ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Герия Р.Р.
Герия Рада Романовна - магистр, факультет налогов и налогообложения, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: коммерческие банки, в связи с особенностями своего положения в финансовой системе экономики страны, являются необходимой частью обеспечения правильного и своевременного сбора налоговых отчислений в государственный бюджет, что, несомненно, влияет на экономику страны в целом. На российскую экономику, развивающуюся в сложных, противоречивых условиях, влияет ряд положительных и отрицательных факторов и одним из ключевых факторов является текущая налоговая политика государства.
Ключевые слова: банк, налог на прибыль организации, НДС, налоговые льготы, дифференцированная ставка, налог Тобина.
Налоги не служат основным инструментом развития коммерческих банков, но оптимизация налогообложения позволит активировать другие инструменты, влияющие на развитие этого сектора экономики. Страна с развитой экономикой стимулирует банковское кредитование реального сектора экономики, обеспечивает доступность кредитов малому и среднему бизнесу, системообразующим предприятиям. Дефицит финансовых ресурсов в реальном секторе экономики является одной из основных причин создания для банковских учреждений, как основных кредиторов данного сектора, эффективной системы налогообложения их деятельности.
Учитывая вышеизложенное, далее будет проведен анализ налогообложения деятельности коммерческих банков в США, Германии, Франции и Великобритании, с возможностью последующей имплементацией зарубежного опыта в Россию.
В США коммерческие банки облагаются налогом также как и другие корпорации, но существует ряд различий в исчислении налогооблагаемой базы. Из совокупного дохода коммерческих банков вычитают следующих виды расходов: резервы по просроченной задолженности, проценты по кредитам, заработная плата, расходы на ремонт и аренду, амортизация, расходы на НИОКР, благотворительная деятельность, реклама, расходы на НИОКР, убытки и специальные скидки (85% дивидендов, операционные убытки) [6]. Сумма налоговых обязательств может быть серьезно уменьшена в связи с тем, что коммерческим банкам предоставляются специальные скидки на некоторые виды расходов и в случае получения определенного вида доходов. В таком случае налогоплательщик обязан уплатить альтернативный минимальный налог в соответствии с налоговым законодательством США, налоговая база по которому определяется с учетом доходов,
налогооблагаемых в льготном порядке. Минимальный налог устанавливается в размере 20% от первоначальной суммы налогооблагаемого дохода с учетом налоговых льгот, а также 'Л суммы, по которой балансовый доход превышает налогооблагаемый доход. Базовая ставка корпоративного налога в США составляет 35%, но конечная стоимость зависит от суммы дохода, полученного в течение года, и определяется на уровне от 15 до 39%, таким образом, чем больше банк, тем выше налог, который он платит (действует дифференцированная ставка налогообложение) [3].
Следует также заметить, что предоставление налоговых льгот связано с осуществлением конкретных социальных функций специальными банками в обслуживании финансовых потребностей предприятий и населения. Указанные кредитные учреждения США, которые выполняют социальные функции, также получают определенные налоговые льготы в размере своих услуг.
Власти штатов и местных образований также пользуются правом установления налога на прибыль корпораций. На сегодняшний день практически во всех штатах и некоторых муниципальных образованиях в том или ином виде действует налог на прибыль, исключение составляют лишь штаты Огайо, Невада и Вайоминг [3]. Несмотря на то, что отдельные правила налогообложения могут разниться в зависимости от конкретного региона, в состав налогооблагаемого дохода всегда включаются доходы, полученные коммерческим банком, находящимся в пределах налоговой юрисдикции рассматриваемого штата, округа или муниципалитета. Уровень ставок по местному налогу на прибыль существенно ниже, чем на федеральном уровне, кроме того, далеко не все штаты используют прогрессивную шкалу, а некоторыми штатами вместо местного налога на прибыль предусмотрена лицензия, за которую банку необходимо платить определенную сумму. В таких штатах как Мичиган, Техас и Вашингтон налог на прибыль банков заменяет налог на валовой доход, ставки по которому схожи со ставками налога на прибыль. Штаты Делавэр, Нью-Хэмпшир и Вирджиния имеют налог на валовой доход одновременно с налогом на прибыль [2].
В США ценные бумаги и инвестиционные документы классифицируются как подлежащие налогообложению, которые включают облигации и векселя, ценные бумаги, выпущенные различными федеральными агентствами, а также корпоративные облигации и векселя, так и не подлежащие налогообложению ценные бумаги, а именно государственные облигации и облигации, выпущенные местными органами власти - муниципальные. Купон и любая полученная прибыль от прироста облагаются налогом как обычный доход. Стандартный налог на процентный доход составляет 30%. Для банков с высокими ставками налога особенно привлекательны инвестиции в муниципальные облигации, освобождаемые от налогообложения.
