УДК 336.2
Ключевые слова:
алмазы, необработанные алмазы, Кимберлийский процесс, НДС, таможенные пошлины, контроль, налогообложение
А. А. Анисимова,
мл. науч. сотр. Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов Научно-исследовательского финансового института (e-mail: [email protected])
Рынок алмазов: контроль на международном и национальном уровнях и налогообложение
В настоящее время государства всего мира стремятся увеличить мобильность ресурсов, обеспечивая в т. ч. и такой важный принцип, как принцип свободного движения капитала. Очевидно, что чем тщательнее осуществляется контроль, тем в большей степени уменьшаются возможности для мобильности ресурсов. Однако в мире существуют рынки, где высокий уровень контроля необходим, т. к. его отсутствие может повлечь за собой весьма негативные последствия. Один из таких рынков — алмазный.
Алмазный рынок — один из наиболее тщательно регулируемых как на национальном, так и на международном уровне. При этом регулирование на национальном уровне во многом осуществляется в соответствии с международными соглашениями.
В целом под деятельностью на алмазном рынке подразумевается доведение алмазов от процесса производства (добычи) до розничного потребителя, что включает в себя несколько этапов обработки, а также множество операций. Безусловно, государственный контроль должен осуществляться на всех стадиях. Это необходимо для выявления слабых мест в системе защиты от преступной деятельности, способов, которыми алмазы могут быть преступно нажиты и/или используемы, а также для анализа возможных связей с другими формами транснациональной преступной деятельности (например, торговля наркотиками и оружием). Так, по оценкам экспертов Австралийского института криминалистики, до 14 % произведенных в Австралии алмазов могут быть утрачены в результате преступной деятельности. Эти потери оцениваются до $100 млн в год1.
При этом стоит заметить, что больше всего для финансирования незаконной деятельности подходят необработанные алмазы. Вследствие этого над торговлей необработанными алмазами был установлен наиболее жесткий контроль. «5 ноября 2002 года пятьдесят два правительства ратифицировали и приняли окончательный вариант сертификации
1 Diamond industry vulnerable to illicit activity. Australian Institute of Criminology // Crime Facts Info. — 2002. — № 18 (http://www.aic.gov.au/documents/4/2/F/%7B42F11D42-EF4D-4E67-BA5E-CDAB61FABA0A%7Dcfi018.pdf).
Кимберлийского процесса. В сущности, эти страны договорились, что они разрешают импорт и экспорт необработанных алмазов, только если эти алмазы импортируются из другого государства — участника Кимберлийского процесса — или ввозятся (экспортируются) в него»2.
Основной документ Кимберлийского процесса — Система сертификации Кимберлийского процесса (Kimberley Process Certification Scheme, далее — ССКП), которая вводит существенные требования для государств — членов КП на сертификацию поставок необработанных алмазов. При ее осуществлении необработанные алмазы переходят в разряд «бесконфликтных», тем самым предотвращается ввод «конфликтных» алмазов на алмазный рынок. Минимальные требования, которым должны отвечать участники Кимберлийского процесса, встраиваются в национальное законодательство и национальные институты, связанные с экспортом, импортом и внутренним контролем, для них также существуют обязательства по прозрачности и обмену статистическими данными. В результате участники Кимберлийского процесса могут законно торговать только с теми участниками, которые отвечают установленным минимальным требованиям3.
Важное место в торговле необработанными алмазами занимают алмазные биржи. Они объединены во Всемирную федерацию алмазных бирж4, которая контролирует отдельные биржи, причем последние сохраняют автономию в своих внутренних делах. В то же время решения, принимаемые биржами на локальном уровне, должны соответствовать общей правовой базе, ратифицированной Генеральной ассамблеей федерации. В настоящий момент Федерация насчитывает 28 членов5.
Помимо бирж существуют и другие способы торговли необработанными алмазами. Локализованные рынки необработанных алмазов обычно располагаются в непосредственной близости от мест их добычи, где уличные торговцы осуществляют их закупку прямо от старателей. Стоит заметить, что это очень уязвимый этап «алмазного трубопровода»6, т. к. подобную деятельность, осуществляемую вне алмазных бирж, очень трудно контролировать7.
ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ АЛМАЗНОГО РЫНКА
В качестве примера в данной работе приведены такие страны, как Бельгия, Индия, Китай, США и Канада. Данные страны — крупные мировые алмазные центры. В связи с этим целесообразно рассматривать контроль, налогообложение, а также регулирование при осуществлении экспорта и импорта на примере данных государств.
