ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
УДК 37.035.6
Л. А. Дорошук, г. Шадринск
К вопросу гражданского воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования
Предметом исследования является воспитание гражданственности у детей и подростков. Создание системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования.
Дополнительное образование, гражданственность, модель, моделирование, педагогические
условия.
L.A. Doroshuk, Shadrinsk
On the question of civic education of children and teenagers in additional
education establishments
The subject of the study is to civic education in children and adolescents. Creating a system of civil-patriotic education of children and adolescents in public institutions of additional education.
Key words: patriotic education, patriot, public education, arts and crafts.
Образование в современном мире выступает важнейшим фактором государственной безопасности и социальной стабильности. Система дополнительного образования располагает многообразными, но не полностью используемыми возможностями воспитания гражданственности у детей и подростков. Положение о том, что учреждения дополнительного образования являются для подрастающего поколения школой гражданского становления в современных условиях, а для общества возможностью и способностью влиять на становление и развитие его молодых граждан, является весьма принципиальным [1]. Показательно в данном отношении то, что воспитание гражданственности и любви к Родине выступает одним из основных принципов государственной политики в области образования, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования [4].
Проблема гражданского воспитания занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Анализ публикаций позволяет установить, что изучаются следующие проблемы: понимание сущности понятий «гражданское воспитание», «гражданственность»; воспитательные возможности детских организаций; новые средства и формы работы по гражданскому воспитанию детей и подростков; инновационные технологии подготовки специалистов к воспитательной работе и т.д.
Существует неоднозначное понимание сущности гражданственности: одни исследователи вкладывают в нее политический смысл, другие - социальный, третьи -правовой. Несмотря на многоаспектность определений сущности, признаков и
гражданственности, большинство исследователей трактуют данный феномен как личностное образование. Обратимся к понятийному аппарату некоторых исследований
[3].
Современными философами понятие «гражданин» определяется как самостоятельный, сознающий себя таковым, индивидуальный член общества, наделенный определенным комплексом прав и свобод и, в то же время, несущий перед ним моральную или иную ответственность за все свои действия [5, 6].
Другими исследователями гражданственность рассматривается как интегративное качество личности, выражающееся в гражданском самосознании, внутренней свободе, уважении и доверии к другим, в чувстве собственного достоинства, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств [4]. Формирование гражданственности личности представляет собой перевод общественных норм в структуру личности, рефлексию понятий о власти, Отечестве, гражданском долге.
Мы рассматриваем гражданственность как совокупность гражданских качеств: патриотизм, межнациональная толерантность, уважение и принятие прав и обязанностей гражданина, гражданский долг, гражданское сознание.
В настоящее время в России выделяют пять моделей гражданско-патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
- предметно-тематическая, которая основана на изучении дисциплин, направленных на освоение научных знаний в сферах прав человека, политологии, граждановедения, истории, обществознания;
- межпредметная, представляющая совокупность приемов и методов, характеризующаяся общей ценностной направленностью воспитательной работы;
- диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития гражданской грамотности, формированию гражданской позиции обучающихся;
- институциональная, которая направлена на доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
- проектная, связанная с разработкой и реализацией проектов общественно-политической, патриотической направленности [2].
Наша структурно-функциональная модель процесса воспитания гражданственности у детей и подростков в учреждениях дополнительного образования основывается на следующих принципах: включение воспитанников в опыт гражданского действия, единства гражданского и морально-нравственного воспитания, приоритетности групповых форм работы, гуманистической направленности гражданского воспитания, систематичности и последовательности, актуализации норм и самоактуализации правил гражданского поведения, выбора, вариативностии многообразия социально и личностно значимой деятельности. Данная модель представляет сложное системное образование, включающее следующие блоки: целевой, содержательный, процессуально-технологический, оценочно-результативный.
Целевой блок представлен целью и раскрывающими ее задачами. Мы опираемся на определение цели как идеального мысленного предвосхищения результатов деятельности.
Содержательный блок, складывается из нескольких компонентов, каждый из которых имеет свое наполнение:
1) когнитивный компонент (система усвоенных личностью на уровне убеждений, социальных знаний, понятий, суждений, представлений, правил, норм, оценок, ценностей);
2) эмоциональный компонент (оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений);
3) деятельностный компонент (умение использовать знания на практике в различных видах деятельности: игровой, трудовой, творческой).
Процессуально-технологический блок составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития личности; предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Оценочно-результативный блок представлен критериями, показателями и уровнями сформированности гражданственности у детей и подростков.
Любая система успешно работает при определенных педагогических условиях. Анализ изучаемой проблемы позволил выделить следующий комплекс педагогических условий:
- согласование программ по воспитанию гражданственности у детей и подростков в условиях дополнительного образования;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств обучающихся;
- приобщение детей и подростков к наследию родного края посредством экскурсионно-краеведческой деятельности.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни [4].
Очевидно, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено само понимание гражданственности, патриотизма и интернационализма, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с гражданской позицией, насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Одним из вариантов решения данной стратегической задачи является создание программ гражданско-патриотической направленности.
Принципы реализации программ дополнительного образования детей гражданско-патриотической направленности: приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских; гуманизм; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная связь с другими видами обучения и воспитания.
Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании. В связи с этим остро стоит задача повышения педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации [1].
Данная статья не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы и требует дальнейшей работы в следующих направлениях: рассмотрение преемственных связей общеобразовательного учреждения с учреждением дополнительного образования в формировании ключевых компетенций; разработка учебно-игровых занятий, которые обеспечивают эффективность процесса воспитания гражданственности у детей и подросков; составление методических рекомендаций, учитывающих специфику конкретных учреждений дополнительного образования; продумывание встраиваемости программ гражданской направленности в образовательные программы учреждений дополнительного образования [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Буйлова, Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л.Н. Буйлова // Добразование : информ. портал. - Режим доступа: http://dopedu.ru/index.php/statyi/152-2012-05-23-19-14-02.
2. Войкин, А.Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Войкин. - Кострома, 2007. - 245 с.
3. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы [Текст] / Г.Я. Гревцева, Т.П. Скребцова. - Челябинск, 2011. - 243 с.
4. Дорошук, Л.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Дорошук. -Шадринск, 2011. - 25 с.
5. Золотов, В. И. Политология [Текст] / В.И. Золотов ; Алтайский. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова.
- Барнаул : АлтГТУ, 2005. - 180 с.
6. Новейший философский словарь [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Книжный дом, 2001.
- 1280 с.