Литература
1. Батов В. Другому как понять тебя? М., 1991.
2. Корнеев В.Д. Функции и условия эффективности стандартизированного преъявления учебного материала / Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н. М., АПН, 1985. 179 с.
3. Селиверстова E.H. Прием обучения как способ реализации единства преподавания и учения / Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н. М., 1982. 241 с.
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В. И. Ревякина
The history of development of pedagogical classes in Russian education, the purposes and the problems of this form before university orientation of-senior classmates on pedagogical activity are given in the present article.
The author considers six years' experience of employees of Tomsk pedagogical university on the production of requirements to the content of education and on shaping graduate models of pedagogical class. This article can be interesting for leaders of schools, teachers and students.
Сегодняшние потребности Томской области в педагогических кадрах высшей квалификации удовлетворяются лишь частично, что подтверждается следующей статистикой. Так, в 1993 г. область нуждалась в 280 учителях, однако всего 179 выпускников ТГПУ были распределены на работу в село, из них прибыли к месту назначения только 120. Общая картина следующих нескольких лет рассмотрена в таблице 1.
Таблица 1.
Год Выпуск ТГПУ Село
Потребности Распределено Приступили к работе
1994 554 310 126 87
1995 605 368 177 110
1996 497 230 133 103
1997 545 308 134 89
Цифры наглядно свидетельствуют о необходимости изыскивать резервы для поддержания кадровой политики области в состоянии положительного баланса. В этой связи полезно вспомнить крылатое выражение «Зри в корень» и обратиться к известному в России опыту по разрешению подобных кризисных ситуаций, сместив фокус внимания на первоначальное звено в общей системе подготовки педагогических кадров, а именно на педклассы. Рассмотрим кратко историю вопроса.
Генезис идеи педагогических классов датируется второй половиной XIX в., когда в Петербургском Смольном институте благородных девиц и в некоторых женских гимназиях были организованы дополнительные восьмые педагогические классы с целью дать девушкам из небогатых семейств шанс самостоятельного зарабатывания на жизнь в качестве домашних воспитательниц (гувернанток) или учительниц в народной начальной школе.
Следующий виток развития идеи приходится на 20-е гг., а затем на конец 40-х гг. XX в. по причине острейшего дефицита в школах страны педагогических кадров, который удалось частично сократить за счет пополнения учительского корпуса выпускниками педклассов. В 60-е -70-е гг. педклассы продолжили свое существование, однако целевая установка изменилась. На данном этапе они выполняли профориентационную функцию в статусе факультативных групп.
Заметное оживление деятельности педагогических классов в масштабах России в целом и в школах Томской области в том числе, началось в 1990 г., когда Госкомитет по образованию СССР принял решение о предоставлении выпускникам педклассов неоправданно больших льгот - безэкзаменационного зачисления в педвузы.
Тогда впервые Томский педвуз столкнулся с проблемой плохо подготовленного и профессионально недостаточно сориентированного контингента выпускников педклассов области, многие из которых, легко поступив в ТГПИ, так же стремительно его покинули, будучи отчисленными либо за академическую неуспеваемость, либо по причине добровольного прекращения обучения (случайно попали в число студентов, прельстившись возможностью поступить хоть куда-нибудь без сдачи вступительных экзаменов). Укажем и на сопутствующее, хотя основополагающее по сути, обстоятельство, давшее отрицательный результат. Решение Госкомитета спровоцировало районные органы образования Томской области на срочное документальное оформление якобы существующих педклассов, а списочный состав этих «педклассов» был представлен в приемную комиссию ТГПИ для льготного зачисления в число студентов. Такой ошибочный, кампанейский подход дорого обошелся движению педагогических классов Томской области, поскольку на первом же г. искаженный вариант реализации весьма плодотворной идеи девальвировал ее значение, подорвал престиж и обрек руководителей педклассов на дополнительные усилия на протяжении шести лет с тем, чтобы доказать всю значимость и перспективность довузовской профессиональной подготовки старшеклассников, как мощного рычага в пополнении рядов творческого учительства.
Представление о целях и задачах этого движения дает «Положение о педагогическом классе средней школы», разработанное на базе типового, но адаптированное к условиям Томской области, основные пункты которого предлагаются выборочно ниже.
1. Педагогические классы (класс) создаются для целенаправленной профессионально-педагогической ориентации старшеклассников, формирования у них устойчивого интереса, умений и навыков педагогической деятельности.
2. Педагогические классы (класс) открываются в средних общеобразовательных школах при наличии в них соответствующей материально-технической базы и высококвалифицированного, творчески работающего педагогического коллектива.
Вопрос об открытии педагогических классов рассматривается городскими и районными отделами народного образования.
3. Педагогические классы (класс), численностью не более 25 человек, комплектуются из выпускников девятых классов школ города, района, которые проявили склонность к профессии педагога. Ответственность за комплектование педагогических классов возлагается на педагогические коллективы школ, районные, городские отделы народного образования.
4. Педагогическим коллективам, руководителям школ рекомендуется принимать в педагогические классы юношей и девушек с учётом их общественно-педагогической активности, организационных и коммуникативных способностей, с высоким уровнем учебной подготовки.
5. Зачисление учащихся в десятые педагогически^ классы проводится приказом директора общеобразовательной школы по рекомендации педагогического совета школы и на основании заявления учащихся, документа об окончании неполной средней школы, итогов собеседования с учащимися и их тестирования.
