технологией он ощущает радость успеха в инновационной деятельности. Мотивацию к инновационной технологической деятельности можно поддерживать на высоком уровне, если компьютерные технологии правильно подобраны педагогом информатики, учитывающим уровень сложности программных заданий и заслуженно оценивающим результат деятельности. Технологическая часть мотивационно-технологического элемента предполагает способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и других источниках.
Личностно-креативный элемент инновационной культуры предполагает активное занятие будущим учителем информатики компьютерным творчеством, моделированием информационных процессов с помощью компьютера и компьютерных программ. На занятиях информатики студент вполне может проявить свое творчество при изучении нового или инновационного материала. Педагоги ставят задачи к изучению инновационного устройства персонального компьютера. Почему у личностно-креативного элемента есть личностная часть? Потому что инновационное компьютерное обучение ориентируется в основном на интересы и потребности отдельно взятых студентов, и основываться нужно на личном опыте человека. С этой целью на занятиях по информатике педагоги используют индивидуально-личностный подход или метод исследовательских работ. Творчество на занятиях по информатике должно планировать инновационное видение предмета, новое решение появляющихся проблем, готовность отказаться от традиционных и привычных схем поведения, восприятия и мышления. Креативность - это всегда создание и созидание нового, оригинального, необычного. Относясь к креативной деятельности нетрадиционно, творчески, важно в педагогической деятельности постоянно приобщать студентов к коллективным проектным работам, нацеленным на создание чего-то нового, прививать интерес к созидательной работе, развивать не только креативные личностные навыки, но и способность к самореализации, к самоактуализации и самосове-решенствованию.
Поисково-медиаграмотный элемент предполагает то, что современный учитель информатики должен обладать способностью не только к саморазвитию, но и уметь создавать благоприятные условия для развития творческих способностей своих учеников, формировать у них стремление к творческому восприятию инновационных знаний, учить их поисковому поведению и мыследе-
Библиографический список
ятельности. Учитель информатики должен постоянно находиться в творческом и инновационном поиске и находить ответы на проблемные вопросы, продуктивно решать профессиональные задачи.
Профессиональный рост учителя информатики невозможен без поискового поведения, поскольку его инновационная культура может расти и развиваться только при условии, если сам учитель готов воспринимать все новое, что предлагает наука информатика, инноватика, и далее транслировать эти инновационные знания ученической аудитории. Для учителя информатики очень опасным для его карьеры является остановиться, «застыть» в развитии на достигнутых результатах. Он постоянно должен идти вперед, искать и находить, быть в курсе всех предлагаемых науками инноваций, уметь адаптировать новшества к школьной практике. Информатика - это условие постоянного источника знаний и технологий для безграничного творчества.
Что касается медиаграмотности, то это качество личности учителя информатики, которое позволяет ему четко анализировать любые медиасообще-ния для того, чтобы видеть там что-то новое, а не пропаганду, уметь разбираться в информации, а не разбирать уже известные сведения просто в новой обложке, в новом фантике. «Медиаграмотность (англ. medialiteracy) - это умение использовать, оценивать, критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств с целью формирования критического мышления человека» [3, с. 230 - 247]. Медиаграмотность предполагает непременное формирование у студентов навыков работы с информацией, которое обусловлено принципами открытости и доступности для всех граждан.
Итак, структуризация компонентного состава инновационной культуры учителя способствовала привлечению структурно-функционального подхода, который позволил разделить, расчленить сложную, на первый взгляд, проблему, имеющую большую неопределенность, на более мелкие детали, составляющие компоненты, которые уже лучше поддались общему анализу, пониманию их сущности и содержанию [5], [7]. Членение инновационной культуры мы осуществили через структуризацию данного понятия, привлекая к анализу все раннее выявленные ее составляющие. Мы пришли к следующей структуризации инновационной культуры будущего учителя информатики и представляем ее составляющие элементы: когнитивно-ценностный, мотивационно-технологический, личност-но-креативный, поисково-медиаграмотный.
1. Данилов-Данильян В.И. Экономико-математический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003.
2. Идеографический словарь русского языка. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва: РАН, 2014.
3. Косолапова Е.В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста. Кемерово: КемГУКИ, 2012; Вып. 8; Ч. 2: 230 - 247.
4. Кондаков И.М. Психологический словарь. Москва: Фаир-Пресс, 2000.
5. Алипханова Ф.Н. К вопросу о формировании организационной культуры учителя. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 73 - 74.
6. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Новые подходы к организации практики в основной образовательной программе подготовки бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 75.
7. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Интерактивные методы и средства подготовки будущего экономиста. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 248 - 249.
