Научная статья на тему 'Особенности обучения людей с ограниченными возможностями'

Особенности обучения людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Н. Д., Сатаров А. В., Смолина Д. С.

В статье рассматриваются вопросы особенностей получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, а также возможность предоставления образовательной услуги заявленной категории граждан через сеть Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Н. Д., Сатаров А. В., Смолина Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения людей с ограниченными возможностями»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 147

Использование информационно-коммуникационных технологий экономит время учителя и делает увлекательным процесс создания тренировочных и тестовых заданий учителем и процесс выполнения таких заданий обучающимися. Учитель может самостоятельно создавать контент и широко использовать в учебных целях. Однако следует помнить, что использование информационных технологий в учебном процессе возможно, только если преподаватель тщательно продумывает цели, поскольку бессистемное использование ИКТ и Интернет-ресурсов вряд ли даст желаемый результат.

Список литературы:

1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2002. - № 3. - С. 33.

2. Касьянова В.П. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции, июнь 2011 г. / Отв. ред.: О.А. Шульга. - Уфа: Молодой ученый, 2011. - С. 129-132.

3. Стародубцева Е.А. Применения Интернет ресурсов при обучении иностранному (английскому) языку [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ». - Режим доступа: http://refdb.ru/look/ 2305701.html.

4. Ушаков А.А. Использование лингафонного кабинета на уроках английского языка» [Текст] / А.А. Ушаков // Первое сентября. -2014. - 4 марта. -С. 3-4.

5. Ходакова А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении английскому языку: новые возможности и перспективы // Учебно-методическое пособие по использованию Веб 2.0 технологий в обучении английскому языку. - Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2013. - 101 с.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

© Калинина Н.Д.*, Сатаров А.В.*, Смолина Д.С.*

Тульский государственный университет, г. Тула

В статье рассматриваются вопросы особенностей получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, а также возможность предоставления образовательной услуги заявленной категории граждан через сеть Интернет.

* Начальник отдела коммуникаций Интернет-института, доцент.

* Директор Интернет-института, профессор.

* Инженер отдела коммуникаций Интернет-института.

148

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

В современных условиях получение высшего образование - один из важнейших факторов развития личности, и залог успеха современного человека.

Получение высшего образование - это новые возможности, грамотный долгосрочны денежный вклад, новые эмоции, открытия и достижения самого обучающегося.

В табл. 1 приведены данные по количеству образовательных учреждений высшего образования в России с 2005 по 2015 годы, а также количество учащихся по программам разных форм образования [3].

Таблица 1

Количество образовательных учреждений в России с 2005 по 2015 годы

Годы Число образовательных организаций В них студентов - всего, тыс.чел. в том числе обучавшихся на отделениях

очных очно-заочных (вечерних) Заочных экстернат

2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4

2006/07 1090 7309,8 3582,1 372,3 3195,9 159,6

2007/08 1108 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2

2008/09 1134 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5

2009/10 1114 7418,8 3280,0 323,6 3639,2 175,9

2010/11 1115 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 114,1

2011/12 1080 6490,0 2847,7 263,4 3289,7 89,2

2012/13 1046 6073,9 2721,0 229,6 3053,3 70,0

2013/14 969 5646,7 2618,8 189,2 2783,9 54,7

2014/15 950 5209,0 2575,0 158,5 2475,5 -

Из табл. 1 можно сделать вывод о том, что количество учебных заведений сократилось более чем на 100 организаций, а количество студентов почти на треть, причем количество студентов, обучающихся по очной форме практически равно количеству заочников.

Причем, среди студентов имеются и люди с ограниченными возможностями. И их количество с каждым годом уменьшается, хотя количество работающих людей с ограниченными возможностями растет с каждым годом.

В табл. 2 представлены данные по количеству инвалидов в России [3].

Количество инвалидов

Таблица 2

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего инвалидов, тыс. чел. 13074 13134 13209 13189 13082 12946 12924

I группы 1912 1920 1540 1515 1496 1451 1355

II группы 7248 7086 7306 7076 6833 6595 6472

III группы 3399 3609 3822 4038 4185 4320 4492

Причем люди с ограниченными возможностями вполне готовы обучаться по различным образовательным программам. Даже те, кто ограничен в передвижении хочет быть такой же частью общества, как и любой другой социально активный человек.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 149

По состоянию на 2015 год в высших учебных заведениях обучается 16 тысяч 768, причем одна третья часть всех обучающихся поступила в приемную компанию 2014-2015 гг. Данные статистики приведены в табл. 3.

Таблица 3

Сведения об инвалидах-студентах образовательных учреждений высшего образования

2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015

Принято студентов-инвалидов 5770 7204 6670 5599 5530 5194 5179

Численность обучающихся 24994 23248 22939 20080 18919 16779 16768

Выпуск специалистов 2463 3040 3080 2783 2712 2500 2561

Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам. С 1930 по 1960 г. вводились первые специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том числе в МВТУ им. Баумана, СевероЗападном политехническом институте в Ленинграде, однако эта проблема являлась периферийной для государственной политики, общественного мнения и системы управления высшей школой в целом. Начиная с 1960-х гг. ряд центральных вузов принимает инвалидов на групповое и индивидуальное обучение, расширяется количество специальностей. Отметим, что до 1990-х гг. социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения институциональной основы политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции.

