войны, с ветеранами труда, общение со своими близкими. Данное общение дает представление студентов о том, кто такие люди преклонного возраста, каковы их особенности, как строить с ними общение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования сказано, что будущий учитель информатики в соответствии с задача-
Библиографический список
ми будущей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен также уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан.
1. Алиева РР, Пейзувова У.А. Интернет-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. Интерактивные технологии в профессиональном образовании: материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. Махачкала, 2016: 34 - 39.
2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 361 - 366.
3. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). Москва, 2014; 4: 215 - 217.
References
1. lieva R.R., Pejzuvova U.A. Internet-resursy v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Interaktivnye tehnologii v professional'nom obrazovanii: materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala, 2016: 34 - 39.
2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya. Moskva-Berlin: OOO "Direktmedia Pablishing", 2018: 361 - 366.
3. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva, 2014; 4: 215 - 217.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 37
Okhremenko I.V., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Head of Department of Management and Commerce, Volgograd Branch of Plekhanov
Russian Economic University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS. The reform of public education is focused on enhancing the compliance of its content with modern requirements, including the labor market for vocational education. The article analyzes one of the basic concepts of modern education - the state educational standard. The necessity of developing educational standards based on the competence-based approach is substantiated and their role in the vocational education system is considered. The problem of interrelation of educational and professional standards is considered. The article concludes that the use of competence-based educational standards gives much more freedom and delegates much more responsibility for the content and process of teaching to teachers and educational institutions than standards based on subjects.
Key words: federal state educational standard, quality of education, professional standard, learning outcomes.
И.В. Охременко, канд. социолог. наук, доц, зав. каф. менеджмента и коммерции, Волгоградский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический
университет им. Г.В. Плеханова», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Реформа государственного образования ориентирована на усиление соответствия его содержания современным требованиям, в том числе рынка труда для сферы профессионального образования. В статье осуществлен анализ одного из базовых понятий современного образования - государственного образовательного стандарта. Обоснована необходимость разработки образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и рассмотрена их роль в системе профессионального образования. Рассмотрена проблема взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов. В статье делается вывод о том, что использование компетентностных образовательных стандартов дает значительно больше свободы и делегирует значительно больше ответственности за содержание и процесс обучения преподавателям и учебным заведениям, чем стандарты, базирующиеся на предметах.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, качество образования, профессиональный стандарт, результаты обучения.
В российской практике образовательный стандарт (далее - ОС) понимается, в первую очередь, как документ, посредством которого осуществляется функция государственного контроля в сфере образования [1]. Однако со временем смысловое содержание данного понятия изменяется: ОС начинает пониматься как инструмент управления качеством образования, позволяющий создать в сфере профессионального образования, условия формирования эффективных механизмов взаимодействия между потребностями экономики и возможностями профессионального образования.
ФГОС ПО, введенные с сентября 2011 г, кардинально поменяли предмет стандартизации, заложили основу концептуальных изменений в российском образовании, связанных с внедрением компетентностного подхода. В отсутствие достаточного количества профессиональных стандартов (далее - ПС) сформировалось законодательное поле, которое обеспечило участие работодателей в разработке политики в сфере профессионального образования [2].
ОС, основанные на компетентностях, - это основные инструменты реформирования системы образования, при которой осуществляется беспрепятственный и эффективный переход к модели системы образования, ориентированной на потребности социальных партнеров и обучающихся. Суть этого перехода - внести существенные изменения в методологию разработки содержания обучения, процессов обучения, оценивания результатов обучения, а также в соответствующую институциональную структуру (функции и ответственность организаций и физических лиц, регулирование процессов) с целью приблизить процессы и результаты содержания обучения, процессов обучения, оценивания ре-
зультатов обучения к требованиям обучающихся, социальных партнеров и рынка труда, обеспечивая непосредственное и поддерживаемое участие всех сторон в вышеупомянутых процессах.
