4) значительно низкий уровень инновационной активности: только 10% предприятий используют новейшие достижения науки, при том, что в развитых странах этот показатель составляет примерно 87% .
В макроэкономическом масштабе данный процесс формирует предпосылки для возникновения угрозы информационной безопасности. Эмигранты могут являться источником ценной информации, учитывая то, что большинство из них люди, занятые интеллектуальным трудом, зачастую принимающие технические решения, имеющие доступ к высокотехнологическому производству, обрабатывающей промышленности, сырьевой промышленности. Информационная безопасность, которая может быть нарушена, в свою очередь является важной частью экономической безопасности страны в целом. Однако, любой процесс имеет как негативную, так и позитивную стороны, что касается и процесса «brain drain». Сторонники миграций профессионалов и ученых вводят другие, более нейтральные понятия - например, «brain exchange» или «brain mobility», что подчеркивает двухсторонний эффект данного процесса. Не подсчитано, какой прирост российской экономике приносят иностранные специалисты, возможно, данный плюс покроет имеющиеся потери национальных работников.
Список литературы
1. Плотников А.Н. Современные методы венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных инновационных предприятий: зарубежный опыт. [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. Вып. № 1. Томас Шеллинг. Стратегия конфликта / Шеллинг Томас. ИРИСЭН, 2007. 376 с.
2. Юревич А.В., Цапенко И.П. Нужны ли России ученые? Проблема утечки умов. Изд. 2. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016.
СПЕЦИФИКА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ Траханова М.С.
Траханова Марина Сергеевна - студент магистратуры, экономический факультет, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I,
г. Воронеж
Аннотация: в статье рассмотрена специфика налоговых льгот, направленных на поддержку сельского хозяйства в зарубежных странах. Произведен анализ особенностей налоговых льгот сельского хозяйства зарубежных стран. Ключевые слова: налоговая льгота, налог, агропромышленный комплекс (АПК), налогообложение, подоходный налог, корпоративный налоги, НДС, земельный налог, сельское хозяйство, государственная поддержка.
Успешному функционированию сельского хозяйства зарубежных стран способствует «щадящий» налоговый режим, хотя в развитых странах эта деятельность подлежит налогообложению наравне с другими секторами экономики. Но сельскохозяйственные предприятия имеют право на получение налоговых льгот.
Структура налогов развитых стран в основном представлена подоходным и корпоративным налогами, НДС, земельным налогом [2].
Основным налогом, который уплачивают сельскохозяйственные товаропроизводители Германии, является подоходный налог. Его особенность заключается в использовании налогового вычета в размере необлагаемой налогом суммы. Кроме того, размер данного вычета может быть уменьшен на сумму понесенных убытков, непредвиденных и особых расходов. Для малого агробизнеса действует специальный расчет налогооблагаемой прибыли, учитывающий объем произведенной сельскохозяйственной продукции со стороны и степень обеспеченности кормами собственного производства для откорма сельскохозяйственного скота.
Сельскохозяйственные товаропроизводители являются налогоплательщиками земельного налога, для которых (как и в России) установлена пониженная ставка в размере 0,6% в зависимости от стоимости земельного участка. Данные государственных реестров Германии служат информационной базой для ее расчета. Земельный кадастр содержит основную информацию о физических свойствах земельных участков, полученных в ходе соответствующих земляных работ. Поземельная книга отражает информацию о гражданских правах на земельные участки, включая обременения гражданских прав на них. Льгота в отношении земельного налога направлена на стимулирование эффективного использования земель и повышения величины инвестиций в земледелие [4].
В таких странах, как Голландия, Великобритания, Швеция, земли сельхозназначения не являются объектом налогообложения. Сельскохозяйственные товаропроизводители, в частности владельцы спецтехники (тракторов, комбайнов и т. д.), уплачивают также транспортный налог. Налоговая база для исчисления налога определяется как балансовая стоимость такой техники.
Льготы по уплате транспортного налога предоставляются владельцам молоковозов, автомобилей для перевозки кормов и пр. Данный налог имеет ярко выраженный стимулирующий характер и взимается в целях поощрения использования высокоэкологичной техники [5].
