МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
летнего отдыха.
Список использованной литературы:
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С.355-359.
3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
5. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
6. Столбецкая Л. А. Некоторые особенности здоровьесберегающей педагогики в педагогическом моделировании понятийного аппарата // Символ науки. 2016. №3-2. С.138-140.
7. Намикос Н. В. Специфика самореализации инструктора по спорту // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.175-177.
8. Рау Н. А. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» // Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 165-167.
9. Фролова Е. А. Некоторые особенности здоровьесберегающей подготовки обучающихся // Современные научные исследования : теоретический и практический аспект : : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 февраля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.226-228.
© Фролова Е. А., 2016
УДК 378.147
Хальзова В.М.
доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,
канд. пед. наук, доцент, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Российская Федерация
Асеева Т.В. доцент кафедры
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с иноязычной подготовкой студентов неязыковых специальностей вузов. Организация учебного процесса на основе профессионально-ориентированного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
подхода при обучении студентов иностранному языку позволит сформировать у студентов способность иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях, что является приоритетной задачей профессионального образования в настоящее время.
Ключевые слова:
Профессионально-ориентированный подход к обучению студентов, профессиональная компетентность, индивидуальный подход, современные контекстно-интерактивные методы, принцип профессиональной направленности учебного материала.
В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает значение обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению студентов иностранному языку на неязыковых факультетах вузов, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности.
Под профессионально-ориентированным обучением понимается учебный процесс, основанный на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, обусловленный особенностями будущей профессии или специальности студента. Это предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [4, с.8].
Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста - выпускника современной высшей школы.
Профессионально ориентированная иноязычная подготовка студентов -экологических специальностей в Тольяттинском государственном университете проводится на первом и втором курсах обучения в рамках дисциплины под названием «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации»
Характеризуя курс «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации», можно выделить следующие основные моменты:
- данный курс разработан для обучения студентов с учётом конкретной специальности и фокусируется на обучении языковым средствам (грамматике, лексике, фонетике) и коммуникативным функциям, характерным для конкретной сферы использования языка, связанной с той или иной профессией;
- основные приемы обучения в данном курсе направлены на развитие мыслительных способностей студентов; это проблемные задания, задания на развитие стратегий осмысленного чтения (понимания коммуникативного смысла иноязычного текста) с последующим использованием информации, извлеченной из текста, для решения коммуникативной задачи и т.д.;
- учет профессиональных потребностей и личностных интересов обучающихся (профессионально значимые темы и ситуации, используемые при обучении языку, задания, проблемные тексты, поднимающие актуальные вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, и т.д.) способствует высокой мотивации при изучении иностранного языка [6, с.121];
- курс «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» имеет междисциплинарный характер и предполагает наряду с формированием иноязычной коммуникативной компетенции развитие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
общих (ключевых) компетенций, необходимых в сфере профессиональной деятельности.
Разработанный нами профильно-ориентированный курс «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» отражает специфику деятельности специалистов - экологов и предполагает, что студенты будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации по профилю своей специальности.
Профильно-ориентированный курс включает:
- комплект рабочих программ по дисциплине «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» для студентов-экологов;
- учебно-методический комплекс (УМК) (рабочая программа, учебно-тематический материал, тесты, грамматический справочник, тексты для дополнительного чтения по специальности, словарь» и учебно-методическое пособие "Eco-Readings";
- компьютерные тестовые задания для самостоятельной оценки студентами уровня овладения профессионально иноязычной компетентностью;
- тестовые задания для промежуточного и итогового контроля;
- комплект аутентичных текстов по специальности для оценки уровня сформированности навыков чтения и понимания коммуникативного смысла специального текста;
- перечень тем и ситуаций профессионального общения для оценки навыков устного общения;
- критерии сформированности иноязычной профессионально ориентированной компетентности.
Исходными методическими положениями комплексной иноязычной программы по английскому языку
в сфере профессиональной коммуникации (АЯ СПК) являются: уровневый и поэтапный подходы к овладению ИЯ.
Это означает, что в начале 1 -го курса студенты на основе компьютерного вступительного (входного) тестирования распределяются на 3 уровня (пороговый A1, базовый A2 и продвинутый B1). Студентов, имеющих пороговый уровень A1, характеризует довольно низкий уровень владения иностранным языком или нулевой (начинающие изучать английский язык).
Студенты, чей уровень владения ИЯ соответствует базовым требованиям программы средней общеобразовательной школы, имеют базовый уровень A2.
Огуденты, у которых уровень владения иностранным языком полностью соответствует и превосходит требования школьной программы по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками, имеют уровень B1.
Таким образом, в традиционных рамках осуществляется дифференциация учебного процесса и в то же время индивидуальный подход к работе со студентами. Создается положительная мотивация, так как у обучаемых пропадает неуверенность в собственных силах, и студенты убеждаются в возможности достижения цели, повышается их интерес к предмету.
Практика работы подтверждает, что при такой организации учебного процесса студент начинает изучать иностранный язык в вузе с того уровня владения английским языком, с которым пришел после школы. Далее студент учится с той скоростью усвоения материала, на которую способен, и осуществляет последовательный переход в течение всего периода обучения от одного уровня к другому. На освоение студентами курса АЯ СПК отводится два семестра (3,4) по 34 часа в каждом. Обучение английскому языку в сфере профессиональной коммуникации (АЯ СПК) основано на современных контекстно-интерактивных методах, принятых в системе бизнес образования: методика кейсов, ролевые и деловые игры, проекты и т.д.