Налогообложение в Германии является одним из самых высоких в Европе. Основными налогами являются: корпоративный налог на доходы и капитал который составляет 10% - 15%, налог на имущество - 0,6% и НДС -15% [8]. Налоги на банковскую деятельность в Германии включают: корпоративные и личные налоги на доходы от финансовых активов (включая налоги на %-ые доходы и прирост капитала), налоги на прибыль и капитал, налог на наследство и дарение.
Базовая ставка налога на прибыль корпорации составляет 15%, а также солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога. Внедрение дополнительного солидарного взноса объясняется непредвиденными финансовыми трудностями, возникшими в результате объединения Германии в 1990 году. Основная цель этого взноса - поддерживать менее развитые регионы страны.
Доход коммерческого банка корректируется в зависимости от расходов, вычитаемых из выручки. Такими расходами являются расходы на заработную плату (включая взносы в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд для безработных и другие расходы), амортизация, расходы на приобретение лицензии и другие расходы (транспортные расходы, услуги, предоставляемые другими фирмами и т.д.). В результате рассчитывается сумма валовой прибыли, которая облагается налогом (налоговая база).
Вначале, уплачиваются промысловый налог и земельный, что снижает прибыль для налогообложения за счет других налогов. Дальнейшая прибыль делится на распределяемые и не распределяемые доходы. Если прибыль не распределяется, она подлежит налогообложению корпоративного налога в размере 45%, а в случае распределения - 30,2%. Таким образом, стимулируется распределение корпоративной прибыли [8].
Промысловый налог на доход (5%) и налог на собственный капитал 0,2 % являются также важными налогами в Германии. При расчете базы налогооблагаемой чистой стоимости используется балансовая стоимость активов и обязательств. В составе налога на прибыль по общей ставке доход от увеличения капитала коммерческого банка подлежит исключение прибыли от продажи акций, в этом случае только 5% полученных прибыль облагается по общей ставке [7]. Корпоративный подоходный налог в Германии также применяется к доходам от операций с ценными бумагами и, прежде всего, к доходу от их коммерческой продажи. Прибыль банка в этом случае определяется разницей между балансовой стоимостью ценных бумаг и доходами от их продажи.
Корпоративный налог может быть уплачен в особой форме налога на %-ый доход. Для простых счетов, а также депозитов в ценных бумагах ставка налога составляет 30%; по процентам, полученным по ценным бумагам, приобретенным в результате биржевых сделок, увеличилась до 35% [7]. Еще одной формой корпоративного налога является налог на доходы от капитала, который облагается доходами от финансовых активов. В частности, налог в размере 25% взимается с процентного дохода по ценным бумагам с фиксированной процентной ставкой и правом на обмен этой ценной бумагой на акции компании. Кроме того, налог по той же ставке начисляется дополнительными процентными платежами, которые определяются размером распределения прибыли для некоторых заемщиков (облигации с доходами, прибыльные сертификаты). Подоходный налог на доход от капитала учитывается при расчете общего налога на прибыль или налога на прибыль организаций.
Во Франции предпочтительны косвенные налоги, особенно НДС, что составляет 27% государственного бюджета, при этом ставка НДС составляет 18,6%. Из прямых налогов основным является налог на прибыль корпорации и подоходный налог физического лица.
Ставка корпоративного налога на прибыль составляет 33,3%. Доходы от увеличения рыночной стоимости долгосрочного капитала облагаются налогом по ставке 18%. Налоговые обязательства, которые влияют на деятельность банков, включают профессиональный налог, взимаемый на местном уровне, который состоит из двух элементов: 18% от фонда заработной платы; 8% от арендной стоимости зданий и 16% от оборудования, используемого в деятельности банка.
Во Франции операции на рынке ценных бумаг осуществляются в рамках единого налогового режима, поскольку государство отказалось предоставлять налоговые льготы по государственным ценным бумагам. Налоговая ставка по доходам составляет 33,3%, налог на доходы от капитала - 8%. Когда покупка ценных бумаг осуществляется за счет долгового финансирования, выплаты процентов по кредитам могут быть вычтены из налогообложения, при соблюдении двух условий:
- процентная ставка не превышает среднюю процентную ставку по котируемым облигациям - лимит составляет 7%;
- совокупная сумма займов не превышает 150% акционерного капитала банка [10].
Подводя итоги анализа налогообложение деятельности коммерческих банков в США, использующую прогрессивную ставку налога на прибыль корпорации, можно сделать вывод, что это один из элементов стимулирования деятельности не только крупных банков (как это характерно для российского банковского сектора), но и для вновь созданных и малых банков. Помимо выше сказанного, в США кредитование реального сектора экономики и потребительское кредитования стимулируется за счет предоставления налоговых льгот от процентных доходов по выданным кредитам населению и предприятиям.
