Научная статья на тему 'Этапы модернизации образовательной системы подготовка студентов технических специальностей Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета'

Этапы модернизации образовательной системы подготовка студентов технических специальностей Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛИСТ-БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильященко Дмитрий Павлович

В статье описаны этапы модернизации образовательной системы подготовки студентов технических специальностей в ЮТИ ТПУ: интегрированная система подготовки специалистов–бакалавров – прикладной бакалавриат. Интегрированная составляющая системы подготовки студентов – неотъемлемая составляющая часть подготовки студентов, которая присутствует на каждом этапе модернизации. Модернизация необходима для того, чтобы поддерживать равновесие между рынком труда в России и системой образования, или между выпускниками и работодателями. В результате выпускник ЮТИ ТПУ не только имеет полное представление о выбранной специальности, но и овладевает профессиональными компетенциями, необходимыми для максимально быстрой адаптации специалиста к условиям производства, что и является одной из основных целей успешной подготовки квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы модернизации образовательной системы подготовка студентов технических специальностей Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета»

УДК 658.336

Ильященко Дмитрий Павлович

Старший преподаватель кафедры сварочного производства ГОУ ВПО «Технологический институт Томского политехнического университета в г. Юрге», [email protected], Юрга

ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ СИСТЕМЫ

подготовка студентов технических специальностей юргинского технологического института национального исследовательского томского политехнического университета

Аннотация. В статье описаны этапы модернизации образовательной системы подготовки студентов технических специальностей в ЮТИ ТПУ: интегрированная система подготовки специалистов-бакалавров - прикладной бакалавриат. Интегрированная составляющая системы подготовки студентов - неотъемлемая составляющая часть подготовки студентов, которая присутствует на каждом этапе модернизации. Модернизация необходима для того, чтобы поддерживать равновесие между рынком труда в России и системой образования, или между выпускниками и работодателями. В результате выпускник ЮТИ ТПУ не только имеет полное представление о выбранной специальности, но и овладевает профессиональными компетенциями, необходимыми для максимально быстрой адаптации специалиста к условиям производства, что и является одной из основных целей успешной подготовки квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: интегрированная система, производственная практика, профессиональные компетенции, специалист-бакалавр.

Ilyaschenko Dmitri Pavlovic

Senior teacher of the Department of Welding Production of Technological Institute branch of Tomsk Polytechnic University in Jurga, [email protected], Jurga

STAGES OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF TRAINING TECHNICAL STUDENTS AT JURGIN TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NATIONAL RESEARCH TOMSK POLYTECHNIC

UNIVERSITY

Abstract. The article describes the stages of the modernization of the educational system for training engineering students in YUTI TPU: integrated system of training - Bachelor's degree -Bachelor of Applied. Integrated component of the system of training of students is an integral component of the training of students and is presented at each stage of modernization. Modernization is necessary for that would maintain a balance between the labor market in Russia and the education system, or between graduates and employers. As a result, graduates of YUTI TPU not only have a full understanding of the chosen field, but also master the professional competencies needed for the fastest acclimatization to the conditions of production, which is one of the main objectives of the successful training of qualified specialists.

Keywords: integrated, production practice, professional competence, specialist bachelor.

«Профпригодность» выпускника в мировой системе оценки качества - один из главнейших результатов деятельности вуза. Следовательно, главным критерием оценки образовательного процесса являются востребованность выпускников на рынке труда, их успешность в дальнейшей карьере, уме-

ние работать в команде и соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями. В развитых странах звание инженера получают далеко не все выпускники технических вузов (15-20% имеют диплом об инженерном образовании и попадают в Национальный регистр инженеров). В Рос-

сии выпускнику достаточно закончить соответствующий технический вуз, чтобы именоваться «инженером» и не работать по специальности. Поэтому в настоящее время проблемы качества высшего профессионального образования волнуют как научно-педагогическую общественность и работодателей, так и студентов вузов. Система интегрированного обучения в сфере высшего профессионального образования (для студентов специалистов) с трудовой деятельностью студентов на предприятиях, их обучение профессиональным умениям по конкретным направлениям и профилям, способна обеспечить повышение профессиональной подготовки студентов в реальных производственных условиях, приобретение ими, наряду с теоретическими знаниями, прочных практических навыков, а так же освоение и применение творческого подхода к выполнению производственных обязанностей, способна была решать важнейшие задачи качества инженерного образования [2].

На российском рынке труда за последнее десятилетие происходят ключевые изменения [6]:

1 реструктуризация индустрий и создание новых профессий;

2 перераспределение труда от низкоквалифицированных профессий в пользу высококвалифицированных;

3 увеличение мобильности трудовых ресурсов.

В связи с выше сказанным, для того что бы выпускники института могли соответствовать требованиям работодателей и приходиться модернизировать систему обучения.

В Юргинском технологическом институте (филиале) Томского политехнического университета интегрированная система реализуется с 1987 г. [3; 4]. Схема интеграции теоретического обучения и производственной практики при обучении по программам специалитета представлена на рис.1.

