УДК 378
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ IBM LWC ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ФИЛИАЛАХ
EXPERIENCE OF USING IBM LWC FOR ORGANIZING THE LEARNING PROCESS IN THE BRANCHES
А. Г. Ивашко, М. С. Воробьева, А. Ю. Ощепков
A. G. Ivashco, M. S. Vorobieva, A. Yu. Oschepkov
Ключевые слова: система e-Learning, стандарт SCORM, мониторинг активности, образовательный контент,
технологии дистанционного образования
Key words: system of e-Learning, standard SCORM, activity monitoring, educational content, distance education technologies
При обучении студентов в филиалах используется система e-Learning, которая позволяет применить инструмент, предназначенный для корпоративного обучения в практике высшего образования. Функции преподавателя: мониторинг активности студентов, тестирование студентов, взаимодействие со студентом.
For teaching purposes the university branches use the e-Leaning system, which enables to apply a tool designed for corporate training in the practice of higher education. It is shown that a teacher's responsibility is to supervise students, examine them and interact with a student.
Обучение в филиалах имеет некоторые особенности по сравнению с базовым вузом. Обычно для ведения учебных дисциплин приглашаются преподаватели базового вуза [1]. В силу того, что вахтовый метод ведения обучения имеет ряд очевидных недостатков, было предложено рассмотреть вопрос применения систем e-Learning для организации учебного процесса студентов филиалов.
Основная часть коммерческого ПО e-Learning создана с целью поддержки обучения студентов по методике авторизованных курсов. Данная методика, как правило, предусматривает краткосрочное обучение студентов определенной дисциплине. Основной формой обучения при этом является самостоятельная работа студента с образовательным контентом, опубликованным в Интернете. Программное обеспечение дает возможность автоматизировать следующие функции преподавателя: мониторинг активности студентов в учебном материале и проверка знаний студентов на основе тестов. Для обеспечения взаимодействия со студентом некоторые производители предоставляют инструмент дистанционной работы в режимах офлайн и онлайн [3].
Обучение с использованием информационных технологий включает:
1) самостоятельную работу студентов с учебным контентом, опубликованную в IBM LWC Learning (инструменты: менеджер контента, создание курса в стандарте SCORM, мониторинг прохождения курсов студентами);
2) проведение очных занятий в виде вебинаров с использованием IBM Sametime (инструменты: презентация, общая доска, демонстрация рабочего стола, проведение экспресс-опросов, чат, контроль присутствия студентов);
3) проведение консультаций в режиме офлайн, а также организация единой среды общения группы и преподавателя с помощью IBM Lotus QuickR (инструменты: планирование учебных событий в календаре с рассылкой почтовых сообщений, файловый обменник с контролем версионности документов, форум, блоги, библиотека, в том числе и wiki).
Выбранная технология позволяет применить инструмент, предназначенный для корпоративного обучения, в практике высшего образования. В то же время задачи, решаемые в корпоративном обучении, не совпадают с задачами, решаемыми при организации учебного процесса в вузе. В силу того, что различные формы обучения реализованы с помощью различных инструментальных средств, вызывает большие затруднения анализ выполнения студентом учебного плана как по одной дисциплине, так и в целом всей программы. Практика использования данной технологии при организации учебного процесса в филиалах выявила также технические и организационные сложности [2].
Технические проблемы:
• применение e-Learning требует предоставление ИТ-услуг в режиме 24х7, тогда как технологическая схема построения серверных служб университета не позволяет это выполнить;
• доставка контента в выбранных инструментальных средствах может потребовать настройку каналов связи провайдеров и пользовательских компьютеров;
• учитывая то, что качество интернет-связи не регламентируется ни одним из договоров с провайдерами, устойчивость связи является одним из слабых мест предлагаемых технологий.
Педагогические проблемы:
• нет опыта работы с использованием технологий e-Learning;
• структура работы преподавателя меняется довольно существенно:
■ голосовая нагрузка преподавателя уменьшается;
№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.
■ на преподавателя ложится работа по организации учебных занятий (планирование объектов обучения, администрирование);
■ больше времени тратится на проведение консультаций в дистанционном режиме (то, что можно сказать за несколько минут, требует распространенного текстового пояснения);
■ многие преподаватели не готовы к работе за компьютером в режиме онлайн (большой объем печати за ограниченное время);
■ консультация в дистанционном режиме резко ограничивает количество студентов, так как время реагирования в дистанционном режиме гораздо больше;
■ проверка и рецензирование студенческих работ требует большего времени, чем просмотр работ в очном режиме;
■ требуется модерирование чатов и администрирование форумов;
• качество проведенных аудиторных занятий может ухудшиться, так как время реагирования на событие при традиционной форме обучения быстрее, чем при дистанционной.
Рассмотрим достоинства и недостатки для каждого участника учебного процесса (таблица).