Можно выделить несколько типов изменений, которые привносит внедрение компетентностного подхода в реформах систем образования [3]: 1) в содержании образования; 2) в организации и методическом обеспечении процессов обучения; 3) в оценивании результатов обучения; 4) в институциональном устройстве и управлении системами образования.
Что касается изменений в содержании образования, основным изменением является переход от централизованно определенного содержания обучения, которое базируется на дисциплинах и предметах, к гибкому содержанию обучения, которое базируется на компетентностях [4]. Эти изменения вводятся реформой содержания образования, в центре которой - разработка и внедрение ОС, основанных на компетентностях.
Внедрение компетентностного подхода к содержанию образования влечет за собой ряд важных изменений в процессе обучения, особенно в плане организации процесса обучения, где осуществляется интеграция теоретического и практического обучения, в процессе обучения значительно повышается роль и ответственность обучающихся, развиваются индивидуализированные педагогические подходы [5].
Существенно изменяется и оценивание обучения, переходя от отдельного оценивания знаний и навыков к интегрированному и независимому оцениванию компетентностей, приобретенных не только путем формального образования, но и во время неформального обучения [6].
В научной литературе указаны разные ожидаемые результаты внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании [7; 8]:
- улучшение соответствия результатов образования требованиям рынка труда и рабочих процессов. Улучшение мотивации студентов к обучению;
- бесперебойные и эффективные процессы трудоустройства;
- интеграция знаний, умений и навыков в процессе обучения, базирующаяся на требованиях рабочих процессов и задач;
- ориентация процесса обучения на результаты, которые не происходят из процесса обучения и связанные с продуктивностью деятельности в конкретных рабочих процессах;
- изменение характера содержания образования путем перехода к содержанию, которое предоставляет возможности и потенциал для студентов; новым формам содержания, позволяющим перейти к более гибким программам обучения;
- более активное и более заинтересованное участие предприятий в процессах образования. Увеличение роли реального рабочего места в процессе обучения - наставничество вместо школьной формы обучения;
- изменение роли учителя и преподавателя с увеличением роли сопровождения, дискуссии и рефлексии деятельности. Индивидуализация процессов обучения и увеличение роли и объемов самостоятельного обучения.
Рассмотрим роль ОС в системах профессионального образования, базирующихся на компетентностном подходе [9].
Во-первых, такие ОС служат инструментом отчетности для оценки результатов обучения, а также организации и методико-дидактического обеспечения процессов обучения. ОС являются основным связующим звеном между требованиями, которые относятся к изучению рабочих процессов (изложенные в ПС) и методически-дидактическими требованиями процесса обучения, определяя содержание компетенций, формы и методы обучения, спецификации для оценки результатов обучения.
Во-вторых, ОС служат инструментом обеспечения качества образования, который помогает осуществить постоянный мониторинг процесса обучения со стороны всех участников этого процесса - студентов, преподавателей, социальных партнеров и государства. Эти функциональности ОС проистекают только из их тесного взаимодействия с ПС, поэтому разрыв или ослабление связей с ПС лишает ОС всех качеств, необходимых для выполнения возложенных функций. Ключевую роль в функциональности ОС играет понимание взаимосвязи между рабочими процессами как исходной позицией для разработки содержания стандартов, трудовой среды обучения, компетенций и квалификаций как результатов обучения.
Главное назначение ОС - определение единого стандартизированного содержания обучения, соответствующих ему форм и методов, а также критериев и требований для оценки результатов обучения. В случае профессиональных ОС, основанных на компетентностях, основным источником информации являются ПС или другие данные исследования профессиональной деятельности [10].
Разработка ФГОС ПО также предусматривает, что вступительная часть ОС - образовательно-квалификационная характеристика, указывающая основ-
Библиографический список
ные требования к знаниям, умениям и другим элементам компетентности, основывается на информации по ПС.
