Сергиенко Г.С.
Оренбургский государственный университет
ТРУДНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В РОССИИ
Все мировые рынки драгоценных металлов являются сферой исключительно частного предпринимательства, роль государства в сфере добычи, производства и обращения драгоценных металлов и камней ограничена. Для выхода России на международные уровни сотрудничества необходимо привести законодательную базу в соответствие с международными стандартами, отказаться от мер регулирования, полностью перекрывающих каналы двустороннего обмена продукцией и исходным сырьем для ее производства.
В настоящее время в мире идет ускоренный процесс глобализации: рынки становятся всеобъемлющими, сети Интернет связали миллионы пользователей и обслуживают реальные товарные потоки, в течение нескольких последних десятилетий прямые зарубежные инвестиции значительно превышают по темпам роста традиционную внешнюю торговлю, достижения научно-технического прогресса на глазах живущих поколений преображают мир. Россия вступает во Всемирную торговую организацию, что делает ее полноправным участником глобальных экономических процессов.
В современной экономике роль драгоценных металлов существенно изменилась. Золото больше не является «мировыми деньгами», однако благодаря уникальным физическим и химическим свойствам драгоценные металлы все чаще используются в отраслях промышленности, использующих новейшие технологии. В условиях произошедшей демонетаризации драгоценные металлы играют двойную роль. С одной стороны, слитки и монеты из драгоценных металлов являются объектом банковского и биржевого оборотов, входят в состав государственных и международных золотовалютных резервов и тезаврационных фондов, выступают важнейшим ресурсом, способным обеспечить экономический и финансовый потенциал государства-продуцента, гарантировать стабильность банка, а также благосостояние отдельного человека. С другой стороны, драгоценные металлы - важнейший вид военностратегического и промышленного сырья, без которого невозможно функционирование предприятий ВПК, электроники, ювелирной, автомобильной, химической про-
мышленностей, самолетостроения и других отраслей. Многие индустриально развитые страны активно финансируют программы поиска технологий, направленных на минимизацию использования драгоценных металлов, однако в настоящее время значительного уменьшения потребления драгоценных металлов не наблюдается.
Стратегическая роль драгоценных металлов в мировой экономике определяется стабильностью спроса на эти ценности. Высокая ликвидность золотых активов на мировом рынке обеспечивается паритетом между тремя основными сферами вложения капитала в добычу и производство драгоценных металлов; производство ювелирных изделий и торговлю ими; финансовое обращение слитков из драгоценных металлов. Основой этого паритета является исторически сложившаяся культура обращения драгоценных металлов на мировом рынке.
Рынок драгоценных металлов исследователи определяют как сферу экономических отношений между субъектами добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов, изделий из них и ценных бумаг, котируемых в драгоценных металлах. С определенной долей условности к операциям на рынке драгоценных металлов относятся сделки с ювелирными изделиями и ценными бумагами, обеспеченными драгоценными металлами. Действующим законодательством ювелирные и иные бытовые изделия не отнесены к категории валютных ценностей, соответственно не регулируются валютным и банковским законодательством, не являются объектом финансового рынка и финансовым активом как таковым. Таким образом, сделки с ювелирной продукцией
больше «тяготеют» к операциям товарного рынка, в то время как ценные бумаги, обеспеченные драгоценными металлами, являются объектом рынка ценных бумаг [1].
Функционирование рынка драгоценных металлов обеспечивает промышленное потребление драгоценных металлов и драгоценных камней, создание золотых запасов государств и резервов финансово-кредитных структур, страхование, извлечение прибыли за счет разнообразных сделок, проведение кредитных операций и т. д. Рынки драгоценных металлов в мировом масштабе устроены таким образом, что все добытые драгоценные металлы сначала поступают на финансовые рынки, затем на товарные, как из текущей добычи, так и в качестве перераспределения ранее накопленных запасов.
Рынок золота - основной сегмент мирового рынка драгоценных металлов. Главными субъектами как мировых, так и внутренних рынков являются банки, уполномоченные совершать сделки с драгоценными металлами. Это посредники между продавцами и покупателями золота. Рынки золота играют важную роль в экономике, формировании валютной политики государств, мировых и национальных денежных системах. Золото стабильно ликвидно и пользуется устойчивым спросом как на финансовом, так и на товарно-сырьевом рынках.
Мировые рынки золота - это центры международной торговли золотом. На них происходит перераспределение золота в мировых масштабах. Из стран-продуцентов золото вывозится в страны и регионы, не имеющие собственной добычи, либо в страны, в которых емкость рынка превышает предложение металла.