Город Антверпен в Бельгии — центр мировой алмазной промышленности. По разным оценкам, от 80 до 90 % всех необработанных алмазов и более половины всех других типов алмазов проходят через Антверпен. Значение алмазных бирж Антверпена подтверждает хотя бы тот факт, что экспорт необработанных природных алмазов из Российской Федерации в Бельгию в денежном выражении составляет около 63 %8.
2 The Essential Guide to Implementing the Kimberley Process/ World Diamond Council (http://www.jvclegal.org/ KimberleyProcess. pdf).
3 Kimberley Process/ Официальный сайт Кимберлийского процесса (http://www.kimberleyprocess.com/en/ about).
4 Money Laundering and Terrorist Financing Through Trade in Diamonds / FATF Report (http://www. fatf-gafi.org/ media/fatf/documents/reports/ML-TF-through-trade-in-diamonds.pdf).
5 World Federation of Diamond Bourses / Официальный сайт (http://www.wfdb.com/wfdb-bourses).
6 «Алмазный трубопровод» включает в себя следующие стадии (этапы): производство, продажа необработанных алмазов, гранение/шлифовка, продажа шлифованных алмазов, розничная продажа.
7 FATF Report. Money Laundering and Terrorist Financing through Trade in Diamonds.
8 Статистика экспорта и импорта необработанных природных алмазов РФ в рамках Кимберлийского процесса за 2013 г. / Официальный сайт Министерства финансов РФ (http://minfin.ru/common/upload/library/ 2014/04/main/almazy_2013.pdf).
Учитывая важность алмазного сектора в экономике Бельгии, неудивительно, что данное государство было активным сторонником Кимберлийского процесса. Лидирующее положение Антверпена в торговле алмазами во многом обусловлено историческими традициями. На настоящий момент времени в городе находятся четыре алмазные биржи, 1500 алмазных компаний, специализированные банки, охранные и транспортные предприятия, а также специальные образовательные центры. Необработанные алмазы импортируются в Антверпен со всего мира. Далее ими торгуют, а также сортируют и/или смешивают с алмазами, имеющими другие источники происхождения. Однако большинство необработанных алмазов не подвергается шлифовке в Антверпене, а вывозится для дальнейшей обработки в другие страны, например, в Индию9.
В Бельгии существует Федерация бельгийских алмазных бирж (FBDB), которая имеет полномочия принимать решение о нормативной правовой базе для всей системы, а также налагать санкции на своих членов в случаях нарушений. Биржи подчиняются непосредственно Министерству экономики, а Европейская комиссия, в свою очередь, отвечает за надзор системы в ЕС в целом10.
Таким образом, все торговцы необработанными алмазами, а также другими категориями алмазов в Бельгии должны быть зарегистрированы в Министерстве экономики. Алмазные торговцы из других стран ЕС, которые импортируют или экспортируют алмазы через Бельгию, также должны быть зарегистрированы в качестве официальных алмазных трейдеров. Регистрация может быть приостановлена в ходе судебного следствия и отменена в результате признания вины11.
После того как товары поступили в ЕС, какие-либо ограничения на торговлю алмазами между странами ЕС снимаются. Ограничения присутствуют только на торговлю с третьими странами. Таким образом, алмазным трейдерам, ведущим бизнес в Бельгии, нужно соответствовать требованиям как бельгийского национального законодательства, так и законодательства ЕС12.
При осуществлении международной торговли (это касается как импорта в ЕС, так и экспорта из него) алмазные трейдеры должны задекларировать в Алмазном департаменте Антверпенского всемирного алмазного центра:
— стоимость товара;
— его вес;
— код товара согласно классификации;
— документально подтвержденное происхождение алмазов для импорта или экспорта13.
Данный центр функционирует в качестве контролирующего органа импорта и экспорта поставок алмазов в сотрудничестве с Министерством экономики и Таможенного управления при Федеральной государственной службе финансов.
Бельгия — общепризнанный центр торговли алмазами, и одной из причин подобной ситуации является специфика налогообложения. Экспорт алмазов из Бельгии освобождается как от налогов, так и от уплаты пошлин. Что касается импорта, то с 1 января 1999 г. все категории алмазов, ввозимые в Бельгию, освобождаются от ввозных пошлин, но не от НДС. Импортер должен заплатить 21 % НДС, рассчитанного от «таможенной стоимости»
9 Weyzig F. The Kimberley Process Certification Scheme one year ahead: state of affairs in the European Union / Netherlands Institute for Southern Africa, 2004 (http://www.somo.nl/html/paginas/pdf/Kimberley_process_one_ year_ahead_2004_NL.PDF).
