По завершению качественно-количественной оценки, результаты подвергаются математической обработки с использованием критерия Стьюдента. На основании этого выделяются три уровня развития связной речи детей.
Выводы. Таким образом, в ходе теоретического изучения связной речи, нам удалось сформулировать следующие выводы:
1) Связная речь - это продукт речемыслительной деятельности, имеющий сложную многоступенчатую структуру своего порождения. В ходе его мысль проходит три стадии развертывания, выражаясь в последствии во внутренней и внешней сторонах речевого высказывания. Внутренняя сторона связной речи подразумевает способность к ее восприятию и пониманию. Она вбирает в себя сложный процесс овладения лексико-грамматическими категориями, которые являются основой для построения схемы связного высказывания. Моторная реализация речевого высказывания составляет основу для внешнего оформления связной речи, посредством языковых, просодических и кинетических компонентов.
2) Опираясь на основные теории порождения связного речевого высказывания, нами предложена модель логопедической диагностики связной речи, которая может быть реализована в ходе обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3) Посредством логопедической диагностике есть возможность получить общую картинку развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, с более детальным анализом состояния функций каждого этапа порождения связного речевого высказывания.
Литература:
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием связной речи / В.К. Воробьева. - Москва: Астрель, 2006. - 158 с. - Текст: непосредственный.
2. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. -Текст: непосредственный / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. - 2010. - №2. - С. 57-61
3. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - Текст непосредственный / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. - 2012. - № 3. - С. 32-40.
4. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. - Москва: Соц. полит.журн., 1994. 96 С. - Текст: непосредственный.
5. Калинина, О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: ШГПИ, 2015. - 344 с. - Текст: непосредственный.
6. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. - Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. - 102 с. - Текст : непосредственный.
7. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. -175 с. - Текст: непосредственный.
Педагогика
УДК 37.091.398
кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается процесс организации патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования, его особенности. Представлены основные периоды становления патриотического воспитания и динамика его места в жизнедеятельности социума. Автором сделан анализ роли системы дополнительного образования как одного из важнейших социальных институтов, имеющей значительный ресурсный потенциал для создания условий формирования патриотического сознания и становления гражданственности подрастающего поколения. Охарактеризован опыт организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования, программное обеспечение данного процесса.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, учреждение дополнительного образования, социализация.
Annоtation. The article deals with the process of organizing Patriotic education of teenagers in the conditions of additional education institutions, its features. The main periods of formation of Patriotic education and the dynamics of its place in the life of society are presented. The author analyzes the role of the system of additional education as one of the most important social institutions, which has a significant resource potential for creating conditions for the formation of Patriotic consciousness and the formation of citizenship of the younger generation. The article describes the experience of organizing Patriotic education of teenagers in institutions of additional education, software for this process.
Keywords: patriotism, patriotic education, institution of additional education, socialization.
Введение. В настоящее время наблюдаются различные изменения в нашем обществе в сфере политики, экономики, особенно процессы трансформации затронули систему образования, включая систему дополнительного образования подрастающего поколения. Современные тенденции, влияющие на социализацию личности подростка, связаны с потребностью формирования ценностных установок, базирующихся на патриотических основах.
Данный процесс затрагивает, в первую очередь, изменение вектора государственной политики в данном направлении, создание нормативно-правовой базы, направленной на поддержку формирования патриотических чувств и взглядов в современном обществе. Так, в Российской Федерации действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [3].
На наш взгляд, важно отметить ключевые проблемы в области патриотического воспитания подрастающего поколения к которым относится следующие: кризис духовности общественного сознания, связанный с социальными проблемами; отсутствие ясной патриотической идеи в обществе; недостаточное внимание к патриотическому воспитанию в семье и школе, что заставляет социальных педагогов в учреждениях дополнительного образования затрачивать больше времени и усилий на формирование должного отношения к данной проблеме.
Имеющаяся ситуация с осуществлением процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в системе образования, указывает на реальные возможности образовательной организации положительно повлиять на формирование ценностного отношения у обучающихся ко всему, что связано с понятием «патриотизм». Значимость деятельности образовательной организации, особенно учреждения дополнительного образования, в осуществлении патриотического воспитания обучающихся, является неоспоримой.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время патриотическое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3].
