Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ В МЕЖДУНАРОД- НОМ СООБЩЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ В МЕЖДУНАРОД- НОМ СООБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ВЭД / ЭКСПЕРТИЗА / PRECIOUS STONES / CUSTOMS / LOGISTICS / INTERNATIONAL TRANSPORTATION / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / FOREIGN TRADE / EXPERTISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев В. В., Николаев А. В., Вивтоненко В. Е.

В статье рассмотрены аспекты движения драгоценных металлов и камней через гос- ударственную границу Российской Федера- ции. Особое внимание уделено таможен- ному контролю со стороны государства, а также затронуты вопросы незаконного пе- ремещения драгоценных камней через гра- ницу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LOGISTIC CHAIN AT MOVEMENT OF PRECIOUS METALS AND STONES IN THE INTERNA- TIONAL COMMUNICATION

In article it is considered legal aspects of the movement of gemstones through Frontier of the Russian Federation. Special attention is paid customs to control from the state, and the questions of illegal movement of gem- stones through border are also raised.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ В МЕЖДУНАРОД- НОМ СООБЩЕНИИ»

II. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА.

ЛОГИСТИКА

УДК 34.07

V.V. Nikolaev, A.V. Nikolaev, V.E.Vivtonenko

PECULIARITIES OF THE LOGISTIC CHAIN AT MOVEMENT OF PRECIOUS METALS AND STONES IN THE INTERNATIONAL COMMUNICATION

In article it is considered legal aspects of the movement of gemstones through Frontier of the Russian Federation. Special attention is paid customs to control from the state, and the questions of illegal movement of gemstones through border are also raised.

Keywords; precious stones, customs, logistics, international transportation, supply chain management, foreign trade, expertise.

В.В. Николаев1, А.В. Николаев2, В.Е. Вивтоненко

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ

В статье рассмотрены аспекты движения драгоценных металлов и камней через государственную границу Российской Федерации. Особое внимание уделено таможенному контролю со стороны государства, а также затронуты вопросы незаконного перемещения драгоценных камней через границу.

Ключевые слова: драгоценные камни, таможенные органы, логистика, международная перевозка, управление цепями поставок, ВЭД, экспертиза

Драгоценные камни всегда находились под пристальным вниманием государства, ювелиров, любителей роскоши, коллекционеров, контрабандистов и практически всех, кто с ними сталкивался. Скорее всего, не найдётся уголка на земле, где бы с трепетом не относились к драгоценным камням, Россия, а также многие её граждане не являются исключением. В результате возникают вопросы не только движения и регулирования сферы драгоценных камней внутри страны, но и их трансграничное перемещение.

В настоящее время в РФ, нормативно правовое регулирование в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней законодательно закреплено в Федеральном законе от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018), а также регулирование и движение драгоценных камней являются объектами Гражданского, Административного и Уголовного кодекса.

Эти и другие нормативные акты регулируют такие логистические звенья в обращении с драгоценными металлами и камнями как:

- добыча;

- транспортировка и хранение;

- обработка и переработка;

- распространение и сбыт.

1 Николаев В.В., доцент кафедры таможенного администрирования, кандидат экономических наук; СевероЗападный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург

Nikolaev V.V., Associate Professor of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

E-mail: [email protected]

2 Николаев А.В., старший преподаватель кафедры таможенного администрирования; Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург

Nikolaev A.V., Senior Lecturer of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

E-mail: [email protected]

3 Вивтоненко В.Е., магистрант; ЧОУ ВО "Балтийская академия туризма и предпринимательства", г. Санкт-Петербург

Vivtonenko V.E., Undergraduate; Private Enterprise "Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship", St. Petersburg

В обновлённой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3, из состава валютных ценностей были исключены драгоценные металлы, что весомо упрощает их порядок обращения и исключает многие проблемы с правом распоряжения и владения.

Снятие статуса валютных ценностей с драгоценных металлов и камней юридически переводит их в статус обычных товаров. Тем самым статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует для них, как для обычных товаров, свободный оборот и перемещение по всей территории России. Также драгоценные металлы и камни - это обычный товар, который согласно статье 5 Закона "О банках и банковской деятельности" не может быть объектом торговой деятельности банка. Банки в таком положении оказываются в тупике, и для того чтобы решить данную проблему, нужно в правовом порядке относить драгоценные металлы и драгоценные камни в банковских операциях и сделках к группе финансовых активов. Важная и первостепенная задача в сфере правового регулирования рынка - это разработка новой редакции закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Она должна затрагивать только специфические правовые основы в регулировании отношений, возникающих на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и в сфере добычи, производства, использования драгоценных металлов. Также нужно обратить внимание на то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия "обезличенный металлический счёт" отсутствует, что конечно сразу же создаёт трудности в установлении правоотношений между владельцами счетов и банками. Данной проблеме также должно быть уделено внимание и необходимо найти её решение [5. С. 176].

