Ключевые слова:
драгоценные металлы, добыча золота, государственное регулирование, горнодобывающая промышленность, драгоценные камни, ювелирные изделия
А. А. Анисимова, мл. науч. сотр.
Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ (e-mail: [email protected])
Государственное регулирование добычи, обработки и оборота драгоценных металлов и камней в КНР
В эпоху экономической глобализации государства мира тесно связаны между собой, и потому государственная политика крупных игроков на мировом рынке может оказывать существенное влияние как на мировую экономику в целом, так и на экономики стран-партнеров. В связи с этим представляет определенный интерес анализ ситуации в быстрорастущей отрасли драгоценных металлов и камней в КНР.
Успешное развитие той или иной отрасли экономики во многом зависит от государственной политики, в частности от правового регулирования отношений в ней и в экономически связанных с ней отраслях. При этом государственное регулирование может как способствовать успешному развитию определенных отраслей, так и препятствовать ему. Отсутствие правового регулирования определенных отношений вследствие пробелов в законодательстве также может негативно сказаться на экономическом росте. Таким образом, продуманная правовая политика — один из инструментов решения стратегических задач успешного экономического развития.
Правовое регулирование государством отрасли драгоценных металлов и камней в КНР осуществляется через специальные нормативные правовые акты и правовые акты в таких сферах, как законодательство:
— финансовое (налоговое регулирование),
— экологическое,
— трудовое.
Налоговое регулирование — один из наиболее распространенных и эффективных рычагов влияния на экономику отрасли с помощью предоставления налоговых льгот отдельным экономическим агентам, развитие которых необходимо стимулировать,
либо предоставления таких льгот по территориальному принципу. Как правило, нормативные правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, тесно связаны с актами из других отраслей и подотраслей права.
Регулирование трудовых правоотношений, а также правовых отношений в сфере экологического законодательства особенно важно в горнодобывающей промышленности. Неисполнение предприятием норм трудового законодательства влечет за собой значительные штрафы. В то же время соблюдение этих норм обходится предприятию недешево. Таким образом, государственная политика в вопросах регулирования безопасности труда и здоровья рабочих оказывает существенное экономическое влияние на горнодобывающие компании. Предприятия горнодобывающей промышленности также наносят значительный ущерб окружающей среде. Вместе с тем в сфере экологии экономические санкции либо льготы часто выражаются через регулирование налогов. Обычно такие нормы прописываются как в налоговом, так и в экологическом законодательстве.
ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ
Особенно интересно проанализировать ситуацию в отрасли драгоценных металлов, прежде всего золота. Начиная с 2007 г. Китай обогнал ЮАР в списке лидеров мировой добычи золота и по сегодняшний день сохраняет лидерские позиции1. Произошло это не случайно — с начала XXI в. в Китае наблюдаются одни из самых высоких в мире темпов роста золотодобычи. Если объем добычи в 2000 г. принять за 100, то в 2011 г. индекс добычи золота в КНР составил 214,5. Для сравнения: в России — 149,7; в ЮАР — лишь 46,3; в США — 65,6. На этот факт все чаще обращают внимание специалисты, профессионально занимающиеся проблемами отрасли золота. Разные эксперты по-разному оценивают данную ситуацию, но те, кто изучает современный Китай, все чаще связывают различные события в жизни Поднебесной с «золотой политикой» этой страны2. Для того чтобы нагляднее показать изменения в мировой структуре добычи золота, приведем данные статистики в таблицах.
Таблица 1
Добыча и запасы золота по странам мира в 2007-2008 гг.
Производство 2007, т Производство 2008, т Изменения, % Резервы, т Резервная база, т Обеспеченность запасами, лет
США 238 230 -3 3000 5500 13,0
Австралия 246 225 -9 5000 6000 22,2
Бразилия 40 40 0 2000 2500 50,0
Канада 101 100 -1 2000 4200 20,0
Китай 275 295 7 1200 4100 4,1
Чили 42 42 0 2000 3400 47,6
Гана 84 84 0 1600 2700 19,0
Индонезия 118 90 -24 3000 6000 33,3
1 См.: Добыча золота в мире: цифры и факты / Золотодобыча (http://zolotodb.ru/articles/other/ gold/10714).
2 См.: Катасонов В. Золотой вектор Китайской политики. Часть первая / Goldenfront.ru (http:// goldenfront.ru/articles/view/zolotoj-vektor-kitajskoj-politiki-chast-pervaya).