Анализируя опыт Германии, приходим к выводу что, основной чертой налогообложение деятельности банков является стимулирование использования прибыли для развития банков, налогооблагая ее по льготной ставке. Также налогообложение по повышенной ставке процентных доходов по ценным бумагам, свидетельствует о стимулировании не портфельных инвестиций, а прямых (уменьшение доли спекулятивных операций).
Во Франции также происходит стимулирование кредитования реального сектора экономики, льготное налогообложение банковских операций по НДС (как в Германии и России - большинство финансовых операций освобождены от НДС, в США отсутствует НДС).
Таблица 1. Сравнительный анализ базовых налогов уплачиваемых банками в странах
мира (в %) (составлено автором)
США Германия Франция Россия
НнПО 35 33 33,3 20
НДС - 15 18,6 18
НнИО 1,4 0,6 1,5 2
После кризиса 2008 года, для повышения ответственности кредитных организации при осуществлении спекулятивных операций, многие страны рассматривали применение в национальном законодательстве специального налога на спекулятивные операции - налог Тобина. В 1978 году Джеймс Тобин, позже лауреат Нобелевской премии, предложил наложить налог на краткосрочные валютные спекуляции. Ставка налога составит от 0,05 до 1%. Все транзакции, основанные на обмене одной валюты на другую, должны облагаться этим налогом. Его цель состояла в том, чтобы предотвратить валютные спекуляции, сделав обмен валюты более дорогим. Налог, который он предложил, должен был предотвратить валютные спекуляции, а доход от этого налога должен был быть выделен для оказания помощи странам третьего мира. Благодаря этому разные страны могут отменить обязанности и открыть свои рынки. По его идее, можно было бы поддерживать как свободную торговлю, так и контроль над поставкой денег национальными центральными банками. Каждый налог является вмешательством в рыночный процесс и нарушает структуру размещения ресурсов в обществе. Это также изменяет состояние рынка. Это не отличается в случае налога Тобина. Более того, такой низкий налог вряд ли будет препятствовать валютным спекуляциям, особенно потому, что прибыль, получаемая от таких спекуляций, очень высока. Хотя налог Тобина кажется низким, следует отметить, что налог на прибыль, например, в начале тоже не был очень высоким. Когда он был впервые введен в Великобритании в 1798 году, он имел ставку 10% на доход выше 200 фунтов стерлингов, доход ниже 60 фунтов стерлингов не облагался налогом, а доход от 60 до 200 фунтов стерлингов облагался налогом повышение ставки налога ниже 10%. Средний доход в то время составлял около 20 фунтов стерлингов. На данный момент в большинстве стран ставка подоходного налога составляет несколько десятков процентов. Можно предположить, что через несколько лет после введения налога Тобина его ставка также увеличится.
Введение налога Тобина приведет к получению больших финансовых средств. Был проведен значительный объем исследований, чтобы указать доход, который может быть получен из налога Тобина. Общепринято считать, что более низкий налог принесет наибольший доход, поскольку, учитывая размер рынка, он не окажет негативного влияния на его функционирование. Ставка налога в размере 0,05% будет генерировать 50100 миллиардов долларов в год [10].
Противники налога Тобина также обращают внимание на проблему уклонения от уплаты налогов. Однако, учитывая низкую ставку налога, считается, что желание и упорство в уклонении от этого налога будет очень низким. Политическая готовность к налогу на оборот валюты и внедрение необходимых мер правовой безопасности необходимы для обеспечения оплаты и юридической санкции за их уклонение. Благодаря электронному характеру валютного рынка уклонение от налога Тобина было бы трудным, поскольку каждая сделка может быть тщательно прослежена. Также очень важно, чтобы нынешняя идея налога Тобина не была идентична первоначальным предложениям. Решение 70-х годов было сосредоточено на глобальном налогообложении валютных операций, чтобы остановить валютные спекуляции. Основной целью налога было перевести контроль над экономикой из частных банков обратно в государство и правительство. Цель заключалась в том, чтобы
уменьшить размер валютного рынка, используя налог, который сделает любые валютные спекуляции невыгодными. Налог Тобина сложился из первоначальной формы по нескольким причинам. Во-первых, валютный рынок теперь в 70 раз больше, чем когда Тобин представил свою идею, а также стал самым прибыльным рынком мира. Во-вторых, предлагаемая ставка налога намного ниже первоначальной идеи Тобина (1%), поскольку маржа прибыли по валютным операциям намного ниже, чем когда идея налога была впервые создана. Кроме того, налог на валютные операции является общепринятой идеей для способа избежать будущих валютных кризисов, этот налог описывается как перегрузка налогов и должен эффективно исключать прибыльность девальвационных действий.