Трансграничное перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней имеет особую значимость и требует пристального внимания как со стороны государства, в лице таможенных органов, так и со стороны участников ВЭД. Перемещение драгоценных камней через государственную границу подвергается особому государственному контролю, так как объект перемещения представляет собой особую ценность. В настоящее время существуют противоречия между федеральными законами, таможенным кодексом и подзаконными актами, которые затрудняют применение норм права при перемещении драгоценных метолов через границу. С учётом вышеизложенных фактов, становится крайне актуальной совершенствование порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного союза, важной видится нам и задача полноценного исследования теоретических основ рынка драгоценных металлов и драгоценных камней [4. С. 79].

Порядок ввоза на таможенную территорию и вывоза с таможенной территории страны драгоценных металлов и природных драгоценных камней установлен Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней", которым утверждено Положение о ввозе и вывозе из страны вышеуказанных ценностей и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Ввоз/вывоз ценностей для личного пользования (ювелирных изделий и т.д.) на территорию (с территории) Таможенного Союза регламентируется Соглашением от 18 июня 2010 г. о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, а также Таможенным кодексом ЕАЭС [2].

Драгоценности причисляются к товарам для личного пользования, но с небольшим исключением из правил - к товарам для личного пользования не относятся:

- природные алмазы;

- ввозимые/вывозимые драгоценные металлы/камни таможенной стоимостью в эквиваленте более 25000 долларов США;

Товары для личного пользования, запрещённые к вывозу любым способом с таможенной территории Таможенного Союза:

- необработанные драгоценные металлы;

- лом и отходы драгоценных металлов;

- руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Важную роль в таможенном оформлении грузов и таможенных процедурах оказывает транспорт, на котором перевозится груз, а именно драгоценные камни. Рассмотрим процесс таможенного оформления с момента подачи декларации на товары (ДТ) в таможенный орган без привязки к месту оформления и не рассматривая отдельные виды товаров.

Основанием для применения разрешительного документа для драгоценных камней будет:

- Решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования". Раздел 2.9 единого перечня (драгоценные металлы и драгоценные камни);

- Решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования". Раздел 2.10 единого перечня (необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы);

- Решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования". Раздел 2.11 единого перечня (полудрагоценные камни).

Итоговым разрешительным документом для ВЭД в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней будет лицензия, выданная Минпромторгом России. Таможенная операция, для которой представляется лицензия - декларирование, убытие.

Также необходимым документом для ввоза или вывоза из страны будет являться сертификат происхождения. При экспорте или импорте неогранённые алмазы запечатывают в специальный контейнер. К нему прилагают сертификат, который объясняет происхождение драгоценных камней. Государства, где добычу контролируют незаконные вооружённые формирования, не могут выдавать такие документы.

После подачи ДТ производится проверка наличия денежных средств на оплату таможенных платежей. В случае их отсутствия декларацию не зарегистрируют. Данная ситуация может возникнуть при неверно заполненном платёжном поручении, это обосновывается тем, что таможенная служба не видит денежные средства в программе, а следовательно не может принять ДТ.

После присвоения номера декларации начинается проверка всех заявленных данных, при которой могут сработать таможенные риски. Данные меры дополнительного контроля определены системой таможенного администрирования. Система создана для предотвращения нарушений таможенного законодательства согласно СУР (система управления рисками) и функционирует по принципу выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы.

Основными рисками для драгоценных камней при пересечении границы могут

быть:

- контроль таможенной стоимости согласно контрольным показателям установленными ФТС;

- правильность классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТНВЭД ЕАЭС);

- несоответствие данных, заявленных в ДТ, данным, установленным при таможенном досмотре;

- неправильное оформление разрешительных документов на товар.

Драгоценные металлы и драгоценные камни - стратегическое сырьё, имеющее

высокую стоимость. От неё зависит сумма платежей в бюджет при трансграничном пересечении, в свою очередь, это определяет требования к экспертизе, их оснащению и квалификации экспертов.