References
1. Danilov-Danil'yan V.I. 'Ekonomiko-matematicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya: INFRA-M, 2003.
2. Ideograficheskijslovar'russkogoyazyka. Institut russkogo yazyka imeni V.V. Vinogradova. Moskva: RAN, 2014.
3. Kosolapova E.V. Mediagramotnost kak akiual'naya sostavlyayuschaya informacionnoj kul'tury detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Kemerovo: KemGUKI, 2012; Vyp. 8; Ch. 2: 230 - 247.
4. Kondakov I.M. Psihologicheskijslovar'. Moskva: Fair-Press, 2000.
5. Aliphanova F.N. K voprosu o formirovanii organizacionnoj kul'tury uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 73 - 74.
6. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Novye podhody k organizacii praktiki v osnovnoj obrazovatel'noj programme podgotovki bakalavrov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 75.
7. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Interaktivnye metody i sredstva podgotovki buduschego 'ekonomista. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 248 - 249.
Статья поступила в редакцию 26.07.19
УДК 378:147
Dudaev G.S-Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF ORGANIZING TEACHING PROCESS FROM THE POSITIONS OF COMPETENCE APPROACH. The article presents an analysis of teaching process from the standpoint of the competency-based approach in the theory and practice of modern education. Today it seems necessary to carry out changes in the contents of competency-based education, prepare for its use in various vital situations, develop the ability to justify or refute research results, express judgments, arguments and conclusions. A fundamentally new system of self-organization and self-management by the quality of education should be based not only on the creative nature of the teacher and the educational process, but also on some algorithmization of the teacher's actions and standardization of requirements for assessing the level of competence of the student.
Key words: competency-based approach, training, organization of teaching process, teacher, education management.
Г.С-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье представлен анализ процесса обучения с позиций компетентностного подхода в теории и практике современного образования. На сегодняшний день представляется необходимым внесение изменений в содержание компетентностного образования, его использование в различных жизненно важных ситуациях, формирование умений обосновывать или опровергать результаты исследований, высказывать суждения, аргументации и выводы. Принципиально новая система самоорганизации и самоуправления качеством образования должна опираться не только на творческий характер педагога и образовательного процесса, но и на некоторую алгоритмизацию действий педагога и стандартизацию требований к оценке уровня компетентностной подготовки обучаемого.
Ключевые слова: компетентностный подход, обучение, организация процесса обучения, педагог, управление образованием.
Компетентностным подходом в процессе обучения можно назвать подход, соответствующий следующим особенностям:
- смысл процесса обучения заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт;
- смысл организации процесса обучения заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней обученности и образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Поэтому цель современной школы - формирование компетентностей, в основу которых входит формирование определенного набора компетенций.
Хуторской А.В. отличает «синонимически используемые» понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним. Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимое для его эффективной деятельности в определенной сфере [1].
Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Также он выделяет в качестве отдельной структуры образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции».
Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения новых знаний. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной [2].
Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер - от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем необходима данная компетенция) до рефлексивно-оценочных (насколько успешно применяется данная компетенция в жизни).
Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Она является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практи-
ке. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность.
К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие:
- уметь извлекать пользу из опыта,
- уметь решать проблемы,
- раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий,
- уметь находить новые решения.
В то же время указаний на данные умения еще недостаточно для того, чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций [3].
Компетенции выполняют определенные функции, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
- отражать социальную востребованность молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- формировать опыт предметной деятельности обучаемого (учащегося, студента), необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в решении реальных проблем действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выстраиваются три уровня:
1) универсальные компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [4].
Компетенция составляет одну из частей содержания разнообразных учебных дисциплин и образовательных сфер в качестве метапредметной области содержания образовательной системы. Комплексное применение теоретических знаний, практических навыков и организация их сотрудничества для реализации процесса решения определенной цели или задачи.
Компетенции выступают интегральными свойствами, свидетельствующими о качестве образования и выступающими средствами образовательного, общественного и комплексного контроля.
Большую роль в формировании личности учащихся играют универсальные компетенции. Они дифференцируют на следующие основные группы:
Общекультурные компетенции предполагают развитие знаний в области национальной культуры и культуры иных стран и народов, формирование духовно-нравственных качеств личности, принятие ею культурного наследия, его сохранение и развитие, усвоение культурологических основ в различных областях жизни и направлениях деятельности, формирование этических основ поведения, понимание картины мирового устройства [5 - 7].
Учебно-познавательные компетенции включают развитие навыков самообучения и саморазвития. Учащийся должен освоить способы поиска знаний, методы их оптимального и эффективного усвоения, приемы разрешения различных проблем в учебно-воспитательном процессе, развивать логику действий и поступков, грамотность, профессиональную компетентность [8].
Коммуникативные компетенции предполагают ознакомление со способами построения коммуникативных связей, умение действовать и строить отношения
в социальной и образовательной сфере, выполнять социальные роли, строить диалоги [6].