Сельскохозяйственные товаропроизводители Германии не уплачивают промысловый налог, включающий в себя налог на доход и налог на капитал.
Однако деятельность, связанная с обслуживанием сельского хозяйства (поставка сельскохозяйственной техники, ветеринарный контроль), признается объектом налогообложения. НДС относится к косвенному налогу, уплачиваемому сельскохозяйственными товаропроизводителями по льготной ставке в размере 7%.
В США для сельскохозяйственных товаропроизводителей не предусмотрены льготные ставки подоходного налога, они уплачивают аналогичную с другими налогоплательщиками ставку. Основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях, и уплачивают подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков [1].
Фермеры имеют право на применение налоговых скидок на величину производимых расходов в случае внедрения инноваций в рамках правительственных программ, реализуемых на уровне федерального правительства (правительств штатов), с учетом до 25% затрат на приоритетные инвестиции в почво- и водоохранные мероприятия, модернизацию производственных и хозяйственных построек и др.
Фермеры имеют право на вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу на сумму страховых взносов. Заменой уплаты НДС в США является налог с продаж, действующий в ряде штатов. Объектом налогообложения является валовая выручка от продаж. Ставка налога варьируется от 2,9 до 7%. Муниципальные власти обладают полномочиями по введению дополнительного налога (как правило, не превышающего 4%). В некоторых штатах не облагаются налогом или облагаются по сниженной ставке
продукты питания. Льготный режим для фермеров заключается в том, что при покупке сырья, материалов, основных средств для сельского хозяйства этот налог не взимается.
Налогообложение во Франции представлено тремя крупными блоками налогов: налогом на прибыль, косвенными налогами, включаемыми в цену товара (налогами на потребление), налогами на собственность. Действуют три режима налогообложения в зависимости от уровня дохода сельхозпроизводителей: профессиональный (приоритет кассового метода), коммерческий (обязателен метод начислений с учетом полученных авансов) и сельскохозяйственный (используется кассовый метод и особые условия, учитывающие специфику сельского хозяйства). Применительно к уплате НДС применяются стандартная и пониженная ставки - 18,6 и 5,5% соответственно. Пониженная ставка установлена по отношению к сельскохозяйственным продуктам и продовольствию. Как и в России, предусмотрены налоговые льготы по НДС. Отличительная особенность заключается в том, что в их рамках от налогообложения освобождается сельское хозяйство и рыболовство. Особенностью является учет данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота при расчете суммы дохода, подлежащего налогообложению. В отношении доходов, которые получены от использования земельных участков сельскохозяйственными товаропроизводителями, установлены пониженные ставки (от 10 до 24%).
Сельскохозяйственные кооперативы Франции не являются налогоплательщиками налога на прибыль. В случае, если деятельность кооперативов выходит за рамки устава и превышает установленный критерий доходов (20%) от этой деятельности, кооперативы теряют право на использование данной льготы. Земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог в размере 50% от общей ставки для сельскохозяйственных кооперативов являются основными доходами местного бюджета. В отношении земельного налога на застроенные и незастроенные участки предусмотрены льготы. Земельным налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования [6].
В отношении зданий, предназначенных для сельскохозяйственного использования, существует льгота в виде полного освобождения от налогообложения или освобождения от налогообложения половины кадастровой арендной стоимости участка, за исключением помещений для хранения удобрений. Налоговой базой по налогу на незастроенные участки является 80% от кадастровой арендной стоимости незастроенного участка -полей, лесов, болот, участка под застройку. От уплаты данного налога освобождены участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства. Во Франции при расчете подоходного налога из доходов вычитают пенсионные взносы, взносы страхования, проценты по займам на строительство жилья и др. В результате облагаемый уровень доходов для сельскохозяйственных товаропроизводителей Франции составляет 34% от фактического. Считается, что наиболее эффективна налоговая политика в области сельского хозяйства в Канаде, где узаконена прогрессивная шкала налогообложения. Правительство, несмотря на выпадающие доходы бюджета, идет на уменьшение налоговой нагрузки на фермеров и создает условия для появления новых рабочих мест и диверсификации экономики. При большом разнообразии налоговых систем, применяемых в различных провинциях Канады, главной особенностью налоговой политики в сельском хозяйстве этой страны является налоговый фаворитизм по отношению к фермеру. Он проявляется в применении особых методов оценки стоимости земли и строений, в сниженных уровнях налогообложения, в исключении из налогооблагаемых сумм стоимости машин и оборудования, предназначенных для обработки почвы, в предоставлении скидок по налогам или даже грантов для оплаты налогов и других льгот. В Канаде при вложении инвестиций, способствующих повышению качества земель, их величину вычитают из доходов фермера, облагаемых налогом [3].