При продаже и транспортировке алмазов и других драгоценных камней нужны сертификаты. Ввоз бриллиантов в Россию без оправы облагается налогом в 33 %, а в оправе - 32 %. Сумма налога складывается из НДС и таможенной пошлины.

На территории России имеется немало научно-исследовательских центров, которые дают возможность диагностировать драгоценные камни относительно их физико-химических свойств и способности иметь экономическую ценность для их обладателей. Крупнейшим и самым популярным центром, в котором есть возможность диагностировать любые драгоценные камни, является Московский университет стали и сплавов (далее -МИСиС). Указанное учебное заведение одновременно является крупнейшим центром в стране по разработке технических средств диагностики и перепрофилирования инструментов для работы с драгоценными камнями.

В Федеральной таможенной службе идентификация драгоценных металлов, камней, а также изделий из них, относится, в частности, к компетенции Центральной акцизной таможни и Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления [7].

Косвенно незаконному обороту ценностей способствуют недостатки законодательства. Нормативные акты неточно определяют понятия "драгоценные камни" и "предметы культурного назначения", допуская определённое их расхождение с международ-

ными правовыми актами. Таким образом, в большинстве случаев с целью точного определения статуса предмета необходима помощь компетентного профессионала.

Если юридическое лицо уплатило все необходимые налоги и пошлины, то для реализации импортных товаров в городе нужно, чтобы компания-импортёр произвела пробирование и клеймение изделий. Для ювелирных украшений необходимо обратиться в Государственную Инспекцию Пробирного Надзора РФ. Если же это бриллиант без оправы, то нужен сертификат Геммологической лаборатории МГУ. Данные требования нужно выполнить до передачи товара заказчику.

Сотрудникам таможенных органов необходимо знать схемы взаимодействия при покупке золота и бриллиантов, правила продавца и покупателя, условия для посредников, а также различные сведения по золотым запасам государств. Крупнейшими ювелирными центрами являются Амстердамская алмазная фабрика, а также многочисленные центры по работе с драгоценными камнями в Брюсселе, Брюгге и Антверпене в связи с тем, что именно добыча и обработка драгоценных камней являются основными отраслями международной специализации этих европейских стран [6].

В России 99 % всех алмазов производятся группой "АЛРОСА" - мировым лидером в этой отрасли, наряду с такими гигантами как De Beers (добыча в Ботсване, ЮАР, Намибии, Канаде), Rio Tinto (Австралия, Канада, Зимбабве), Dominion Diamond (Канада), Petra Diamonds (ЮАР, Танзания). В последние годы произошёл качественный скачок в связи со значительным распространением так называемой "экономической контрабанды" - незаконного вывоза за границу сырья, металлов, других стратегически важных ресурсов. Особую общественную опасность представляют факты сращивания российских и зарубежных преступных формирований. Специализируясь на контрабандном и мошенническом вывозе из страны драгоценных камней, они причиняют экономике невосполнимый материальный ущерб. Сегодня контрабандисты активно применяют схему "Отбеливание".

"Отбеливание" алмазов с сомнительным прошлым поставлено на широкую ногу. Часто их вывозят в африканские страны, где экспорт разрешён, и разбавляют легальными камнями. Кроме того, существуют фирмы, которые торгуют фальшивыми сертификатами - например, замбийскими. Никого не смущает, что в Замбии не добывают алмазы. Документы есть - значит всё в порядке. Без количественных ограничений на основании лицензий, выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, осуществляется вывоз за пределы страны следующих драгоценных металлов и драгоценных камней: необработанные золото и серебро (только аффинированное золото и серебро в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также золото, используемое для чеканки монет); необработанные платина и металлы платиновой группы (только аффинированная платина и металлы платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул); необработанные драгоценные металлы (только не самородки); природный жемчуг; натуральные камни, которые не были обработаны и обработаны; уникальные янтарные образования [2. С. 73].

Драгоценные камни наиболее привлекательный объект преступлений, поскольку позволяет использовать их как средство накопления, обладающее высокой стоимостью, незначительным объёмом, высокой степенью сохранности, и иметь свои капиталы в виде устойчивой валюты - золота и драгоценных камней. Поиск драгоценных камней - это самостоятельная оперативная задача, в основном имеет своей целью проверку и установление факта наличия у контролируемого объекта или физического лица контрабандных ювелирных изделий или драгоценных камней, а также установление факта соответствия состава ювелирных изделий и предметов, предъявляемых пассажирами для таможенного контроля, тому содержанию, которое записано в таможенной декларации. Задача поиска и идентификации драгоценных камней сводится к экспресс-анализу исследуемого камня в оперативных условиях. Необходимо выявить среди потока перемещаемых через границу изделий изделия с реальными драгоценными камнями и изделия с синтетическими камнями, имитирующими природные драгоценные камни, с целью внесения во въездную таможенную декларацию специальных отметок, позволяющих при выезде лица из страны провести проверку вывозимых камней и подтвердить или не подтвердить соответствие камня его истинному содержанию (составу) и таким образом предотвратить незаконный вывоз драгоценных камней вместо ввезённых стразов [0. С. 32].

