ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
A.B. Деттерер
В предверии XXI века можно говорить о необходимости создания модели нового учителя, модели подготовки учителя-исследователя.
Потребности современной системы образования свидетельствуют о заинтересованности в получении специалистов творческого, креативного мышления:
они нужны школе, где требуются учителя, способные не только воспроизводить учебный материал на уроке, но и развивать их мышление, память, внимание и другие качества, опираясь на знание возрастных и индивидуальных особенностей, умения наблюдать и творчески применять психолого-педагогические знания, быть практическими психологами;
они нужны в качестве руководителей школ и в управлении образованием, их готовят из числа лучших, творчески работающих учителей;
они нужны для организации методических кабинетов и учебно-методических центров в качестве методистов;
они нужны в качестве будущих ученых для развития науки.
Для изучения опыта учителей, развития теории и практики обучения и воспитания всегда требовались учителя-исследователи. Как правило, отбор специалистов велся по результатам практической деятельности учителей. Научно-педагогическая практика России и зарубежных стран свидетельствует, что многие учителя-исследователи вырастали ка практической образовательной почве: Я.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег, И.Гербарт, Н.Пирогов, К.Ушинский, П.Блонский, Д.Дьюи, С.Фреме, А.Макаренко, В.Сухомлинский, Ю.Бабанский, В.Караковский, Ш.Амонашвили и многие другие.
Подготовка квалифицированных кадров учителей разных специальностей является основной задачей педагогического вуза. Но сложившаяся репродуктивная технология обучения в педвузе не в состоянии ее решить.
Чтобы в школу пришел молодой специалист с развитым инновационными мышлением, носителем новых педагогических технологий, готовым приступить к работе без дополнительного обучения (переобучения), требуется другая, продуктивная (творческая) технология его подготовки.
Уже в образовательном процессе педагогического вуза предстоит сориентировать студента на выполнение творческих заданий, на формирование у него реального педагогического мастерства, проявляемого в знании разнообразного педагогического инструментария и опыте его применения в школе.
Такой подход предполагает перестройку существующего образовательного процесса в педвузе на новые продуктивные технологии обучения, автоматизацию учебной деятельности студентов на основе контрольно-обучающих и аудиовизуальных мультимедийных программ ит. д.
В настоящее время речь идет не об отдельных учителях, а о массовом учителе. Учителя-исследователи нужны не только для развития науки, но и для повседневной творческой образовательной деятельности. Какие направления подготовки для этого есть?
1 .Допрофессиональная подготовка: через педагогические классы общеобразовательной школы.
2.Профессиональная подготовка: в педколледжах и педвузах.
3.Постпрофессиональная подготовка: на курсах повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре.
Допрофессиональная подготовка, которую проводит ТГПУ совместно с Областным управлением образования через широкую сеть педклассов в Томске и в сельских школах Томской области, позволяет не только ориентировать молодежь на профессию учителя, но и вести отбор творчески одаренных молодых людей.
На следующем этапе, в педагогических учебных заведениях, продолжается их творческое развитие не столько через лекции, сколько через индивидуальное общение, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, педагогическую практику, участие в студенческих научных конференциях и предметных олимпиадах, межвузовских смотрах-конкурсах лучших студенческих научных работ. Здесь немалая роль принадлежит вузовскому преподавателю - научному руководителю.
Перспективное направление в технологии обучения будущих учителей-исследователей на факультете начальных классов (ФНК) ТГПУ представлено в проекте, поддержанном грантом МОПО «Система продуктивной технологии подготовки учителя начальных классов в педвузе». В основе продуктивной технологии, разрабатываемой на факультете под руководством проф. А. А. Вострикова, лежат такие подходы, как комплекс целенаправленной профессиональной подготовки через аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов в режиме исследовательской и конструктивной деятельности, в том числе с использованием аудио-видео средств.
Осваивая приемы педагогического мастерства в рамках различных направлений развивающего обучения, студенты под руководством преподавателя исследуют механизмы формирования педагогического инструментария и осваивают технологию его конструирования для различных педагогических ситуаций в школе. В ходе психолого-педагогического практикума осуществляется исследование эффективности применения освоенных приемов педагогического мастерства и способов их адаптации к реальным условиям образовательного процесса в школе с закреплением этого опыта в ходе педагогической работы с учащимися.
Подготовлен учебный план и разработаны квалификационные требования подготовки учителя начальных классов с дополнительной специальностью «педагог - психолог начальной школы». Созданы учебные и методические пособия.
Технологический курс предполагает нетрадиционные формы организации педагогического процесса, зарекомендовавшие себя в интенсивной и продуктивной педагогике:
формирующая беседа;
профессионально-интеллектуальный тренинг; профессионально-методический тренинг; креативный тренинг работы над учебником; креативно-педагогический тренинг; психолого-педагогический практикум в школе и др. Психолого-педагогический практикум в школе предполагает:
предварительную подготовку школ-экспериментальных площадок, на базе которых он будет проводиться;
подготовку учителей этих площадок по новым технологиям обучения;
подготовку преподавателей-методистов ФНК к работе со студентами по новым
образовательным технологиям, разрабатываемым на факультете.
Конечным результатом проекта является организация учебного процесса факультета на основе новых, продуктивных технологий.