В группу компетенций личностного самосовершенствования входит развитие навыков по освоению способов саморазвития в духовной, нравственной, физической, интеллектуальной сфере. Человек должен не только однажды развить в себе определенные качества, но и постоянно их совершенствовать, чтобы отвечать требованиям общественного развития, обеспечить свою успешность в различных направлениях деятельности и создать условия для безопасной жизни во всех ее сферах.
Существование информационных компетенций обусловлено информатизацией общества. Предполагается, что современный гражданин должен обладать навыками применения современных информационных средств, уметь работать с различными информационными источниками, уметь отыскивать, сохранять, перерабатывать, анализировать и использовать информацию в практической жизнедеятельности [5].
К социально-трудовым компетенциям относятся навыки граждан построения своей линии поведения в общественной сфере, а именно: гражданская позиция, идеология, патриотические качества, способности к защите своих прав и свобод, уважения к правам и свободам других граждан, профессиональное са-
мосознание и самоопределение, развитие трудолюбия, освоение этических норм трудовых взаимоотношений.
Перечень вышеизложенных универсальных компетенций не лимитируется и постоянно добавляется новыми в соответствии с жизненной необходимостью и вызовами времени. Этот процесс в образовательной практике России начался ещё в конце XX в. и не закончился до настоящего времени. Постоянно обновляющий перечень компетенций входит в состав ФГОС.
Исходя из изменяющихся требований к подготовке учащихся различных возрастных групп, меняются требования и к подготовке будущих педагогов [7]. Это учитывается при обновлении содержания образования педагогических работников и дальнейшего повышения их квалификации.
Резюмируя вышеизложенное хотелось бы отметить, что ориентация на компетенции в качестве конечных результатов образования позволит гораздо более эффективно подготовить подрастающее поколение к жизни в современном социуме. Прежде всего, велика роль универсальных компетенций (в конце XX в. их называли ключевыми). Усвоив их, молодые люди получают навык самостоятельно осваивать необходимые им знания, формировать умения, благодаря которым имеют возможность лучше приспособиться к постоянно меняющимся условиям среды.
Библиографический список
1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.
2. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании. Педагогическое мастерство: материалы II Международной научной конференции (г Москва, декабрь 2012 г). Москва: Буки-Веди, 2012.
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Интернет-журнал «Эйдос», 2005.
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Москва: АПКиПРО, 2003.
5. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 115 - 117.
6. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 120 - 121.
7. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н. Профессиональное становление молодого педагога как психологопедагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69); 358 - 359.
8. Магомеддибирова З.А. Развитие логических универсальных учебных действий в процессе обучения математике. Начальная школа. 2014; № 9: 40 - 44. References
1. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013.
2. Medinceva I.P. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Moskva, dekabr' 2012 g.). Moskva: Buki-Vedi, 2012.
3. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Internet-zhurnal «'Ejdos», 2005.
4. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentarij. Uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: A PKiPRO, 2003.
5. Magomeddibirova Z.A., Al'bekhadzhieva Z. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 115 - 117.
6. Magomeddibirova Z.A., Sel'murzaeva M.R. Razvitie professional'noj kul'tury obscheniya buduschego uchitelya nachal'nyh klassov kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 120 - 121.
7. Dubovickij I.N., Uvarova N.N. Professional'noe stanovlenie molodogo pedagoga kak psihologopedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69); 358 - 359.
8. Magomeddibirova Z.A. Razvitie logicheskih universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe obucheniya matematike. Nachal'naya shkola. 2014; № 9: 40 - 44.
Статья поступила в редакцию 01.08.19
УДК 378.2
Nazarova Y.N., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies, Volgograd State Agrarian University
(Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS AS AN EFFECTIVE MECHANISM TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE PROFESSIONALS. The article discusses the introduction of the competent approach into the educational process of higher education institutions, allowing to create opportunities for the use of modern information technology in education, as well as to solve problems of forming professional competence of future professionals, in particular, assesses the prospect of using computer simulations in order to create an effective mechanism for solving problems. The article concludes that computer modeling can act as an integrator of various educational activities, it contributes to the achievement of the goals set out in the Federal Standards. The author believes that it is necessary to enlarge disciplines related to computer science, pay more attention to the role of subjects, where a significant place is given to computer modeling.
Key words: Federal state educational standard of higher education, competence, competence, information and communication technologies, information and education environment, computer modeling.
Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц., Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода в учебном процессе учреждений высшего образования, позволяющие создать возможности применения современных информационных технологий в образовании, а также решать проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, в частности, оценена перспектива применения компьютерного моделирования с целью создания эффективного механизма решения поставленных задач. В статье делается вывод о том, что компьютерное моделирование может выступить интегратором разнообразных учеб-