Научная статья на тему 'Особенности построения векторов профессионального становления будущих учителей'

Особенности построения векторов профессионального становления будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СКЛОННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СКЛОННОСТИ / PROFESSIONAL FORMATION / TEACHER / PERSONALITY POTENTIAL / PEDAGOGIC INCLINATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимонина Любовь Ильинична

В статье рассматривается проблема профессионального и личностного становления будущего учителя под влиянием внешних и внутренних факторов. Основой для профессионального становления является наличие потенциалов личности, которые могут быть актуализированы в процессе обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professional and personal formation of the future teacher under influence of outer and inner factors is considered in the article. Presence of personality potentials that can be actualized in the process of education and upbringing is the base for professional formation.

Текст научной работы на тему «Особенности построения векторов профессионального становления будущих учителей»

ла студентов (совокупности внутренних возможностей, ресурсов, потребностей, средств), готовности к самовоспитанию, к реализации субъектной позиции. Становление профессиональной позиции возможно, на наш взгляд, только в случае, если получаемая специальность рассматривается студентом в контексте будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: Монография. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2008. - 148 с.

2. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-вос-питателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001. - 46 с.

3. Гневашева В.А. Становление профессио-

нальной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - .№3. - С. 60-63.

4. Лукова М.С. Особенности самооценивания и развитие профессиональной позиции студен-тов-психологов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2008. - 25 с.

5. Маслов К.И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2008. - 28 с.

6. Становление личностно-профессиональной позиции будущего специалиста в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей / Под ред.

Н.А. Барановой. - Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. - 176 с.

7. Тимонин А.И. Моделирование процесса социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // Педагогика. -2008. - №>4. - С. 90-93.

УДК 372.8р30

Тимонина Любовь Ильинична

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЕКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматривается проблема профессионального и личностного становления будущего учителя под влиянием внешних и внутренних факторов. Основой для профессионального становления является наличие потенциалов личности, которые могут быть актуализированы в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: профессиональное становление, учитель, личностный потенциал, педагогические склонности.

Личность педагога, его отношение к работе, к детям, ориентированность на гуманистические принципы, поддержку, развитие каждого ученика сегодня является важным фактором обучения и воспитания школьников готовых быть активными, инициативными, самостоятельными, способными делать выбор и нести за него ответственность, а главное быть духовно-нравственными людьми. Поэтому профессиональное и личностное становление учителя неразрывно связанные процессы.

Профессиональное становление учителя -это длительный процесс, связанный не только с формированием системы специальных знаний и умений, но и становлением системы профессиональных ценностей, установок, отношений, личностной и педагогической позиции.

Существенное значение для профессионального становления будущего учителя имеет наличие или отсутствие личностных потенциалов, а также возможность для их развития в определенном направлении в процессе обучения.

Потенциал - это совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь [1]. Понятие «потенциальный» характеризует возможность скрытую, не проявляющуюся [3].

Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на саму эту систему, так и во вне ее. Потенциал - это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях.

238

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Тимонина Л.И., 2010

На наш взгляд, рассматривая потенциал личности и профессионала будущего учителя необходимо выделять следующие составляющие:

- информационную, определяющуюся совокупностью информации, которой владеет личность;

- когнитивную, включающую осознанные способы, посредством которых человек приобретает, трансформирует и хранит информацию, получаемую из своего окружения [4];

- аксиологическую, связанную с наличными ценностями, идеалами, мотивами, установками, в том числе ориентированными на саморазвитие, самоактуализацию;

- коммуникативную, связанную со знаниями и умениями ориентированными на обмен информацией, и имеющимся у личности опытом коммуникативной деятельности в различных ситуациях взаимодействия;

- деятельностную, связанную с умениями ставить цель, осуществлять определенные виды деятельности, в том числе творческие, анализировать результаты и с наличием опыта практической деятельности в определенных сферах. По отношению к профессиональному становлению - это проживание и осознание профессиональных проб;

- волевую, то есть способность человека преодолевать внутренние и внешние препятствия, добиваться поставленной цели;

- эмоциональную, связанную с наличием опыта переживаний, в том числе положительных в различных сферах деятельности и способностью быть конгруэнтным в процессе деятельности и взаимодействия с окружающими;

- адаптационную, связанную со способностью приспособления к окружающей среде;

- индивидуально-психологическую составляющую, включающую не только психологические особенности личности, такие как темперамент, характер, способности, но и отношение к себе, принятие себя, «Я-концепцию».

Каждая составляющая личностного потенциала в свою очередь является сложным интегративным явлением, постоянно развивающимся, обогащающимся.