В связи с модернизацией образовательной системы переход на 2х уровневую бакалавриат и магистратура, с 1.09.2011 года в Юргинском технологическом институте (филиале) Томского политехнического университета перешел на реализацию 7 образовательных программ бакалавриата и 1 специальности по ФГОС (с 1987 г. подготовка студентов осуществлялась подготовка студентов по интеграрованной системе обучении представленной на рисунке 1 [3;4]). Учебные планы были составлены таким образом, что сохранить интегрированную систему подготовки и учесть все требования ФГОС, в том числе и по срокам обучения. Предлагаемая схема подготовки бакалавров представлена на рисунке 2.

После первого и второго курса предусмотрены летние ознакомительные учебные

Рисунок 1 - Интегрированная система подготовки (специалисты)

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

214

Рисунок 2 - Интегрированная система подготовки (бакалавриат)

практики. На в 5 и 6 семестрах в учебных планах предусмотрена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки». При изучении этой дисциплины студенты осваивают рабочую профессию в зависимости от направления, с присвоением разряда. Первая длительная производственная практика в седьмом семестре предусматривает трудоустройство на рабочих специальностях в зависимости от направления, вторая производственная практика после освоения ряда специальных дисциплин в восьмом семестре, предусматривает работу на инженерно-технических должностях. В восьмом семестре предусматривается подготовка выпускной квалификационной работы.

Система подготовки бакалавров реализуемая в ЮТИ ТПУ (рисунок 2), хотя и включающая систему практической подготовки на 3 курсе (рисунок 2), не совсем находит понимание у работодателей и студентов (первые 2 практики учебные с 1 на 2 курс и со 2 на 3 студенты проходят техниками, а на по рабочей профессии эл. сварщика, в связи с отсутствием разрядов), поэтому с 1.09.2013 года для устранения потери практикоориентировован-ности при подготовки студентов бакалавров, принято решение о реализации образовательной программы прикладного бакалавриата.

Программа прикладного бакалавриата дает возможность студентам быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда. Прикладной бакалавриат - это конечная квалификация, которая позволяет осуществить

прямой выход на рынок труда и редко подразумевает дальнейшее обучение, хотя и не исключает его [5]. Прикладной бакалавриат уже доказал право на жизнь и успешно реализуется в зарубежных странах: Финляндия, Нидерланды, Франция, Австралия.

Миссия программ прикладного бакалавриата состоит в следующем [1]:

1. преодоление риска потери практикоо-риентированности при введении уровневого высшего образования;

2. снижения уровня издержек организаций работодателей по доучиванию выпускников;

3. адаптация образовательных программ вузов к заказу на практикоориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов;

4. сокращение сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров.

Разработанная программа обучения студентов для реализации прикладного бакалавриата представлена на рисунке 3.

Проанализировав систему подготовки бакалавра и прикладного бакалавра в ЮТИ ТПУ можно сделать выводы о при-емушестве прикладного бакалавра - студенты получают рабочую профессию на 1 курсе и на учебных практиках будут иметь возможность поработать по профессии эл. сварщик или контролер, что будет способствовать не только осмысленному получению теоретических знаний, но и что не мало важно практического опыта по специальности.

1 курс

1 семестр

2 семестр

2 курс

3 семестр

4 семестр

3 курс

5 семестр

6 семестр

Учебный семестр (обучение с отрывом от производства)

Рабочий семестр (обучение без отрыва от производства)

ВКР

4 курс

7 семестр 8 семестр 1

На 1 курсе студенты, проходя инженерную подготовку в ЮТИ ТПУ, получают рабочую

профессию

Рисунок 3 - Интегрированная система подготовки (прикладного бакалавриат)

Библиографический список

1 Блинов В. И. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации. -М.: Федеральный институт развития образования, 2010. - 17 с.

2 Ильященко Д. П., Бибик В. Л. Особенности подготовки специалистов-бакалавров в условиях модернизации образования , реализуемые в ЮТИ ТПУ // Дискуссия, Екатеринбург, Изд-во «Издательский дом «Ажур», 2013. -№ 7. - С. 121-126.

3 Ильященко Д. П., Тищенкова А. В., Ефремен-ков А. Б. Производственная практика студентов -важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров //Машиностроение

и инженерное образование, Москва, 2010. - Т. -№ 3. - С. 68-73.

4. Ильященко Д. П., Крампит Н. Ю. Организация производственной практики студентов при интегрированной системе обучении // Сварочное производство, Москва, 2010. - № 4. - С. 52-54.

5. Чугунов Д. Ю., Васильев К. Б., Фрумин И. Д. Введение программ прикладного бакалавриата в Российскую систему образования: зачем и как? //Вопросы образования, Москва, 2010. - №4. -С.247-267.

6. Tan H., Savchenko Y., Gimpelson V., Kapelyushnikov R., Lukyanova A. (2007) Skills shortages and training in Russian enterprises / Working paper WP3/2007/04. Moscow: SU - HSE.

216

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.