УДК 37.035.6-053.6 ББК 74.005.2 Б 71
Н.Ш. Блягоз
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: nafset410@yandex
А.А. Кулаков
Аспирант кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; начальник отдела научно-исследовательского центра Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии С.М. Штеменко; E-mail: andrei9614@rambler.ru
Ю.С. Чуриков
Аспирант кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: churikov888@yandex.ru
АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения на сегодня - одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В настоящее время в России нередко наблюдается отчуждение от отечественной культуры, а в обществе продолжает ощущаться эйфория вседозволенности с явным ослаблением нравственных норм поведения. Нарушена идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. В данной статье рассмотрено то, в каких условиях патриотическое воспитание граждан приобрело статус одной из наиболее актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны и какие на сегодняшний день разработаны правовые основы патриотического воспитания.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, образование, концепция патриотического воспитания, военно-патриотическое воспитание, историко-патри-отическое воспитание, молодежь, государственная молодёжная политика.
N.Sh. Blyagoz
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Pedagogy, Adyghe State University; E-mail: nafset410@yandex
A.A. Kulakov
Post-graduate student of the Department of General Pedagogy of Adyghe State University; Head of the Research Center Department, General S.M. Shtemenko Krasnodar Higher Military School; E-mail: andrei9614@rambler.ru
Yu.S. Churikov
Post-graduate student of the Department of General Pedagogy, Adyghe State
University; E-mail: churikov888@yandex.ru
ASPECTS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUNG PEOPLE: THE STATE OF THE PROBLEM
Abstract. The problem of patriotic education and civil development of the younger generation today is one of the urgent tasks of the state, society and educational institutions of our country. At present, in Russia, we often observe separation from the national culture, the euphoria of permissiveness in society, with a clear weakening of moral standards of behavior, failure of the ideological and moral continuity between generations, between the values of the past and the present. This paper examines the conditions under which the patriotic education of citizens acquired the status of one of the most urgent tasks of the state, society and educational institutions of our country and which legal bases of patriotic education exist so far.
The goal of patriotic education is to develop in the person a high social activity of civic responsibility, spirituality, a personality with positive values and qualities enabled to manifest them in the creative process, in the interests of the Fatherland. The national education doctrine not only defines the state policy in the field of education, but also gives the state's social order to educate a person with an active life and professional attitude, hardworking and highly moral, patriot of his homeland, respecting the rights and freedoms of an individual, tradition and culture of other nations.
Keywords: patriotic education, education, concept of patriotic education, military patriotic education, historical patriotic education, youth, state youth policy.
В настоящее время в России нередко наблюдается отчуждение от отечественной культуры, а в обществе продолжает ощущаться эйфория вседозволенности с явным ослаблением нравственных норм поведения. Нарушена идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. На этом фоне характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе - в молодёжной среде [1, 2].
В этих условиях патриотическое воспитание граждан приобрело статус одной из наиболее актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную
деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
На сегодняшний день разработаны правовые основы патриотического воспитания: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция модернизации Российского образования; Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»; Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря
2012 г. № 1666; Указ Президента Российской Федерации о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об Образовании в Российской Федерации»; Федеральный Закон «О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Постановление о Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3].
В национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Патриотическое воспитание -воспитание любви к родным местам и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим миром наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимые богатства своей родной страны. Это воспитание патриотизма и любви к Родине; приобщение к традициям и истории Отечества, города, семьи, осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, формирование
правил поведения, изучение правовой культуры.
Сегодня значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих становлению патриотов своей родины, что требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков в различных направлениях: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое, гражданско-патриотиче-ское, историко-патриотическое.
Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи является частью подготовки юношей к военной службе. Оно предполагает научно-обоснованную систему целенаправленной работы педагогического коллектива, учитывающую происходящие изменения в военном деле, в сроках и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, во внутригосударственном и международном военно-политическом положении, а также уровень подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.
Героико-патриотическое воспитание предполагает переход от порывов, влечений, желаний, потребностей, мотивов, т.е. простейших форм, к культурным формам поведения и деятельности, которые связаны с воплощением в жизнь социальных идеалов, убеждений и мировоззрения. Это означает, что представитель молодого поколения при содействии педагога проходит последовательное освоение в процессе решения различных задач ролей своей социальной деятельности.
Героико-патриотическое воспитание, как составная часть патриотического воспитания, также ориентируется на пропаганду героических профессий, воспитание
чувства гордости к героическим подвигам предков.
Каждый человек - часть определенного народа, и он должен знать историю, культуру, традиции и обычаи своего народа, гордиться им и уважать другие народы. Составной частью патриотического воспитания является национально-патриотическое воспитание, как процесс формирования национального самосознания, понимания своей значимости, уважительного отношения к самим себе, понимания своего предназначения. Это процесс развития патриотических идей, выработки патриотических убеждений и умение отстаивать их. Доминантой национально-патриотического воспитания молодежи служит формирование у них ценностного отношения к окружающей действительности и к самому себе, а также активной высоко нравственной жизненной позиции.
