Создание корпусных деталей наиболее часто требует использования операции выдавливания эскиза в направлении, перпендикулярном плоскости эскиза. Дальнейший процесс создания трехмерной твердотельной модели корпусной детали заключается в многократном добавлении объемов, которыми могут быть различные бобышки, выступы, ребра, и вычитания объемов - отверстия, проточки, канавки, пазы. В процессе моделирования корпусной детали студенты использую различные инструменты САПР (зеркальный массив, массив по сетке, построение ребер жесткости, скругления и т.д.) которые значительно сокращают процесс формирования модели.
При создании деталей, имеющих переменный профиль, принято использовать операцию по сечениям, которая реализуется студентами при моделировании кулачка.
Наиболее действенными методами, обеспечивающими формирование необходимых умений и навыков трехмерного моделирования, являются репродуктивные методы, например, метод повторения «Делай как Я», при этом репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют при отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу [13]. Таким образом, в процессе обучения на лабораторных занятиях, при моделировании деталей у студентов развивается пространственное воображение и формируется умение синтезировать из простых геометрических объектов модель детали.
Библиографический список
Завершающим этапом процесса проектирования является создание сборочной единицы (сборки) из спроектированных моделей отдельных деталей согласно алгоритму операций, описанных в пособии. Таким образом, визуализация процесса позволяет сформировать у студентов целостную картину моделирования изделия от сотворения эскизов отдельных деталей, входящих в сборочную единицу и их моделирования, до создания конечной модели сборки с использованием имеющихся инструментов системы автоматизированного проектирования. Закрепление изученного материала обусловлено выполнением студентами индивидуальных заданий по моделированию деталей по сборочному чертежу и создания из них трехмерной сборочной единицы (сборки).
Применение системы автоматизированного проектирования КОМПАСА в образовательном процессе основано и апробировано на реальном преподавании технических дисциплин, которые формируют инженерно-графические компетенции у студентов. Применение представленного методического обеспечения позволяет повысить мотивацию к обучению и приобретению умений и навыков в овладении современными средствами автоматизированного проектирования с использованием средств современных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды.
1. Федотова Н.В. Трехмерное моделирование в преподавании графических дисциплин. Фундаментальные исследования. 2011; № 12-1: 68 - 70.
2. Oвтов B.A. Инновационное двухуровневое инженерно-графическое образование в аграрном вузе. Инновации в образовании. 2018; № 10: 152 - 156.
3. Oвтов B.A. Специфика инженерно-графического образования в аграрном вузе. История и педагогика естествознания. 2017; № 1: 41 - 43.
4. Вольхин B.A., Лейбов A.M. Проблемы формирования графической компетентности в системе высшего профессионального образования. Философия образования. 2012; № 4 (32): 16 - 22.
5. Брыкова Л.В. Формирование графической культуры будущих инженеров посредством профессионально направленного обучения. Alma mater (Вестник высшей школы). 2016; № 2: 59 - 64.
6. Горлицына O.A. Визуализация знаний как условие повышения качества графического образования студентов педагогических вузов. Теория и практика образования в современном мире: материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Реноме, 2013: 149 - 151.
7. Катеринина С.Ю., Воронкова ГВ Использование современных информационных технологий при обучении студентов инженерных специальностей графическим дисциплинам. Электронный научный журнал. 2016; № 7 (10): 178 - 182.
8. Малькова Н.Ю., Шишковская И.Л., Красичков ВА Проблемы преподавания дисциплины «Инженерная графика. Фундаментальные исследования. 2008; № 1: 93 - 94.
9. Пузанкова Ab. Формирование профессиональных инженерно-графических компетенций студентов в процессе их обучения компьютерной графике: на примере специальностей машиностроительного профиля. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара, 2012.
10. Oвтов ВА, Поликанов AE. Реализация двухуровневого инженерно-графического образования в аграрном вузе. Стандарты и мониторинг в образовании. 2018; Т. 6: 16 - 19. Available at: 10.12737/article_5a5f18c8e9d583.48268914
11. Большаков В.П., Тозик В.Т., Чагина AE. Информационные технологии в университетском курсе «Инженерная и компьютерная графика». Компьютерные инструменты в образовании. 2011; № 4: 54 - 62.
12. Сторчак Н. Применение системы КOMПAC-3D в преподавании инженерных дисциплин. САПР и графика. 2013; № 10: 88 - 89.