В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена необходимость в рамках разработки национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, что неотъемлемо связано с эффективной организацией патриотического воспитания [5].
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среди ведущих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования указан и патриотизм [6].
Значительный вклад в разработку научных основ решения данной проблемы внесли исследования
A.В. Беляева, Е.В. Бондаревской, А.С. Гаязова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой, и других.
Теоретический анализ научных источников показал, что в настоящее время нет однозначного определения понятий «патриот», «патриотизм», что, несомненно, мешает практикам в осуществлении эффективной работы по патриотическому воспитанию. В толковом словаре живого великорусского языка
B.И. Даля понятие патриотизма объясняется посредством того, что человек любит свое отечество и переживает о его благе [1]. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова также дает определение патриотизму, описывая человека им обладающего, как преданного своему отечеству, своему народу [4].
Проанализировав основные толкования понятия «патриотизм», мы пришли к выводу о том, что рассматривать его необходимо с различных точек зрения. Во-первых, патриотизм имеет чувственную основу (любовь к Отечеству, к малой Родине); во-вторых, патриотизм представляет собой интериоризированную личностью ценность, благодаря которой выстраивается ее социальное поведение, осуществляется самореализация личности; в-третьих, патриотизм является устойчивой и важной личностной характеристикой, отражающей ее мировоззренческую позицию.
Несмотря на особую актуальность на современном этапе, степень изученности рассматриваемой нами проблемы явно недостаточна. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания можно разделить на три основных периода: дореволюционный, советский и современный.
Среди первых правовых дореволюционных источников можно назвать Указ императора Петра Великого «О создании Преображенского и Семеновского полков», из «потешных» села Преображенского и Семеновского под Москвой. Несколько позже вышло пособие для обучения детей дворян, написанное Я.В. Брюсом и другими сподвижниками Петра I, «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», где кроме разъяснения правил поведения, детям дворянским предписывалось «славе Отечества послужить» [2].
В середине XIX века к высокой гражданской ответственности и верному служению на благо Отечества призывали со страниц своих произведений Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов. В частности, в стихотворении «Поэт и гражданин» было написано: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Проблемы гуманизма, нравственности, духовности, гражданственности рассматривал и известный ученый, хирург и педагог Н.И. Пирогов: «живя здесь, на земле, вы привязаны участием к этой Отчизне». Как врач Н.И. Пирогов подавал личный пример высокого патриотизма, будучи на передовой и оперируя солдат во время обороны Севастополя, в Русско-Турецкую войну [2].
Уже в конце XIX начале XX веков ученые педагоги всерьез заинтересовались проблемой внешкольного воспитания. В советский период в системе как школьного, так и внешкольного образования ведется особенно активная работа по проблеме патриотического воспитания, основанного на принципах коллективности, ответственности каждого за судьбу коллектива и всего общества: коллективный, общественный труд уже сам по себе является одним из могучих орудий нравственного и общественного воспитания.
Патриотическое воспитание в довоенное время занимало одно из ведущих мест в жизни общества, особенно это касалось молодежи. В это время, активно велся поиск наиболее эффективных организационных структур, апробировались различные системы деятельности. Начиная с 1935 года внешкольная работа с подростками по патриотическому воспитанию теряет самостоятельность и становится прерогативой школы. Возрождается она лишь после 1967 года.
В 90-х годах XX века из педагогической науки выделяется социальная педагогик, призванная содействовать успешной социализации в обществе будущих молодых граждан, закреплению в их сознании
необходимых каждому настоящему гражданину качеств, а именно, гражданского самосознания, патриотизма, любви к Родине, стремления защищать ее интересы.
В настоящее время ощущается потребность в возрождении патриотических настроений в обществе и, в первую очередь, у подрастающего поколения. Система дополнительного образования, как один из важнейших социальных институтов, имеет значительный ресурсный потенциал для создания условий формирования патриотического сознания и становления гражданственности детей и подростков. С учетом того, что в современных условиях школа не всегда может, а родители порой не умеют или не хотят, способствовать социализации детей, их патриотическому воспитанию, учреждения дополнительного образования призваны выполнять ряд функций компенсаторного, коррекционного и реабилитационного характера.