Анализ педагогической литературы доказывает, что немаловажным условием успешности реализации профессионально-ориентированного образовательного процесса является отбор и организация содержания обучения. Такой процесс должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно связанных с профессиональными интересами обучающихся [5, с.117].
Н. Д. Гальскова отметила, что содержание обучения иностранным языкам должно включать в себя:
• сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
• языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;
• комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в ситуациях международного общения;
• систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
• учебные и адаптивные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями [2, с.122].
М. В. Ляховицкий внёс огромный вклад в разработку теории профессионально-ориентированного преподавания иностранного языка. Им был обоснован принцип профессиональной направленности учебного материала при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автор определил следующие направления учета специфики профилирующих специальностей:
• работа над специальными текстами;
• изучение специальных тем для развития устной речи;
• изучение словаря - минимума по соответствующей специальности;
• создание преподавателями пособий для активизации грамматического и лексического материала обучающихся [3, с.32].
Разработка и внедрение отечественных учебников нового поколения именно для студентов неязыковых вузов рассматриваются как непременное условие оптимизации процесса обучения иностранному языку, которое позволит создать благоприятную почву для развития иноязычной профессионально ориентированной компетенции.
В рамках курса английского языка для профессиональных целей, исходя из практического опыта, было разработано, апробировано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое пособие "Eco Readings" [7]. Данное пособие предназначено для студентов 2-4 курсов экологических специальностей, слушателей специальных курсов по английскому языку данного профиля и специалистов - экологов самостоятельно повторяющих курс английского языка c целью развития и совершенствования навыков и умений самостоятельного чтения оригинальной литературы по специальности. Предлагаемое учебное пособие предоставляет обширный информационный текстовый (по видам чтения) и лингвистический материал, большое количество заданий и упражнений, мини-словарики к отдельным текстам, контрольно-обобщающие тесты Language Review с ответами, хрестоматию Eco Reader (Intermediate level); English-Russian, Russian-English терминологические словари.
Разработка и внедрение в учебный процесс учебно-методических комплексов и пособий по специальности призваны способствовать реализации профессионально ориентированной иноязычной подготовки специалистов неязыковых вузов и повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Обучение профессионально-ориентированному языку предполагает тематическую обусловленность используемых профессионально-ориентируемых учебных материалов. Интерес к предмету возрастает тогда, когда он практически значим, когда студенты ясно и четко могут представить перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в будущем будут целесообразны и ценны. Как правило, наибольший интерес вызывает содержание материала, который студентам уже хорошо известен из курса специальных дисциплин и, где они имеют возможность показать себя специалистами, выполняя задания на обсуждение профессионально ориентированных проблем, позволяющих выразить свое мнение с опорой на знания и характеризующие компетенцию студента в целом [1, с.218].
Профессиональную компетенцию выпускника неязыковой специальности определяет не только объем общеязыковых и специальных знаний, но и уровень владения иностранным языком, достаточный для успешного функционирования в ситуациях профессионального иноязычного общения.
Список использованной литературы 1. Асеева Т.В. К вопросу оптимизации обучения профессионально-ориентированному чтению на английском языке. Сборник: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III Международной научной заочной конференции. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012 С. 214-219.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. М.: АРКТИ-Глосса, 2000, 165 с.
3. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам / М.В.Ляховицкий // Иностранные языки в школе.- 1973.- №1.- С.27 - 34.
4. Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 6-11.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2006.239 с.
6. Хальзова В.М. «Педагогические условия воздействия на мотивацию студентов неязыковых специальностей вузов при изучении иностранного языка» Международный научно-исследовательский журнал: Часть 4. 3(22) 2014 Екатеринбург - 2014 С. 61-63.
7. Eco Readings: учебно-методическое пособие по чтению по дисциплине "Иностранный язык" для студентов специальности 280202.65 "Инженерная защита окружающей среды" Сост. Т.В. Асеева, В.М. Хальзова - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. -221 с.
© Хальзова В.М., Асеева Т.В., 2016
УДК 37.04.
О.В. Хасанова, к. пед. н., доцент Н.А. Мингазова, студент ИФМК КФУ г. Казань, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОНИКИ
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей восприятия и обмена информации учащихся, диагностируемых, учитываемых и прогнозируемых на протяжении обучения с помощью концепции типирования личности - соционики.
Ключевые слова
Английский язык, социокультурная компетенция, индивидуальный подход, соционика.
В современном образовательном пространстве реализуются новые подходы к обучению иностранного языка, суть которых сводится не только к пересмотру методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и к обеспечению культороведческой направленности обучения. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования представлен ряд требований, которые предполагают наличия у учащегося высокого уровня сформированности ряда языковых компетенций: учебно-познавательной, лингвистической, стратегической, профессиональной, социокультурной и т.д.
Особую актуальность, на современном этапе изучения английского языка, получила, входящая в состав коммуникативной компетенции, социокультурная компетенция, целью которой является формирование у учащегося положительного отношения к культуре людей, говорящих на языке, к самому языку, а также, по