Научная статья на тему 'Специфика профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении'

Специфика профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНВАЛИДОВ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / SPECIFICS OF DISABLED STUDENTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна

В статье рассмотрены вопросы специфики профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями на принципах полной интеграции студентов-инвалидов в образовательное пространство и обоснование путей их преодоления в педагогическом, психологическом и организационно-управленческом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении»

10. Шакуров Р. Х. Теория формирования межличностных отношений / Р. Х. Шакуров // Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий, Казанский государственный университет, 2006. - № 1. - С. 127-135.

11. Шувалова И. Н. Социально-психологические факторы тревожности студентов института педагогики, психологии и инклюзивного образования, особенности тревожности студентов с ограниченными возможностями // Вестник современной науки, - 2015, - № 11. - С. 123-127.

Специфика профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении

Шувалова И. Н.

Шувалова Ирина Николаевна / Shuvalova Irina Nikolaevna - доктор медицинских наук,

профессор,

кафедра здоровья и реабилитации,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), г. Ялта

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы специфики профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями на принципах полной интеграции студентов-инвалидов в образовательное пространство и обоснование путей их преодоления в педагогическом, психологическом и организационно-управленческом аспектах.

Abstract: the article reveals the subject of specifics of disabled students ’ vocational training on the principles of their full integration into educational space and a justification of the ways of their overcoming in pedagogical, psychological, organizational and managerial aspects.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ограниченными

возможностями, специфика обучения студентов инвалидов.

Keywords: inclusive education, students with disabilities, specifics of disabled students training.

Введение. Проблемы, возникающие в процессе профессионального обучения студента с ограниченными возможностями здоровья, можно условно разделить на две группы: в первую войдут проблемы, связанные с содержанием и эффективностью деятельности студента с ограниченными возможностями, во вторую - затруднения, связанные с личностными особенностями студента, отражающиеся на результатах его обучения. Именно эти два аспекта составляют, на наш взгляд, психологопедагогическую специфику профессионального образования студентов с ограниченными возможностями и работы с ними в ВУЗе [1, 2, 4].

В личностном аспекте проблематики профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями выделяют такие характеристики личности как: трудности в установлении контакта межличностного общения с сокурсниками, преподавателями, признаки пассивной и нередко эгоцентрической позиции; низкий уровень самостоятельности; незрелость смысло-мотивационной сферы; зависимость от близких; завышенное значение внешних показателей общей успеваемости в ущерб качеству ориентировки в осваиваемой профессиональной области [2 ,4, 6]. Перечисленные характеристики, во-первых, снижают качество и эффективность учебной деятельности студента с ограниченными возможностями, не позволяют в

159

полной мере включиться в предметное пространство профессиональной деятельности; во-вторых, затрудняют вхождение молодого человека в студенческий коллектив, установление полноценных профессиональных и межличностных отношений [4, 5, 7]. В комплексе эти условия образуют некомфортную в психологическом плане ситуацию профессионального и личностного развития студента-инвалида, что сказывается на успешности его обучения и физическом состоянии.

В Гуманитарно-педагогической академии осуществляется организация учебного процесса на принципах полной интеграции студентов-инвалидов с целью получения высшего образования в соответствии со специальностью и государственным образовательным стандартом наравне со всеми студентами.

Цель статьи: выявление специфики, трудностей и барьеров профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями. Для осуществления поставленной цели в академии проведено анкетирование и интервьюирование преподавателей и студентов с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в среду общения со здоровыми студентами. Анкетный опрос работников академии проведен с целью изучения информированности преподавателей и сотрудников о типологических особенностях студентов-инвалидов, особенностях их обучения, а также выявления общих проблем, существующих во взаимодействии со студентами-инвалидами.

Задачей исследования является анализ специфики профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями и обоснование путей их преодоления в педагогическом, психологическом и организационно-управленческом аспектах.

Изложение основного материала статьи. На момент исследования, в Гуманитарно-педагогической академии обучается 74 студента с ограниченными возможностями здоровья, 81,4 % с инвалидностью, 18,6 % с ограниченными возможностями здоровья, из общего числа студентов - 34,3 % - инвалиды с детства.

Анкетный опрос позволил нам выявить проблемное поле, связанное с обучением студентов-инвалидов. В анкетном опросе приняли участие 42 преподавателя и 74 студента с ограниченными возможностями. В ходе исследования мы проанализировали отношение преподавателей к тому, что студенты, имеющие инвалидность, получают образование в Гуманитарно-педагогической академии. Установлено, что: положительно относятся - 95 % опрошенных; относятся равнодушно - 4 %; воспринимают как должное - 1 %. Подавляющее большинство преподавателей положительно относятся к обучению инвалидов в вузе, что должно способствовать успешной адаптации этой категории обучающихся в вузовской среде.