Производство 2007, т Производство 2008, т Изменения, % Резервы, т Резервная база, т Обеспеченность запасами, лет
Мексика 39 41 5 1400 3400 34,1
Перу 170 175 3 1400 2300 8,0
Папуа — Новая Гвинея 65 65 0 1300 2300 20,0
Россия 157 165 5 5000 7000 30,3
ЮАР 252 250 -1 6000 31 000 24,0
Узбекистан 85 85 0 1700 1900 20,0
Прочие 471 440 -7 н/д н/д н/д
Весь мир 2380 2330 -2 н/д н/д н/д
Источник: сайт Геологической службы США (http://www.usgs.gov/).
К сожалению, данные о золоте КНР в разных источниках могут отличаться. Это связано с тем, что правительство Китая старается давать как можно меньше какой-либо информации, связанной с добычей этого металла и накоплением его запасов.
Таблица 2
Добыча золота в Китае в 2007-2015 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Объем добычи золота, т 270 282 314 341 371 405 440 477 514
Темпы роста добычи, % 4,3 11,3 8,6 8,8 9,1 8,7 8,3 7,9
Примечание: данные за 2011-2015 гг. — прогнозные.
Источник: China Mining Report Q3 2011 / BVR (http://www.bvresources.com/bvstore/ViewBMIReport. asp?ReportID=2103).
Компания Business Monitor International (BMI) в 2013 г. выпустила подробный отчет по добыче золота в КНР. По результатам отчета, в 2011 г. добыто 329 т, а в 2012 г. — приблизительно 369 т, т. е. план по добыче золота реализовать не удалось3. Тем не менее Китай все же остается бесспорным мировым лидером в этой сфере. При этом причинами быстрого развития данной отрасли могут быть как повышение цен на желтый металл, так и поддержка со стороны государства, включая финансовое участие в проведении изыскательских работ.
Здесь стоит согласиться с теми аналитиками, которые придерживаются мнения о значительной роли успешной политики властей КНР в данной сфере. Дело в том, что, хотя рост цен на металл оказал положительный эффект на золотодобычу, т. к. «в ответ на увеличение цены многие небольшие, высокозатратные рудники и месторождения с бедными породами сравнительно быстро вновь начали свою работу»4, все же подобный прогресс в большей степени связан с переменами в сфере государственного регулирования данной отрасли, в результате чего стало возможным привлечение крупных иностранных инвесторов.
3 См.: China Mining Report Q4 2013 / ReportLinker (http://www.reportlinker.com/p0152465/China-Mining-Report-Q4. html).
4 Обзор рынка золота в СНГ/ Инфомайн (http://www.infomine.ru/files/catalog/41/file_41.pdf)
Государственная политика КНР направлена на увеличение запасов золота внутри страны. Законодательно его вывоз из Китая крайне затруднен, за нарушение закона предусмотрена уголовная ответственность. И, в отличие от многих стран, которые одновременно как покупают, так и продают золото, в КНР де-факто продажа золота отсутствует (за исключением, быть может, небольшой контрабанды)5. Так, «эксперты и брокеры по драгоценным металлам согласны в одном — они еще ни разу не видели, чтобы Китай продавал золото на мировом рынке»6. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее явно «золотой вектор» китайской политики проявляется в стимулировании беспрецедентно высоких темпов добычи желтого металла.
Поэтому необходимо более подробно остановиться на государственном регулировании золотодобывающей промышленности КНР, а также на регулировании ввоза этого металла и на деятельности китайских компаний за рубежом. Для более полного представления о горнодобывающей промышленности страны необходимо учитывать и ее место в схеме управления национальными природными ресурсами. Так, например, высший государственный исполнительный орган — Государственный совет КНР, в подчинении которого находится министерство земли и природных ресурсов, которое уже, в свою очередь, отвечает за регулирование отношений в сфере минеральных природных ресурсов7
Следует напомнить также о существовании «серого» сектора экономики Китая. Речь идет о мелких и кустарных предприятиях, частных лицах и кооперативах. Таким образом, получается, что большая «часть золота в стране добывается на небольших подземных рудниках, плохо оснащенных технически, со слабо развитой инфраструктурой»8 и неприемлемыми условиями труда. Как правило, несмотря на то, что это «серый» сектор, «правительство, особенно местное, институционально, финансово и другими способами помогает сектору развиваться, в том числе частным и/или ранее приватизированным бизнесам»9.