Одной из проблем разработки профессиональных ОС является недостаточность разработанных ПС и то, что ОС разрабатываются перед тем, как появляются соответствующие ПС. Это объясняется влиянием подхода «снизу-вверх» в организации процесса разработки стандартов, который открывает возможности к проявлению инициативы со стороны различных институтов в разработке стандартов. Учитывая, что ОС базируются на ПС, очень важно в ближайшем будущем совместить эти процессы так, чтобы сначала разрабатывались ПС, а затем - соответствующие ОС [10].
Соответствие содержания ОС, основанных на компетенциях, требованиям рынка труда обеспечивается следующим образом:
1. Основным фактором этого соответствия является базирование ОС на компетентностях, указанных ПС. Основная трудовая функция соответствует профильной компетентности, профильные компетентности раздроблены на знания и навыки на основе трудовых действий, знаний, умений и навыков, указанных в ПС.
2. Важная роль в процессе внедрения ОС принадлежит работодателям, которые помогают учебным заведениям в этом процессе, например, организуя курсы повышения квалификации для преподавателей. Такая помощь работодателей очень важна с точки зрения соответствия процесса и результатов обучения требованиям рынка труда.
3. Базирование ОС на ПС является очень тесным и интенсивным, оно опирается не только на компетентности, но и на требования к знаниям, указанных в профессиональных стандартах. Указание знаний в ПС объясняется тем фактом, что представители работодателей сейчас владеют более полной и более достоверной информацией о том, какие знания нужны для профессиональной деятельности и рабочих процессов.
4. Однако, даже государственные ОС, основанные на компетентностях, не могут точно соответствовать требованиям компетентностей определенного предприятия, потому что они базируются на обобщенной и стандартизированной информации о потребности компетентностей и отвечают требованиям общего рынка труда. Поэтому в системе обучения на предприятиях программы обучения базируются на корпоративных ПС. Еще одним фактором, который искажает соответствие ОС требованиям компетенций на предприятиях, является привязанность ОС и квалификационных характеристик, которые не соответствуют логике компетентности.
Таким образом, разработка образовательных стандартов, основанных на компетентностях, вносит значительные изменения в учебный процесс. Использование компетентностных образовательных стандартов дает значительно больше свободы и делегирует значительно больше ответственности за содержание и процесс обучения преподавателям и учебным заведениям, чем стандарты, базирующиеся на предметах. Преподаватели получают свободу самим решать, как организовать процесс обучения, какие формы и методы обучения использовать, чтобы достичь тех целей обучения (компетенций), которые указаны в стандартах.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря 2007 г № 307-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72890/
3. Eraut M. Concepts of Competence. Journal of Interprofessional Care. 1998; Vol. 12, №. 2: 127 - 139.
4. Le Deist F. and Tutlys V. Limits to mobility: competence and qualifications in Europe. European Journal of Training and Development. 2012; Vol. 36, № 2/3: 262 - 285.
5. Homan G. Skills and competency-based pay. Strategic Reward Systems, Thorpe and Homan (eds), 2000.
6. Tijdens K., De Ruijter J. and De Ruitjer E. Measuring work activities and skill requirements of occupations. European Journal of Training and Development. 2012; Vol. 36, № 7: 751 - 763.
7. Rabardel P., Duvenci-Langa S. Technological change and the construction of competence. N. Boreham et al (eds.) Work Process Knowledge. London, Routledge. 2002.
8. Bartram D. Occupational standards and competence-based qualifications for professional applied psychologists in the UK. European Psychologist. Sep 1996; Vol 1(3): 157 - 165.