Изучение информированности преподавателей, о наличии в их группах студентов с ограниченными возможностями показало, что: 85 % респондентов знают, что в их учебных группах обучаются инвалиды; нет - 9 %; не знаю - 6 %. Эти данные свидетельствуют о достаточной информированности преподавателей о наличии студентов-инвалидов в академических группах. Вместе с тем, 39 % опрошенных отметили, что им необходима дополнительная информация об особенностях студентов, обусловленных инвалидностью; 50 % отметили, что нет такой необходимости; 11 % - затруднились ответить.

Представляют интерес и данные о том, из каких источников преподаватели получают информацию о студентах с ограниченными возможностями. В качестве источника информации о наличии студентов-инвалидов в академических группах выступают следующие: личные наблюдения - 69 % респондентов; информируют сами студенты-инвалиды - 9 %; сотрудники деканата - 39 %; информируют сотрудники центра - 47 %. Как показывает опыт работы, сами студенты с ограниченными возможностями здоровья крайне редко говорят преподавателям о наличии инвалидности, что не всегда благоприятным образом сказывается на процессе их обучения. Это заключение подтверждают и данные анкетного опроса: только 9 %

160

студентов-инвалидов сообщают преподавателю о наличии инвалидности и оговаривают особенности освоения содержания той или иной учебной дисциплины. Значительная часть опрошенных отмечает, что информацию о наличии в академической группе студентов-инвалидов они получают посредством личных наблюдений - 69 % респондентов. Мы считаем, что возможность предположения наличия инвалидности при помощи личных наблюдений справедлива только в отношении студентов с тяжелым нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата. В других случаях необходимо документальное подтверждение наличия инвалидности.

Положительное отношение к студентам с ограниченными возможностями здоровья способствует позитивной социализации их в вузовской среде. Ответы на вопрос: «Какое отношение вызывают студенты-инвалиды?» распределились

следующим образом: сочувствие, жалость - 15 %, положительное отношение, уважение - 45 %, отношение как ко всем студентам - 29 %, не определились - 11 %. В связи с тем, что 65 % респондентов отметили, что в процессе работы возникают трудности различного характера, мы проанализировали и систематизировали их.

Среди основных затруднений преподаватели выделяют следующие: низкая общеобразовательная база студентов-инвалидов, завышенная оценка своих возможностей, результатов и качества работы, частые жалобы на трудности, требование снисхождения к инвалидности и ожидание помощи, высокий уровень инфантилизма, обидчивость студентов-инвалидов при установлении контакта, стремление обвинять других в своих несчастьях. Таким образом, основную массу затруднений, возникающих в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, преподаватели связывают с психологическими особенностями студентов.

По мнению респондентов: состояние здоровья студентов-инвалидов отражается на их учебной деятельности - 85 %; качество учебной деятельности студентов-инвалидов не зависит от состояния здоровья - 12 %; не знаю - 3 %. Преподаватели отмечают, что значительная часть затруднений в учебной деятельности связана с причиной нарушения здоровья и тяжестью заболевания. Особенно это касается студентов с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, серьезными соматическими заболеваниями. Состояние здоровья студентов-инвалидов сказывается на учебной деятельности в плане психологических проблем, возможности записи лекций, выполнения письменных работ и сложностей в самостоятельном освоении дополнительной информации по дисциплине. Некоторые преподаватели отмечают и другую сторону этого процесса, а именно - неправильно организованная учебная деятельность может негативно отразиться на состоянии здоровья студента с ограниченными возможностями. Так, 92 % респондентов указывают на

необходимость создания специальных условий для получения высшего профессионального образования студентами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями; 5 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос; 3 % респондентов не считают необходимым создание подобных условий.

Среди специальных условий выделяют следующие: условия, связанные с материально-техническим обеспечением учебного процесса: специальная литература для незрячих и слабовидящих студентов, технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, методические материалы на электронных носителях; условия, связанные с организацией психо лого -педагогического сопровождения студентов-инвалидов: индивидуальные занятия с преподавателем, консультирование по вопросам обучения, психологическая поддержка, варьирование форм и приемов работы, создание специальных групп студентов-инвалидов на потоке с учетом ведущего нарушения.

161

Установлено, что 72 % преподавателей отмечают, что при проведении занятий учитывают особенности студентов-инвалидов. Вместе с тем, опрос студентов с ограниченными возможностями показал, что 49 % студентов считают, что все преподаватели учитывают их особенности, 40, % - некоторые преподаватели, в то же время 11 % подчеркнули, что их особенности и потребности не учитываются. Выявлено, что преподаватели вуза в своей деятельности используют разные формы работы. Так, 34,9 % предоставляют конспект лекций в электронном/распечатанном виде; 32,5 % используют наглядный материал; 30,1 % учитывают темп

конспектирования; 29,9 % проводят дополнительные консультации; 26,5 % дают больше времени на подготовку к ответу; 24,1 % используют альтернативные формы контроля и оценивания знаний; 14,5 % дают возможность выбора формы ответа на практических занятиях, зачетах, экзаменах.