13. Ходос O.C, Баженов РИ. Oбучение трехмерному моделированию в Unity3D. Современные научные исследования и инновации. 2014; Ч. 3. Available at: http://web. snauka.ru/issues/2014/06/36167
References
1. Fedotova N.V. Trehmernoe modelirovanie v prepodavanii graficheskih disciplin. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; № 12-1: 68 - 70.
2. Ovtov V.A. Innovacionnoe dvuhurovnevoe inzhenerno-graficheskoe obrazovanie v agrarnom vuze. Innovacii v obrazovanii. 2018; № 10: 152 - 156.
3. Ovtov V.A. Specifika inzhenerno-graficheskogo obrazovaniya v agrarnom vuze. Istoriya ipedagogika estestvoznaniya. 2017; № 1: 41 - 43.
4. Vol'hin V.A., Lejbov A.M. Problemy formirovaniya graficheskoj kompetentnosti v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. 2012; № 4 (32): 16 - 22.
5. Brykova L.V. Formirovanie graficheskoj kul'tury buduschih inzhenerov posredstvom professional'no napravlennogo obucheniya. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2016; № 2: 59 - 64.
6. Gorlicyna O.A. Vizualizaciya znanij kak uslovie povysheniya kachestva graficheskogo obrazovaniya studentov pedagogicheskih vuzov. Teoriya i prakíika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Renome, 2013: 149 - 151.
7. Katerinina S.Yu., Voronkova G.V Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologij pri obuchenii studentov inzhenernyh special'nostej graficheskim disciplinam. 'Elekironnyj nauchnyjzhurnal. 2016; № 7 (10): 178 - 182.
8. Mal'kova N.Yu., Shishkovskaya I.L., Krasichkov V.A. Problemy prepodavaniya discipliny «Inzhenernaya grafika. Fundamental'nye issledovaniya. 2008; № 1: 93 - 94.
9. Puzankova A.B. Formirovanie professional'nyh inzhenerno-graficheskih kompetencij studentov v processe ih obucheniya komp'yuternoj grafike: na primere special'nostej mashinostroitel'nogoprofilya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2012.
10. Ovtov V.A., Polikanov A.V. Realizaciya dvuhurovnevogo inzhenerno-graficheskogo obrazovaniya v agrarnom vuze. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2018; T. 6: 16 - 19. Available at: 10.12737/article_5a5f18c8e9d583.48268914
11. Bol'shakov V.P., Tozik V.T., Chagina A.V. Informacionnye tehnologii v universitetskom kurse «Inzhenernaya i komp'yuternaya grafika». Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii. 2011; № 4: 54 - 62.
12. Storchak N. Primenenie sistemy KOMPAS-3D v prepodavanii inzhenernyh disciplin. SAPR i grafika. 2013; № 10: 88 - 89.
13. Hodos O.S., Bazhenov R.I. Obuchenie trehmernomu modelirovaniyu v Unity3D. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2014; Ch. 3. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2014/06/36167
Статья поступила в редакцию 26.07.19
УДК 378
Alipkhanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Isaev M.I., teaching assistant, Department of Applied Mathematics and Computer Technology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURIZATION OF THE COMPONENT COMPOSITION OF INNOVATIVE CULTURE OF A TEACHER AS A WAY OF EFFICIENCY OF ITS FORMATION.
The article studies structuring of the component composition of the teacher's innovative culture and identifies the following components: cognitive-value, motivational-technological, personality-creative, search and media literacy. The structurization of the component composition of the teacher's innovative culture allows to draw a structurally functional approach and helps to divide and dissect a seemingly complex problem that has great uncertainty into smaller details that make up components
that are already better amenable to general analysis, understanding of their contents. The researchers have carried out the dividing of the innovative culture through the structuring of this concept, involving in all its earlier identified components.
Key words: component, structure, innovative culture, future teacher.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный. E-mail: [email protected]
М.И. Исаев, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ КАК ПУТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье изучена структуризация компонентного состава инновационной культуры учителя и выделены следующие ее составляющие элементы: когнитивно-ценностный, мотивационно-технологический, личностно-креативный, поисково-медиаграмотный. Структуризация компонентного состава инновационной культуры учителя способствовала привлечению структурно-функционального подхода, который позволил разделить, расчленить сложную, на первый взгляд, проблему, имеющую большую неопределенность, на более мелкие детали, составляющие компоненты, которые уже лучше поддались общему анализу, пониманию их сущности и содержанию. Членение инновационной культуры мы осуществили через структуризацию данного понятия, привлекая к его анализу все раннее выявленные ее составляющие.
