ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Воронова М.А.
Воронова Мария Александровна — магистрант, направление: финансы и кредит, Высшая школа экономики и менеджмента,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Ельцина Б.Н., г. Екатеринбург
Аннотация: в современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Банки являются частью единого экономического «организма», одним из важнейших секторов экономики. Тема налогообложения коммерческих банков логично вписывается в современную дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в Российской Федерации, т.к. налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой их работы. Поэтому актуальным вопросом на сегодняшний день является необходимость оптимизации налогообложения коммерческих банков.
Ключевые слова: коммерческие банки, налогообложение, налоговая политика, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.
Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнений. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в Российской Федерации, формирования национальной налоговой системы. Современные ученые-экономисты не случайно в своих научных трудах последних лет высказывают идею того, что налоговая реформа в стране невозможна без опоры на банковскую систему.
Банковская система является одним из важнейших звеньев рыночной экономики, способствующим активному становлению и развитию экономики государства. Осуществляя свою деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, в частности банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, имущество, добавленную стоимость и т.д.). Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой их работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.
Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех позициях [4]:
- как самостоятельный налогоплательщик;
- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
- как налоговый агент в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет.
Одной из отличительных черт налогообложения коммерческих банков является налогообложение их прибыли. При расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, которые предопределены отличием бухгалтерского учета в кредитных организациях, расчетов сумм доходов, расходов, относимых на издержки производства банковских услуг для целей налогообложения, и финансовых результатов. Учет доходов и расходов банка специфичен поскольку здесь применяется свой план счетов. Кроме этого, сами доходы представляют собой в большинстве процентные доходы от привлечения и размещения денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, что, соответственно, влияет на формирование налогооблагаемой базы [3].
Еще одним отличием является особенность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Рассматривая особенности обложения налогом на добавленную стоимость услуг банков, следует исходить из того, что в стране с рыночной экономикой финансовые услуги, как правило, освобождены от указанного налога. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их уровень оказывают влияние различные риски (кредитные, валютные, процентные, курсовые) и
57
конкуренция. Одну и ту же услугу разные банки разным клиентам оказывают за дифференцированную оплату. В то же время коммерческие банки по природе являются посредниками как в денежном обращении, так и по ценным бумагам и валюте.
Также особенностью налогообложения коммерческих банков является то, что банки осуществляют только те операции, которые предусмотрены Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии лицензии ЦБ РФ. Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, в то время как другие субъекты экономически могут совмещать несколько видов деятельности, что соответственно влияет на размер налоговых платежей [5].
Банки, как и другие налогоплательщики имеют права и обязанности, определенные налоговым законодательством. Что касается ответственности, то здесь есть свои особенности. Ответственность банков за соблюдение налогового законодательства проявляется двояко: в ответственности за полноту, своевременность уплаты причитающихся с них налогов и ответственность за своевременность исполнения налоговых обязательств предприятиями и организациями, являющиеся клиентами этих банков.
Банки обязаны открывать расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иных счетов, включая валютные, судные, депозитные и другие, при предъявлении ими документа (справки), удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета. В пятидневный срок банки сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеуказанных счетов.
Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
Сравнение налогообложения банков в РФ с мировой практикой показывает много общего, но все же существуют определенные отличия.
Доминирующая в настоящее время в мировой практике модель построения налоговых систем не предполагает специального режима обложения финансовых институтов. В то же время легко можно выделить особые случаи, когда существенного уточнения требует определение налоговой базы финансовых институтов (по ряду налогов). Прежде всего, это касается подоходных налогов, уплачиваемых финансовыми институтами и налогов на потребление.
В налогообложении за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. Одним из видов налогового стимулирования является законодательное разрешение оказания таких видов услуг, которые позволяют инвесторам сокращать свои личные подоходные налоги.
При расчете налогооблагаемой прибыли банков из нее исключаются проценты, получаемые по правительственным облигациям, хотя и не в полной сумме, а по определенной норме.
Анализ и оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банков позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в российской практике.
В современных российских условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.
В связи с тем, что подоходные налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам.
Проблематика налогообложения российских и иностранных банков, а также банков с иностранным участием важна в контексте проблем развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. В условиях, когда российские банки значительно отстают от иностранных по количественным и качественным показателям, им необходимо оказывать адекватную государственную поддержку, в том числе и посредством дифференцированного подхода к налогообложению.
Таким образом, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций с целью не только развития этого сектора экономики в нашей стране, но и для увеличения налоговый поступлений в бюджет от банков.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 05.08.2000 №117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. От 31.07.1998 №146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Карликова Е.С.
Карликова Екатерина Сергеевна — магистрант, Институт экономики Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования цен на сельхозпродукцию. Обозначены проблемы и особенности, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители при формировании цены.
Ключевые слова: цена, ценообразование, сельскохозяйственная продукция, ценообразующие факторы, диспаритет цен.
На современном этапе развития аграрных предприятий России одной из основных задач является решение проблемы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Известно, что цена существенно влияет на эффективность деятельности предприятия, поскольку от нее зависит и возмещения издержек производства, и прибыль предприятия. Однако, на сегодня, ценовой механизм, существующий в сельском хозяйстве, не в состоянии обеспечить восстановление производственного потенциала отрасли в достаточных для расширенного воспроизводства объемах. Следовательно, существует необходимость в изучении особенностей процесса ценообразования в отрасли и их влияния на эффективность сельскохозяйственного производства.
Как известно, цена - категория конъюнктурная, ее формирование зависит от соотношения спроса и предложения на рынке. То есть, в условиях рыночной экономики цены должны диктоваться, прежде всего, рынком. Однако следует отметить, что в сельском хозяйстве, кроме спроса и предложения, существует целый ряд факторов, влияющих на процесс ценообразования и уровень цен.
Злободневной проблемой остается поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. С каждым годом происходит увеличение диспаритета цен на продукцию сельскохозяйственного производства и цен на потребляемые им ресурсы промышленного происхождения, которые растут опережающими темпами.
Как следствие, сельскохозяйственным производителям приходится значительно уменьшать объем приобретаемой промышленной продукции. Материально-техническая база сельского хозяйства перестает обновляться, что приводит к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции и соответственно к уменьшению объемов ее закупок перерабатывающими и пищевыми предприятиями, которые тоже вынуждены сокращать объемы своего производства [1].
В погоне за прибылью, монополисты-переработчики устанавливают низкий уровень закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, не учитывая интересы производителей. Такие действия ведут к еще большему сокращению выручки и прибыли сельскохозяйственных предприятий от реализации продукции, что в дальнейшем лишает возможности развития.