10 Там же.
11 Там же.
12 Import and export of diamonds / Antwerp World Diamond Centre (https://www.awdc.be/sites/awdc/files/ awdc-pdf/chapter-17-import-and-export-of-diamonds.pdf).
13 Там же.
по курсу евро. Стоит заметить, что Бельгия не уникальна в том, что при импорте драгоценных камней взимает НДС14. Ставки НДС на драгоценные камни в странах — членах ЕС приведены в табл. 1.
Таблица 1
Ставки НДС на драгоценные камни в странах ЕС, %
Государство — член ЕС Ставка НДС Государство — член ЕС Ставка НДС Государство — член ЕС Ставка НДС
Австрия 20 Германия 19 Нидерланды 21
Бельгия 21 Греция 23 Польша 23
Болгария 20 Венгрия 27 Португалия 23
Кипр 19 Ирландия 23 Румыния 24
Чешская Республика 21 Италия 22 Словакия 20
Дания 25 Латвия 21 Словения 22
Эстония 20 Литва 21 Испания 21
Финляндия 24 Люксембург 15 Швеция 25
Франция 20 Мальта 18 Великобритания 20
Источник: VAT Rates Applied in the Member States of the European Union / European Commission (http://ec.europa. eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/vat/how_vat_works/rates/vat_rates_en.pdf).
Сравнивая данную ситуацию в Европейском союзе с Российской Федерацией, стоит заметить, что ввоз необработанных алмазов на территорию России НДС не облагается15, но зато ввоз и вывоз необработанных алмазов на территорию Таможенного союза, в который входит Россия, облагается следующим образом:
— при вывозе необработанных алмазов ставка пошлины — 6,5 % от таможенной стоимости в евро либо в долларах США16;
— при ввозе ставка пошлины — 10 % от таможенной стоимости в евро либо в долларах США17 (в Бельгии такие пошлины отсутствуют).
В Бельгии можно получить и освобождение от НДС как при импорте алмазов, так и для сделок на внутреннем рынке, при условии, что алмазный дилер полностью соответствует всем положениям ст. 42, § 4 законодательства об НДС (VAT Legislation). Чтобы получить право на освобождение от НДС, необходимо написать заявление в Высший совет по алмазам Алмазного департамента (HRD — Diamond Office)18.
Помимо НДС, алмазных дилеров могут обязать осуществить дополнительные платежи. Например, это плата за администрирование и экспертизу товара в Алмазном департаменте: 0,035 % от его стоимости. Существует скидка в размере 10 % на поставки, представленные до 10 часов утра.
14 Doing business in Antwerp / Antwerp World Diamond Centre (https://www.awdc.be/en/doing-business-antwerp).
15 Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 7.08.2000. — № 32. — Ст. 3340.
16 Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 г № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — 9.09.2013. — № 36. — Ст. 4582.
17 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»(http://www.tsouz.ru/DB/ETTR/ETTWTO/Pages/default.aspx).
18 Doing business in Antwerp/ Antwerp World Diamond Centre.
В Индии Система сертификации Кимберлийского процесса начала реализовываться 1 января 2003 г. Управление Кимберлийским процессом осуществляется Департаментом торговли Министерства торговли и промышленности, а также Правительством Индии19. В Индии находится алмазная биржа Бхарат (Bharat Diamond Bourse)20.
Внешнеторговая политика Индии в отношении драгоценных камней и ювелирной промышленности определена в качестве основной сферы перспективного расширения экспорта, в т. ч. с целью создания новых рабочих мест. Так, одна из составляющих этой политики — беспошлинный импорт расходных материалов и инструментов для изготовления ювелирных изделий из алмазного сырья и бриллиантов. При этом пошлиной не облагаются коммерческие образцы менее 300 тыс. рупий21.
Однако необработанные алмазы в Индии при ввозе облагаются пошлиной 10 %. Существуют и дополнительные платежи: плата за разгрузку (1 % от цены CIF), компенсационная пошлина (12 % от цены CIFD + плата за разгрузку)22 и др. Налог с продаж при обороте драгоценных камней в Индии не уплачивается.