В числе налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей -отсутствие налогов на инвестиции по улучшению земель (прокладка дренажа, устройство оросительных систем, известкование кислых почв, устройство и ремонт изгороди, посадка лесных ветрозащитных полос). Доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащие налогообложению, уменьшаются на величину этих инвестиций. Расходы на улучшение земель не включаются в их стоимость и, таким образом, не приводят к увеличению налогооблагаемой базы. Однако в момент продажи земли, передачи ее по наследству фиксируется новая стоимость земли с учетом расходов на улучшение ее качества. При продаже фермерского хозяйства налогооблагаемый доход прежнего фермера уменьшается на 25%.
В Италии фермеры в обязательном порядке должны осуществлять социальные выплаты в фонд страхования по инвалидности и в фонд страхования по болезням. Выплаты в страховой фонд осуществляют также и наемные рабочие. Социальные платежи не являются обязательными для сельскохозяйственных предпринимателей в Италии. В Германии фермеры не имеют льгот по социальным платежам. В ЕС большую часть выплат на социальное страхование осуществляет работодатель, а в США и Великобритании эти расходы между работодателем и работниками делятся пополам, взимаются от дохода и фонда заработной платы. Кроме того, налог взимается только от части фонда заработной платы, что еще больше облегчает выплаты [2].
Таким образом, изучение специфики налоговых льгот, направленных на поддержку сельского хозяйства в зарубежных странах является важной научно -практической задачей, поскольку применение основных достижений зарубежной практики позволит усовершенствовать российский механизм налоговых льгот в сельском хозяйстве.
Анализ особенностей налоговых льгот, направленных на поддержку сельского хозяйства в зарубежных странах позволяет сделать вывод, что для применяемых подходов характерна конкретная мотивация. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей отличается льготным характером, который проявляется в функционировании специальных налоговых режимов и наличии налоговых льгот. Налоговой политике в сельском хозяйстве развитых странах свойственна чувствительность к лоббированию.
Налоговыми льготами и преференциями пользуются сельскохозяйственные предприятия, получающие меньший доход. В зарубежных странах сельскохозяйственным производством занимаются в основном семейные фермы, что и определяет специфику применения налоговых льгот, которые создают условия для их развития, тем самым регулируя различные аспекты сельскохозяйственного производства [7].
Список литературы
1. Арсланов Ш.Д. Политика государственной поддержки и развития сельского хозяйства: зарубежный опыт / Ш.Д. Арсланов, Ниналалова Л.Г. // Регионральрные проблемы преобразования экономики, 2016. № 12. С. 49-55.
2. Минаев В.Н. Обзор основных подходов к государственной поддержке аграрного сектора за рубежом / В.Н. Минаев // Бизнес. Образование. Право, 2016. № 2 (35). С. 291-296.
3. Митрофанова И.А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий / И.А. Митрофанова // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2011. № 48. С. 39-45.
4. Петрова С.Ю. Государственное регулирование агропромышленного производства с учетом опыта зарубежных стран / С.Ю. Петрова, О.А. Фролова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2013. № 4 (102). С. 126-131.
5. Тихонова А.В. «Мировое» налогообложение: статистические аспекты (на примере сельского хозяйства) / А.В. Тихонова // Продовольственная политика и безопастность, 2016. Т. 3. №1. С. 19-40.
6. Тихонова А.В. Потенциал налоговых льгот для сельского хозяйства на территориях опережающего развития / А.В. Тихонова // Продовольственная политика и безопастность. 2015. № 5. С. 155-162.
7. Шалова С.Х. Налоговые льготы как средство стимулирования экономического роста / Шалова С.Х. // Инженерный вестник Дона, 2015. № 2. С. 7-8.