УДК 378+376 ГРНТИ 14.01.11
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Сильченко Елена Викторовна
доцент кафедры «Общегуманитарные науки и межкультурные коммуникации», кандидат филологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, д.54, Россия, E-mail: [email protected]
Темербаее Сергей Айбасович
главный специалист отдела дополнительного образования и социально-воспитательной работы, Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, д.54, Россия,
E-mail: [email protected]
Шевелев Сергей Юрьевич
заведующий кафедрой «Общегуманитарные науки и межкультурные коммуникации», кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, д.54, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена проблемам внедрения в систему высшего образования инклюзивного образования для студентов с диагнозом церебральный паралич. Рассматриваются социальные, кадровые и академические проблемы, при этом акцентируются особенности учебной среды, необходимые для этой группы студентов. Такая учебная среда подразумевает не только создание безбарьерного пространства и использование специализированных технических средств, но и организацию комплексного сопровождения (медицинского, педагогического, психологического и социального), а также разработку и внедрение адаптированных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями и учебно-методических комплексов, специального методического обеспечения (в том числе для дистанционного образования). Адаптация образовательного процесса рассматривается на примере двух дисциплин - иностранного языка и физической культуры.
Ключевые слова: инклюзивное образование, высшее образование, церебральный паралич, учебная среда, иностранный язык, физическая культура
THE PECULIARITIES OF IMPLEMENTING INCLUSIVE HIGHER EDUCATION FOR STUDENTS WITH CEREBRAL PALSY
Elena V. Silchenko
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Humanities and Cross-cultural communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin
St., bld. 54, Russia
Sergey A. Temerbaev,
main specialist of the Department of Additional education and social and moral building work, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia
Sergey Yu. Shevelev
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Humanitarian Sciences and Cross-cultural Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia
Abstract: The article is devoted to the study of problems caused by implementing inclusive higher education for students with cerebral palsy. The article examines social, staff and academic problems. Special attention is paid to special characteristics of educational environment which is necessary for these students. Such educational environment means not only formation of the barrier-free environment and using of special - purpose technical equipment but organizing unstinting support (medical, pedagogical, psychological and social) as well as implementing adapted teaching programs for handicapped people and methodological packages (including the courseware for distance education). The adjusting of educational process is illustrated by two courses - foreign languages and physical training.
Keywords: inclusive education, higher education, cerebral palsy, educational environment, foreign language, physical culture
В рамках исполнения Конвенции о правах инвалидов в нашей стране началось активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему. До подписания этой конвенции многие инвалиды в нашей стране могли получить школьное, а также среднее и высшее профессиональное образование в специализированных образовательных учреждениях. Такие вузы до сих пор функционирует не только в России, но и во многих других странах (например, в Польше [1] и Китае [2]), и позволяют лицам с ограниченными возможностями здоровья эффективно получать профессию, но минимизируют их социализацию. Тот же недостаток отмечается и у дистанционного обучения, которое обеспечивает широкий
151
доступ к изучению образовательных программ, но снижает социальную адаптированность инвалидов, поскольку ограничивает возможности для включения в реальное (не виртуальное) образовательное пространство. С этим столкнулись, например, в вузах Японии [3]. В связи с этим современная тенденция к созданию инклюзивного образования представляется предпочтительнее, поскольку позволяет инвалидам не только получить возможность жить за счет своего собственного труда, но и достигнуть полной социализации.
Детский церебральный паралич (далее ДЦП) является одой из самых частотных причин инвалидности. В разных странах показатель заболеваемости ДЦП варьируется от 1 до 7 из 1000 младенцев. [4, с. 3]. При этом в силу различных факторов (например, из-за увеличения выживаемости у недоношенных младенцев) в мире отмечается рост количества детей, страдающих этим заболевание [5, с. 402]
Для Алтайского края проблема образования детей-инвалидов так же стоит достаточно остро, поскольку по статистике, подготовленной Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, на 1 января 2017 в крае зарегистрировано 9959 детей-инвалидов. При этом с 2014 года уровень инвалидности среди детей вырос на 1,5 процента. В то же время диагноз ДЦП среди причин детской инвалидности в крае также увеличивает свои показатели - с 20,5 процентов в 2014 до 24,2 процентов в 2016 году [6, с. 8].
До ратификации Конвенции о правах инвалидов лица, страдающие церебральным параличом, были практически отрезаны от общества и, соответственно, образования и рынка труда в силу неприспособленности городской среды к их нуждам. Однако в современных условиях при развитии компьютерных технологий и изменения городской среды именно эта группа лиц с ограниченными возможностями здоровья может и должна быть вовлечена в систему инклюзивного образования.