Для иностранных компаний доступ на китайский рынок открылся относительно недавно. Все началось с изменений в государственном регулировании золотодобывающей отрасли в октябре 2003 г., когда либерализация рынка золота разительным образом повлияла на его добычу. И одним из важнейших нововведений при этом стала отмена обязательных продаж всего добытого металла Народному банку Китая по назначаемым им ценам10. Подобная политика либерализации золотодобывающей отрасли была направлена в первую очередь на привлечение иностранных инвесторов.
Налоговое регулирование в Китае — это весьма распространенный способ побуждения крупных предприятий к тому виду деятельности, который необходим
5 См.: Катасонов В. Золотой вектор китайской политики. Часть первая / Goldenfront.ru (http:// goldenfront.ru/articles/view/zolotoj-vektor-kitajskoj-politiki-chast-pervaya).
6 Эксперты: Китай никогда не продает свое золото/ Gold.ru (http://gold.ru/news/jeksperty-kitaj-nikogda-ne-prodajot-svojo-zoloto.html).
7 См.: Козловский Е. А, Комаров М. А., Макрушин Р Н. Союз государств — Бразилия, Россия, Индия, Китай: проблемы минерального сырья и недропользования / Tvernedra.ru (http://www.tvernedra.ru/ Problemimineralsiria.pdf).
8 Обзор рынка золота в СНГ/ Инфомайн (http://www.infomine.ru/files/catalog/41/file_41.pdf).
9 Рыжова Н. П. Кустарная золотодобыча в России и Китае / Известия Алтайского государственного университета (http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/econ/TheNews0fASU-2011-2-1-econ-10.pdf).
10 См.: Обзор рынка золота в СНГ/ Инфомайн (http://www.infomine.ru/files/catalog/41/file_41.pdf).
государству. Один из видов налога, которым регулируется отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней в КНР, — это налог на прибыль предприятий. Сейчас для золотой отрасли государство не предпринимает какого-либо специфического регулирования с его помощью. Налог взимается на общих условиях в соответствии со ст. 4 Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» по ставке 25 %. Но до 1 января 2008 г. в Китае параллельно существовали две системы обложения налогом на прибыль предприятий, что было сделано для привлечения иностранных инвестиций. Китайские предприятия выплачивали его в размере 33 % в соответствии с временными нормами и правилами КНР. Для предприятий с иностранным капиталом предусматривались другие условия — ставка налога могла быть 15 % или 24 % (при регистрации в особых экономических зонах). Также последним предоставлялись налоговые каникулы: освобождение от налога на прибыль в течение двух лет и выплата его по ставке в размере 50 % от обычной в течение следующих трех лет. Фактически большинство предприятий с иностранным капиталом имели преимущество перед китайскими предприятиями. В итоге был получен положительный эффект11. Так, только в 2003 г. иностранные компании получили 108 лицензий на разведку полезных ископаемых (нефть на шельфе, золото, свинец) и 332 лицензии на добычу. Подобные действия властей позволили дополнительно привлечь $175 млн иностранных инвестиций12.
Вступление КНР в ВТО повлекло за собой ряд обязательств, которые Китай хотя и постепенно, но вынужден был выполнять. В частности, одним из обязательств было введение национального режима в отношении иностранных компаний. Двойную систему обложения налогом на прибыль пришлось ликвидировать. Однако политика налоговых льгот для иностранных компаний успела дать свои плоды. Так, например, «в 2007 г. были введены в эксплуатацию рудники с участием иностранного капитала. К примеру, рудник на месторождениях Chang Shan Hao 217, который на 96,5 % принадлежит канадской компании Jinshan Gold Mines Inc., и Jinfeng австралийской компании Sino Gold Mining Ltd»13. При этом большинство крупных рудников в основных золотодобывающих провинциях страны контролируется государством через китайские компании China National Gold Group Corporation (CNGGC) и Zijin Mining.
