THE ABILITY OF A TEACHER TO INCREASE INFORMATION LITERACY OF STUDENTS. The article studies the ability of a computer science teacher to improve information literacy of students. The increase in information literacy is determined by the rapid progress of science, the widespread use of innovative technologies in all social areas. The teacher of Informatics in the professional activity and the purposes of the basic educational program, has to be able to master new pedagogical resources and didactic potential of educational systems, to be able to design their development, to be able to introduce various innovative techniques and receptions in pedagogical process at occupations with any category of citizens. There is a certain experience of communication of young people with elderly, meeting during the holidays with veterans of war, veterans of labor, communicating with the loved ones. This communication gives an idea about the students, who the elderly people are, what their features are, how to build communication with them. The effective communication between teachers of Informatics and pensioners should contribute to the knowledge of the features of this age.
Key words: information literacy, Informatics teacher, future teacher, student.
Н.Х Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, экономики и дизайна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.А. Кациев, ассистент каф. бизнес-информатика ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье изучена способность учителя информатики к повышению информационной грамотности учащихся. Повышение информационной грамотности определяется стремительным прогрессом науки, широким применением инновационных технологий во всех социальных областях. Учитель информатики в своей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан. Существует определённый опыт коммуникации молодых людей с людьми преклонного возраста - это встречи в ходе проведения праздников с ветеранами войны, с ветеранами труда, общение со своими близкими. Данное общение дает представление студентов о том, кто такие люди преклонного возраста, каковы их особенности, как строить с ними общение Эффективной коммуникации между учителями информатики и пенсионерами должно способствовать знание особенностей данного возраста.
Ключевые слова: информационная грамотность, учитель информатики, будущий учитель, учащийся.
На сегодняшний день высокая грамотность в области информационных технологий станет необходимым фактором для приема на большинство имеющихся на рынке вакансий. Осведомленность и умение эффективно использовать продукцию отрасли информационных технологий определяет первоначальный спрос на нее со стороны граждан.
Повышение информационной грамотности определяется стремительным прогрессом науки, широким применением инновационных технологий во всех социальных областях [1]. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога - это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Информационная грамотность — одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.
Непрерывное образование - это путь роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни. Подробный анализ современного состояния информационной грамотности населения и запроса общества на его повышение, общедоступность информационных услуг, выявление современных требований к способности учителя информатики повышать информационную грамотность учащихся осуществлять поддержку социально-значимых проектов, позволил нам подойти к характеристике и главным составляющим способности учителя к реализации решений, направленных на повышение информационной грамотности населения. Информационная грамотность помимо владения персональным компьютером также предполагает умение людей пенсионного возраста осознавать информационные потребности, уметь находить, оценивать, применять и создавать информацию в культурном и социальном контекстах, поддерживать социально-значимые проекты. Обязательным условием успешного повышения грамотности учащихся в области информационных технологий является и дальнейшее распространение доступа к сети Интернет на всей территории России, включая широкополосный доступ для домохозяйств.
Проанализировав большой пласт теоретико-методологического материала о сути и содержании способности учителя информатики повышать информационную грамотность учащихся, мы пришли к пониманию того, что главными составляющими способности учителя повышать информационную грамотность учащихся должны стать следующие элементы: развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный.
Развивающе-знаниевый. Для того, чтобы активно и продуктивно проводить занятия с учащимися важно знать, прежде всего, особенности людей, специфику и психологию их возможное информационное развитие, знать принципы практического обучения. Только в этом случае учитель информатики будет способным эффективно и продуктивно передавать знания компьютерной грамотности, научить учащихся обращаться с персональным компьютером.