Наличные потенциалы включают как возможности студента для продвижения в выбранной профессии, так и ухода в другие профессиональные сферы, а также возможности для развития и самореализации, или для стагнации личности; для развития личности как гуманистической, так и как антигуманной системы, то есть можно вес-

ти речь о том, что актуализация потенциала может иметь различный вектор (направление) движения. Доказательством данного утверждения, может служить проведенное нами исследование педагогических склонностей (предрасположенностей, наличия условий для развития чего-нибудь) [1] у учащихся одиннадцатых педагогических классов, то есть выпускников школы, ориентированных на выбор профессии учителя и имеющих опыт работы с детьми младше их по возрасту и студентами специальности «Педагогика и методика начального образования». Для диагностики использовалась методика «Оценка педагогических склонностей» [2], которая позволяет выявлять склонности двух направлений - гуманистического и авторитарного. Результаты показывают, что большинство школьников и студентов, принявших участие в опросе, показали равные результаты по обоим направлениям или имеют незначительное (статистически недостоверное) преимущество в развитии одного из направлений.

Эти данные говорят о наличии возможности актуализации потенциалов в разных направлениях: гуманистическом и авторитарном.

Личностные потенциалы, прежде всего их ценностная, отношенческая, мотивационная стороны лежат в основе становления профессиональной позиции и как следствие в основе профессионального становления в целом. Актуализация потенциалов предполагает их познание, осознание и формирование на этой основе отношения к содержанию потенциалов. Осознание своего отношения к потенциалам рождает соответствующие чувства и эмоции, которые в свою очередь стимулируют деятельность, связанную с построением и выбором вектора дальнейшего развития потенциалов и использованием актуализированных для становления профессиональной позиции.

На этапе допрофессиональной и профессиональной подготовки процесс становления ученика педагогического класса, студента как учителя происходит под влиянием внешних и внутренних факторов.

Образование как специально организованная деятельность - внешний по отношению к личности фактор, позволяет целенаправленно влиять не только на то станет ли выпускник вуза работать по специальности, но и каким учителем он будет.

В процессе жизнедеятельности, обучения и воспитания под влиянием внешних факторов, в том числе целенаправленного создания наибо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

239

лее значимых с точки зрения освоения профессии событий и их сопровождения могут возникнуть так называемые реперные точки, которые дают возможность строить векторы актуализации потенциалов и профессионального продвижения, являющиеся опорными для дальнейшего выбора личностного пути и профессионального развития. Опросы учеников педагогических классов и студентов показывают, что для них в процессе обучения есть значимые для них события, которые влияют на построение и выбор дальнейшего пути - реперные точки.

Репер - это опора, точка относительно которой можно вести отсчет и отслеживать изменения. Репер является основанием для построения векторов дальнейшего развития потенциалов и в целом личностного и профессионального развития. Реперные точки могут быть точками отсчета, связанными с движением к профессии и в профессии (хочу ли я быть учителем, буду ли я работать по профессии, где и как это произойдет) и точкой отсчета становления и развития личностнопрофессиональной позиции (каким учителем я буду). Большое значение для осознания студентом события обучения как реперной точки является организация анализа и рефлексии. Только в этом случае для студента появляется возможность выстраивания вектора в сторону профессионального развития или ухода из профессии и вектора, направленного на гуманистическую или авторитарную позицию, и обогащения, развития, актуализации потенциалов в определенном направлении

Если рассматривать процесс подготовки будущего учителя, включая допрофессиональное обучение, то наиболее общими реперными точками, влияющими на профессиональное самоопределение являются начало и окончание педагогического класса, когда выпускник школы должен четко представлять себе свои интересы, возможности, пути получения профессионального образования и уметь сделать сознательный выбор.

Следующей реперной точкой является начало обучения в вузе. В условиях КГУ им. Н.А. Некрасова - это установочные сборы студентов первого курса и первые учебные занятия. Именно здесь выстраиваются векторы обучения в вузе, и закладывается основа для самоопределения первокурсника как студента.

Важной реперной точкой для становления профессиональной позиции является 2-3 курс, а точнее летняя педагогическая практика в загородных

детских лагерях, так как это первая самостоятельная профессиональная деятельность студента. Это момент выстраивания векторов профессионального развития или ухода от профессии. Успешность этой практики во многом определяет дальнейшее направление профессионального развития. Эта же точка является основанием для закладывания основ профессиональной позиции. Для студентов в этот период важно проявить свои педагогические способности, потенциалы и осознать профессиональные действия с позиции «являюсь ли я педагогом» и «какой я педагог».