Ключевые слова: компонент, структура, инновационная культура, будущий учитель.
Метод структуризации инновационной культуры учителя информатики предполагал привлечение структурно-функционального подхода, который позволил разделить, расчленить сложную, на первый взгляд, проблему, имеющую большую неопределенность, на более мелкие детали, составляющие компоненты, которые уже лучше поддаются общему анализу, пониманию их сущности и содержанию.
«Структуризация системы [system structurization] - это этап системного анализа, смысл которого (этапа) состоит в том, что вся совокупность объектов и процессов, имеющих отношение к поставленной цели, прежде всего, разделяется на собственно изучаемую систему и внешнюю среду» [1, с. 244]. В другом словаре мы находим идентичное понятие термина «структуризация», где оно представлено как «образование и выявление структуры, разбивки на отдельные части чего-то целого» [2, с. 566].
Педагогический процесс, как известно, предполагает такую работу преподавателя, которая нацелена на формирование каких-либо качеств, характеристик и свойств обучаемых. Если дать педагогу задание «сформировать у студента инновационную культуру», то он, прежде всего, задастся вопросами: А что именно нужно развивать? А с чего нужно начать? А что то главное, центральное, что находится в центре инновационной культуры? Именно для того, чтобы не возникало таких вопросов у педагога, ему сразу должно быть подробные на них ответы -из чего состоит инновационная культура, какие качества определяют основной компонентный состав. В рамках данной статьи мы попытаемся ответить на них.
Как было отмечено ранее, термин «инновация» предполагает то, что в социум входит нечто новое, ранее неизвестное, что ведет за собой порождение большого ряда новоизменений во всех сферах. То есть в структуре инновационной культуры - двоякий процесс: с одной стороны, - это внедрение инновационных технологий, техник, разработок; с другой, чтобы что-то внедрять, нужно сначала это новое создать. Создание нового предполагает инновационную деятельность учителя, его способность к творчеству, в ходе которого и появляется что-то новое. Для того чтобы появилось что-то новое, нужно, чтобы у будущего учителя информатики еще в рамках вуза были сформированы творческие способности по изготовлению, производству этого нового.
Ранее было отмечено также, что сам термин «инновационная культура» как научный, политический, экономический феномен был применен еще в 1995 году в Зеленой книге, отражающей инновации и технологии. Зеленые книги (Green Paper) выпускаются Евросоюзом, имеют цель разработки Европейской стратегии безопасности. Публикуемые Зеленые книги призывают к дискуссиям по различным вопросам на европейском уровне. В них инновационная культура была определена как «базис и основа инновационной деятельности», что позволило стимулировать инновационное развитие в рамках Евросоюза. Здесь отчетливо выделяется еще один компонент инновационной культуры - это активность, деятельность личности. Именно активная вовлеченность в инновационную деятельность требует от ее участников определенных качеств и способностей, чтобы осуществлять эту инновационную научно-исследовательскую деятельность, которая должна отличаться результативностью и полезностью для общества.
Наука информатика - это постоянный источник знаний и технологий для безграничного творчества. В результате освоения учебной программы будущий учитель информатики должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Все перечисленные компетенции являются частью инновационной культуры, которая базируется на способностях, обладание которыми позволит учителю информатики эффективно решать профессиональные задачи, находиться в постоянном поиске профессиональных новшеств.
С целью развивать самомотивацию к обучению и активно овладевать инновационной культурой, учитель информатики должен владеть такими профессиональные компетенциями, как умение работать в коллективе и совместно с другими участниками трудиться над одним и тем же проектом. Например, совместная разработка научного проекта по информатике способствует форми-
рованию умения строить четкие логические рассуждения (например, решать задачи) в математических и иных контекстах. Учитель должен уметь проявлять заинтересованность в сотрудничестве с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов в рамках своего предмета, всячески помогать педагогам иных дисциплин разрешать их предметные задачи, где основным является математическое содержание, выполнение совместных межпредметных проектов и заданий. Имея в своем арсенале достаточно инновационных находок, актуальных научных разработок, учитель должен уметь совместно с обучающимися анализировать учебные и жизненные ситуации, где можно активно использовать математический аппарат и математические инструменты, такие как динамические электронные таблицы, математическую статистику, математические теоремы и формулы и т.д.