Практически в любой стране наблюдается вмешательство в той или иной степени государственных органов в процесс ценообразования по основной массе товаров, что ограничивает существующее рыночное равновесие. Механизмы вмешательства различны: налоги, установление квот, предоставление субсидий, установление верхнего и нижнего пределов цены товаров. В формировании же мировой цены золота государственное вмешательство отсутствует, поэтому воз-
никает значительная множественность внутренних цен на металл.
На цену драгоценных металлов на внутренних рынках оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране, другие факторы: степень государственного регулирования рынка драгоценных металлов, доступность рынка, обеспеченность драгоценными металлами, развитие ювелирной промышленности, материальный уровень жизни населения. В результате цены на внутренних рынках имеют часто значительные отклонения от уровня мировых цен. Наличие крупных резервов, которые государство не использует, а также больших запасов золота у инвесторов и у населения свидетельствует о том, что они всегда готовы выступить на рынке при благоприятном для них повышении цен, которые начинают также стимулировать рост золотодобычи. В то же время повышение цен сокращает спрос со стороны ювелирной и других отраслей, а также тезавраторов и инвесторов [2].
Помимо таких специфических особенностей, как клеймение и НДС, индустрия драгоценных металлов в ЕС функционирует в тех же правовых и нормативных рамках, что и любые другие отрасли промышленности. Аналогичное положение сложилось в США и других западных странах, где специфическое регулирование данной индустрии либо весьма ограниченно, либо вообще отсутствует. «Насколько мне известно, - отметил на Второй Международной конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» председатель комитета международной ассоциации промышленности цветных и драгоценных металлов «Евромето» И. Стивенсон, - в России сектор драгоценных металлов регулируется многочисленными нормами, что отличает его от соответствующих секторов в других странах мира, где этот сектор в целом дерегулирован и подчиняется только рыночным силам и тем же нормам, которые регулируют хозяйственную деятельность в других отраслях» [3].
Правовое регулирование рынка драгоценных металлов в России в настоящее время полностью определяется Федеральным
законом Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение. В законе устанавливается область действия государственной монополии; цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разграничение данных полномочий; определяются условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации; основные виды и формы государственного контроля над геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их гражданским оборотом. Этот документ стал основанием для всей правовой базы рынка драгоценных металлов, отменил своей силой предшествующие нормативные правовые акты, как в части отдельных положений, так и полностью. Однако необходимо отметить, что ФЗ РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являясь необходимой мерой для дальнейшего развития отрасли в рамках рыночных отношений, носит общий характер. В нем заложены лишь самые необходимые единые правовые основы.
Несмотря на то, что подготовка данного ФЗ РФ заняла около шести лет, в течение которых в его проект вносились не раз серьезные изменения, в нем содержится достаточно много отсылочных норм, которые требуют принятия дополнительных нормативных актов Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Это статьи, относящиеся к компетенции Правительства РФ: установление порядка деятельности бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, порядка совершения сделок с минеральным сырьем, установление ряда требований к учету, транспортировке драгоценных металлов, а также определение Президентом РФ и порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов. При этом в ФЗ содержится мало конкретных положений, которые давали бы субъектам рынка драгоценных металлов четкие и ясные механизмы для ре-
ализации всех тех прав, обязанностей, потенциальная возможность обладания которыми декларирована в Федеральном законе.
Главное, что было достигнуто с принятием ФЗ РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», - введение норм, закрепляющих право собственности (т. е. владения, пользования и распоряжения) субъектов добычи на правомерно полученные при добыче драгоценные металлы (п. 4, ст. 2), а также право собственности любых физических и юридических лиц на драгоценные металлы, приобретенные ими в установленном законом порядке (п. 6, ст. 2).
Во всех статьях закона используется общий термин «драгоценные металлы», то есть находящиеся в любом состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. В ФЗ РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» дается иное понятие «драгоценные металлы», чем то, которое содержалось в ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Под драгоценными металлами (виды драгоценных металлов) в настоящем Федеральном законе понимаются следующие металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Следует отметить, что возможность изменения приведенного перечня предусматривается лишь при помощи внесения изменений в Федеральном законе.