Новая цель профессиональной подготовки учителя начальных классов заставила по-иному посмотреть на работу педклассов. Совет факультета утвердил «Положение о педагогическом классе ФНК».В нем записано: «Педагогический класс ФНК ТГПУ является совместной структурой школы и ФНК. Предназначен для отбора будущих абитуриентов по необходимым для учителя личностным профессиональным качествам, для допрофессиональной подготовки по основным специальностям факультета.» В качестве основных параметров конкурсного отбора называются:
а) личностные качества: креативность мышления, память, быстрая обучаемость, сценичность, проявляемая в выразительности жестов, мимики, интонации, пластики;
б) социальные качества: лидерские свойства, коммуникативность, проявление нравственного отношения к детям, умение общаться с малышами.
На послевузовском этапе творческий рост продолжается через повышение квалификации на соответствующих курсах, а также через аспирантуру (очную или заочную), либо соискательство. Для выпускников оказываются полезными творческие связи со своими вузовскими научными руководителями.
Для освоения новых образовательных технологий научно-технологическая лаборатория ФНК «Психопедагогики и продуктивного обучения» (руководитель проф. А.А.Востриков) предложила работающим учителям для повышения квалификации альтернативу имеющимся технологиям обучения в начальной школе под названием «Сибирская школа развития». Эта технологическая образовательная система включает в себя следующие компоненты как направления:
1. Новое эффективное учебное пространство, рабочие места и рабочие положения учащихся т.е. организация учебного класса в начальной школе с позиции валеология, педагогической психологии и продуктивного обучения.
2. Технология личностно-ориентированного обучения.
3. Технология продуктивного обучения по образовательным направлениям «человек», «общество», «культура» с позиций концепции прямого развития и свободного развития в рамках тренировки процессов обучаемости, продуктивности и самопредъявления, личностных свойств и качеств, социальных навыков и стандартов нравственного поведения на базе предметов «практическое человекознание» и «развивающая эстетика».
4. Технология продуктивного обучения по образовательным направлениям «математика», «язык»,»природоведение» с позиций концепции прямого и свободного развития познавательного интереса ребенка, его мотива учения, исследовательской и продуктивной самостоятельной учебной деятельности, интегративности получаемых знаний, креативности мышления и навыков творческого применения усвоенных знаний. Технология обозначена как продуктивно-формирующая система обучения.
5. Технология активного развития способностей к учению у учащихся классов ЗПР и их активное вовлечение в продуктивную систему обучения.
6. Технология развивающей и формирующей эстетики для начальной школы в виде курсов «эстетика музыкальности», «эстетика художественности, «эстетика поэтичности», «эстетика пластичности» и «эстетика театральности».
Перечисленные направления исследования и разработки направлены на существенную доработку содержания образования в начальной школе как дополнение к существующему образовательному стандарту, а также на отработку и внедрение в учебный процесс новых продуктивных технологий обучения, направленных на повышение эффективности учебной деятельности учителя и учащихся.
Программа Сибирской школы развития является альтернативной хорошо известным направлениям развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. По сравнению с ними имеет ряд достоинств:
разработка диагностично поставленных целей обучения;
ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость обучающих процедур через специально созданные для этого учебники.
Доклады учителей, творчески работающих в системе «Сибирской школы развития», опубликованы в сборнике материалов регионального научно-методического семинара «Разработка концептуальных основ и технологий продуктивного обучения» Общероссийской школы молодого специалиста-исследователя Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы». Они свидетельствуют о творческом росте и развитии авторов, их росте как педагогов-исследователей. Этому способствовала исследовательская и конструктивная деятельность, проводимая ими на уроках.
Повышению квалификации учителей Ленинского и Октябрьского районов г.Томска, их участию в эксперименте способствовали руководители управлений образования A.B. Слонкова и Л.В. Яблуновская.
В настоящее время в управлениях образования, в учебных заведениях Томской области творчески работает немало учителей-исследователей, в том числе и дипломированных. Развитию их исследовательских способностей помогают методические объединения, кафедры в самих учебных заведениях под научным руководством вузовских преподавателей, учителей-руководителей авторских школ.
Представляется, что в Томске, Сибирских Афинах, сложился благоприятный климат для роста творчески работающих учителей-исследователей.
Литература
1. Разработка концептуальных основ и технологий продуктивного обучения. Общероссийская школа молодого специалиста-исследователя: Материалы регионального научно-практического семинара Общероссийской конференции «Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя«. Томск: Томский гос. пед. ун-т. 1997. 195 с.
2. Востриков A.A. Программа развивающего и формирующего обучения в начальной школе «Сибирская школа развития». Дополнение к федеральному образовательному стандарту. Новосибирск - Томск. 1997. 59 с.
О КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ
Н.С. Болотнова
Учебно - познавательная и воспитательная педагогическая деятельность диалогична по своей сути, ориентирована «на другого» (М.М. Бахтин). Именно поэтому искусство общения является одним из наиболее важных профессиональных качеств учителя. В современных условиях кризиса духовной и речевой культуры общества проблема формирования и совершенствования коммуникативной культуры педагога приобретает государственную значимость: от профессионального мастерства учителя во многом зависит культура тех, кто будет жить в новом тысячелетии.