ний. Ученики 5 «в» класса подготовили памятки учащимся по профилактике заболеваний вызываемые бактериальными клетками. Проведение подобных уроков, которые отличаются результатом учебной деятельности, позволяет воспитать учеников с широким кругозором, формирует умение работать в группах и позволяет подготовить детей к индивидуальной исследовательской деятельности.
4. Выводы
Благодаря проведенному исследованию:
- освоены современные методики и методы для проведения группового проекта учащимися;
- установлено, что проведение группового проекта на уроках биологии стимулирует лицеистов на развитие научно-исследовательской деятельности;
- предложены способы применения группового проекта на уроках биологии.
Результаты исследования могут быть использованы на уроках биологии при изучении разнообразных тем в пятом классе в условиях ФГОС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кириленкова, В.Н., Сивоглазов, В.И.. Методическое пособие. Биология. Введение в биологию.- М.: Дрофа, 2015.-192с.
2. Константинова, И.В.. Биология. Введение в биологию 5 класс.- Волгоград.: Учитель, 2016.-208с.:ил.
3. Назарова, И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — с. 127-129.
4. http://gov.cap.ru/
5. http://www.unesco.kz/
6. http://nsportal.ru/
7. http://festival.1september.ru/
Е. В. Лопаткин
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются ценностно-смысловые основания профессионально-личностного становления будущих педагогов в условиях педагогического образования. Представлен опыт работы автора по актуализации ценностно-смысловой направленности подготовки учителя в вузе.
Ключевые слова: Педагогическая культура, ценностно-смысловые основания подготовки будущих учителей к педагогической деятельности, личностные ценности, педагогические ситуации, профессионально-личностное развитие студентов
Е. V. Lopatkin
PROFESSIONALLY PERSONAL BECOMING OF FUTURE TEACHERS IN PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. The article is dealt with the problem of professionally personal becoming of future teachers in pedagogical education.The results of the authors research in actualization of value meaning directivity of teachers training in colleges are presented.
Keywords: Educational culture, value meaning bases of future teachers training for the educative work, students professionally personal development.
В современной России в условиях экономических и социальных преобразований актуализируется потребность общества в воспитании компетентной и творческой личности, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность, обладающей внутренним механизмом нравственной саморегуляции и способной стать носителем продуктивного позитивного социального опыта.
На развитие всех сторон жизнедеятельности общества, региона, страны определяющим образом влияет педагогическое образование. Это влияние осуществляется через человека, качественное обучение, воспитание и развитие которого является главной целью и предметом деятельности выпускников педагогических вузов. В качестве методологических ориентиров профессионально-творческого становления будущих педагогов выступает опережающий характер образования, означающий его ориентацию на опережающее развитие личности, общества, региона и государства, на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития, фор-
мировать у своих учащихся навыки «работы с будущим», развивать их творческие инновационные способности [2].
Пространство жизнедеятельности и отношений различных поколений к миру рассматривается с точки зрения ценностно-смысловых оснований деятельности, поведения и общения людей. В рамках теории ценностей мир человеческой культуры соотносится с ценностным отношением в различные эпохи к природе, обществу, творчеству. При таком подходе культура предстает в качестве ценностного фонда, который концентрирует в себе богатство и многообразие материальных, духовных и художественных достижений.
В качестве приоритетной в процессе педагогического образования мы рассматриваем сферу ценностно-смысловых отношений будущих педагогов. Идея ценностного подхода в образовании и воспитании связывается с ориентацией на гуманитарные ценности, что предполагает признание ценности человека, его права на самоопределение, саморазвитие; понимание ценностей как личностных смыслов, принятых человеком.
Мы рассматриваем ценностно-смысловую направленность подготовки будущих педагогов как процесс, связанный с освоением ценностей и смыслов педагогической деятельности, профессии, как процесс обретения профессионально-культурных качеств, что проявляется в осознанном, ответственном, гуманистическом, профессионально-нравственном отношении к педагогической деятельности.