Большое количество законов и разнообразие взаимоисключающих норм, регулирующих обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, позволяет сделать вывод, что причиной существующих проблем является не количество или качество новых поправок, а сложившаяся практика разработки законов без анализа всей уже действующей на момент их принятия нормативноправовой базы и приведения ее в соответствие с новыми законодательными актами. Нормативно-правовая база регулирования оборота драгоценных металлов расширилась, но одновременно увеличилось и коли-
чество норм, противоречащих друг другу. Некоторые нормативные акты по вопросам оборота драгоценных металлов противоречат Федеральному закону о драгоценных металлах, что вызывает необходимость приведения их в соответствие с положением «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» и ФЗ РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государство практически утратило ряд важных административно-хозяйственных функций влияния на всю систему производства драгоценных металлов. В последнее время государственное регулирование было сконцентрировано преимущественно на функциях лицензирования (статья 15 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в настоящее время отменена) и контроля.
Государственный контроль над производством и обращением драгоценных металлов также является одним из важных направлений совершенствования законодательства в исследуемой сфере. Цель государственного контроля: соблюдение законодательства в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи, производства, использования и обращения; эффективное использование природных ресурсов драгоценных металлов; применение экологически чистых организационно-технологических схем добычи и производства драгоценных металлов; сохранности драгоценных металлов и продукции из них. Сложившаяся практика контроля сводится, в основном, к четырем видам:
- постоянному контролю над добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов по организациям, определяемым Правительством РФ;
- периодическому контролю в отношении организаций и предприятий, добывающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы, скупающих, принимающих в залог, торгующих ими, хранящих изделия из драгоценных металлов, заготав-
ливающих и перерабатывающих лом и отходы, содержащие драгоценные металлы;
- федеральному пробирному надзору;
- государственному контролю ввоза и вывоза драгоценных металлов.
В России в отрасли драгоценных металлов существует проблема, которая заключается в особом регулировании. Действительно, Федеральный закон РФ устанавливает «область действия государственной монополии» [4] в этой отрасли, в то время как практически все другие отрасли российской экономики перешли в основном на рыночные основы. Необходимо отметить, что с принятием данного закона нормативно-правовая база регулирования оборота драгоценных металлов расширилась, но одновременно увеличилось и количество норм, противоречащих друг другу. В современных условиях государство, по-видимому, должно пересмотреть свое отношение к этой отрасли и выбрать новые приоритеты экономической политики. Представляется, что прозрачность и предсказуемость юридической базы рынка драгоценных металлов является абсолютно необходимым условием долгосрочного привлечения в страну иностранных технологий и капитала.
Другая весьма серьезная проблема - отношение к сотрудничеству с иностранными фирмами, в том числе к их участию на российском рынке драгоценных металлов. Ряд российских участников рынка считают, что фактически существующий в настоящее время запрет на вывоз из России на переработку руд, концентратов, лома и отходов драгоценных металлов необходимо сохранить и в будущем, так как все сырье технически возможно переработать в России [5]. В настоящее время вывоз сырья, содержащего драгоценные металлы, за пределы Российской Федерации может осуществляться только в соответствии с п. 47е Указа Президента РФ от 21.06.01 №742 «О порядке ввоза в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней». Согласно этому Указу «вывоз сырьевых товаров для переработки вне таможенной территории разрешается только при невозможности (из-за отсутствия собственных производственных мощностей)
их переработки на территории РФ, что должно быть подтверждено соответствующим заключением Минфина РФ и Министерства промышленности, науки и технологий РФ». Этот указ по существу закрепляет утилизацию отработанных катализаторов за российскими производителями. Однако этот вопрос должен решаться так, как он решается во всем мире. Главным условием переработки должна быть не техническая, а экономическая выгода. Нужно выбирать переработчика, предлагающего наиболее конкурентные условия. Только монопольное положение на российском рынке ряда перерабатывающих предприятий приводит к тому, что по некоторым видам богатого сырья, содержащего палладий, предлагаются извлечения не выше 70%, тогда как за рубежом на такое сырье подписываются контракты с извлечением не ниже 97% [6]. В рыночной экономике законодатель защищает на внутреннем рынке в первую очередь потребителя продукции, а не ее производителя, считая, что излишние издержки только ухудшают на едином мировом рынке конкурентные условия национальных компаний.