Для становления профессиональной позиции значимыми являются 4-5 курсы, когда происходит освоение профессиональных действий. Методы информирования и ориентирования должны создать на этом этапе основу для выбора собственной позиции. Реперными точками будут практики на 4 и 5 курсе. К моменту практики студенты должны иметь четкое представление об особенностях профессиональных позиций, способах их реализации и собственных возможностях. Если в период практики 4 курса, когда велика роль преподавателей и учителей-наставников, идет осознание собственных вариантов действий, то к практике 5 курса, когда студенты специальности «Педагогика и методика начального образования» должны самостоятельно вести класс, практически на протяжении всей 1 четверти происходит осознание векторов своего профессионального развития и выбор профессиональной позиции.

Окончание вуза, связанное с выбором сферы профессиональной деятельности и места работы является значимой реперной точкой, позволяющей выстраивать профессиональную перспективу.

Кроме общих реперных точек у каждого студента могут быть и индивидуальные, связанные со значимыми событиями в учебной, профессиональной жизни, в общении с преподавателями, другими студентами, изменениями в семейном положении.

Реперные точки, не только позволяют обучающимся выстраивать векторы своего профессионального развития, но и делать осознанный выбор направления движения, обогащения, развития и актуализации потенциалов.

Библиографический список

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - 960 с.

240

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

2. Психодиагностика и профориентация в об- 3. Словарь иностранных слов. - М.: Русский

разовательных учреждениях / Ред.-сост. Л.Д. Сто- язык, 1989. - С. 404.

ляренко. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 404-405. 4. Шапарь В. Словарь практического психо-

лога. - М., 2005. - 734 с.

УДК 378

Воробьёва Ольга Алексеевна

Советский педагогический колледж, Курская область

[email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ОТ ЦЕЛЕЙ - ДО РЕЗУЛЬТАТОВ

Автор раскрывает возможности социального проектирования в освоении социально и профессионально необходимых личностных качеств теми, кто готовится к работе педагога. Приводятся примеры социальных проектов, реализованных в воспитательной деятельности Советского педагогического колледжа, показывается их влияние на степень включенности студентов в общественно полезную и профессионально ориентированную деятельность.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социальное проектирование, социальные ценности.

Формируемые в современной противоречивой социокультурной ситуации ценностные ориентации молодого человека, с одной стороны, еще тяготеют к традиционной «русской духовности», характеризуемой доминированием альтруистических нравственных установок над материальными; ценностями гуманизма, человеколюбия, соборности - над социальным индивидуализмом и эгоизмом; вечного - над временным. Однако сегодня все сложнее и все менее успешно удается противостоять индивидуализму, приоритету материального, гедонистическим установкам молодежи, ее стремлению к «красивой жизни» любой ценой. Общественное сознание деформировано и дезориентировано в понимании важнейших, экзистенциальных вопросов человеческого бытия, духовных смыслов существования человека, понимании человеческого счастья, молодежь все более ощутимо утрачивает нравственные идеалы своих предшественников, рассеивая силу духовного, нравственного потенциала, который веками накапливал русский народ. Действительно, сбываются пророческие слова американского оракула, Аллена Даллеса, мечтавшего «подменить ценности» русского этноса, организовать «грандиозную трагедию гибели самого непокорного на Земле Народа».

Эта проблема особенно остро переживается педагогами, - теми, кто по сути своей социальной и профессиональной Миссии призван тво-

рить будущее, кто осуществляет важную социальную функцию - ретранслирует духовно-нравственные ценности вступающему в жизнь поколению молодежи. Известно, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Время такое, каким мы его делаем. Мы работаем с той молодежью, которая сегодня есть, которой предстоит продолжить культурную эстафету своего народа, которой предстоит стать продолжателями традиций отцов и дедов, беречь и защищать свою Родину. Хотим мы этого или нет, нравится нам молодежь или не нравится, - мы должны заниматься социальным воспитанием, целенаправленно формировать духовный облик тех, кто придет нам на смену. Поэтому, тот духовный потенциал, который есть у молодого человека, необходимо раскрыть и обогатить, помочь ему определиться в социокультурном пространстве, выработать устойчивую систему жизненных смыслов и координат. Сделать это необходимо именно в период студенчества, ибо студенческий возраст -важный этап в жизни человека, когда происходит стабилизация характера и формирование всей системы отношений человека с миром. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно проявляет себя вся система ценностных ориентаций индивида.

Понимая это, педагогический коллектив Советского педагогического колледжа разработал и реализует Программу «Духовно-нравственного воспитания студентов на 2006-2010 гг.». Вос-

© Воробьёва О.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.