Для увеличения внешней торговли и инвестиций индийское правительство проводит политику по развитию Особых экономических зон (ОЭЗ). В соответствии с этим правительство позволило компаниям создавать подразделения в ОЭЗ для производства товаров или оказания услуг в целях формирования благоприятной среды для экспорта. Однако существуют нормы, которыми регулируется промышленность в ОЭЗ. В частности, не разрешен ввоз или вывоз необработанных алмазов без сертификата Кимберлийского процесса.
В Китае спрос на алмазы растет, и поэтому алмазная промышленность развивается довольно быстро. Она ускорила свой рост, после того как в 1980-х годах алмазы были найдены в трех провинциях (Ляонин, Шаньдун и Хунань). В то время алмазы в основном использовались для экспорта (годовой доход $60-80 млн). Однако затем, с увеличением внутреннего спроса, значительная часть алмазов стала импортироваться23. Стоит также сказать, что китайская алмазная промышленность претерпела серьезные изменения, которые были связаны с развитием потребительского рынка ювелирных изделий. Однако основным из этих изменений было то, что Китай стал участником Кимберлийского процесса24. В феврале 2000 г. правительство Китая одобрило создание Шанхайской алмазной биржи. Эта некоммерческая организация аккумулировала деятельность большинства алмазодобывающих компаний, а также привлекла на рынок Китая иностранные алмазные компании.
Что касается налогообложения, то по правилам, которые вступили в силу с 1 июля 2006 г., налоговые ставки НДС на бриллианты (шлифованные алмазы) отличаются от налоговых ставок на необработанные алмазы:
— для импортера бриллиантов ставка НДС — 4 %;
— необработанные алмазы не облагаются НДС, если импортируются через Шанхайскую алмазную биржу25.
Если бриллианты вначале был импортированы как необработанные алмазы, они могут быть снова проданы на Шанхайской алмазной бирже (рассматривается как экспорт)
19 Kimberley Process Certification Scheme. India's Annual Report 2011 / The Gem & Jewellery Export Promotion Council. March 2012 (http://www.kimberleyprocess.com/fr/system/files/documents/India%20Annual%20Report %202011.pdf).
20 Bharat Diamond Bourse/ Официальный сайт(http://www.bdbindia.org/).
21 Indian Gems and Jewellery Sector (https://www.dnb.co.in/IndianGemsandJewellerySector/Regulations.asp).
22 Duty Calculator (http://www. dutycalculator. com/).
23 A Guide for Indian Businesses. Gems & Jewellery Industry in China / Embassy of India (http://www. indianembassy.org.cn/pdf/gemsjewellery_industryjn_china.pdf).
24 China new tax policy for diamond import/ Diamond Administration of China (http://www.dac.gov.cn/diamond/ picnewinfo. aspx?id=25).
25 Там же.
после обработки. Эти бриллианты могут быть экспортированы за рубеж и/или реимпортированы на внутренний рынок. Однако в этом случае необходимо будет заплатить НДС, равный 4 %.
Рисунок 1
Налоговая политика Китая в сфере импорта алмазов
Налоговые Виды налого- Налоговые Изменения
ставки обложения ставки в 2006 г.:
до 2002 г. импорта алмазов после 2002 г. новая ставка НДС
Источник: Diamond Administration of China. China new tax policy for diamond import (http://www.dac.gov.cn/ diamond/picnewinfo. aspx?id=25).
Процесс присоединения к Кимберлийскому процессу США был ознаменован Интерла-кенской декларацией от 5 ноября 2002 г., в которой представители США и других стран объявили о запуске системы сертификации необработанных алмазов в рамках Кимбер-лийского процесса. Далее президент Соединенных Штатов подписал акт «О торговле чистыми алмазами», который обеспечивает меры по реализации Кимберлийского процесса в Соединенных Штатах, и издал исполнительный приказ № 13312 «Реализация акта «О торговле чистыми алмазами»26.
Приказ № 13312 запрещает (с определенными установленными Актом исключениями) ввоз в США и вывоз из США любых необработанных алмазов из какого-либо источника, не контролируемого через Систему сертификации Кимберлийского процесса. Контролирующим органом выступает Государственный департамент, который отвечает за определение всех участников, имеющих право на торговлю необработанными алмазами (импорт и экспорт), и периодически публикует актуальный список Федерального регистра участников. За осуществление контроля отвечает госсекретарь27.