C 1990-х гг. политика в отношении инвалидов существенно изменяется, принимаются новые нормативные акты в согласии с международным гуманитарным правом: новая Конституция РФ, Закон РФ об образовании, с по-

150

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

правками 1996 г., Закон РФ о социальной защите инвалидов, Национальная доктрина образования в РФ, ряд других нормативных актов, включая приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов».

Противоречивые представления об инвалидности и неспособность нашего общества признать и принять людей с ограниченными возможностями отражаются в отношении к людям с ограниченными возможностями в России. Инвалиды, зачастую, не уверены, что способны получать высшее образование по двум основным причинам: отсутствие возможности оплачивать свое обучение и неспособность посещать высшее учебное заведение физически.

Первая проблема, в свою очередь, вполне разрешима, о чем говорят данные пенсионного фонда Российской Федерации говорят, что в стране, по состоянию на 2015 год 2 миллиона 473 тысячи работающих инвалида. Динамика представлена на рисунке 1 [3].

Из рис. 1 видно, что в стране 1 миллион 466 тысяч работающих инвалидов III группы, 923 тысячи работающих инвалидов II группы и 82 тысячи работающих инвалидов I группы, что говорит о способности части людей с ограниченными возможностями самостоятельно оплачивать свое обучение.

1600 1400 1200 1000 К 800 ^ 600 400 200 о

по группам инвалидности

Для решения второй проблемы в стран активно развивается дистанционное образование на базе как крупных, так и небольших заведений высшего образования.

Часто дистанционное образование осуществляется не с помощью какого-то одного средства, а с помощью системы средств, например, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

■ I группы ■ II группы ■ III группы Рис. 1. Динамика количества работающих инвалидов

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 151

и т.д. Интернет очень успешно используется при таком системном, смешанном подходе к дистанционному образованию, соединяя в себе все достоинства вышеперечисленных средств и используя образы, текст, звук, поиск и реальное общение. Использование Интернета для дистанционного образования требует большего планирования и подготовки, чем все другие виды образования. Подготовка материалов и программ, использующих эти материалы, становится важнейшим компонентом образования.

Все вышесказанное относительно дистанционных образовательных технологий раскрывается в рамках проекта, осуществляемого в Тульском государственном университете. В течение последних двух лет в ТулГУ ведется практико-ориентированное исследование по разработке и одновременной реализации дистанционных образовательных технологий, использующих возможности сети Интернет. Базой для данных исследований является структурное подразделение университета - Интернет-институт ТулГУ, обучение в котором осуществляется с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

К достоинства Интернет образования можно отнести следующее:

- отсутствие временных ограничений;

- отсутствие пространственных ограничений;

- синхронное общение;

- асинхронное общение;

- линейная и нелинейная формы обучения.

После проведения анализа распространенных систем администрирования и управления учебными ресурсами, выбор был остановлен на среде Moodle [2], базирующейся на базах MySQL, созданной по лицензии GPL, распространенной в передовых странах мира и поставляемой бесплатно. Плюсом данной системы является простота использования, как с точки зрения ее администрирования, так и с точки зрения использования простыми пользователями (студентами, тьюторами). Была проведена модернизация этой среды под задачи Интернет-инстиута ТулГУ На базе этой системы создан сайт Интернет-института.

Выбор учеником дистанционного курса, отвечающего его целям обучения, гибкость выполнения учебных заданий во времени, использование компьютерных технологий - стимулируют активность учащегося, помогает перевести начальные мотивы деятельности в образовательные цели и задачи.

Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оценивается, прежде всего, процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальная траектория освоения изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных.

На данный момент в Интернет-институте обучается около 1 300 учащихся, включая иностранных граждан. В учебном процессе принимают участие 73 тьютора из профессорско-преподавательского состава университета.

152

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014).

2. Калинина Н.Д., Смолина Д.С. Электронное обучение: состояние, проблемы, персперктивы // Материалы Международной научно-методической интернет-конференции. - Тула: Изд-во ТулГУ 2013. - С. 61-64.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ

© Кашпарова В.С.* *, Синицын В.Ю.*

Российский государственный аграрный университет -Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, г. Москва Институт информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

Рассматривается дидактический потенциал массовых открытых онлайн курсов по экологической тематике. Обсуждаются вопросы смешанного обучения при языковой подготовке студентов неязыковых специальностей. Предлагаются методические рекомендации по применению МООК по экологической тематике в преподавании английского языка.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, информационные технологии, английский язык, смешанное обучение, массовый открытый онлайн курс.

В 2016 году исполняется 150 лет термину «экология», который ввел в научный лексикон выдающийся немецкий биолог Эрнст Геккель. Сейчас постепенно научная дисциплина экология из раздела общей биологии превращается в учение о путях выживания человеческой цивилизации, приобретая черты глобального мировоззрения.

* Профессор кафедры Иностранных языков Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидат филологических наук, доцент.

* Доцент кафедры Фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ, кандидат физико-математических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.