Все участники образовательно-воспитательного процесса должны в своей деятельности стремиться к достижению цели патриотического воспитания: формирование у обучающихся чувства дружбы народов, веротерпимости, толерантности, что, несомненно, будет способствовать в дальнейшем, социализации молодых людей в обществе и в коллективе.
На наш взгляд, современное патриотическое воспитание, реализующееся в условиях системы дополнительного образования, должно, прежде всего, основываться на важных педагогических принципах воспитания: постоянной и тесной связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; дифференцированном подходе к воспитательному процессу, с учетом условий его реализации. Успешное применение педагогами указанных принципов в патриотическом воспитании обучающихся в учреждениях дополнительного образования, дает возможность, как проведения индивидуальной воспитательной работы с отдельно взятой личностью, особенно в условиях дистанционного обучения, так и организации мероприятий патриотической направленности в своем, отдельном коллективе, а также на региональном и федеральном уровнях.
Учреждения дополнительного образования являются школами гражданственности, духовной и физической закалки подрастающего поколения, подготовке к защите Родины, к созидательному труду на благо общества. Анализ реализации патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и подростков в Российской Федерации показал, что оно имеет разнообразные формы. Отмечается активная работа патриотических объединений, кружков патриотической направленности, клубов по месту жительства, клубов исторической реконструкции.
Оренбургская земля всегда была и остается одним из регионов, где патриотизм и нравственность передаются из поколения в поколение. В нашем городе в воспитательной работе с подростками широко используются героические исторические традиции народа и вооруженных сил. Так, в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга особенности организации патриотического воспитания подростков заключаются в том, что содержание работы педагогов в объединениях и кружках сроится на основе инструктивно-методической, организационно-массовой, психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности. Оно ориентировано на формирование, закрепление и развитие у обучающихся определенных личностных качеств, таких как навык к строгому самоанализу, способность к принятию самостоятельных решений и действий, воспитанию глубоких нравственных качеств: интернационализма, любви к Родине, служению Отечеству, строительству правового, гуманистического общества.
Образовательно-воспитательный процесс, построенный на самореализации детей и подростков в объединениях и кружках, позволяет осознать собственную самоценность, что является важным элементом осуществления патриотического воспитания. Инновации в данном учреждении дополнительного образования в настоящее время связаны с реализацией наиболее эффективных форм и методов воспитания обучающихся в условиях формата дистанционного обучения, в том числе патриотического воспитания. Однако, следует отметить, реалии сегодняшнего дня таковы, что материально-технические возможности, являющиеся основой реализации дистанционного обучения, как педагогов, так и обучающихся оставляют желать лучшего.
На базе Центра детского и молодежного движения «Радуга» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга много лет действует объединение патриотической направленности для подростков в возрасте от 12 до 17 лет, реализующее свою деятельность на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Защитник Отечества», особенность которой заключается в том, что в процессе ее освоения подростки изучают основы военной службы, осваивают знания, умения и навыки, необходимые для подготовки к службе в различных родах войск; обретают опыт социально ориентированной и социально значимой деятельности, проявляют инициативу, формируют осознанную гражданскую позицию, патриотические чувства; развивают физические качества, психологическую устойчивость. Программа составлена с учетом принципов системности, научности, индивидуальности и возрастных особенностей подростков.
Программа «Защитник Отечества» направлена на формирование у подростков патриотических чувств, организаторских умений и навыков работы в команде единомышленников, которые позволяют обучающимся занимать лидерские позиции в общественной деятельности. Процесс патриотического воспитания в рамках рассматриваемой программы построен на ярких исторических примерах, военных знаниях и практических умениях, что способствует воспитанию гражданственности, чувства долга и ответственности, формированию общественно активной личности.
Программа включает в себя три блока:
- общая и гуманитарная подготовка: «Содружество ума и воли»;
- физическая подготовка: «Быстрее, выше, сильнее»;
- патриотическое, нравственное и духовное воспитание: «Чистые руки. Горячее сердце».
Каждый из представленных блоков имеет свою цель, задачи и особенности реализации. Посредством реализации первого блока у подростков происходит формирование чувства гражданственности, ответственности за судьбу Родины, любви к Отечеству, способствующих возрождению нравственного здоровья и патриотического духа нации.