Возможность получения полноценного высшего образования лицами этой категории обусловлена самой спецификой заболевания, которое определяется как непрогрессирующие нарушения позы тела и движений, вызванные повреждением ЦНС. При этом сопутствующими, но не обязательными неврологическими проявлениями ДЦП являются интеллектуальные/познавательные нарушения и нарушения поведении, эпилепсия, нарушение зрения и слуха, нарушения речи и питания. Следует отметить, что около трети детей с церебральным параличом имеют полностью сохранные когнитивные способности, ещё у одной трети фиксируются легкие нарушения интеллекта и обучения [5, с. 403].
При этом ДЦП имеет несколько форм, различающихся по тяжести последствий. В самом сложном случае ребенок полностью обездвижен, практически не может говорить и зачастую видеть либо ребенок имеет серьезные нарушения интеллектуальных способностей. В этом случае говорить о высшем образовании не представляется возможным. Однако большинство лиц с таким диагнозом могут видеть и говорить (пусть и с
152
затруднениями), могут владеть руками в достаточной степени для работы с мышью компьютера, что уже позволяет им воспользоваться инклюзивным образованием. Следует отметить, что в дошкольном и начальном школьном образовании работа с детьми, страдающими ДЦП, в обязательном порядке требует дополнительной помощи логопеда, дефектолога и педагога-психолога, поскольку, например, при нарушении опорно-двигательного аппарата у малышей есть проблемы в развитие логического мышления) [7]. Однако при правильной реабилитации к окончанию школы более 35 процентов учеников, страдающих ДЦП, в когнитивном плане не имеют значительных отличий от физически здоровых детей и могут успешно обучаться в вузе.
В этом случае как нельзя лучше подходит понимание инвалидности, данное Конвенцией: «Инвалидность - это не качество индивидов, а результат интеракции между индивидом с определенными характеристиками и ограничениями, накладываемыми на него в связи с этими характеристиками, и окружающей средой» [8]. То есть трудности, с которыми сталкивается инвалид при обучении, связаны с возникающими препятствиями, которые накладывает на него окружающая среда, а не с его состоянием здоровья или способностями.
При изменении среды лица с ДЦП могут перейти из категории изгоев в категорию членов общества, которые могут жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу. При этом, безусловно, внедрение инклюзивного образования в вузы представляется сложным, трудоемким и финансово затратным процессом. С этим процессом связано множество проблем, которые можно сгруппировать в три основные направления: 1) создание учебной среды, 2) подготовка кадров, 3) подготовка самого социума.
Если говорить о социуме, то, прежде всего, необходимо обеспечить студентов и педагогических работников информацией о психологических и образовательных потребностях людей с ограниченными возможностями.
Однако для получения высшего образования лицами с диагнозом ДЦП на первом месте стоит создание специфической учебной среды, без которой вовлечение этих лиц в сферу инклюзивного образования просто невозможно.
С одной стороны, это создание безбарьерной среды и обновление технической базы. При этом для людей с различными нарушениями требуются специфические условия для обучения. Для лиц с ДЦП (как и других людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) необходимы пандусы, автоматические двери при входе в здание, отсутствие порогов, лифты с дополнительными кнопками, расположенными на уровне колясок, более широкие коридоры и достаточно большое расстояние между партами, чтобы можно было легко добраться до своего места, специальные обустроенные туалеты.
С другой стороны, реальной (но неочевидной для многих) проблемой, препятствующей настоящей инклюзии в вузах, является отсутствие организационного обеспечения: 1) адаптированных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями, 2) комплексного сопровождения
153
(медицинского, педагогического, психологического и социального), 3) учебно-методических комплексов, специального методического обеспечения (в том числе для дистанционного образования). В этом плане бесценен уже имеющийся опыт зарубежных стран, прежде всего США, по созданию так называемого ИБЬ (универсального дизайна для обучения).
Универсальный дизайн предусматривает: 1) многочисленные и разнообразные формы представления учебного материала учащимся; 2) многочисленные и разнообразные формы представления учащимися усвоенного материала; 3) многочисленные и разнообразные формы вовлечения учащихся в учебный процесс с учетом их интересов, уровня сложности заданий и способов мотивации [9].
Для студентов с ДЦП принципиально важным является адаптация способов фиксирования получаемого материала (поскольку в большинстве эти люди в силу диагноза имеют проблемы в письме и низкую скорость печати) и способов представления усвоенного материала (исключающие письмо, с возможной заменой на работу с компьютером, а также в некоторых случаях ограничение устных высказываний в силу проблем с речевым аппаратом). При этом требуются не только адекватные образовательные методы, но и техническое оснащение (например, компьютеры и специально разработанные мыши). Поскольку, как уже указывалось, степень физических ограничений у лиц с данным диагнозом может варьироваться, то и формы их вовлечения в учебный процесс необходимо корректировать в каждом конкретном случае.