Но все же было бы неправильным считать, что после отмены налоговых льгот для иностранных компаний по налогу на прибыль правительство КНР перестало оказывать экономическое воздействие на данную отрасль через налоговое законодательство. Так, например, предусмотрен ряд льгот, которыми могут воспользоваться предприятия в разных отраслях хозяйства:
— сниженная ставка налога для высокотехнологичных предприятий;
— налоговые каникулы для проектов по развитию инфраструктуры, водосбережению, энергосбережению, охране окружающей среды;
— налоговые льготы при комплексном использовании ресурсов;
— налоговые льготы при приобретении специального оборудования14.
11 См.: Поддержка и развитие бизнеса — опыт Китая / ВэбАналитик (http://webanalitik.nethouse.ru/ static/doc/0000/0000/0026/26027. m52xrjsn03. pdf).
12 См.: Портяков В. Я Природные ресурсы и экономический рост Китайской Народной Республики // История и современность. — 2006. — № 1.
13 Обзор рынка золота в СНГ/ Инфомайн (http://www.infomine.ru/files/catalog/41/file_41.pdf).
14 См.: Основные льготы по налогу на доходы предприятий в Китае — сельское хозяйство/ CNLegal.ru (http://cnlegal.ru/china_taxation/enterprise_income_tax_agriculture_enterprises/).
И хотя среди перечисленных мероприятий отсутствует какое-либо упоминание о золотодобывающей промышленности, все равно можно предположить, что инвесторы воспользуются предоставляемыми им преимуществами в данной сфере. Так, например, там есть упоминание о налоговых каникулах для проектов по охране окружающей среды. Дело в том, что государственное регулирование в этой сфере на предприятиях горнодобывающей промышленности КНР осуществляется во многом через систему налогообложения, а именно с помощью того же налога на прибыль предприятий. Так, в ст 34 Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» прописано, что «сумма капиталовложений предприятия в приобретение специального оборудования в целях охраны окружающей среды, энергосбережения, водосбережения, безопасности производства и др. может быть зачтена при уплате налога в соответствии с установленным нормативами процентом»15.
Стоит еще раз отметить, что преимуществами, описанными выше, могут воспользоваться только крупные предприятия, в то время как для малых (кустарных) предприятий эти льготы пока недоступны, но в будущем ситуация может измениться.
Кроме того, КНР занимает лидерские позиции по потреблению золота. По данным Всемирного совета по золоту, в 2011 г. Китай занимал второе место по потреблению желтого металла (811 т), вплотную приблизившись к Индии, а в 2012 г. стал первым. В настоящее время «внутреннее потребление золота в Китае более чем в два раза превысило объем добычи желтого металла в стране в 2011 году»16.
КНР наращивает импорт золота. Однако некоторые специалисты считают, что официальная статистика занижает масштабы этого явления. Во-первых, из-за наличия нелегального импорта через Сингапур и Макао; во-вторых, из-за поступления золота в Китай в рамках международных кредитных соглашений китайских банков с европейскими. Как отмечают эксперты, официальная статистика не учитывает также золото, которое поступает в страну с рудников за рубежом, полностью или частично принадлежащих китайским компаниям. Естественно, что оно намного дешевле, чем то, которое приходится приобретать на обычных рынках17.
Действительно, геологические запасы драгоценного металла на территории КНР ограничены, поэтому золотодобывающие компании страны ориентированы на его добычу за рубежом. При этом у КНР есть преимущества, которые облегчают ему скупку золотых рудников по всему миру, — это наличие эффективных технологий добычи и достаточного объема финансовых ресурсов. Основной финансовый источник — внебюджетные средства суверенного фонда, управляемого государственной организацией China Investment Corporation. Получатели этих средств — государственные компании. Крупнейший производитель золота в Китае — горнорудная компания China Gold Group — заявил, что намерен участвовать в зарубежных сделках по покупке дополнительных месторождений золота и сотрудничать с другими компаниями по разработке золоторудных месторождений по всему миру18.
15 Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий». Глава IV. Налоговые льготы/ Законодательство Китая (http://chinalawinfo.ru/economicJaw/enterprise_taxJaw/enterprise_tax_jaw_ch4).
16 Катасонов В. Золотой вектор китайской политики. Часть первая / Goldenfront.ru (http://goldenfront.ru/ articles/view/zolotoj-vektor-kitajskoj-politiki-chast-pervaya).
17 Там же.
18 Там же.
Китай постоянно увеличивает объем золота в своих золотовалютных резервах (табл. 3).
Таблица 3
Официальные резервы золота в некоторых странах мира на январь 2013 г.
