки зрения, следует осуществлять поиск новых подходов в организации обучения как в филиалах, так и в базовом вузе. Следует в некоторых случаях уходить от классических лекций, когда преподаватель, согласно принятой технологии, «озвучивает» учебный материал в виде лекции. Гораздо полезнее, на наш взгляд, работать по следующей схеме:

• на лекции выдавать электронный вариант лекции с комментариями наиболее сложных разделов и непременным условием изучить его к следующему занятию;

• на следующем занятии следует осуществлять обсуждение вопросов, которые возникли при изучении темы, рассмотреть примеры применения теоретического материала и т. п.

При использовании дистанционных технологий в обучении чтение лекций сопровождается другими формами удаленной работы со студентами. Одна из таких форм — регулярное текущее тестирование и проверка выполнения практических заданий, что также обеспечивается средствами интернет-технологий и электронной почты.

При внедрении дистанционных форм обучения в образовательный процесс следует также учитывать возникающие при этом социальные аспекты интернет-партнерства [4].

Список литературы

1. Моор С. М., Фокина А. Б. Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом // Социология. Экономика. Политика: Известия высших учебных заведений. - 2012. -№ 3 (34). - С. 99-103.

2. Ивашко А. Г., Ощепков А. Ю. Опыт применения IBMLWS в обучении студентов филиалов Тюменского государственного университета // Материалы V международной научно-методической конференции «Совершенство подготовки IT-специалистов» по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики»: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики - М., 2009.

3. Ивашко А. Г., Ощепков А. Ю. Построение алгоритма нахождения «оптимального узла» для распределения трафика «веб-конференции» в распределенной системе // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. -№ 6.

4. Моор С. М., Фокина А. Б. Социальные аспекты интернет-партнерства в дистанционном образовании // Социология: Журнал Российской социологической ассоциации. - 2013. - № 2. - С. 152-163.

Сведения об авторе

Моор Павел Климентьевич, к. ф.-м. н., доцент, заведующий кафедрой информационных систем, Тюменский государственный университет, г.Тюмень, тел. 89199286006, e-mail: [email protected]

Moor P. K., Candidate of Physics and Mathematics, associate professor, head of the chair of information systems, Tyumen State University, phone: 89199286006, e-mail: [email protected]

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

FEATURES OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN THE FRAME OF DISTANCE EDUCATION

TECHNOLOGIES INTRODUCTION

А. В. Панова

A. V. Panova

Ключевые слова: глобализационные процессы, единое образовательное пространство, единое лингвопространство, технологии дистанционного образования, аспекты дистанционного обучения иностранным языкам Key words: globalization processes, common education space, common linguistic space, distance education technologies,

aspects of foreign languages distance teaching

В современном мире в силу глобализационных процессов интенсивно развивается международное образовательное пространство. В связи с этим поднимается вопрос о создании международных систем дистанционного образования и инструментария для управления такими системами. К такому инструментарию относится единое лингвопространство.

In the modern society thanks to globalization processes a common education space is developing. This event brings up the problem of creation of international distance education systems and managerial tools. The common linguistic space is one of the most important tools to create.

Сегодняшний мир объединен заботой о воспитании космополита — гражданина всей планеты. В связи с этим интенсивно развивается международное образовательное пространство, а вместе с данной современной концепцией поднимается один из самых актуальнейших вопросов образования XXI века — создание международных систем дистанционного образования. Чтобы создать такую систему, которая бы отвечала всем международным стандартам и была бы доступна каждому, необходимо создание единого управленческого инстру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.