Возвращаясь к требованиям ФГОС ВО, относящимся к будущей педагогической деятельности учителя информатики, особо следует выделить такие как формирование компьютерной грамотности у обучающихся, связанной с умением целенаправленно работать с информацией и использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); развитие у учащихся логического мышления, творческого и познавательного потенциала с применением компьютерного инструментария, образовательных и информационных новейших технологий; способность к поиску и использованию на практике современных технологий.
Исходя из вышеизложенного, мы разработали структуризацию инновационной культуры будущего учителя информатики и представляем следующие ее составляющие элементы: когнитивно-ценностный, мотивационно-технологи-ческий, личностно-креативный, поисково-медиаграмотный.
Когнитивно-ценностный компонент (лат содпШо, «познание, изучение, осознание») предполагает способность человека к познанию, переработке и восприятию информации извне. Аксиологическая часть когнитивно-ценностного элемента инновационной культуры учителя информатики представляет собой совокупность таких ценностей, как ценности познания, которые стремятся к постоянному обновлению профессионально значимых знаний, умений, навыков, представлений, убеждений педагога. Ценности познавательной деятельности - это совокупность различных идей, норм и правил, обуславливающих деятельность учителя в сфере образования, педагогической деятельности с учётом гуманизации общества и и образования. Когнитивность в психологии трактуется как «акт познания, подразумевающий такие процессы, как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений» [4, с. 188]. Когнитивность как качество личности определяется как приобретенное свойство, не связанное с врожденными или гендерными особенностями. Когнитивная личность представляет собой то, что она относится тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и определяет функции мозга, которые обеспечивают обработку пришедших знаний и информации, после чего происходит определение и осознание понятий, терминов и использование их в ходе практики.
Мотивационно-технологический элемент предполагает интерес к инновационной деятельности с целью овладения появившимися новшествами в области информатики и компьютерных технологий. Интерес - сильный побудитель активного поведения личности, который воздействует на волю и другие психические процессы, делая деятельность увлекательной и продуктивной. Интерес и мотив выражается в любознательности личности, в желании узнать новые техники и технологии информационного ряда, лучше разобраться в той или иной новой компьютерной программе и понять ее суть и содержание, а также понять, как она может помочь в овладении новыми способностями. Поэтому задача вуза - постоянно поддерживать мотивацию и интерес, каждый раз «подкидывая» для этого новые технологические разработки и новинки в области информатики. Мотивация и интерес к инновационным технологиям способны обеспечить у студентов полное ощущение продвижения личности вперед в собственном развитии, а при овладении студентом какой-либо программой или
технологией он ощущает радость успеха в инновационной деятельности. Мотивацию к инновационной технологической деятельности можно поддерживать на высоком уровне, если компьютерные технологии правильно подобраны педагогом информатики, учитывающим уровень сложности программных заданий и заслуженно оценивающим результат деятельности. Технологическая часть мотивационно-технологического элемента предполагает способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и других источниках.
Личностно-креативный элемент инновационной культуры предполагает активное занятие будущим учителем информатики компьютерным творчеством, моделированием информационных процессов с помощью компьютера и компьютерных программ. На занятиях информатики студент вполне может проявить свое творчество при изучении нового или инновационного материала. Педагоги ставят задачи к изучению инновационного устройства персонального компьютера. Почему у личностно-креативного элемента есть личностная часть? Потому что инновационное компьютерное обучение ориентируется в основном на интересы и потребности отдельно взятых студентов, и основываться нужно на личном опыте человека. С этой целью на занятиях по информатике педагоги используют индивидуально-личностный подход или метод исследовательских работ. Творчество на занятиях по информатике должно планировать инновационное видение предмета, новое решение появляющихся проблем, готовность отказаться от традиционных и привычных схем поведения, восприятия и мышления. Креативность - это всегда создание и созидание нового, оригинального, необычного. Относясь к креативной деятельности нетрадиционно, творчески, важно в педагогической деятельности постоянно приобщать студентов к коллективным проектным работам, нацеленным на создание чего-то нового, прививать интерес к созидательной работе, развивать не только креативные личностные навыки, но и способность к самореализации, к самоактуализации и самосове-решенствованию.
Поисково-медиаграмотный элемент предполагает то, что современный учитель информатики должен обладать способностью не только к саморазвитию, но и уметь создавать благоприятные условия для развития творческих способностей своих учеников, формировать у них стремление к творческому восприятию инновационных знаний, учить их поисковому поведению и мыследе-
Библиографический список
ятельности. Учитель информатики должен постоянно находиться в творческом и инновационном поиске и находить ответы на проблемные вопросы, продуктивно решать профессиональные задачи.