Страна Объем, т Доля в золотовалютных резервах, %
США 8113,5 76,3
Германия 3391,3 73,5
Италия 2451,8 72,8
Франция 2435,4 71,2
Китай 1054,1 1,7
Источник: составлено автором по данным МВФ.
Однако и в этом случае эксперты полагают, что фактически китайские золотые резервы еще больше. Так, по оценкам М. Инсли, официальные запасы Китая пополняются не только за счет внутренней добычи, но и за счет импорта. Кроме того, М. Инсли считает, что необходимо учитывать поставки золота из Африки и Южной Америки, которые не находят отражения в таможенной статистике КНР. В результате эксперт оценивает запасы золота в стране примерно в 7 тыс. т19
ПРОЧИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Остальным драгоценным металлам в КНР не уделяется такого внимания со стороны правительства. Так, например, по добыче серебра Китай не является мировым лидером. Хотя и здесь в добывающей промышленности есть определенные успехи. Так, «в 2011 году китайское правительство стимулировало добывающую промышленность, чтобы избавиться от зависимости от импорта базовых металлов из других стран... Были произведены инвестиции в добывающую и металлургическую отрасли промышленности. Благодаря этому прогнозировалось, что добыча на медных, свинцовых и цинковых рудниках вырастет в среднем на 57 % в 2011 году. Так что логично предположить, что если производство базовых металлов возрастет, увеличится и внутренняя добыча серебра»20. Так, по данным Геологической службы США, «с 2011 по 2012 годы объем первичной добычи серебра в Китае вырос до 100 т. Однако в апреле 2013 года наблюдался спад и объем составил около 48 т»21.
Говоря о драгоценных металлах КНР, помимо золота и серебра необходимо упомянуть еще и платину. Китай нельзя отнести к крупным производителям платины в силу небольших разведанных запасов данного металла. Среди стран-лидеров в этой сфере обычно упоминают Канаду, ЮАР, Российскую Федерацию, Зимбабве,
19 См.: Insley M. How Much Gold Does China Really Have?/ Daily Resource Hunter (http://dailyresourcehunter. com/how-much-gold-does-china-have/).
20 Катасонов В. Золотой вектор китайской политики. Часть первая / Goldenfront.ru (http://goldenfront.ru/ articles/view/zolotoj-vektor-kitajskoj-politiki-chast-pervaya).
21 Перес-Санталья М. Что на самом деле происходит со спросом на серебро в Китае?/ Goldenfront.ru (http://goldenfront.ru/articles/view/chto-na-samom-dele-proishodit-so-sprosom-na-serebro-v-kitae).
где объемы месторождений оцениваются в миллионах килограммов22. В Китае также добываются металлы платиновой группы, и в частности платина, но в качестве побочного продукта при добыче никеля в провинции Ганьсу23. Таким образом, для КНР существует необходимость в импорте платины, например для производства ювелирных изделий.
По данным экспертов, в Китае спрос на платину далек от насыщения. Во многом это связано с традициями, которые предполагают покупку ювелирных изделий на такие праздники, как китайский новый год и день Святого Валентина. В связи с этим ожидались высокие показатели спроса на ювелирную платину в 2013 г.24 Можно предположить, что спрос будет увеличиваться также с ростом промышленности Китая, т. к. этот металл используется во многих отраслях производства.
Спрос на платину в Китае в 2008-2012 гг., т
80
70
60
50
40
30
20
10
0
2008 2009 2010 2011 2012
Ювелирная
промышленность
Автокатализаторы
Промышленный
спрос
Источник: Платина 2013 / Johnson Matthey (http://www.matthey.ru/marketnews/documents/Platinum_ 2013.pdf).
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
Помимо месторождений драгоценных металлов, на территории КНР также есть залежи алмазов, которые можно считать крупнейшими среди залежей стран Азии. Так, например, по данным на 2011 г. запасы открытых месторождений КНР оцениваются в 23 млн каратов. При этом половина из них находится в провинции Ляонин (11 млн каратов), а на втором месте провинция Шаньдун, где запасы алмазов оцениваются в более чем 9 млн каратов25. Но, несмотря на то, что добыча алмазов в КНР все же существует, ее объемы не столь значительны, как объемы
22 См.: Platinum-group metals / USGS Mineral Resources Program (http://minerals.usgs.gov/minerals/ pubs/commodity/platinum/mcs-2012-plati.pdf).