Участие подростков в реализации второго блока способствует воспитанию у них потребности в здоровом образе жизни. Патриотическое воспитание осуществляется посредством изучения победных
страниц отечественного спорта, выполнения физических упражнений, выработки силы воли, смелости, выносливости.
В процессе реализации третьего блока программы «Защитник Отечества» у подростков закладываются основы духовно-нравственных, патриотических, гуманистических принципов и идеалов. Происходит формирование стойких гражданских и военно-патриотических позиций, четких установок, направленных на защиту Родины, верного служения Отечеству.
Основными методами реализации представленных блоков программы «Защитник Отечества» являются: проведение лекций и семинаров по различной тематике; общая физическая подготовка; участие в военно-патриотических и спортивных праздниках города и области; участие в различных всероссийских и международных слетах и фестивалях патриотической направленности.
В рамках реализации блоков «Содружество ума и воли», «Быстрее, выше, сильнее», «Чистые руки. Горячее сердце» подростки участвуют в различных мероприятиях, имеющих социально-педагогическую, гражданско-патриотическую направленность: «Поклонимся великим тем годам» (литературно музыкальный вечер, посвященный Великой Отечественной войне); участие в параде, посвященном Великой Отечественной войне; экскурсии по музеям боевой славы школ г. Оренбурга; проведение внутри объединения музыкального фестиваля «Долг. Честь. Родина» и другие.
Реализация общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Защитник Отечества» имеет подтверждение своей эффективности в процессе патриотического воспитания подростков, которая выражается в положительных результатах личностных изменений у обучающихся, их эмоционально-волевых качеств (упорство в достижении цели, осторожность, ответственность, толерантность и других), которые сыграют значительную роль при выполнении ими поставленных задач в дальнейшем, например во время службы в армии.
Выводы. Таким образом, особенности организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования заключаются в том, что деятельность участников образовательных отношений в процессе реализации патриотического воспитания является многоплановой, системной, целенаправленной и скоординированной, основанной на инициативе и творчестве педагогов и обучающихся, сотрудничестве, полноценном участии основных социальных институтов.
Литература:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: Русский яз., 1982. - т. 3. - 555 с.
2. Керсновский А.А. История Русской Армии / А.А. Керсновский. - В 4 т. М.: Голос, 1992. -т. 1. - 412 с.
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11 e247
4. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1991. - 915 с.
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Педагогика
УДК 378.1
кандидат экономических наук, доцент Каменских Надежда Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
МАТРИЦА СИНЕРГИИ ЦИФРОВОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. Вектор цифровой экономики, востребованность на рынке труда новых компетенций (специфических жестких и гибких компетенций, компетенций, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий) создают базу изменений в архитектонике модели человеческого капитала. Эконометрический анализ показателей развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), человеческого капитала и качества системы образования по стратифицированной выборке стран, связанной с проблематикой формирования цифрового интеллекта, определило целеполагание исследования, которое состоит в актуализации и декомпозиции модели компетенций человеческого капитала.
Ключевые слова: компетенции, цифровая экономика, цифровой интеллект, человеческий капитал, синергия, система образования, информационно-коммуникационные технологии, образовательная программа, уровни образования.
An^Mion. The vector of the digital economy, the demand for new competences in the labor market (specific hard and soft competences, competences related to the use of information and communication technologies) create the basis for changes in the structure of the human capital model. Econometric analysis of information and communication technologies (ICT) development indicators, human capital and the education system quality in a stratified sample of countries related to the formation of digital intelligence determined the goal of the study, which consists in updating and decomposing the model of human capital competences.
Keywords: competences, digital economy, digital intelligence, human capital, synergy, education system, information and communication technologies, education programme, education levels.
Введение. Обращение к проблемному полю эволюции человеческого капитала, в т.ч. к его декомпозиции до элемента цифрового интеллекта продиктовано несколькими обстоятельствами. Во-первых, векторы трансформаций в экосистеме цифровой экономики, развертывание характеристик VUCA- мира и вызовы в образовании создают предпосылки для перманентного развития компетенций в структуре