В силу ряда объективных и субъективных причин при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья преподавателям вуза зачастую необходимы особые методические приемы, как для мотивации студентов, так и для обеспечения эффективного усвоения ими программного материала. Так, очевидно, что дисциплина «Физическое воспитание» требует кардинального пересмотра и адаптации к нуждам и возможностям студентов, страдающих ДЦП. Прежде всего, пересматриваются образовательные цели этой дисциплины. С одной стороны, адаптивная физическая культура направлена на коррекцию и адаптацию недостатков физического развития таких студентов [10]. С другой стороны, на первый план выходит борьба с гиподинамией и гипокинезией [11].
В современном обществе наблюдается опасная тенденция к недостаточности двигательной активности, что пагубно отражается не только на работе всех физиологических систем организма, но и на эмоциональных, психических и интеллектуальных характеристиках человека. И если для студентов с нормой здоровья малоподвижный образ жизни является результатом их личного выбора, то студенты с церебральным параличом сталкиваются с рядом объективных, независящих от них факторов. Во-первых, само заболевание становится серьезным препятствием к полноценной физической активности. Во-вторых, в общественном сознании (в том числе среди родителей и педагогов) закрепилось представление о невозможности и вреде активного занятия физкультурой и спортом при заболеваниях и дефектах развития, что усиливает у лиц с церебральным параличом комплекс
154
неполноценности [11, с. 11]. В-третьих, теоретическая неподготовленность как самих студентов с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, так и преподавателей физической культуры в школах и вузах, отсутствие специальных знаний, информации и литературы, физкультурно-оздоровительных программ и рекомендаций, что приводит к чисто формальному проведению занятий по физической культур, когда нагрузки не соответствуют потребностям организма студента [10, 11]. При этом, к справедливо отмечает С.Г. Адырхаев, «практически не существует видов нозологий (исключение - острые стадии болезни), при которых средства и методы физического воспитания не явились эффективными. Эффект зависит от правильного выбора упражнений, определения необходимой интенсивности и дозировки выполнения, интервалов отдыха и других факторов» [11, ^ 12]. Следует добавить, что занятия спортом положительно влияют на личностное развитие студентов-инвалидов, их адаптивные возможности и успешность социализации [10, 11]. Так, специалисты из Перми отмечают, что систематическое применение статических упражнений на тренировочных занятиях по дартс обусловило развитие выносливости, координации движения, укрепление иммунитета, координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства, а также способствовало формированию ряда положительных свойств личности (таких как воля, работоспособность) и в целом благоприятного психологического состояния [10].
При этом представляется интересным опыт совместных тренировок и соревнований студентов с нормой здоровья и студентов с ограниченными возможностями. Так, на международных соревнованиях по трейл-ориентированию изначально здоровые спортсмены и спортсмены-колясочники на равных проходят одну и ту же дистанция, а с 2013 года организуются соревнования ТетрО, в рамках которых в составе сборных участвуют спортсмены открытого класса и паралимпицы, они все вместе сражаются в командной борьбе за единственный комплект наград [12, ^ 161]. В рамках этих тенденций с 2006 года группа тренеров паралимпийской сборной России по трейл-ориентированию и ряд преподавателей высших учебных заведений Москвы и Ростовской области создали три вузовские команды, в которых под врачебным контролем занимались и студенты с первой группой инвалидности (ДЦП, ПОДА). При этом были зафиксированы положительные результаты как в отношении студентов-инвалидов, так и в отношении студентов с нормой здоровья. У студентов-инвалидов выработалась активная жизненная позиция, что проявилось во внутренней потребности выполнять максимум действий самостоятельно, активно общаться. В результате этих психологических изменений они не только сами добирались в любой город на соревнования, но и после окончания вузов все нашли работу, большинство создали полноценную семью и воспитывают детей (например, 100 процентов женщин из сборной России и 75 процентов женщин инвалидов-колясочниц, выполнивших норматив первого спортивного разряда). Здоровые студенты из этих команд стали находить резервы своих
155
возможностей, резко улучшили спортивные и академические показатели, усилилась и их социальная активность [12, с. 162].
Однако и преподавание других дисциплин требует определённой индивидуализации, корректировки педагогических методик, которые должны быть направлены на смягчение психо-физиологических особенностей лиц, страдающих церебральным параличом. Поскольку для этой группы студентов свойственны медленный темп работы, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, соответственно, им необходимы частая смена видов учебной активности, перерывы двигательной направленности, укрупненный шрифт в заданиях (для слабовидящих), возможность коммуникации посредством электронных программ в режиме он-лайн (для испытывающих проблемы с речью).
