Научная статья на тему 'Эффективность метода кейс стади как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции инженеров-бакалавров'

Эффективность метода кейс стади как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции инженеров-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНЖЕНЕР-БАКАЛАВР / МЕТОД СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД КЕЙС СТАДИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Елена Александровна

В статье анализируются особенности процесса обучения студентов неязыкового вуза, обусловленные переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Обосновывается эффективность метода кейс стади как наиболее адекватного средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров-бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность метода кейс стади как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции инженеров-бакалавров»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

интереса к предмету на уроках математики». // «Наука и Мир» международный научный журнал, № 6 (2), Том II, Волгоград -2015. С. 24-26.

6. К. Останов, А. Абдуллаев, А.Инатов «Об особенностях применения педагогических технологий для развития мышления учащихся на уроках математики». // «Наука и Мир» международный научный журнал, № 6 (2), Том II, Волгоград -2015. С. 60-62.

7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. - 23 апреля -

9. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

© Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Остонов К., 2016

УДК378.147

Акулова Елена Александровна

канд. пед. наук, доцент БГТУ, г.Брянск, РФ E-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА КЕЙС СТАДИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ

Аннотация

В статье анализируются особенности процесса обучения студентов неязыкового вуза, обусловленные переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Обосновывается эффективность метода кейс стади как наиболее адекватного средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров-бакалавров.

Ключевые слова

Коммуникативная компетенция, компетентностный подход, инженер-бакалавр, метод ситуационного обучения, метод кейс стади.

В 2011 году высшее профессиональное образование в России перешло на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавр - магистр). В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 мая 2011 г. № 1657 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр». Так, «по окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

В педагогическом сообществе до сих пор обсуждают за и против такого нововведения. Положительным аспектом является, во-первых, то, что ученые степени, полученные в России теперь сопоставимы с европейскими степенями. Во вторых, у реальных работодателей в современном производстве существует запрос не на специалистов, способных осуществлять свою деятельность в самых различных сферах, воспитанных в системе традиционного системного и фундаментального высшего профессионального образования, а на инженеров узкого профиля, готовых работать на конкретных условиях и конкретном предприятии.

Вышесказанное отражает идеи и принципы компетентностного подхода в обучении, который в настоящее время декларируется как приоритетный и ориентирует содержание образовательной программы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

не на изучение конкретной профессии, а на освоение ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда.

Согласно структуре ООП бакалавриата дисциплина «Иностранный язык» находится в базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». В результате изучения базовой части цикла студент получает основные общекультурные и профессиональные компетенции, которые являются необходимыми для формирования современной образованной личности.

Согласно ФГОС ВПО и ООП ВПО выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) [4]:

- владеть культурой мышления, иметь способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- владеть одним из иностранных языков на уровне чтения и понимания научно-технической литературы, быть способным общаться в устной и письменной формах на иностранном языке (ОК-13).

Несмотря на уменьшение количества аудиторных часов и недостаток профессионально-оринтированной и учебно-методической литературы нового поколения, а также, зачастую недостаточный уровень образованности студентов, актуальным представляется поиск более эффективных методик обучения.

Рассматривая составляющие коммуникативной компетенции бакалавров-инженеров, заложенные в Государственном образовательном стандарте, отметим, что к выпускникам, как участникам профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования, предъявляются высокие требования к знанию иностранного языка. Содержание языкового образования, заложенное в ГОС ВПО, ориентировано на обеспечение у студентов способности к межкультурной коммуникации в рамках диалога культур, к эффективному функциональному использованию иностранного языка в различных видах деятельности и межкультурного общения.

В структуре иноязычной коммуникативной компетентности выделяют следующие компоненты[2, с. 54-60]: функциональный, рефлексивный и мотивационный. Функциональный компонент включает навыки говорения, аудирования, чтения и письма на иностранном языке. Мотивационный компонент включает стремление к теперешнему и последующему изучению иностранного языка, а также стремление к профессиональному общению на иностранном языке. Рефлексивный компонент определяет способность проанализировать собственный коммуникативный акт.

Иноязычную коммуникативную компетентность, которая входит в состав профессиональной компетенции, можно сформировать при условии коммуникации на иностранном языке в профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо использовать методы обучения, активизирующие интеллектуальную деятельность студентов, развивающие активность, самостоятельность принятия решений познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

Одним из эффективных и удовлетворяющих вышеперечисленным требованиям методов обучения нам представляется метод ситуационного обучения (метод кейс стади). Изначально разработанный Школой бизнеса Гарвардского университета для обучения экономическим дисциплинам, метод кейс стади успешно применяется в тренингах коммуникативных навыков во всем мире. Для российских университетов, однако, метод кейс стади является довольно новой технологией.

На кафедре иностранных языков Брянского государственного технического университета в последние годы успешно ведется научно-методическая работа, направленная на поиск и реализацию активных инновационных методов обучения иностранному языку.

Нами уже разработано учебное пособие «Business English through case study» [1] для студентов магистратуры, обучающихся по специальности «Экономика» и «Менеджмент». Пособие разработано таким образом, чтобы гармонично интегрироваться в рамки основного курса «Деловой английский язык» [3] и рекомендовано к использованию на завершающем этапе каждого из разделов курса.

В настоящее время мы работаем над составлением «кейсотеки», то есть набора конкретных кейсов-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

ситуаций для студентов технических специальностей и разработкой технологии использования данных кейсов в ходе формирования коммуникативной компетенции инженера-бакалавра.

Очевидно, что ситуативная методика наилучшим образом реализует принципы компетентностного подхода и может успешно применяться в обучении студентов неязыковых университетов иностранному языку, поскольку содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование, способствует стремлению к изучению иностранного языка и профессиональному общению на иностранном языке.

Практика показывает, что учебные материалы на основе метода кейс стади способствуют не только получению знаний, формированию профессиональных навыков и позиций, жизненных установок и системы ценностей студентов, но и открывают двери для творчества преподавателя и создают условия для его профессиональной реализации.

Список использованной литературы:

1. Акулова Е. А. Business English through case study: учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 2016. -84 с.

2. Бибикова Э.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов / Сборник материалов заочной научно-практической конференции. - Минск, 2006. - С. 54-60.

3. Воронцова Ю.А. Деловой английский язык: учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 2011. -162 с.

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для направления подготовки 151600 -«Прикладная механика».- ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет».

© Акулова Е.А., 2016

УДК37

Алижанова Наида Магомедовна

МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru Ибрагимова Нурьяна Нурмагомедовна МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация

В статье раскрывается сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся сложившаяся в настоящее время в инновационной педагогике, как одна из наиболее устоявшихся раскрывается концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии.

Ключевые слова

Компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетенция, исследовательская деятельность.

Понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий. Использование компетентностного подхода позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества.

Одной из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.