Ценностно-смысловой аспект педагогического сознания учителя определяют ценности, позволяющие осуществить самореализацию в профессионально-личностном становлении, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности в профессиональной деятельности, удовлетворяющие потребность в продуктивном гуманистическом взаимодействии и общении с учащимися и коллегами и т.д. Формирование ценностного отношения студентов к педагогической деятельности должно быть основано на создании условий и ситуаций, базирующихся на личностно и ценностно-значимой деятельности.
В структуре смысловой сферы личности особая значимость придается личностным ценностям, которые соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности и выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности. Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития [4].
Личностные ценности связаны с личностными смыслами, в которых действительность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, мотивов, целей и обладает свойствами осознанности, относительной устойчивости, положительной окрашенностью, реализуются в действиях и поведении [1].
Личностные ценности понимаются как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Личные ценности разделяются как осознанные смыслы жизни и декларируемые, внешние по отношению к человеку, не обеспеченные соответствующим смысловым и эмоционально-переживаемым отношением к жизни [3].
Возникает необходимость актуализации мотивационной сферы студентов в сторону понимания важности качественной профессиональной подготовки, позволяя включить механизмы самоорганизации, учитывая при этом, что процесс личностно-профессионального становления определяется переходом с одного смыслового уровня на другой в контексте теории «личностных смыслов».
Содержанием педагогической подготовки становится освоение педагогических идей как части гуманитарной культуры и общечеловеческих ценностей, введение в педагогику как в область поисков, глубокого и всестороннего осмысления педагогической теории и практики прошлого, настоящего и будущего, отечественного и зарубежного опыта, участие в исследовании конкретных педагогических проблем.
В процессе изучения педагогических дисциплин мы совместно со студентами осуществили выделение ценностно-смысловых, мировоззренческих аспектов педагогических курсов на основе актуализации идей гуманистической педагогики, которые являются «строительным» материалом, определяющим развитие социально-культурной и нравственной позиции будущих педагогов. В числе таких идей выделим следующие:
- Учитель — высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке; учителя нового типа характеризуют высокая гражданская ответственность и социальная активность, подлинная интеллигентность, духовная культура; личностная позиция учителя проявляется в гуманном отношении к детям, чувстве собственного достоинства, творческом самоутверждении.
- Гуманистические функции педагогической деятельности заключаются в развитии личности человека, становлении ее духовности, формировании системы человеческих ценностей, основу которых составляют ценности, установки, ориентации, мотивы, что определяют границы образа человечности в каждом индивиде; Гуманистическая функция педагогической деятельности - это очеловечивание учебно-воспитательного процесса, проявление готовности педагога сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, воспитателей, родителей в своем воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса. Содержание педагогического образования в настоящее время определяется требованиями ФГОС с выделением компетенций, в которых выражена инновационная направленность подготовки современного учителя:
О осознание ценностно-смысловой природы педагогической деятельности в современном обществе;
О осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
О знание способов профессионального самопознания и саморазвития;
О умение проектировать индивидуальный маршрут в педагогическом образовании;
О владение способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
О владение способами решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и т.д. В указанных компетенциях отражены ценностно-смысловые характеристики деятельности учителя в современных условиях, что определяет качество обучения, воспитания и развития студентов как будущих педагогов.
В условиях подготовки будущих педагогов в вузе мы акцентируем внимание студентов и на развитие компетенций, определяющих личностную позицию в педагогической деятельности: гуманитарную, культурологическую, социально-личностную, содержанием которых является познание и понимание возможностей саморазвития человека, присвоение им ценностей культуры и воссоздание культуры в собственной жизни, гуманитарная позиция по отношению к детям и самому себе, и развитие которых происходит на основе гуманистических ценностей.
Наша задача заключается в актуализации таких ценностных ориентаций студентов, которые определяют формирование будущего специалиста как человека культуры с достаточно высоким уровнем профессионально-личностного развития, в создании среды, помогающей студенту в развитии ценностно-смыслового отношения к профессии педагога и актуализации потребности сотворить себя как педагога и как личность.