9. Tucker M., Ruzzi B. A System of National Skill Standards and Certificates for the United States: Early Stages of Implementation. Search of World Class Standards in Vocational Education and Training, edited by Ute Laur-Ernst and Jeffrey King. Bonn, 2000. 10. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании. Образование и наука. 2013; № 7 (106): 17 - 37.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Federal'nyj zakon «0 vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah predostavleniya ob'edineniyam rabotodatelej prava uchastvovat' v razrabotke i realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti professional'nogo obrazovaniya» ot 1 dekabrya 2007 g. № 307-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_72890/
3. Eraut M. Concepts of Competence. Journal of Interprofessional Care. 1998; Vol. 12, №. 2: 127 - 139.
4. Le Deist F. and Tutlys V. Limits to mobility: competence and qualifications in Europe. European Journal of Training and Development. 2012; Vol. 36, № 2/3: 262 - 285.
5. Homan G. Skills and competency-based pay. Strategic Reward Systems, Thorpe and Homan (eds), 2000.
6. Tijdens K., De Ruijter J. and De Ruitjer E. Measuring work activities and skill requirements of occupations. European Journal of Training and Development. 2012; Vol. 36, № 7: 751 - 763.
7. Rabardel P., Duvenci-Langa S. Technological change and the construction of competence. N. Boreham et al (eds.) Work Process Knowledge. London, Routledge. 2002.
8. Bartram D. Occupational standards and competence-based qualifications for professional applied psychologists in the UK. European Psychologist. Sep 1996; Vol 1(3): 157 - 165.
9. Tucker M., Ruzzi B. A System of National Skill Standards and Certificates for the United States: Early Stages of Implementation. Search of World Class Standards in Vocational Education and Training, edited by Ute Laur-Ernst and Jeffrey King. Bonn, 2000. 10. Blinov V.I., Esenina E.Yu. Razvitie konceptual'nyh podhodov k standartizacii v professional'nom obrazovanii. Obrazovanie inauka. 2013; № 7 (106): 17 - 37.
Статья поступила в редакцию 10.02.19
УДК 378.146
Pronkina S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Sakhalin State University (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
CONTROL OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF STUDENTS IN THE AREAS OF TRAINING 44.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION PROFILE: THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE AT THE PROFILE OF "BASICS OF SPORTS TRAINING". The article discusses a question of practical use of materials of a monitoring system to assess knowledge and skills of students in the areas of training 44.03.01 Pedagogical Education: Physical education in the basic discipline of "Basics of Sports Training". From the general theoretical position the questions of control of knowledge and skills of students in higher education are revealed. The author reveals the value of the current control, highlights its features and offers practical experience of using the control work in the assessment of students' knowledge and skills in the basic discipline of the curriculum. The given material allows to speak about its effective influence on the formation of students' responsibility, independence, systematic work.
Key words: educational process in higher education, quality of training, basic discipline "Basics of sports training", current control, thematic control, control work, test control of knowledge, test tasks in system of assessment of students' knowledge.
С.А. Пронкина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта, Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск,
E-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ»
В статье рассматривается вопрос практического использования материалов системы контроля для оценки знаний и умений студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Физическая культура по базовой дисциплине «Основы спортивной тренировки». С общетеоретической позиции раскрываются вопросы контроля знаний и умений студентов в высшем образовании. Автор раскрывает значение текущего контроля, выделяет его особенности и предлагает практический опыт использования контрольной работы в оценке знаний и умений студентов по базовой дисциплине учебного плана. Приведенный материал позволяет говорить об эффективном влиянии его на формирование у студентов ответственности, самостоятельности, систематичности в работе.
Ключевые слова: учебный процесс в высшем образовании, качество обучения, базовая дисциплина «Основы спортивной тренировки», текущий контроль, тематический контроль, контрольная работа, тестовый контроль знаний, тестовые задания в системе оценки знаний студентов.
В настоящее время организация эффективного учебного процесса в высшем образовании не представляется возможной без диагностики и систематического контроля знаний и умений студентов. Качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса и основных его компонентов, и контроль качества обучения является неотъемлемым компонентом учебного процесса. К его основным функциям относятся обучающая, воспитывающая и развивающая, ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту высшего образования, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности студентов [1].