23 См.: Wilburn D. R., Bleiwas D. I. Platinum-Group Metals — World Supply and Demand/ USGS Publications Warehouse (http://pubs.usgs.gov/of/2004/1224/2004-1224.pdf).
24 См.: Платина 2013 / Johnson Matthey (http://www.matthey.ru/marketnews/documents/Platinum_ 2013.pdf).
25 См.: Китай — новый мировой алмазный центр / Ювелирные Известия (http://www.j-izvestia.ru/ process/news. html?id=14704).
добычи золота, где Китай выступает мировым лидером. КНР не входит в восьмерку лидеров по добыче алмазов (табл. 4). Запасов существующих месторождений не хватает даже для удовлетворения внутреннего спроса, поэтому Китай — импортер алмазов.
Таблица 4
Добыча алмазов по странам мира в 2010 г.
Страна Добыча Стоимость алмазов, долл. США / карат
млн. каратов млн долл. США
Ангола 8,362 976,318 116,75
Австралия 9,976 251,722 25,23
Ботсвана 22,018 2686,397 117,47
Бразилия 0,025 1,400 55,13
Канада 11,804 2305,388 195,30
ЦАР 0,302 48,892 162,13
Китай 0,017 0,280 16,25
ДР Конго 20,166 174,282 8,64
Конго 0,381 4,743 12,44
Гана 0,334 11,536 34,58
Гвинея 0,374 27,951 74,72
Гайана 0,046 7,311 157,63
Индия 0,018 3,347 185,09
Лесото 0,108 197,699 1816,63
Либерия 0,027 15,955 600,00
Намибия 1,693 744,004 439,57
Россия 34,857 2382,290 68,35
Сьерра-Леоне 0,438 106,063 242,42
ЮАР 13,668 1799,519 131,65
Танзания 0,071 13,142 185,75
Того 0,00001 0,011 110,05
Зимбабве 8,435 339,752 40,28
Всего 133,121 11 998,002 90,13
+/-, % + 6,7 +38,93 +30,2
Источник: Отсчет по Кимберли: смена лидера / Rough&Polished (http://rough-polished.com/ru/expertise/ 53567.html).
Потребности рынка драгоценных камней КНР влияют на формирование налоговой политики страны в этой сфере.
Таблица 5
Новая налоговая политика КНР при импорте алмазов после 2006 г.
До 2002 г. Налоги при импорте алмазов Действующая ставка налога Изменения с 2006 г.: новая ставка НДС
3 % на необработанные алмазы, 9 % на обработанные Импортная пошлина Нет
17 % НДС 17 % Нет для необработанных алмазов, 4 % для обработанных
10 % на стадии импорта Потребительский налог 5 % на стадии розничной торговли
Источник: О правовом регулировании оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в КНР / Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике (http://www. russchinatrade. ru/assets/files/ru-useful-info/luxury. doc).
Власти КНР проводят такую налоговую политику, которая способствует стимулированию производства алмазов непосредственно в государстве (косвенное ограничение на ввоз необработанных алмазов с помощью налоговых ставок). В то же время, понимая необходимость насыщения внутреннего рынка ювелирной продукцией, в силу высокого спроса на нее со стороны населения, власти Китая способствуют увеличению доступности подобной продукции на рынке, о чем говорит, в частности, сниженная налоговая ставка НДС на обработанные алмазы.
Ситуация со спросом в отрасли драгоценных камней в КНР чем-то похожа на ситуацию со спросом на платину, когда потребление происходит в основном на рынке ювелирной продукции. Поэтому, исследуя развитие отрасли, следует прежде всего раскрыть роль рынка бриллиантовых изделий. По данным аналитиков, «Китай быстро превратился во второй по величине рынок изделий с бриллиантами в мире с годовым объемом продаж, приближающимся к 9 млрд долларов»26. Произошло это вследствие нескольких факторов: самая высокая численность населения, самые высокие в мире темпы роста ВВП на душу населения, национальные традиции в сфере потребления ювелирных изделий. Учитывая численность населения в Китае, можно сделать вывод, что спрос на бриллианты в стране будет составлять существенную долю от общемирового спроса в среднесрочной перспективе27.