Профессиональный рост учителя информатики невозможен без поискового поведения, поскольку его инновационная культура может расти и развиваться только при условии, если сам учитель готов воспринимать все новое, что предлагает наука информатика, инноватика, и далее транслировать эти инновационные знания ученической аудитории. Для учителя информатики очень опасным для его карьеры является остановиться, «застыть» в развитии на достигнутых результатах. Он постоянно должен идти вперед, искать и находить, быть в курсе всех предлагаемых науками инноваций, уметь адаптировать новшества к школьной практике. Информатика - это условие постоянного источника знаний и технологий для безграничного творчества.
Что касается медиаграмотности, то это качество личности учителя информатики, которое позволяет ему четко анализировать любые медиасообще-ния для того, чтобы видеть там что-то новое, а не пропаганду, уметь разбираться в информации, а не разбирать уже известные сведения просто в новой обложке, в новом фантике. «Медиаграмотность (англ. medialiteracy) - это умение использовать, оценивать, критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств с целью формирования критического мышления человека» [3, с. 230 - 247]. Медиаграмотность предполагает непременное формирование у студентов навыков работы с информацией, которое обусловлено принципами открытости и доступности для всех граждан.
Итак, структуризация компонентного состава инновационной культуры учителя способствовала привлечению структурно-функционального подхода, который позволил разделить, расчленить сложную, на первый взгляд, проблему, имеющую большую неопределенность, на более мелкие детали, составляющие компоненты, которые уже лучше поддались общему анализу, пониманию их сущности и содержанию [5], [7]. Членение инновационной культуры мы осуществили через структуризацию данного понятия, привлекая к анализу все раннее выявленные ее составляющие. Мы пришли к следующей структуризации инновационной культуры будущего учителя информатики и представляем ее составляющие элементы: когнитивно-ценностный, мотивационно-технологический, личност-но-креативный, поисково-медиаграмотный.
1. Данилов-Данильян В.И. Экономико-математический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003.
2. Идеографический словарь русского языка. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва: РАН, 2014.
3. Косолапова Е.В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста. Кемерово: КемГУКИ, 2012; Вып. 8; Ч. 2: 230 - 247.
4. Кондаков И.М. Психологический словарь. Москва: Фаир-Пресс, 2000.
5. Алипханова Ф.Н. К вопросу о формировании организационной культуры учителя. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 73 - 74.
6. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Новые подходы к организации практики в основной образовательной программе подготовки бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 75.
7. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Интерактивные методы и средства подготовки будущего экономиста. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 248 - 249.
References
1. Danilov-Danil'yan V.I. 'Ekonomiko-matematicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya: INFRA-M, 2003.
2. Ideograficheskijslovar'russkogoyazyka. Institut russkogo yazyka imeni V.V. Vinogradova. Moskva: RAN, 2014.
3. Kosolapova E.V. Mediagramotnost' kak aktual'naya sostavlyayuschaya informacionnoj kul'tury detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Kemerovo: KemGUKI, 2012; Vyp. 8; Ch. 2: 230 - 247.
4. Kondakov I.M. Psihologicheskijslovar'. Moskva: Fair-Press, 2000.
5. Aliphanova F.N. K voprosu o formirovanii organizacionnoj kul'tury uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 73 - 74.
6. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Novye podhody k organizacii praktiki v osnovnoj obrazovatel'noj programme podgotovki bakalavrov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 75.
7. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Interaktivnye metody i sredstva podgotovki buduschego 'ekonomista. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 248 - 249.
Статья поступила в редакцию 26.07.19
УДК 378:147
Dudaev G.S-Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF ORGANIZING TEACHING PROCESS FROM THE POSITIONS OF COMPETENCE APPROACH. The article presents an analysis of teaching process from the standpoint of the competency-based approach in the theory and practice of modern education. Today it seems necessary to carry out changes in the contents of competency-based education, prepare for its use in various vital situations, develop the ability to justify or refute research results, express judgments, arguments and conclusions. A fundamentally new system of self-organization and self-management by the quality of education should be based not only on the creative nature of the teacher and the educational process, but also on some algorithmization of the teacher's actions and standardization of requirements for assessing the level of competence of the student.
Key words: competency-based approach, training, organization of teaching process, teacher, education management.
Г.С-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]