В современном мире информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания. Поэтому для «преподавателя-дистанционщика» на первый план выходит педагогическая, содержательная и структурная организация учебного материала дистанционного обучения.
Список литературы
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. -
350 с.
2. Малитиков Е. М., Карпенко М. П., Колмогоров В. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. -№ 1 (2). - С. 53.
3. Полат Е. С. Определение эффективности дистанционной формы обучения // Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. - 412 с.
4. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Д. Тиффин / Под ред. В. Е. Смирновой. - М.,1999. - 532 с.
5. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - № 2. -С. 30-35.
Сведения об авторе
Панова Александра Викторовна, ассистент кафедры «Иностранные языки № 1», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89224753565, e-mail: [email protected]
Panova A. V., assistant of the chair of foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224753565, e-mail: [email protected]
УДК 37.041
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ACTUALITY AND PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION
Л. А. Паршукова, Д. С. Леонтьев
L. A. Parshukova, D. S. Leontiev
Ключевые слова: дистанционное образование, информационное общество, Educon, непрерывное образование, образовательная среда Key words: distance education, information society, Educon, continuing education, educational environment
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Оно призвано стать новой образовательной моделью, позволяющей осуществлять непрерывное самосовершенствование, направленное на формирование у индивида технологий быстрого получения, обработки информации и практического применения.
It is shown that distance education is a form of the continuing education system, the main task of which is a realization of human rights for education and getting information. It is intended to become a new educational model that allows for continuous self-improvement aimed to help an individual to learn technologies offast receiving, processing of information and its practical application.
Информационное образование населения — это требование XXI века, насущная необходимость. Появились новые понятия — «информатизация общества», «информационное общество», «информационная культура» и т. д. Отстать в области информационных технологий и их использовании — это значит обречь страну на зависимость от других.
Особая актуальность создания системы дистанционного образования (ДО) сегодня обусловлена целым рядом факторов: огромные территории, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения, сосредоточение научно-технических центров в крупных городах, формирование новых потребностей населения к образованию и другие.
Дистанционное образование — это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит при очном обучении. Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту.
Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию.
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014
Термин distant education (дистанционное обучение) впервые был использован в каталоге заочных корреспондентских курсов Университета штата Висконсин в 1892 году. Поэтому этот год можно рассматривать как год рождения ДО.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 г. В этот день вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.
Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности для обучения школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.
Глобальные системы ДО призваны обеспечить возможность реализовывать просвещение и образование самых широких масс населения России за счет использования таких средств массовой информации, как телевидение и радио.
К числу глобальных систем ДО можно отнести уже созданные в мировом сообществе «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет» и др. Эти электронные структуры обеспечивают возможность общения, дискуссий, обмена информацией, решения проблем в различных сферах человеческой жизни между участниками, находящимися в различных уголках Земли. Россия уже в ближайшее время должна быть интегрирована в эти системы.
В последние годы все больше совершенствуется качество технологий дистанционного обучения. Автоматизированная система поддержки учебного процесса Educon позволяет полностью обеспечить учебный процесс с применением дистанционных технологий. Система Educon включает в себя полноценный ЭУМК по различным дисциплинам, состоящий из рабочей программы дисциплины, курса мультимедийных лекций, практических заданий, электронного тестирования, компьютерных имитационных лабораторных работ, а также учебных видеоматериалов (обучающие видеоролики, фильмы, презентации) и т. д.
Данная образовательная система предоставляет возможности для самостоятельной работы студента и обратной связи с преподавателем, а также дальнейшее пополнение или обновление курса в целом и по отдельным позициям.
В ближайшие годы основная проблема развития дистанционного образования в России и за рубежом будет связана с ростом конкуренции в данном (довольно рентабельном) сегменте рыночной экономики. В этих условиях необходимым фактором повышения уровня конкурентоспособности учреждений, действующих на рынке дистанционного образования, будет повышение качества образования, совершенствование методического инструментария и снижение затрат, в том числе и посредством реализации систем стандартизации.
Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 % от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей, технических средств, например, в выходные дни.
Дистанционное обучение не должно заменить традиционные его формы. Оно призвано стать новой образовательной моделью, позволяющей осуществлять непрерывное самосовершенствование, направленное на формирование у индивида технологий быстрого получения, обработки и практического применения информации.