В качестве ценностно-смысловых ориентиров в профессиональной деятельности и личностном развитии будущих педагогов мы выделяем личностно-педагогические ценности, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки деятельности учителя, и в целом, его педагогическая культура:
О позитивное восприятие себя как педагога и ценностное отношение к себе как самоценности;
О гуманистическая позиция по отношения к детям;
О потребность в личностной и профессиональной самореализации,
О способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного опыта;
О потребность в индивидуально-творческом саморазвитии;
О владение способами профессионально-личностного становления;
О способность корректировать условия и обстоятельства профессионально-личностного саморазвития;
О эмоционально-волевая саморегуляция и др. [5]. В этой связи отметим, что при определении ценностно-смысловых оснований подготовки будущих педагогов мы опираемся на положения С.Л. Рубинштейна о том, что личность проявляется, формируется в деятельности, в которой она претерпевает разнообразные изменения и в которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Через деятельность личность изменяет мир, формирует свои отношения с ним и жизнью как таковой. В процессе деятельности личность организует свою жизнь, несет за нее ответственность [8].
Наша задача состоит в том, чтобы будущие педагоги постоянно находились в ситуациях поиска средств «перевода» своих возможностей в жизненную и профессиональную реальность, в
деятельность по овладению и личностному принятию ценностей развития профессионально-личностных качеств.
В педагогическом образовании актуализируется проблема использования современных интерактивных образовательных технологий, которые должны быть направлены на актуализацию личностных смыслов образования, активизацию у студентов самостоятельной поисковой активности через включение их в учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность в разных ее формах.
В качестве такой технологии мы определяем личностно-центрированную технологию подготовки будущих специалистов в сфере педагогического образования, в максимальной степени ориентированную на их профессионально-личностное развитие и саморазвитие. В основе личностно-центрированной технологии находятся идеи субъектности, когда человек выступает «как субъект жизнедеятельности», т. е. субъект познания, развития, жизни, труда.
Ориентация на субъектность как стержневое образование личности связана с развитием у студента важнейших характеристик личности: активности, самостоятельности, рефлексивности, нравственной зрелости.
В связи с этим важно обеспечить субъект-субъектную позицию всех участников образовательного процесса, что предполагает создание условий для преобразования способностей и личностных свойств студентов в социально и профессионально значимые качества.
Технологический аспект реализации субъект-субъектных отношений можно представить через сотрудничество студентов и преподавателей в процессе решения педагогических ситуаций.
Нами широко используются конкретные педагогические ситуации, ориентированные на актуализацию субъектной позиции студентов в педагогической деятельности, в решении задач своего профессионально-личностного роста. С этой целью стремимся наполнить педагогические ситуации профессионально-ориентированным содержанием, требующим от студентов профессионального и личностного самоопределения, самореализации, рефлексии, самооценки, обращая особое внимание на их личностное и профессиональное становление.
В процессе изучения педагогических дисциплин нами использовались педагогические ситуации нескольких видов:
О ситуация-оценка педагогических явлений, событий, опыта практической деятельности учителей, в которых студенты находят причины возникновения данной ситуации, выявляют ее воспитательные возможности (или негативные последствия). О ситуация-иллюстрация, в которой приводятся примеры по основным темам
курса на основании теоретических и методических знаний; О ситуация-упражнение, в которой обучающиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии; О ситуация-проектирование, в которой определяются пути и средства решения педагогических проблем.
Деятельность студента в педагогических ситуациях направлена на усвоение ценностно-смысловых функций педагогической деятельности; освоение знаний о ценностях образования, о своей роли в социальном мире и профессии; освоение методики профессионально-личностного роста: самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как педагога; освоение опыта диалогового общения; оценку собственного жизненного и педагогического опыта; развитие готовности действовать самостоятельно и ответственно в решении социально-личностных и педагогических проблем.