Креативно-творческий элемент играет ведущую роль в способности учителя информатики поддерживать социально-значимые проекты. Социально-значимый проект, в первую очередь, касается социально-незащищенной, социально уязвимой группы граждан, куда относятся и пенсионеры, люди преклонного возраста. Целью такого проекта является создание и поддержка в изменившейся
материальной среде, в рыночных условиях, частичной капитализации экономики, людей пожилого возраста. Социально-значимый проект направлен на изменения, модернизацию или кардинальное решение устаревших форм жизни граждан, что невозможно без креативных и творческих качеств учителя информатики. Такой проект будет положительно влиять на жизнь людей или отдельного человека, если его организаторы будут проявлять креативность и смекалку в разработке и решении какой-то проблемы.
Формирование у будущего учителя креативности и творчества предполагает создание особых условий для их развития, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями пенсионерами и применения полученных знаний на практике.
Технолого-методический. Данный элемент предполагает владение учителем информатики современными технологиями, способность и умение учиться, способность к самообразованию, критическому мышлению, самостоятельной интерпретации добытой информации. Технолого-методический элемент также предполагает, что учитель математики и информатики должен быть способен интегрировать современные ИКТ в процесс обучения своих взрослых учеников (пенсионеров) и уметь выстраивать перспективные линии собственного развития, стимулируя саморазвитие людей пожилого возраста на базе инновационных тенденций и разработок. Методическая культура учителя рассматривается авторами как «устойчиво положительное отношение к методической деятельности, сформированные нормативные способы выполнения методической деятельности и оформления её продуктов; направленность на творческую самореализацию в данной деятельности; способность к передаче культурного опыта методи-ческоидеятельности» [2; 3].
Процесс обучения - это специально организованное взаимодействие учителя и учеников, сопровождаемое новыми продуктивными техниками и технологиями для достижения поставленных образовательных целей. Если учитель ставит задачу стимулирования процесса обучения с пенсионерам, то он обязан постоянно находиться в поиске новых технологий, методов, средств, способных улучшить процесс получения знаний пенсионерами. Коммуникативно-толерантный элемент способности учителя информатики повышать информационную грамотность у людей третьего возраста предполагает - это, прежде всего, научиться понимать этих людей, быть толерантными, уважать пенсионный возраст и принимать самое активное участие в их адаптации к инновационной информационной среде. Говоря о таком качестве учителя информатики, как коммуникативность, важно отметить, что в современном мире данное качество приобретает еще большую значительность по причине того, что явление «конфликт отцов и детей» сегодня определяется не просто как нарушение общения и коммуникации, а определенный разрыв между поколениями. Эффективной коммуникации между учителями информатики и пенсионерами должно способствовать знание особенностей данного возраста, чему, к сожалению, в вузе не учат, за исключением несколько лекций по андрагогике. В вузе не учат тому, как правильно стареть, как относиться к людям, старшим тебя по возрасту, у молодых нет понятия культуры старости. Чаще всего звучит лозунг - будущее принадлежит молодым. Однако на самом деле, будущее современных молодых людей - это и старость в том числе. Существует определённый опыт коммуникации молодых людей с людьми преклонного возраста - это встречи в ходе проведения праздников с ветеранами
войны, с ветеранами труда, общение со своими близкими. Данное общение дает представление студентов о том, кто такие люди преклонного возраста, каковы их особенности, как строить с ними общение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования сказано, что будущий учитель информатики в соответствии с задача-
Библиографический список
ми будущей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен также уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан.
1. Алиева РР, Пейзувова У.А. Интернет-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. Интерактивные технологии в профессиональном образовании: материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. Махачкала, 2016: 34 - 39.
2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 361 - 366.
3. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). Москва, 2014; 4: 215 - 217.
References
1. lieva R.R., Pejzuvova U.A. Internet-resursy v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Interaktivnye tehnologii v professional'nom obrazovanii: materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala, 2016: 34 - 39.
2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya. Moskva-Berlin: OOO "Direktmedia Pablishing", 2018: 361 - 366.
3. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva, 2014; 4: 215 - 217.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 37
Okhremenko I.V., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Head of Department of Management and Commerce, Volgograd Branch of Plekhanov
Russian Economic University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS. The reform of public education is focused on enhancing the compliance of its content with modern requirements, including the labor market for vocational education. The article analyzes one of the basic concepts of modern education - the state educational standard. The necessity of developing educational standards based on the competence-based approach is substantiated and their role in the vocational education system is considered. The problem of interrelation of educational and professional standards is considered. The article concludes that the use of competence-based educational standards gives much more freedom and delegates much more responsibility for the content and process of teaching to teachers and educational institutions than standards based on subjects.
Key words: federal state educational standard, quality of education, professional standard, learning outcomes.
И.В. Охременко, канд. социолог. наук, доц, зав. каф. менеджмента и коммерции, Волгоградский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический
университет им. Г.В. Плеханова», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Реформа государственного образования ориентирована на усиление соответствия его содержания современным требованиям, в том числе рынка труда для сферы профессионального образования. В статье осуществлен анализ одного из базовых понятий современного образования - государственного образовательного стандарта. Обоснована необходимость разработки образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и рассмотрена их роль в системе профессионального образования. Рассмотрена проблема взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов. В статье делается вывод о том, что использование компетентностных образовательных стандартов дает значительно больше свободы и делегирует значительно больше ответственности за содержание и процесс обучения преподавателям и учебным заведениям, чем стандарты, базирующиеся на предметах.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, качество образования, профессиональный стандарт, результаты обучения.
В российской практике образовательный стандарт (далее - ОС) понимается, в первую очередь, как документ, посредством которого осуществляется функция государственного контроля в сфере образования [1]. Однако со временем смысловое содержание данного понятия изменяется: ОС начинает пониматься как инструмент управления качеством образования, позволяющий создать в сфере профессионального образования, условия формирования эффективных механизмов взаимодействия между потребностями экономики и возможностями профессионального образования.
ФГОС ПО, введенные с сентября 2011 г, кардинально поменяли предмет стандартизации, заложили основу концептуальных изменений в российском образовании, связанных с внедрением компетентностного подхода. В отсутствие достаточного количества профессиональных стандартов (далее - ПС) сформировалось законодательное поле, которое обеспечило участие работодателей в разработке политики в сфере профессионального образования [2].
ОС, основанные на компетентностях, - это основные инструменты реформирования системы образования, при которой осуществляется беспрепятственный и эффективный переход к модели системы образования, ориентированной на потребности социальных партнеров и обучающихся. Суть этого перехода - внести существенные изменения в методологию разработки содержания обучения, процессов обучения, оценивания результатов обучения, а также в соответствующую институциональную структуру (функции и ответственность организаций и физических лиц, регулирование процессов) с целью приблизить процессы и результаты содержания обучения, процессов обучения, оценивания ре-
зультатов обучения к требованиям обучающихся, социальных партнеров и рынка труда, обеспечивая непосредственное и поддерживаемое участие всех сторон в вышеупомянутых процессах.
Можно выделить несколько типов изменений, которые привносит внедрение компетентностного подхода в реформах систем образования [3]: 1) в содержании образования; 2) в организации и методическом обеспечении процессов обучения; 3) в оценивании результатов обучения; 4) в институциональном устройстве и управлении системами образования.
Что касается изменений в содержании образования, основным изменением является переход от централизованно определенного содержания обучения, которое базируется на дисциплинах и предметах, к гибкому содержанию обучения, которое базируется на компетентностях [4]. Эти изменения вводятся реформой содержания образования, в центре которой - разработка и внедрение ОС, основанных на компетентностях.
Внедрение компетентностного подхода к содержанию образования влечет за собой ряд важных изменений в процессе обучения, особенно в плане организации процесса обучения, где осуществляется интеграция теоретического и практического обучения, в процессе обучения значительно повышается роль и ответственность обучающихся, развиваются индивидуализированные педагогические подходы [5].
Существенно изменяется и оценивание обучения, переходя от отдельного оценивания знаний и навыков к интегрированному и независимому оцениванию компетентностей, приобретенных не только путем формального образования, но и во время неформального обучения [6].