При налогообложении деятельности коммерческих банков в зарубежных странах особое внимание уделяется регулированию налогов и стимулированию банковской деятельности.
В настоящее время в ряде стран сформулированы основные способы такого стимулирования:
• выгоды для небольших и вновь созданных коммерческих банков;
• повышение ставки подоходного налога для успешных прибыльных коммерческих банков;
• освобождение от налогов доходов банка, полученных в результате долгосрочных кредитов для реального сектора экономики, при одновременном снижении ставки налога на прибыль для предприятий, полученных от использования долгосрочного банковского кредита для разработки или модернизации производства;
• налоговые льготы для специализированных банков.
Кредитные учреждения должны усилить контроль за целевым использованием заемных средств, выпущенных не только для реального сектора экономики, но и для лиц, не связанных с коммерческими выгодами. Банкам необходимо создать необходимые условия для того, чтобы предприятия могли воспользоваться займами для расширения производства, увеличить количество рабочих мест. Таким образом, с точки зрения кредитной организации, банк сможет добиться не только увеличения доли погашения полностью кредитных средств, но и избежать проблем с исчислением налоговой базы по потерянным кредитам.
Внедрение краткосрочных льгот для кредитных организаций является достаточно продуктивным методом оптимизации налогообложения коммерческих банков. Самым приоритетным для выгоды является налог на прибыль, но можно ввести специальную ставку для определенного типа налогоплательщиков. Для такого изменения в налогообложении банков это не потребует больших усилий. Стоит рассмотреть возможность дифференцированных налоговых ставок в зависимости от конкретного вида деятельности банка. Стоит также рассмотреть вопрос о снижении ставки подоходного налога для банков, которые предоставляют долгосрочные кредиты для значимых целей для государства. Эти изменения в налогообложении банков позволят государству контролировать (стимулировать) определенные направления в банковском секторе и активизировать интересы банков в повышении деловой активности. Введение льгот по налоговой ставке должно носить кратковременный характер, после определенного промежутка времени
будет проведен анализ эффективности банка, на основании которого будет принято решение о продлении (прекращении) льгот. Таким образом, как показал анализ систем налогообложения за рубежом, ставки базовых налогов в российский банковский сектор оказались сравнительно ниже. Поэтому совершенствование налогообложения банков не следует направлять по пути банального сокращения налогов. В рамках налогового воздействия следует ввести краткосрочные стимулы, дифференцировать налоговые ставки и рассмотреть изменения в налоговой базе по налогу на прибыль. Все это может в будущем привести отечественную экономику к новому уровню, поскольку коммерческие банки играют важную роль в финансово-экономической политике государства.
Список литературы
1. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса / Успехи современного естествознания. 2014. №12-2. С. 127-129.
2. Зима О.В. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков / О.В. Зима / Международный бухгалтерский учет. 2012. №6. С. 51-56.
3. Подковыркина И.Д., Самсонова И.А. Пути развития налогообложения коммерческих банков в современных условиях / Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. Режим доступ. www.scienceforum.ru/2015/1053/9861/ (дата обращения: 28.05.2018).
4. Брусянин В.Е., Махмутов Я.И., Сковронская Я.В., Цыбульский А.В. Особенности налоговой системы США // Молодой ученый. 2017. №49. С. 163-166.
5. Налоговые системы зарубежных стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static1.ozone.ru/multimedia/book_file/1010316893.pdf/ (дата обращения: 28.05.2018).
6. Официальный сайт Службы внутренних доходов США - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.irs.gov// (дата обращения: 28.05.2018).
7. Официальный сайт Федерального центрального ведомства Германии по налогам. [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.bzst.de/DE/Home/home_node.html/ (дата обращения: 28.05.2018).
8. Налоги в Германии - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.clever- invest.ru/nalogooblozhenie/nalogi-v-germanii.php/ (дата обращения: 28.05.2018).
9. Налоговые системы зарубежных стран - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static1.ozone.ru/multimedia/book_file/ 1010316893.pdf/ (дата обращения: 28.05.2018).
10. Налоговые сводки мира/ Официальный сайт PWC - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/tax/corporate-tax/worldwide-tax-summaries/pwc-worldwide-tax-summaries-corporate-taxes-2017-18 -шгШ-america.pdf/ (дата обращения: 28.05.2018).
11.Миркин Я.М. Модель банковского сектора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirkin.ru/fin-future/part1/4/model-banking-sector.html/ (дата обращения: 28.05.2018).