Личностная направленность педагогических ситуаций состоит в том, что мы:
О ориентируем студентов на актуализацию их представлений об особенностях
характера, о мотивах, способностях; О побуждаем к самопознанию, самоопределению, саморазвитию; О включаем в деятельность по составлению программ самообразования, самовоспитания и профессионального самоопределения.
В качестве средства профессионально-личностного становления будущих педагогов мы используем технологию самопроектирования, которая строится на основе положительного самовосприятия, что связано с убежденностью в личном достоинстве, способностью к личному выбору, ответственностью за его последствия.
В процессе использования педагогических ситуаций существенным образом изменяются позиция и содержание деятельности преподавателя. Мы стремились к тому, чтобы деятельность преподавателя была ориентирована на развитие у будущих специалистов доминантной установки-мотивации на профессионально-личностное саморазвитие, самовоспитание; создание среды, помогающей студенту в реализации его жизнетворческих способно-
стей, креативности в образовательной деятельности; организацию ситуаций успеха, обеспечивающих самоактуализацию и самоопределение каждого студента; ориентацию на межличностное общение, диалог, полилог; проявление отношений доброжелательности, взаимопонимания, поддержки; диагностику профессионально-личностного роста студентов.
«Стремление студентов, будущих педагогов, к поддержанию собственного престижа, проявлению индивидуальности, ... в сфере освоения, сохранения и приумножения ценностей культуры и ценностей своего профессионально-творческого становления реализуется в разнообразной творческой деятельности как в процессе учебной, так и в научно-педагогической» [6, с. 105].
Организационно-педагогическими условиями эффективности использования педагогических ситуаций в процессе профессионально-личностного становления будущих педагогов, как показывает наш опыт, являются следующие:
О наполнение педагогических ситуаций профессионально-ориентированным содержанием, требующим от студентов его самостоятельного и творческого применения;
О актуализация потребности в профессиональном и личностном самоопределении, самореализации, рефлексии, самооценке, самоконтроле;
О рефлексия учебно-профессиональной деятельности и оценка личностного развития;
О методическое сопровождение деятельности будущих педагогов в условиях моделирования педагогических ситуаций;
О обучение студентов самостоятельному выявлению затруднений и устранение их причин посредством развития интеллектуальной и личностной рефлексии;
О развитие у студентов умений управления своей учебной и творческой деятельностью.
Реализация указанных условий создает среду развития способности к личностно-профессиональной самоактуализации будущего специалиста, актуализирует потребность в использовании полного потенциала собственной личности на основе осознания смыслов своей жизни, обогащения и реализации субъективного опыта в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Наш опыт подготовки будущих педагогов на основе ценностно-смыслового подхода позволяет выделить условия, определяющие их профессионально-личностное развитие:
О образовательно-воспитательный процесс в вузе имеет ценностно-смысловую и личностную направленность;
О в содержании деятельности студентов актуализируются ценностно-смысловые аспекты, в которых проявляется достаточно выраженный комплекс смыслообра-зующих свойств личности (ценностные ориентации, цели, ответственность, свобода выбора и т.д.);
О создается среда жизнетворчества, где студенты добиваются реальных успехов как в основной (учебной), так и в других видах деятельности;
О поддерживается стремление студентов к осмыслению своей жизни в контексте педагогических ценностей.
Можно заключить, что обеспечение ценностно-смысловой направленности подготовки будущих педагогов в вузе является основанием их профессионально-личностной и творческой самореализации и создает условия для повышения качества педагогического образования в современных условиях.
В своей практической деятельности по подготовке будущих педагогов мы постоянно обращаемся к концептуальным идеям о сущности педагогического образования, представленным в трудах академика Е.В. Бондаревской, которая определяет педагогическое образование как дея-тельностно-познавательный, смысложизненный процесс духовного и профессионального становления человека, развития его сознания, личностных качеств, инновационных способностей, компетентностей, отношений. В процессе образования педагог обретает знания, ценности, смыслы, взгляды на мир, входит в пространство культуры, профессии, постигает свое призвание, ему открывается смысл жизни как служение детям, Отечеству, развитию образования [2].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. \ А.Г. Асмолов. - М., 2002.
2. Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. \ Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2016.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. \ Б.С. Братусь . - М., 1988.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. \ Д.А.Леонтьев. - М., Смысл, 2003.
5. Лопаткин Е.В. Социально-культурное становление будущих учителей в процессе педагогического образования. Журнал «Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки». Специальный выпуск №1. \ Е.В. Лопаткин. - Таганрог: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова», 2013.
6. Лопаткин Е.В. Развитие личностно-творческого потенциала учителя в условиях педагогического образования \\ Сборник научных трудов «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее. Материалы второй международной научно-практической конференции в двух томах». Т. 1. Теоретико-методологические проблемы развития образования в университете. \ Е.В.Лопаткин - Ростов-на- Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2014.
7. Практическая педагогика: Учебное пособие / Авт.-сост. Л.М. Горбунов. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2012.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. \ С.Л.Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 -
В.И. Мищенко
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье описываются возможные методы и формы работы, способствующие раннему выявлению и профилактике виктимного поведения студентов, а также приводятся конкретные результаты работы в рамках направлений психологического сопровождения студентов в данной области прикладной психологии.
Ключевые слова. Психологическое сопровождение, стрессовые ситуации, виктимное поведение, виктимная личность, профилактика.
V. I. Mishchenko
THE AREAS OF WORK WITHIN PSYCHOLOGICAL ESCORT OF STUDENTS IN
STRESSFUL SITUATIONS AS PREVENTION OF VIKTIMNY BEHAVIOUR OF
THE PERSONALITY
Abstract. In article the possible methods and forms of work promoting early identification and prevention of viktimny behavior of students are described and also concrete results of work within the directions of psychological escort of students in the field of applied psychology are given.
Keywords. Psychological maintenance, stressful situations, viktimny behavior, viktimny personality, prevention.
Проблема реагирования человека на стрессовые ситуации в наше время приобретает особую актуальность, поскольку количество воздействий самых разнообразных стрессоров на личность возрастает с каждым годом, но не у всех достаточно времени и умений адаптироваться к ним, не каждый способен реагировать на стрессовые ситуации с наименьшими психологическими потерями. Не только природные изменения, но и социальные ситуации ежедневно могут стать источником стресса. Умение эффективно организовывать свою жизнедеятельность в условиях стресса - один из важных факторов профессионального становления и личностного развития современных студентов.
Зачастую различные виды деятельности человека, которые протекают в стрессогенных условиях, требуют повышенного расходования ресурсов человека и предъявляют требования к его адаптивности и стрессоустойчивости. Эффективно справляющийся со стрессовыми ситуациями человек автоматически снижает риски ухудшения работоспособности, обострения проблемы взаимоотношений с окружающими, а также возможности психосоматических заболеваний.
При отсутствии или недостаточности навыков поведения в стрессовых ситуациях активный субъект способен превратиться в виктимную личность (от лат. viktima - жертва). Успешно справляться с состоянием стресса и сводить к минимуму его негативное влияние — важное умение для каждого человека. Для этого необходимо как можно раньше обеспечить будущего профессионала комплексом знаний своих ресурсов, информацией о возможностях их развития, снабдить его необходимым набором навыков использования этих ресурсов в стрессовой ситуации. Молодые люди, только начинающие самостоятельную жизнь, зачастую сами не в состоянии не только справиться со стрессовой ситуацией, но и не знают, где и как найти необходимую информацию для самообразования в этой области. Однако даже этого бывает недостаточно без должного участия специалистов-психологов в данной сфере: психологического сопровождения студента, проведения диагностики, тренингов, обучающих программ, регулярного мониторинга динамики его личностного роста и др. В связи с этим возникает необходимость говорить о по-