Алмазы и другие драгоценные камни — товар, который высоко ценится и доступен для добычи и торговли во многих регионах по всему миру. Вследствие наличия большого количества таких мест для алмазов в США установлены высокие ставки таможенных пошлин и строгие правила при осуществлении импорта. Так, в гл. 71 Гармонизированной системы тарифных ставок США на 2014 г. представлены тарифные ставки на такие драгоценности, как «жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты»28. Гармонизированная система тарифных ставок служит основой для определения ставок пошлин29.
26 An Overview of the Rough Diamonds Control Regulations. Title 31 Part 592 of the U.S. Code of Federal Regulations (http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/diamond.pdf).
27 Там же.
28 Harmonized Tariff Schedule of the United States (2014) (http://hts.usitc.gov/Table%2071.xml).
29 US Gem Importing — How to Import Diamonds and Gems to the US / Informed Trade International (http:// www.itintl.com/us-gem-importing-how-to-import-diamonds-and-gems-to-the-us.html).
Чтобы определить ставку пошлины, необходимо однозначно отнести конкретный товар к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Для этого сначала нужно определить товарную позицию, выбрав наиболее подходящую из перечисленных в классификации. Например, товарная позиция 7102 — «Алмазы обработанные или необработанные, но неоправленные или незакрепленные». Как только товарная позиция установлена, можно установить товарную субпозицию и далее уже определить более конкретную классификацию и пошлину на данный товар30. В Гармонизированной системе тарифных ставок США предусматривается несколько ставок на одни и те же товары, которые отражены в трех столбцах документа. В первом столбце отражены ставки пошлин на товары из стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования. Во втором — ставки пошлин на товары из развивающихся стран, для которых действует система преференций. В третьем — ставки пошлин по основному тарифу31.
Здесь необходимо также заметить, что в США отсутствует налог на добавленную стоимость (НДС), а налог с продаж, который является аналогом НДС, не взимается в общем случае с импортеров. И поэтому в отличие от стран ЕС и Канады при ввозе товаров 71-й группы требуется уплата лишь ввозной таможенной пошлины.
В Канаде, как в государстве — участнике Кимберлийского процесса, импорт алмазного сырья должен сопровождаться сертификатом Кимберлийского процесса. При этом для каждой партии товаров, которая может состоять из нескольких контейнеров, требуется отдельный сертификат. Импортеры предоставляют сертификат Кимберлийского процесса в Агентство канадской пограничной службы сотруднику в пункте въезда в Канаду32. Основным нормативным правовым актом, который регулирует импорт и экспорт необработанных алмазов в Канаде, является акт «Об экспорте и импорте необработанных алмазов», принятый в 2002 г.33
Сертификаты Кимберлийского процесса в Канаде выдает Департамент природных ресурсов. Этот орган также сравнивает данные экспорта с оригинальными данными импорта, для того чтобы сопоставить ценность и вес товара34. В рамках процесса декларирования коммерческих товаров определенная информация должна быть предоставлена в Канадское пограничное агентство в специально установленной для этого форме. Она включает: имя, адрес и номер импортера, подробное описание товара, дату отгрузки, тарифный режим, страну происхождения, тарифную классификацию и стоимость товара для выполнения обязанностей по уплате платежей, применяемую ставку пошлины и/или налоговую ставку, сумму пошлин и/или налогов для оплаты35.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) используется для определения тарифной классификации, а также связанной с ней ставки таможенной пошлины. Пошлины рассчитываются от стоимости товаров в канадских долларах. В таможенном тарифе ставки пошлин ГС приведены в двух столбцах. В первом столбце — ставки таможенных пошлин для стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Tariff). Во втором — ставки пошлин на товары из стран, для которых действует система преференций (Applicable Preferential
30 US Gem Importing — How to Import Diamonds and Gems to the US / Informed Trade International (http:// www.itintl.com/us-gem-importing-how-to-import-diamonds-and-gems-to-the-us.html).
31 Harmonized Tariff Schedule of the United States (2014).
32 Customs Requirements/Canada Post Corporation (http://www.canadapost.ca/tools/pg/manual/PGcustoms-e.asp).
33 Export and Diamond of Rough Diamond Act / Justice Laws Website (http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/ E-18.5/FullText. html).
34 The Key to Kimberley Internal Diamond Controls: Seven Case Studies / Partnership Africa Canada and Global Witness Publishing Inc., 2004 (http://www.globalwitness.org/sites/default/files/import/keytokimberleyenglish.pdf).