Авторы В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, М.Б. Челышкова, С.Г Коротков, Д.А. Крылов, И.С. Чупряков и многие другие уделяют большое внимание проблеме контроля знаний обучающихся в отечественной литературе. Высшая школа стремится найти методы и средства повышения мотивации обучения, способствующие максимальному развитию личностных качеств студентов, необходимых для их успешной подготовки к профессиональной деятельности.
Одна из задач учебного процесса в высшем образовании заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, а средствами достижения этой задачи являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных им знаний [2].
В процессе преподавания дисциплины в вузе студенты знакомятся с основными понятиями, необходимыми для решения теоретических и практических профессиональных задач; развивают логическое мышление; вырабатывают навыки педагогического исследования прикладных вопросов; повышают общий уровень знаний. А значит, вопрос совершенствование системы контроля знаний и умений студентов будет всегда актуален. Технология организации контроля включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля [3]. В вузе используются все виды контроля, остановимся на текущем.
Текущий контроль знаний осуществляется в процессе лекционных и практических занятий, путем постоянного наблюдения преподавателя за работой студентов в форме проверки домашних заданий, опроса, проведения самостоятельных и контрольных работ. Постоянно учитывается и оценивается уровень знаний каждого студента. Данная форма контроля имеет важное организующее значение. Так как закономерности мыслительной деятельности таковы, что от всей учебной информации остается то, что находит постоянное применение и последовательное углубление [4].
Исходя из сказанного, автор статьи представляет опыт использования в учебном процессе по дисциплине «Основы спортивной тренировки» материалы контроля знаний и методы повышения объективности оценки знаний студентов.
На кафедре физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета при изучении базовой дисциплины Учебного плана «Основы спортивной тренировки» после прохождения каждого раздела дисциплины проводится тематический контроль знаний в форме тестовых заданий, выполнения индивидуальных заданий, контрольных работ, в ходе которого определяется, насколько студенты переосмыслили учебный материал, полученный на лекциях и практических занятиях и усвоенные ими знания достаточны для использования в решении практических задач по дисциплине.
Учебная дисциплина разделена на 6 блоков, по каждому блоку студенту предстоит выполнить контрольную работу. Контрольная работа проверяет не только первичные знания студентов, но и умение использовать знания в практической деятельности. Для оценки каждой контрольной работы используется трехбалльная система оценки (неудовлетворительно - 0 баллов, удовлетворительно - 1 балл, хорошо - 2 балла, отлично - 3 балла).
К итоговой форме контроля - экзамену студент может быть допущен только в случае сдачи 6 контрольных работ. Весь материал, выносимый на экзамен по дисциплине, также разбит на 6 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания и вопросы практической направленности. Тесты сформулированы кратко и четко, содержат 5 вариантов ответов, один из которых правильный. Практические задания требуют от студента логического осмысления. Студентам предлагается за 45 минут выполнить все задания контрольной работы, их, как правило, 20. Контрольная работа сдана, если студент выполнил не менее 60% предложенных заданий.
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучаемых. Это одно из средств индивидуального обучения. Тестовый контроль знаний одновременно выступает и фактором обучения. В процессе подготовки к сдаче тестов студенты повторяют пройденный материал, обобщают и переосмысливают его. Тестовая форма контроля выполняет также развивающую функцию. От студента, сидящего перед монитором, требуется организационная и психологическая мобилизация, ответственность, организация умственного труда, обострение внимания, тренировка памяти, воспитание воли. Практика показывает, что успешно сдают тестирование только те студенты, которые готовится к каждому учебному занятию. Лучшая подготовка - равномерная учебная работа в течение всего межсессионного периода.
Приведем пример комплексной контрольной работы по блоку «Физическая нагрузка в тренировочном процессе».
Вариант № 1
Выберите один из приведенных ответов
1. Нагрузка - это:
а) воздействие физических упражнений на организм для развития физических качеств;