Предложения по организации более эффективной работы со студентами-инвалидами можно систематизировать следующим образом: работа с учащимися специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по проведению проф-ориентационной работы; непосредственная работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья: организация волонтерской помощи

студентам-инвалидам; предоставление студентам-инвалидам информации об их правах и льготах; проведение ежемесячных собраний с участием специалистов-инвалидов различных профессий; проведение периодических опросов студентов с ограниченными возможностями здоровья для сбора информации об их потребностях в организации специальных условий обучения; оказание психологической поддержки студентам-инвалидам; работа с преподавателями кафедр: информирование о наличии студентов-инвалидов в академических группах, об особенностях и трудностях обучения студентов-инвалидов в вузе, организация консультативно-методической работы с преподавателями; совершенствование методического и материально -технического обеспечения процесса обучения студентов-инвалидов: создание

специализированных источников информации, предоставление студентам-инвалидам специальных средств обучения; работа с родителями студентов-инвалидов: консультирование родителей по вопросам получения инвалидами высшего профессионального образования, развития у инвалидов коммуникативных способностей и навыков самостоятельности; организация работы по созданию информационного поля о деятельности Центра, а также по проблемам инвалидности: представление опыта работы Центра.

Таким образом, специфика работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения высшего профессионального образования не подразумевает в психологическом плане каких-либо специальных способов и форм работы с данной категорией студентов. Речь идет о грамотном, профессиональном, разностороннем психолого-педагогическом сопровождении студента с ограниченными возможностями здоровья, направленным на развертывание его ориентировки в содержании новой деятельности.

Литература

1. Кантор В. З., Мурашко В. В. Вуз в системе непрерывного образования инвалидов: социально-психологические аспекты реабилитационно-образовательного пространства // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования. - СПб., 2002. — С. 183-191.

2. Мурашко В. В. Социально-психологические факторы адаптации студентов с нарушениями зрения к условиям обучения в вузе: Дисс. ... канд. псих. наук. -Санкт-Петербург, 2007. - 199 с.

3. Сафонова Ю. А. Проективная модель формирования социальной идентичности студентов-инвалидов в вузовской среде: социально-философский анализ: автореф.

162

дис... канд. фил. наук: 09. 00. 11 / Ю. А. Сафонова; МГТУ им. Н. Э. Баумана. - М., 2011. - 24 с.

4. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126.

5. Шувалова И. Н. Барьеры в педагогическом общении преподавателей и коммуникативный потенциал студентов с ограниченными возможностями // Проблемы современной науки и образования. 2016, № 2 (44), с. 151-154.

6. Шувалова И. Н. Социально-психологические факторы тревожности студентов института педагогики, психологии и инклюзивного образования, особенности тревожности студентов с ограниченными возможностями // Вестник современной науки, - 2015, - № 11, - С 123-127.

7. Шуйских М. А. Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе / М. А. Шуйских // Инклюзивное образование: методология, практика, технологий: материалы междунар. научн.-практ. конф. г. Москва, 20-22 июня 2011 г. / Моск. гор. психол.-педагог. ун-т; редкол.: С. В. Амхина [и др.]. - М.: МГИПУ, 2011. - С. 176.

8. Brante T. Professional fields and truth regimes: In search of alternative approaches // Comparative Sociology. - 2010. - N. 9. - p. 843-886.

9. Evetts J. Organizational and occupational professionalism: The legacies of Weber and Durkheim for knowledge society // C. Marcuello, J. L. Fados (Eds.) Sociological essays for a global society: cultural change, social problems and knowledge society. Zaragoza: Prenas Universitarias de Zaragoza. - 2006. - p. 61-79.

Разработка и внедрение курса комбинированного обучения иностранному языку студентов полиграфистов Мусийовска О. Ф.

Мусийовска Оксана Федоровна /Musiyovska Oksana Fedorovna - старший преподаватель,

кафедра иностранных языков,

Украинская академия печати, г. Львов, Украина

Аннотация: комбинированное обучение - очень эффективная и многообещающая технология для подготовки студентов технических специальностей. Она способна улучшить учебную активность студента и повысить мотивацию к изучению иностранных языков. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки и внедрения курса комбинированного обучения английскому языку в технической высшей школе. Приведен пример методики преподавания материалов курса. Обоснована необходимость использования средств комбинированного обучения в курсе английского языка для студентов полиграфических специальностей с целью развития речевых навыков у студентов технических специальностей.

Abstract: blended learning is a highly effective and promising technology for technical students training. It is able to enhance students performance and motivation in foreign language study process. The article deals with theoretical and practical aspects of blended learning English course development and implementation at the technical university. An example has been offered to show the methodology of course material teaching. It was proved the necessity to use blended learning tools in the Graphical English course in order to develop language skills at technical students.

Ключевые слова: комбинированное обучение, содержание курса, учебная

деятельность, терминология, средства обучения, речевые навыки.

Keywords: blended learning, course content, learning activity, terminology, learning tools, language skills.

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.