35 Jewellery Declaration Requirements/ FedEx (http://www.fedex.com/ca_english/international/regulatorynews/ jewelry.html).
Tariffs)36. Более подробно информация по тарифным ставкам представлена в документе о Таможенном тарифе Канады37.
В Канаде НДС отсутствует, но существуют налог, который является аналогом НДС. Это так называемый налог с продаж. Те лица, которые осуществляют импорт товаров с коммерческой целью, уплачивают налог на товары и услуги (Good and Service Tax, GST) или федеральную часть гармонизированного налога с продаж (Harmonized Sales Tax, HST) в размере 5 % в соответствии с законодательством Канады в данной сфере38.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По правилам международной системы сертификации в рамках Кимберлийского процесса необходимо иметь сертификат для осуществления торговли необработанными алмазами. При этом экспорт может осуществляться только государству — участнику Кимберлийского процесса, а импорт — только из такого государства. Что касается регулирования экспорта и импорта, то при экспорте государства, как правило, не взимают таможенные пошлины. В то же время при импорте даже при отсутствии таможенных пошлин часто подлежит уплате НДС. Такая ситуация, например, в настоящее время имеет место в государствах ЕС.
Особенность регулирования алмазного рынка — унификация норм, которые импле-ментированы в национальные законодательства, и, как следствие, единообразие в сфере осуществления контроля. Так, например, регулирование алмазного рынка пяти стран, которые были представлены в данной работе, имеет много общего с ситуацией в Российской Федерации, которая также является участником Кимберлийского процесса. Однако, несмотря на единообразие данных норм, в национальном законодательстве они могут имплементироваться по-разному. Например, количество требований, предъявляемых в связи с получением сертификата в Канаде, существенно меньше, чем в России. Очевидно, что подобная ситуация в нашей стране приводит к повышению административных барьеров. Также к особенностям регулирования экспорта и импорта алмазов в Российской Федерации можно отнести и тот факт, что оно осуществляется не только национальным, но и наднациональным законодательством, вследствие того что Россия — член Таможенного союза. При этом наднациональное регулирование, которое характерно и для стран ЕС, на территории Таможенного союза более жесткое: при вывозе и при ввозе необработанных алмазов уплачиваются таможенные пошлины, что представляет собой ограничение на осуществление торговли. Однако плюсом российской практики является то, что ввоз необработанных алмазов на территорию России не облагается НДС, в отличие от многих стран — членов ЕС.
Библиография
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 07.08.2000. — № 32. — Ст. 3340.
2. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.09.2013. — № 36. — Ст. 4582.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» [Электронный ресурс] / Евразийская экономическая комиссия. — Режим доступа: http://www.tsouz.ru/DB/ETTR/ETTWTO/Pages/default.aspx.
36 Jewellery Declaration Requirements / FedEx (http://www.fedex.com/ca_english/international/regulatorynews/ jewelry.html).
37 Customs Tariff (http://cbsa-asfc.gc.ca/trade-commerce/tariff-tarif/2013/01-99/ch71-2013-02-eng.pdf)/
38 Excise Tax Act (R.S.C., 1985, c. E-15)/ Justice Laws Website (http:// -lois.justice.gc.ca/eng/acts/e-15/ page-174.html).
4. Статистика экспорта и импорта необработанных природных алмазов Российской Федерацией в рамках Кимберлийского процесса за 2013 г. [Электронный ресурс] / Министерство финансов РФ. — Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/04/main/almazy_2013.pdf.
5. Diamond industry vulnerable to illicit activity. Australian Institute of Criminology [Электронный ресурс] // Crime Facts Info. — 2002. — № 18. — Режим доступа: http://www.aic.gov.au/documents/4/2/F/%7B42F11D42-EF4D-4E67-BA5E-CDAB61FABA0A%7Dcfi018.pdf.
6. A Guide for Indian Businesses. Gems & Jewellery Industry in China [Электронный ресурс] / Embassy of India Beijing. — Режим доступа: http://www.indianembassy.org.cn/pdf/gems_jewellery_industry_in_china.pdf.
7. An Overview of the Rough Diamonds Control Regulations. Title 31. Part 592 of the U.S. Code of Federal Regulations [Электронный ресурс] / U.S. Department of the Treasure Office of Foreign Assets Control. — Режим доступа: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/diamond.pdf.
