УДК 378
Баранова Наталья Александровна
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Твери
ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА*
Рассматриваются особенности воспитания в высшей школе, сущность и подходы к определению категории «личностно-профессиональная позиция», факторы и ресурсы ее становления в воспитательном пространстве вуза. Предпринята попытка обозначения показателей сформированности личностно-профессиональной позиции будущего специалиста.
Ключевые слова: воспитание, высшая школа, позиция, профессиональное становление специалиста.
Воспитание в высшей школе по своей сути является процессом личностнопрофессионального становления и развития студента, созданием условий, актуализирующих потребности в становлении системы убеждений, рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей, идентификацию с социокультурным и профессиональным окружением. Воспитательный процесс можно рассматривать как процесс возрастания субъектности студента в социокультурной и будущей профессиональной среде, становление его личностно-профессиональной позиции.
Понятие «позиция» в современных источниках определяется как точка зрения, отношение к какому-либо вопросу; как принцип, положенный в основу поведения, действий; положение, место, занимаемое кем-либо в соответствии с принципами своей деятельности. В психологопедагогических исследованиях, посвященных проблемам подготовки специалистов в вузе, изучаются проблемы становления и развития личной, профессиональной позиции в соответствии с получаемым образованием педагога, офицера, психолога, журналиста, филолога, врача и др.
Позиция, по мнению целого ряда современных исследователей (В.А. Гневашева, М.С. Лукова, К.И. Маслов, С.В. Пузаков и др.), является междисциплинарным понятием, отражающим интегральную, наиболее обобщенную характеристику, как личности человека, так и места, которое он занимает. Она может рассматриваться в контексте соотнесения человеком внутреннего и внешнего, как сочетающая субъективные и объ-
ективные характеристики личности в системе отношений и деятельности. В широком смысле «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенной действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [3, с. 60].
Позиция личности является устойчивым структурным компонентом, глубоко индивидуальным образованием личности, результатом достижения человеком определенного уровня нравственного и интеллектуального развития, появлением стабильной системы ценностных установок (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Это основной компонент направленности личности, совокупность системы базовых целей и ценностей человека, осознанно и ответственно реализуемой им в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с другими. Многие авторы отмечают, что выстраивание профессиональной позиции невозможно без одновременного единства личностной и предметной составляющей. Понимая внутреннюю позицию личности как направленность ее интересов и стремлений, связанных с необходимостью нахождения своего места в труде, в жизни, выделяют такой ее показатель как потребность (Л.И. Божович). Формирование личностной позиции студента связано, прежде всего, с осознанием им своих потребности, которые проявляются в мотивах и установках. С.Л. Рубинштейн понятие «позиция личности» использовал как синоним социальной установки.
Таким образом, позиция может рассматриваться: во-первых, как положение индивида или группы в общественной системе отношений, рег-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 09-06-00462а.
© Баранова Н.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
235
ламентирующее особенности поведения, и которое определяется по ряду специфических признаков; во-вторых, как взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности. При этом наличие устойчивой внутренней позиции рассматривается в качестве показателя самоопределившейся личности.
Профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются необходимые для профессиональной деятельности установки, в том числе и на систему отношений, которые существуют в сознании профессиональной группы. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь».
Сущность профессиональной позиции рассматривается как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм (Ф.И. Блиева, В.П. Бедерханова, А.И. Григорьева, Е.И. Исаев, В.В. Сериков, В.И. Слободчи-ков и др.). Здесь акцент сделан на ценностном отношении субъекта к своей деятельности. Это подтверждает и исследование Н.М. Борытко [2], которым субъектная профессионально-личностная позиция понимается как система доминирующих ценностно-смысловых отношений специалиста к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.