Но помимо импорта бриллиантов в КНР также осуществляется их производство. Так, Китай вышел в этой сфере на 2-е место в мире после Индии. «Большинство китайских алмазообразующих предприятий, особенно те, которые расположены в провинции Гуандун, в настоящее время используют самое современное оборудование на всех основных стадиях производства — определение дизайна камня, лазерная огранка и полировка граней. Среди них есть заводы-гиганты с персоналом до 4 тыс. человек. Значительное число заводов являются собственностью иностранных инвесторов из Гонконга, Израиля, Бельгии, Индии, Таиланда и др.»28. Кроме того, гранильными работами занимается множество национальных предприятий как с государственной, так и с частной формой собственности.
26 Драгметаллы и камни / Агентство экономической информации «Бизнес-ТАСС» (http://img.biztass.ru/ 6/a/Byulleten_BIZNES-TASS_-JDragmetallyJ_kamniJN22.pdf).
27 См.: Кучеров А. Алроса: тяжелые времена проходят, спрос на алмазы остается / Грандис Капитал (http://www.grandiscapital.ru/userfiles/news/grandiscapitaljnvestmentidea_alrs_20111004.pdf).
28 Китай — новый мировой алмазный центр / Ювелирные Известия (http://www.j-izvestia.ru/process/ news.html?id=14704).
Проанализируем данные по транснациональным корпорациям, работающим в бриллиантовом комплексе. В то время как среди крупных производителей алмазов нет китайских компаний, на мировом бриллиантовом рынке они присутствуют.
Таблица 6
Транснациональные компании на мировом бриллиантовом рынке в 2003-2004 гг.
Производитель бриллиантов Произ- водство, $млрд Доля рынка, % Гранильные компании, число ТНК, число Зарубежные представительства, число Регионы деятельности
Индия 9,30 55 46 35 120 Индия, США, Бельгия, Гонконг, Китай, Япония, Таиланд, ОАЭ, Израиль, Канада, Италия, ФРГ, Тайвань, Сингапур, Великобритания, Австралия
Израиль 2,77 17 55 40 108 Израиль, США, Гонконг, Бельгия, Япония, Китай, ЮАР, Италия, Испания, Франция, ФРГ, Таиланд, Индия, Швейцария, Тайвань, Россия, Ангола, Намибия, Великобритания, Турция, Канада, Демократическая Республика Конго, Шри-Ланка
Таиланд, Гонконг, Китай и другие страны ЮгоВосточной Азии 2,50 15 17 10 41 Гонконг, Бельгия, Китай, Япония, Тайвань, США, Индия, Швейцария, Израиль, ЮАР, Таиланд, Бельгия
СНГ 0,80 5 1 1 5 Россия, Бельгия, США, Гонконг, ОАЭ
ЮАР 0,60 4 5 3 15 ЮАР, США, Бельгия, Маврикий, Канада, Австралия
США 0,40 2 54 11 28 США, Израиль, Бельгия, Япония, Гонконг, Индия, Великобритания, Канада, Таиланд, Италия, ЮАР
Бельгия 0,37 2 34 21 78 Бельгия, США, Израиль, Индия, Китай, Гонконг, Таиланд, ОАЭ, Япония, ЮАР, Великобритания, ФРГ, Армения, Россия, Шри Ланка, Люксембург, Швейцария, Франция, Вьетнам, Маврикий
Источник: Потоцкая Т. И. Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа (на примере алмазно-бриллиантового комплекса)// Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 6.
Наличие крупных китайских компаний лишь на рынке ювелирной продукции еще раз подтверждает тот факт, что в КНР алмазно-бриллиантовый комплекс направлен в первую очередь на удовлетворение внутреннего спроса на ювелирные изделия.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• КНР — лидер в мировой добыче золота во многом благодаря соответствующей стратегической государственной политике властей в данной сфере.
• Государственная политика КНР направлена на планомерное увеличение резервов золота, что достигается за счет как добычи золота в стране, так и деятельности китайских компаний за границей.
• Повышение потребительского спроса в КНР на драгоценные металлы и камни во многом связано с национальными традициями и постепенным повышением уровня благосостояния населения. При этом государство не проводит никакой стимулирующей политики в этой области.
Библиография
1. Добыча золота в мире: цифры и факты [Электронный ресурс] / Золотодобыча. — Режим доступа: http://zolotodb.ru/articles/other/gold/10714.