Список литературы
1. Сидоров С. В., Мокшев Д. П. Потенциал развития дистанционного образования в России // Инновации и современные технологии в системе образования: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2013 г. - Praha: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013.
2. Андреев А. А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании.-2003.-№ 4.
3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М: Изд. центр «Академия», 2006. -400 с.
4. Аверьянов Л. Я. Образование для всех — реальность уже сегодня. Дистанционное образование. Сборник статей. - Библиотека РГИУ, 2004. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/do sbornik/.
Сведения об авторах
Паршукова Людмила Александровна, к. т. н., доцент кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200989, e-mail: [email protected]
Дмитрий Сергеевич Леонтьев, аспирант кафедры «Бурения нефтяных и газовых скважин», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200989, e-mail: [email protected]
Parshukova L. A., associate professor of the chair «Drilling of oil and gas wells», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)200989, e-mail: [email protected]
Leontiev D. S. postgraduate student of the chair «Drilling of oil and gas wells», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)200989, e-mail: [email protected]
УДК 339.138.0.034. 4
ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ВУЗОВ
RESEARCH MARKETING OF ELECTRONIC TEXTBOOKS FOR HIGH SCHOOLS
Л. И. Петрова
L. I. Petrova
Ключевые слова: электронное издание, распространение, спрос, реклама, интернет-продажи, маркетинг в США Key words: electronic edition, distribution, demand, advertizing, online sales, marketing in the USA
Указаны основные причины необходимости издания электронных учебников и учебных пособий. Приведены варианты распространения электронных книг. Рассмотрен процесс маркетинга учебной литературы в США. Приведены возможные средства рекламы учебных изданий. Упоминаются некоторые проблемы, с которыми связан выпуск и распространение электронных изданий.
In article outlines the principal causes of necessity of electronic textbooks and manuals edition. Some variants of electronic books distribution are shown. The process of marketing of educational literature in the USA is reviewed. The possible means of advertizing of educational editions are described. Some problems related with release and distribution of electronic editions are analyzed.
В учебном процессе книга связана с практическим обучением студентов в хорошо оборудованных лабораториях, с возможностью заниматься научно-исследовательским творчеством, с проведением научных конференций и коллоквиумов. Однако современные реалии представляют совершенно иную картину. Учебные лаборатории большинства вузов не модернизируются уже более 10 лет. Учебный процесс замкнулся в стенах аудитории. Студенты о своей будущей профессии узнают нередко только со слов преподавателей.
В этой изменившейся ситуации устоявшийся тип учебника больше не удовлетворяет потребности обучающихся, требуется насыщение его новым фактическим материалом [1]. Выход из сложившейся ситуации — создание электронных учебников.
Создание учебного пособия, которое в полной мере учитывало бы интересы читателей, отвечало требованиям учебного процесса, — дело трудное, требующее решения вопросов, которые можно разделить на две группы:
1) судьба учебного пособия в условиях появления альтернативных источников информации (взаимодействие учебника и компьютера);
2) развитие учебного книгоиздания в условиях происходящих процессов диверсификации системы образования, появления новых типов и уровней образования, в частности последипломного.
В настоящее время широко распространены учебники с диском — компьютерной версией, их можно использовать как традиционный учебник и как электронный. В электронной версии схемы даются в виде мультипликационных картинок, позволяющих проследить последовательность возникновения зависимостей. Текст полифункционален: в зависимости от целевых установок студентов с ним можно работать в режиме изучения основного курса, курса ускоренной подготовки, курса практического обучения, глоссария, тестовой программы, консультационно-справочного курса.
С точки зрения маркетинговых издательских стратегий в современной Беларуси технология создания CD-ROM находится пока в стадии становления. Электронные книги могут заинтересовать научные издательства высшей школы ввиду следующих преимуществ: увеличение сроков их использования; сокращение производственного цикла и экономия средств (по сравнению с традиционным полиграфическим процессом); возможность эффективного выпуска малотиражных изданий, например диссертаций, которые в печатной форме всегда убыточны.
Распространение электронных книг в цифровой форме возможно в нескольких вариантах: университет или библиотека покупают электронный вариант, используемый в режиме считывания или распечатывания на принтере, причем число экземпляров оговаривается договором; электронный вариант продается для неограни-