Позиция служит основополагающим компонентом в модели специалиста, характеристикой его отношения к профессии. Этот компонент включает, прежде всего, мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро и, в конечном счете, мировоззренческую, профессиональную и познавательную направленность. Выбор и следование в процессе жизнедеятельности определенной личностной и профессиональной позиции, осознание своих реальных и потенциальных возможностей - это путь самосовершенствования посредством собственной деятельности, поведения, общения с другими людьми. Процесс и результат выбора студентом своей позиции является, по сути, самоопределением, процессом
построения себя как личности. При этом расширение границ своих возможностей есть управление собственным развитием, самовоспитание.
Таким образом, становление личностно-профессиональной позиции студентов в вузе можно рассматривать как непрерывный процесс сознательного развития, самоопределения в по-требностно-мотивационной, ценностно-смысловой, познавательной и поведенческой сферах под влиянием собственных усилий, внешних воздействий, специально сконструированных социально-педагогических условий (образовательная среда, воспитательное пространство, воспитательная система и т.п.). Показателями сформи-рованности у студентов личностно-профессиональной позиции, на наш взгляд, могут быть: определенные ценностные ориентиры, качества личности, необходимые для успешной профессиональной деятельности; готовность к самообразованию и самовоспитанию; профессиональная направленность; совокупность мотивационно-личностных отношений в профессиональной сфере; готовность принимать решения в жизненных, профессиональных, нравственных ситуациях; субъектность в собственной жизни, профессиональной деятельности.
Рассмотрение факторов и условий становления позиции у студента невозможно вне принципиально новых подходов к организации воспитания в вузе. Определенные перспективы в этом направлении связываются с развитием в теории и практике идей профессионального воспитания, которое «должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности профессиональной социализации учащейся молодежи в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности» (Т.А. Ромм).
Рядом исследователей предпринята попытка выделить критерии результативности социальнопедагогического обеспечения процесса профессионального становления студентов в вузе. Так А.И. Тимонин определил следующие критерии для гуманитарных факультетов университета:
- ориентационно-смысловой - осознанное отношение к профессиональной деятельности, проявляющееся через совокупность показателей: понимание и осознание ценности будущей профессии в системе общества, понимание и оценка целей, задач профессиональной деятельности, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность профессией;
236
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
- деятельностно-практический - выступает как способность к самостоятельной образовательной деятельности;
- оценочно-аналитический - умение студентов анализировать и рефлексировать собственную деятельность, готовность к ценностно-смысловому анализу себя как личности и собственных профессиональных действий [7, с. 92].
Процесс профессионального воспитания будущего специалиста будет эффективен, если целенаправленно формируется, обогащается профессионально и нравственно эстетически значимыми ценностями, смыслами, традициями воспитывающая среда университета - его этос; в вузе культивируется высокогуманная, личностнозначимая атмосфера взаимоотношений всех субъектов воспитания; стиль жизни студенческих коллективов разумно деловит, эстетически выразителен, профессионально и нравственно содержателен; если совпадают мотивы и цели профессиональной подготовки у субъектов этого процесса; осуществляется стимулирование и поддержка студенческих инициатив по обогащению содержания и форм жизнедеятельности, соотнесенных с образом их профессионального бытия, созданы условия для устойчивого и регулярного взаимодействия с учреждениями культуры города и области, с творческими союзами и организациями; во взаимоотношениях между всеми субъектами процесса поддерживается разумная дисциплина и порядок как условие защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза; предлагаемые виды деятельности обеспечивают комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферы личности студента (А.В. Репринцев).
Ресурсами становления личностно-профессиональной позиции в вузе, на наш взгляд, являются: принятие педагогически сообществом в качестве приоритета идеи становления позиции будущего специалиста; эффективная реализации функций профессионального воспитания; пространство диалогического взаимодействия, в том числе с представителями профессиональных сообществ; наличие в вузе деятельности, основанной на принципе ценностно-смыслового равенства профессорско-преподавательского и студенческого сообществ; интеллектуальная атмосфера вуза; учебная и научно-исследовательская деятельность студентов; система поддержки соци-
альных инициатив обучающихся; организация эмоционально насыщенного досуга; развитая система дополнительного образования, отвечающая творческим и профессиональным потребностям.