Вся мировая промышленность драгоценных металлов основана на взаимном обмене сырья, содержащего драгоценные металлы, что тоже необходимо учитывать. Исходным сырьем для производства технической продукции на одном предприятии является то, что было отходами на другом. В зависимости от типа сырья, его категории сложности определяется технологический процесс переработки. Богатая и бедная составляющие одной партии сырья могут обрабатываться на разных предприятиях. Поэтому перспективы развития комплексного переработчика зависят от кооперационных связей с другими участниками рынка вторичных драгоценных металлов. Очевидно, что для производства чистых металлов из вторичного сырья, необходимы постоянные органические производственные связи предприятий, выполняющих отдельные стадии для получения готовой для потребления продукции. Это обусловлено тем, что на пути от лома и отходов до слитков чистого металла материал проходит различные стадии переработки. Разные стадии
осуществляются на разных предприятиях, которые скооперированы между собой. Между предприятиями устанавливаются долгосрочные отношения, нередко включая и научно-техническое сотрудничество. Мировой рынок сырья, содержащего драгметаллы, основан на его взаимном обмене, в том числе и через таможенные границы. Закрыв их, Россия не сумеет обеспечить участие собственных предприятий в этом процессе. Отсутствие двусторонних механизмов ввоза-вывоза априори делает невозможным международное сотрудничество по налаживанию на территории России современных технологических производств, таких как, например, производство автомобильных катализаторов или катализаторов для предприятий нефтехимической промышленности.
В процессе осуществления операций с драгоценными металлами предприятие оперирует со значительными материальными ценностями, так, например, до 90% стоимости катализаторов составляют дорогостоящие компоненты - платина и палладий. Поэтому без построения схемы хеджирования рисков изменения мировых цен на металлы в современных условиях уже нельзя стать серьезным оператором на рынке. Если предприятие является собственником металла, страхование рисков становится необходимой операцией, так как суммы убытков от возможного падения цены могут существенно перекрыть все разумные заработки от переработки. Рынок подобных услуг в России только формируется, но применять такие финансовые механизмы необходимо, так как при хеджировании цены с помощью форвардных контрактов и опционов можно не только страховать риски, но и зарабатывать. Очевидно, что государство стоит на пути либерализации рынка драгоценных металлов, следовательно, в России продолжится процесс формирования цивилизованного рынка их обращения, будет расти внутреннее потребление драгоценных металлов.
Выход на мировой рынок позволит повысить конкурентоспособность российских предприятий, готовых к сотрудничеству и международной конкуренции. В мире сформировался единый рынок услуг по перера-
ботке и аффинажу драгоценных металлов. Таких предприятий, которые брали бы на переработку все виды сырья, не существует. Они были бы нерентабельны. В мире происходит обмен теми видами сырья, которые могут лучше перерабатывать те или иные компании, с перемещением его потоков не только между отдельными странами, но и континентами. Такой обмен стал возможным благодаря высокой стоимости сырья с содержанием драгоценных металлов и постоянному относительному снижению стоимости транспортных услуг [7].
Конкурентоспособные российские предприятия могли бы участвовать в процессе освоения динамично развивающегося глобального рынка. Конечно, трудностей было бы немало. Это и отсутствие наработанных взаимоотношений с потенциальными потребителями услуг, менеджеров, способных устанавливать необходимые контакты, и т. п. Ясно, что иностранные компании не решат
проблем отрасли драгоценных металлов в России, но, безусловно, посодействуют повышению ее международной конкурентоспособности: это и привнесение в Россию международных стандартов бизнеса, и новых технологий, и открытие своих каналов для проверенных на практическом бизнесе партнеров, и помощь в решении проблемы монополизма.
Для выхода России в этом вопросе на международные уровни сотрудничества необходимо привести законодательную базу в соответствие с международными стандартами, отказаться от мер регулирования, полностью перекрывающих каналы двустороннего обмена продукцией и исходным сырьем для ее производства. Отказ от решения этих проблем отрежет российские компании от мирового рынка драгоценных металлов и приведет к дальнейшему отставанию с внедрением в России современных высоких технологий на основе драгоценных металлов.
Список использованной литературы:
1. Лукьянова Т.Г. Государственное регулирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Дисс. к. э. н. Воронеж, 2000. - С. 18.
2. Букато В.И., Лапидус М.Х. Золото: прошлое и настоящее. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 4.
3. Стефенсон И. Роль правового регулирования хозяйственной деятельности в странах Запада // Вторая Международная деловая конференция «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (Москва, 1 - 5 ноября 1999 года). - Москва, 1999. - С. 246.
4. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», 26 марта 1998 г., №41-ФЗ. - Российская газета, №67. - С. 1.
5. Проблемы законодательства в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, извлеченных из запасов вторичного сырья и утилизированных запасов вооружения и военной техники // Производство драгоценных металлов из лома и отходов. Дискуссионное приложение к журналу «Драгоценные металлы. Драгоценные камни». - Москва, 2000. - С. 17.
6. Охотин В. Что выгодно перерабатывать за рубежом // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. - 2001. - .№2. - С. 82-83.
7. Пискулов М. В условиях глобализации // Производство драгоценных металлов из лома и отходов. Дискуссионное приложение к журналу «Драгоценные металлы. Драгоценные камни». - Москва, 2000. - С. 84.