8. Import and export of diamonds [Электронный ресурс] / Antwerp World Diamond Centre. — Режим доступа: https://www.awdc.be/sites/awdc/files/awdc-pdf/chapter-17-import-and-export-of-diamonds.pdf.
9. Registration with the diamond office [Электронный ресурс] / Antwerp World Diamond Centre. — Режим доступа: https://www.awdc.be/en/registration-diamond-office-0.
10. Bharat Diamond Bourse / Официальный сайт алмазной биржи Бхарат. — Режим доступа: http://www. bdbindia.org/.
11. Customs Requirements [Электронный ресурс] / Canada Post Corporation. — Режим доступа: http://www. canadapost.ca/tools/pg/manual/PGcustoms-e.asp.
12. Customs Tariff: [Электронный ресурс] / Canada Border Services Agency. — Режим доступа: http://cbsa-asfc. gc.ca/trade-commerce/tariff-tarif/2013/01-99/ch71-2013-02-eng.pdf.
13. China new tax policy for diamond import [Электронный ресурс] / Diamond Administration of China. — Режим доступа: http://www.dac.gov.cn/diamond/picnewinfo.aspx?id=25.
14. Excise Tax Act (R.S.C., 1985, c. E-15) [Электронный ресурс] / Justice Laws Website. — Режим доступа: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/e-15/page-174.html.
15. Export and Diamond of Rough Diamond Act [Электронный ресурс] / Justice Laws Website. — Режим доступа: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/E-18.5/FullText.html.
16. Money laundering and Terrorist. Financing Through Trade in Diamonds [Электронный ресурс] / FATF Report. — Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/ML-TF-through-trade-in-diamonds.pdf.
17. Kimberley Process Certification Scheme. India's Annual Report 2011. March 2012 [Электронный ресурс] / The Gem & Jewellery Export Promotion Council. Kimberley Process. — Режим доступа: http://www. kimberleyprocess.com/fr/system/files/documents/India%20Annual%20Report%202011.pdf.
18. Harmonized Tariff Schedule of the United States (2014) [Электронный ресурс] / United States International Trade Commission. — Режим доступа: http://hts.usitc.gov/Table%2071.xml.
19. Doing Business in Antwerp [Электронный ресурс] / Antwerp World Diamond Centre. — Режим доступа: https://www.awdc.be/en/doing-business-antwerp.
20. Regulations and Policies [Электронный ресурс] / Indian Gems and Jewellery Sector. — Режим доступа: https://www.dnb.co.in/IndianGemsandJewellerySector/Regulations.asp.
21. Jewellery Declaration Requirements [Электронный ресурс] / FedEx. — Режим доступа: http://www.fedex. com/ca_english/international/regulatorynews/jewelry.html.
22. Kimberley Process / Официальный сайт Кимберлийского процесса. — Режим доступа: http://www. kimberleyprocess.com/en/about.
23. KP Participants and Observers [Электронный ресурс] / Kimberley process. — Режим доступа: http://www. kimberleyprocess.com/en/kp-participants-and-observers.
24. The Key to Kimberley Internal Diamond Controls: Seven Case Studies. [Электронный ресурс] / Partnership Africa Canada and Global Witness Publishing Inc., 2004. — Режим доступа: http://www.globalwitness.org/ sites/default/files/import/keytokimberleyenglish.pdf.
25. Weyzig F. The Kimberley Process Certification Scheme one year ahead: state of affairs in the European Union [Электронный ресурс] / Netherlands institute for Southern Africa 2004. — Режим доступа: http://www. somo.nl/html/paginas/pdf/Kimberley_process_one_year_ahead_2004_NL.PDF.
26. US Gem Importing — How to Import Diamonds and Gems to the US [Электронный ресурс] / Informed Trade International. — Режим доступа: http://www.itintl.com/us-gem-importing-how-to-import-diamonds-and-gems-to-the-us.html.
27. The Essential Guide to Implementing the Kimberley Process [Электронный ресурс] / World Diamond Council. — Режим доступа: http://www.jvclegal.org/KimberleyProcess.pdf.
28. VAT Rates Applied in the Member States of the European Union [Электронный ресурс] / European Commission. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/ vat/how_vat_works/rates/vat_rates_en.pdf.
29. World Federation of Diamond Bourses. — Официальный сайт. — Режим доступа: http://www.wfdb.com/ aboutus/structure.