Эффективным механизмом профессионального воспитания в вузе может стать воспитательное пространство, где имеются потенциальные возможности для его субъектов реализовать или наблюдать обширный круг разнообразных по значению (важные/неважные), качеству (позитивные/негативные), глубине (глубокие/поверхностные), содержанию (личностные/профессиональные) и другие отношения, возникающие в различных видах деятельности. Этот опыт отношений имеет сущностное значение для формирования личностно-профессиональной позиции будущего специалиста, если они имеют значимый характер, осуществляются со значимым другим (с сокурсником, преподавателем, представителем профессионального сообщества и т.д.). Воспитательное пространство обеспечивает своеобразную селекцию и структурирование социальных взаимодействий (актуализирует или ослабляет влияние тех или иных взаимодействий); детерминирует личностное развитие, обеспечивает включение студентов в процесс социального взаимодействия с его коллективными и индивидуальными субъектами, со средой.
В воспитательном пространстве вуза происходит соединение социально значимых ценностей и индивидуальных интересов, возникают возможности совершать профессиональные пробы в ситуации широкого выбора в ходе социальнопроектной, научно-исследовательской, творческой, досуговой деятельности, в различных молодежных объединениях, студенческом самоуправлении. Вместе с тем, воспитательное пространство вуза может стать фактором личностного и профессионального развития студента, его позиции только в том случае, если его компоненты будут частью объективной реальности, а деятельность его субъектов будет носить в большей степени реальный, а не имитационный характер. Реализация студентом своей социальной активности может стать механизмом и проявления, и формирования позиции (личностной, профессиональной, жизненной, гражданской и т.д.).
Степень влияния факторов и создаваемых условий на становление личностно-профессиональной позиции зависит и от личностного потенциа-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
237
ла студентов (совокупности внутренних возможностей, ресурсов, потребностей, средств), готовности к самовоспитанию, к реализации субъектной позиции. Становление профессиональной позиции возможно, на наш взгляд, только в случае, если получаемая специальность рассматривается студентом в контексте будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: Монография. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2008. - 148 с.
2. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-вос-питателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001. - 46 с.
3. Гневашева В.А. Становление профессио-
нальной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - №3. - С. 60-63.
4. Лукова М.С. Особенности самооценивания и развитие профессиональной позиции студен-тов-психологов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2008. - 25 с.
5. Маслов К.И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2008. - 28 с.
6. Становление личностно-профессиональной позиции будущего специалиста в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.А. Барановой. - Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. - 176 с.
7. Тимонин А.И. Моделирование процесса социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // Педагогика. -2008. - №4. - С. 90-93.
УДК 372.8р30
Тимонина Любовь Ильинична
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЕКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблема профессионального и личностного становления будущего учителя под влиянием внешних и внутренних факторов. Основой для профессионального становления является наличие потенциалов личности, которые могут быть актуализированы в процессе обучения и воспитания.
Ключевые слова: профессиональное становление, учитель, личностный потенциал, педагогические склонности.
Личность педагога, его отношение к работе, к детям, ориентированность на гуманистические принципы, поддержку, развитие каждого ученика сегодня является важным фактором обучения и воспитания школьников готовых быть активными, инициативными, самостоятельными, способными делать выбор и нести за него ответственность, а главное быть духовно-нравственными людьми. Поэтому профессиональное и личностное становление учителя неразрывно связанные процессы.
Профессиональное становление учителя -это длительный процесс, связанный не только с формированием системы специальных знаний и умений, но и становлением системы профессиональных ценностей, установок, отношений, личностной и педагогической позиции.
Существенное значение для профессионального становления будущего учителя имеет наличие или отсутствие личностных потенциалов, а также возможность для их развития в определенном направлении в процессе обучения.
Потенциал - это совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь [1]. Понятие «потенциальный» характеризует возможность скрытую, не проявляющуюся [3].
Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на саму эту систему, так и во вне ее. Потенциал - это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях.
238
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Тимонина Л.И., 2010