После разрушения советской идеологии, когда из учебных заведений спешно было удалено все то, что касалось воспитания молодежи, оставив за образовательными учреждениями образовательные функции, произошел всплеск детской преступности, молодежь лишилась нравственных ориентиров. Соответственно сегодня молодежь нуждается в гражданско-патриотическом воспитании как нравственном процессе подготовки молодежи, направленном на формировании у них качеств гражданина и патриота своей страны, сочетающего в себе правовую, политическую нравственную культуру, готового к служению своему народу.
Одним из важных направлений патриотического воспитания молодежи является историко-па-триотическое воспитание. Интерес к нему обусловлен выполняемыми им функциями в сохранении культурной преемственности поколений и соответственно духовном развитии личности. Оно способно сформировать молодежь как носителя
ценностей и норм родной культуры, создать условия для обретения идентичности, диалога между разными этническими группами. Обращение к историко-культурным традициям содействует становлению личности молодого человека через воссоздание общности его судьбы и судьбы его народа
На данный момент общественного развития одновременно с рассмотренными направлениями осуществления патриотического воспитания молодежи приобретает актуальность разработка концептуально новых подходов к организации патриотического воспитания учащихся с формированием теоретических основ и наиболее эффективных методов и форм его практической реализации.
Так, с 2001 года постановлениями Правительства Российской Федерации каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. Целью программы является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачами Программы являются:
- развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;
- совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
- развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;
- совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);
- создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
- информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
В настоящее время в нашей стране действует более 22 000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных. Одной из эффективных форм работы как с учащимися школ, так и с курсантами военных училищ является организация работы таких направлений, как:
- военно-патриотическая работа;
- оборонно-спортивные лагеря;
- увеличение количества образовательных организаций и клубов, которым присваиваются почетные наименования в честь Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации;
- создание центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе;
- массовое привлечение школьников к занятиям физической культурой и спортом, участие в школьном этапе различных президентских состязаний;
- подготовка обучающихся к военной службе в кадетских школах
(кадетских школах-интернатах) и казачьих кадетских корпусах;
- увеличение количества организаций дополнительного образования;
- проведение мероприятий по организации работы по военно-патриотическому воспитанию на разных уровнях;
- развитие и активизация взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;
- создание юнармейских отрядов и т.д.
Подробнее остановимся на юнар-мейском движении России, созданном в 2016 году на базе военных училищ. Программы данного направления носят воспитательный характер и развивают в детях целый спектр качеств. «ЮНАРМИЯ» даёт подросткам ценностную ориентацию, формирует нравственную позицию, раскрывает духовный потенциал личности. В процессе освоения программ данного направления у ребят развиваются такие душевные чувства, как доброта, сочувствие, совестливость; такие нравственные качества, как честность, верность, достоинство, любовь к Родине, родной культуре и народу.
Важный аспект направления -развитие экологического сознания, увеличение интереса к освоению национально-культурного наследия России, укреплению желания сохранять и приумножать ее национальные и природные богатства. Также у юнармейцев формируется ценностное отношение к труду и трудолюбию, воспитывается чувство бережного отношения к результатам труда.
«ЮНАРМИЯ» развивает в ребятах уважительное отношение к институту семьи, отцу, матери, роду, памяти предков и учит почтению к старшим.
Результатом освоения программ данного направления является
четкое осознание как подростками, так и курсантами своей принадлежности к обществу. «ЮНАР-МИЯ» воспитывает в ребятах умение взаимодействовать друг с другом, выявляет способность к критическому мышлению, учит делать самостоятельный выбор, обозначать проблемы и находить их решение, быть неравнодушными к проблемам общества, страны, окружающей среды.
Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны, они формируются у ребят в рядах «ЮНАРмиИ». В процессе специальных программ юнармей-цы овладевают основами правовой культуры, получают навыки оценки
различных событий и процессов в обществе и государстве, осваивают мир человеческих отношений, обучаясь принятым нормам и правилам поведения, готовятся к непростому делу защиты Отечества.
Таким образом, для решения проблемы патриотического воспитания молодежи требуется осуществление отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей, молодежи, курсантов военных учебных заведений, подготовке их к самостоятельной жизни, развитию чувств патриотизма, готовности к защите Отечества.
Примечания:
1. Пономарёва И.А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: АСТЕРИОН, 2011.
2. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой учёный. 2012. № 5. С. 405-412.
3. Нормативно-правовые основы патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи / сост. Л.В. Плаксина, А.Б. Федотова, Л.С. Паринова [и др.]. М., 2016. 144 с.
References:
1. Ponomareva I.A. Patriotic education of schoolchildren: theory and modern educational practice. In: The Unity of Educational Space as an Interdisciplinary Problem: Collection of Scientific Works. SPb.: Publisher RGPU them. A.I. Herzen; Asterion, 2011.
2. Buylova L.N. Actual problems of activization of patriotic education in the system of additional education of children. // Young Scientist, 2012, No. 5. P. 405-412.
3. The regulatory framework of patriotic and civic education of children and youth // comp. by L.V. Plaksina, A.B. Fedotova, L.S. Parinova [etc.]. М., 2016. 144 pp.