Достоинства и недостатки для каждого участника учебного процесса
Участник Достоинства Недостатки
Студент • занятие ведет преподаватель с более высокой квалификацией; • обучение ведется в единой среде с базовым вузом, так как среду обучения при современной организации российского образования создают именно преподаватели; • уменьшается напряжение студентов при переводе в базовый вуз; • студент привыкает к современным технологиям, что может повысить его мотивацию к учебе; • учеба проводится в течение всего семестра, следовательно, появляется время на самостоятельную работу • нет живого общения с преподавателем; • требуется приложить определенные усилия для освоения инструмента дистанционных технологий
Филиал • уменьшаются проблемы с поиском квалифицированных преподавателей; • повышаются аккредитационные показатели, например, остепененность; • понижаются расходы на содержание преподавателей; • уменьшаются проблемы с планированием учебной нагрузки • требуется организовать техническую и организационную поддержку учебного процесса в дистанционном режиме; • в связи с тем, что требования к студентам в базовом вузе могут быть выше, чем в филиале, может увеличиться отсев студентов
Головной вуз • обучение ведется в единой академической среде; • уменьшается напряженность студентов при переводе в базовый вуз; • уменьшается отвлечение преподавателей от работы в базовом вузе, фактически уменьшаются затраты на оплату преподавателей • университет должен будет взять все расходы на поддержание данной технологии (стоимость технических средств + оплата обслуживающему персоналу)
Преподаватель • уменьшается время, проведенное в командировках; • возможность работы в привычной и более комфортной обстановке; • возможность дополнительного заработка за счет проведения занятий в нескольких филиалах одновременно • обучение работе с инструментом и технологиями дистанционного образования; • возможность сокращения оплаты за обучение по дисциплинам за счет уменьшения аудиторных часов; • увеличение работы преподавателя по проверке и консультированию студентов, то есть работы, которая почти не оплачивается
Таким образом, предлагаемая форма организации учебного процесса может повысить качество обучения за счет привлечения квалифицированных преподавателей и понизить затраты на его организацию.
Мотивацией применения преподавателями новых технологий, наряду с административными рычагами, может стать материальное стимулирование или сокращение количества аудиторных часов за счет внеаудиторных.
Список литературы
1. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Социокультурное информационное пространство образования в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. - 2010.-№. 5.- С. 11-17.
2. Ивашко А. Г., Ощепков А. Ю. Построение алгоритма нахождения «оптимального узла» для распределения трафика «веб-конференции» в распределенной системе // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. -№ 6.
3. Моор С. М., Фокина А. Б. Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - 2012. -№ 3 (34). - С. 99-103.
Сведения об авторах
Ивашко Александр Григорьевич, директор ИМиКН, проректор по ИТ, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 83452640135, e-mail: [email protected]
Воробьева Марина Сергеевна, доцент кафедры «Программное обеспечение», Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Ощепков Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Информационные системы», Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Ivashco A. G., Director of IMiKN, Vice President for IT, Tyumen State University, phone: 83452640135, e-mail: [email protected]
Vorobieva M. S., associate professor of the chair of software support, Tyumen State University
Oschepkov A. Yu., associate professor of the chair of information systems, Tyumen State University
УДК 378:622.276
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ELECTRONIC CORPORATE UNIVERSITY — INNOVATION PROJECT IN EDUCATION
В. П. Лавущенко, А. Ф. Иванов
V. P. Lavushchenko, A. F. Ivanov
Ключевые слова: подготовка кадров, инновации в образовании, электронное образование Key words: training, innovation in education, electron education
В представленной статье говорится о системе профессиональной подготовки кадров для нефтегазовой промышленности, основанной на участии работодателей в учебном процессе.
The article is devoted to the system ofprofessional training ofpersonnel for oil and gas industry based on the participation of employers in the education process.
В настоящее время инновационная экономика и интенсивное развитие производства требует внедрения современных инструментов подготовки специалистов и развития новых компетенций.
Решать данную задачу позволяет Электронный корпоративный университет (ЭКУ), в рамках которого организовано эффективное сотрудничество ОАО «Татнефть» и Альметьевского государственного нефтяного института. Данное сотрудничество позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для нефтегазовой отрасли.
Электронный корпоративный университет — это инновационный образовательный ресурс, построенный в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающий все уровни руководителей и специалистов, студентов и школьников [1].
ЭКУ носит не только прикладной характер (обучить людей новым приемам работы и предоставить им сведения, необходимые для работы на текущий период), но и стратегический, связанный с бизнес-задачами. Координирует работу ЭКУ методический совет, в состав которого входят ведущие специалисты предприятий и руководители учебных заведений [2, 3].
В настоящее время ЭКУ охватывает три целевые группы: школьники, студенты, молодые специалисты.
В рамках Электронного корпоративного университета реализованы различные интеллектуальные тренинги, проводятся конкурсы и олимпиады.
Целью интеллектуальных тренингов является развитие у участников навыков реализации различных проектов, направленных на внедрение технологических и управленческих инноваций в производственной деятельности. В настоящее время в ЭКУ реализовано более 20 интеллектуальных интерактивных тренингов, в том