2. Драгметаллы и камни [Электронный ресурс] / Агентство экономической информации «Бизнес-ТАСС». — Режим доступа: http://img.biztass.ru/6/a/Byulleten_BIZNES-TASS_-_Dragmetally_i_kamni_ N22.pdf.
3. Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий». Глава IV. Налоговые льготы [Электронный ресурс] / Законодательство Китая. — Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/economic_law/enterprise_tax_law/ enterprise_tax_law_ch4.
4. Катасонов, В. Золотой вектор китайской политики. Часть первая [Электронный ресурс] / Goldenfront.ru. — Режим доступа: http://goldenfront.ru/articles/view/zolotoj-vektor-kitajskoj-politiki-chast-pervaya.
5. Китай — новый мировой алмазный центр [Электронный ресурс] / Ювелирные Известия. — Режим доступа: http://www.j-izvestia.ru/process/news.html?id = 14704.
6. Козловский, Е. А, Комаров, М. А., Макрушин, Р. Н. Союз государств — Бразилия, Россия, Индия, Китай: проблемы минерального сырья и недропользования [Электронный ресурс] / Tvernedra.ru. — Режим доступа: http://www.tvernedra.ru/Problemimineralsiria.pdf.
7. Кучеров, А. Алроса: тяжелые времена проходят, спрос на алмазы остается [Электронный ресурс] / Грандис Капитал. — Режим доступа: http://www.grandiscapital.ru/userfiles/news/grandiscapital_ investmentidea_alrs_20111004.pdf.
8. Обзор рынка золота в СНГ [Электронный ресурс] / Инфомайн. — Режим доступа: http://www. infomine.ru/files/catalog/41/file_41.pdf.
9. Основные льготы по налогу на доходы предприятий в Китае — сельское хозяйство [Электронный ресурс] / CNLegal.ru. — Режим доступа: http://cnlegal.ru/china_taxation/enterprise_income_tax_ agriculture_enterprises/.
10. Отсчет по Кимберли: смена лидера [Электронный ресурс] / Rough&Polished. — Режим доступа: http:// rough-polished.com/ru/expertise/53567.html.
11. Перес-Санталья, М. Что на самом деле происходит со спросом на серебро в Китае? [Электронный ресурс] / Goldenfront.ru. — Режим доступа: http://goldenfront.ru/articles/view/chto-na-samom-dele-proishodit-so-sprosom-na-serebro-v-kitae.
12. Платина 2013 [Электронный ресурс] / Johnson Matthey. — Режим доступа: http://www.matthey.ru/ marketnews/documents/Platinum_2013.pdf.
13. Поддержка и развитие бизнеса — опыт Китая [Электронный ресурс] / ВэбАналитик. — Режим доступа: http://webanalitik.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0026/26027.m52xrjsn03.pdf
14. Портяков, В. Я. Природные ресурсы и экономический рост Китайской Народной Республики // История и современность. — 2006. — № 1.
15. Потоцкая, Т. И. Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа (на примере алмазно-бриллиантового комплекса) // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 6.
16. Рыжова, Н. П. Кустарная золотодобыча в России и Китае [Электронный ресурс] / Известия Алтайского государственного университета. — Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/econ/ TheNews0fASU-2011-2-1-econ-10.pdf
17. Сайт Геологической службы США [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.usgs.gov/.
18. China Mining Report Q3 2011 [Электронный ресурс] / BVR. — Режим доступа: http://www.bvresources. com/bvstore/ViewBMIReport.asp?ReportID=2103.
19. China Mining Report Q4 2013 [Электронный ресурс] / ReportLinker — Режим доступа: http://www. reportlinker.com/p0152465/China-Mining-Report-Q4.html.
20. Insley, M. How Much Gold Does China Really Have? [Электронный ресурс] / Daily Resource Hunter. — Режим доступа: http://dailyresourcehunter.com/how-much-gold-does-china-have/.
21. PRC Corporate Income Tax Law [Электронный ресурс] / KPMG. — Режим доступа: http://www. kpmg.com/CN/en/services/Tax/Global-Transfer-Pricing-Services/Documents/CIT-200801-e.pdf.
22. Wilburn, D. R., Bleiwas, D. I. Platinum-Group Metals — World Supply and Demand [Электронный ресурс] / USGS Publications Warehouse. — Режим доступа: http://pubs.usgs.gov/of/2004/1224/ 2004-1224.pdf.