Основой правильной организации работы по раннему обнаружению незаконного перемещения через таможенную границу драгоценных металлов, камней и изделий из них являются регулярность, систематичность информационно-аналитической работы, охват всех источников информации и "перекрёстный" сопоставительный анализ имеющихся данных, в целях выявления фактов правонарушений, установления тенденций по динамике, структуре, способам правонарушений и преступлений.

Всё изложенное выше позволяет сделать вывод, что расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным (теневым) оборотом драгоценных металлов и камней требует специальной подготовки таможенных работников и введения специализации в их курс обучения.

В свою очередь, на криминализацию предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оборота драгоценных камней, могут указывать следующие признаки:

- создание управленческим аппаратом предприятий подконтрольных им коммерческих структур;

- расположение коммерческих предприятий по обработке драгоценных камней непосредственно на территории государственных предприятий аналогичного цикла, что позволяет преступникам перерабатывать похищенное сырьё и изделия до обнаружения их хищения;

- умышленное внесение путаницы в документацию, отражающую сортность драгоценных камней; отсутствие на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность в сфере оборота драгоценных камней, надлежащего пропускного режима;

- недостатки бухгалтерского учёта;

- невысокое качество инженерно-технических защитных средств, отсутствие надлежащей охраны мест переработки и хранения драгоценных камней.

Разнообразие преступных посягательств на драгоценные камни позволяет выделить определённые направления в выявлении данных преступлений. Специфика механизма незаконного оборота природных драгоценных камней, особенность установления некоторых элементов предмета доказывания определяют своеобразие проверочного и первоначального этапов расследования данного преступления. Обязательным условием, обеспечивающим успешные перспективы в расследовании, имеет правильная организация взаимодействия субъектов, осуществляющих и способствующих расследованию незаконного оборота природных драгоценных камней.

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод, что оборот и движение драгоценных камней является стратегическим вопросом государственного регулирования. В настоящее время по рассмотренным причинам, а также в связи с расширением теневого оборота драгоценных камней необходима срочная коррекция законодательного механизма правового регулирования рынка драгоценных камней.

Список использованных источников

1. Зайцева Е.А., Лунева О.Н. Проблема контрабанды и технические средства идентификации драгоценных камней в таможенных целях // В сборнике: Вопросы идентификации и классификации товаров в таможенных целях. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 32-35.

2. Калябина К.И. Перемещение драгоценных камней через таможенную границу // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 72-74.

3. Метелева Ю.Г. Особенности диагностики драгоценных камней с применением технических средств // Международный академический вестник. - 2017. - № 1(19). - С. 64-67.

4. Тарасова Н.А., Безрукова О.А. Совершенствование механизма и порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного Союза // В книге: Регионы стран ЕАЭС в условиях современных трансформаций. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.И. Тарасов. - 2017. - С. 79-85.

5. Халилов И.К., Безносова А.В., Бойко Н.Н. Недостатки и проблемы рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации // Инновационное развитие. - 2017. - № 12(17). - С. 175-177.

6. Ввоз и вывоз ценностей / Сетевое издание "Кастомсфорум.ру" (Customsforum.ru) - Российский таможенный портал № 1 / Электронный ресурс https://customsforum.ru/news/business/sapfir-almaz-ili-steklo-v-khode-mtf-2018-tamozhenniki-proverili-kachestvo-dragotsennostey-549806.html (дата обращения 28.10.2018).

7. Сапфир, алмаз или стекло: в ходе МТФ-2018 таможенники проверили качество драгоценностей / Сетевое издание "Кастомсфорум.ру" (Customsforum.ru) - Российский таможенный портал № 1 / Электронный ресурс https://customsforum.ru/news/business/sapfir-almaz-ili-steklo-v-khode-mtf-2018-tamozhenniki-proverili-kachestvo-dragotsennostey-549806.html (дата обращения 28.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.