Следует отметить, что для лиц, страдающих церебральным параличом, изучение английского языка имеет реальную практическую ценность, поскольку позволяет им повысить свою профессиональную пригодность и расширить сферу трудовой занятости. В силу малоподвижности, вызванной заболеванием, многие люди, страдающие ДЦП, предпочитают надомную работу посредством различных интернет технологий, а также фриланс. К тому же, использование различных социальных сетей и форумов позволяет расширить круг общения, в том числе и за счет иностранцев. В-третьих, возможность общения с иностранцам и чтение материалов на английском языке позволяет российским инвалидам, с одной стороны, участвовать в специальных программах по обмену (на данный момент препятствием для такого участия зачастую выступает незнание иностранного языка), с другой стороны, приобщиться к опыту зарубежных организаций, представляющих интересы инвалидов, что может проявиться в активной борьбе за права и возможности инвалидов в России, создании и развитие общественных организаций, аналогичных зарубежным.
Кадровый вопрос также стоит в нашей стране крайне остро, поскольку у руководителей и преподавателей вузов отмечается нехватка информации об особенностях жизнедеятельности людей с различного типа дисфункциями. Многим инвалидам, в том числе практически всем учащимся с диагнозом ДЦП, не обойтись без тьютора. За рубежом каждый вуз, предлагающий инклюзивное образование, имеет соответствующий штат специалистов (волонтеров или людей, работающих на частной основе). Так, Центр приема студентов-инвалидов в университете Париж X обеспечивает студентов услугами ассистента (АУЦ), который может помочь в написании лекции, ассистировать на экзамене и т. д; в университетах Париж VI и VII также была создана волонтерская служба, которая в 1992 была преобразована в ассоциацию, существующую на частной основе, в неё входит персонал в количестве 9 человек, которые осуществляют психологическое и техническое сопровождение студентов-инвалидов, а также обеспечивают социальную поддержку [13].
Таким образом, несмотря на сложности реализации инклюзивное образование для студентов с церебральным параличом является
156
предпочтительным вариантом и позволяет достичь как высокой компетентности в профессиональной сфере, так и полной успешной социализации. При этом должны решаться ряд специфических проблем, касающихся не только создания безбарьерной среды и оснащения специально разработанными техническими средствами и программным обеспечением, но и внедрение комплексного сопровождения лиц, страдающих церебральным параличом, и адаптированных программ обучения и учебно-методических комплексов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Оверчук Л.А., Козял Анна Повышение социального потенциала образовательной среды вузов в условиях инклюзивного образования // Философия образования. 2014. №3. С. 193-204.
2. Куратченко М.А. Норма и антинорма: проблемы и перспективы инклюзивного образования в КНР // Философия образования. 2014. №3. С. 215-226.
3. Колышкина С.С. О некоторых аспектах высшего образования людей с ограниченными возможностями на примере Японии // Философия образования. 2014. №3. С. 237-248.
4. Рогов А.В. Реабилитация больных детским церебральным
параличом со спастической липлегией: автроф. дис.....к. мед. н. Томск, 2014.
24с.
5. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. Детский церебральный паралич - современные представления о проблеме // РМЖ. 2012. № 8. С. 401-405.
6. Доклад о мерах, принимаемых в Алтайском крае для выполнения обязательств по Конвенции о правах инвалидов в 2014-2016 годах - Барнаул, 2017. 103с. URL: http://www http://www.aksp.ru/work/activity/inv/ (дата обращения: 20.09.2018).
7. Шевелева Д.Е. Изучение отечественного и зарубежного опыта инклюзивного образования детей с церебральным параличом // Коррекционно-педагогическое образование. 2018. №1. С. 31-43.
8. Конвенции о правах инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: http :// www.un. org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.09.2018).
9. The UDL Guidelines [Электронный ресурс]. URL: http://udlguidelines.cast.org/ (дата обращения: 20.09.2018).
10. Морозов А.П., Морозов Д.П., Паначев В.Д. Социализация личности студентов с ограниченными жизненными возможностями средствами физической культуры // Интерактивная наука. 2016. №8. С. 56-58.
11. Адырхаев С.Г., Адырхаева Л.В., Голец А.В., Чирков В.А. Педагогическая модель физкультурно-спортивного сопровождения обучения в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном
обществе: Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: из-во Иркутского ГАУ , 2016. С. 9-15.
12. Ключкина Г.О., Бляхман А.Л. О пользе совместных занятий физической культуры и спортом в одной группе от «здоровых атлетов» до лиц с проблемами опорно-двигательного аппарата // Информационные системы, экономика, управление трудом и производством: Учёные записки. Т. 16. Ростов-на-Дону: из-во Ростовского гос. экономического университета. 2014. С. 160-163.
13. Птушкин Г.С., Траулько Е.В. Роль инклюзивного образования в процессе повышения социального статуса образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Философия образования. 2014. №3. С. 205-214.