В помощь руководителям педклассов школ г. Томска и Томской области кафедра педагогики ТГПУ разрабатывает основные подходы к составлению рабочих программ по основам
Вестник Томского государственного педагогического университета 45
педагогической профессии совместно с руководителями педклассов. В целях координации деятельности руководители педклассов школ Томской области руководствуются чётко очерченным образовательным минимумом: это 52 вопроса, составленные и утверждённые кафедрой педагогики совместно с руководителями на методическом семинаре в 1994г.
В новых социально-экономических условиях планирование жизненной карьеры молодёжи, включая и профессиональное самоопределение, становится настолько серьёзным шагом, что от его правильности зависит конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Кроме того, повышенные требования современной школы к специалистам - педагогам диктуют и педвузам более жёсткий отбор абитуриентов для обучения на госбюджетной основе. В этой ситуации скоординированная совместная деятельность кафедры педагогики ТГПУ, управления образованием и школ по развитию сети педагогических классов представляется стратегически верным направлением, которое стимулирует творчество и постоянный рост квалификационного уровня не только учителей, возглавляющих педклассы, но также ориентирует весь коллектив на повышение качества работы школы в целом, а это -гарантия получения абитуриентской «элиты», из которой за гг. обучения в педвузе вырастает, как подтверждает шестилетний опыт ТГПУ, учительство высокой пробы.
Работа с педагогическими классами школ области, проводимая кафедрой педагогики ТГПУ, направлена на поиск путей развития системы довузовской подготовки, обеспечивающей субъектное, творческое развитие личности. ч
Образование соответствует своему истинному предназначению только тогда, когда создаёт условия для развития личностей, способных освободиться от влияний функциональной заданности. Российской школе нужен педагог высокой культуры, способный к рефлексии и коррекции своих действий и поступков.
Между тем анализ показывает, что сегодня для педагогической подготовки будущего учителя характерно доминирование утилитарного и технократического подходов, суть которых заключается в ориентации не на личность и её развитие, а на человека как на программируемый компонент всевозможных воздействий. Осознание этой парадигмы вызывает необходимость построения новой педагогики в вузе, что с неизбежностью влечёт за собой изменения и в пропедевтических курсах, которые изучают учащиеся педклассов.
В основу построения и отбора содержания этих курсов должны быть положены ведущие гуманистические идеи отечественной и зарубежной педагогической мысли такие как:
развивающее образование, не ограниченное только целями учебного предмета и возрастными рамками;
личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса.
Возрастные особенности старших школьников (9-10 кл.) позволяют выявить устойчивые жизненные планы, ценностные ориентации, интерес к конкретной специализации и учебным предметам. Важным компонентом довузовского этапа является профориентацион-ная работа с абитуриентами, направленная на выявление и познание ими своих личностных особенностей, возможностей, способностей.
В результате проведения вступительных профессиональных экзаменов у выпускников педклассов в течение 1992-1997 г. мы предприняли попытку проанализировать потребност-но-мотивационную сферу, которая раскрывает источники профессионально-педагогической направленности. С помощью массового опроса (305 человек), результаты которого проверялись и уточнялись посредством других исследовательских методик (написание небольших сочинений типа « Мой любимый учитель» или « Почему мне понравилась профессия учителя»; подготовка и проведение мини-уроков по заданной теме, тестирование, наблюдения и др.) нам удалось установить основные мотивы поступления абитуриентов-выпускников педклассов в ТГПУ. Среди них отмечены:
1) мотивы, свидетельствующие о действительной педагогической направленности (желание обучать и воспитывать детей);
2) мотивы, характеризующие частичную педагогическую направленность (осознание у себя педагогических способностей, представление о важности педагогической профессии);
3) мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к учебному предмету, желание получить высшее образование, случайные обстоятельства).
Несмотря на достаточно широкий разброс мнений о том, какой абитуриент нужен пе-дуниверситету - «знаток» физики, биологии, иностранного языка или молодой человек с с явно выраженными интересами к педагогической деятельности - и школам, и вузу необходимо учитывать, прежде всего, изменение образовательной парадигмы в сторону реальных запросов личности. Поэтому предметно-дисциплинарный подход не исключает, а усиливает личностно-ориентированный подход, предполагающий достаточный общекультурный кругозор и высокий духовно-нравственный потенциал будущего педагога.
Так, предпочтительное отношение деканов к абитуриентам с хорошими знаниями по профилирующим дисциплинам совершенно справедливо, поскольку солидная общеобразовательная база - залог успешного обучения в вузе. Однако справедливо и то, что университет выпускает не узких специалистов, а прежде всего УЧИТЕЛЯ той или иной дисциплины. Таким образом, самая лучшая узкоспециализированная подготовка будущего учителя по предмету является всё-таки недостаточной без культурологического наполнения.
Многолетние исследования в педклассах, личный опыт сотрудников кафедры педагогики в данной области позволили вычленить организационно-педагогические, методические и содержательные критерии деятельности педклассов.
Прежде всего, педкласс следует определить как особую форму организации довузовского профотбора учащихся к педагогической деятельности, при которой основным «пробным камнем» в безошибочном самоопределении старщеклассников является педпрактика в подшефных начальных классах, общение с детьми, после чего и принимается окончательное решение: связывать в дальнейшем свой выбор с профессией педагога или поступать в другой вуз.
Другим основанием для льготного зачисления учащихся педклассов в студенты является общегуманитарная подготовка абитуриента: начитанность, речевая культура, умение анализировать, а также излагать и отстаивать свою собственную точку зрения по вопросам экзаменационного собеседования.
Шестилетний опыт координации, а также практическое участие сотрудников кафедры педагогики в качестве руководителей педклассов позволили вычленить основные закономерности и сделать определённые выводы.
Во-первых, абитуриенты из числа выпускников педклассов действительно имеют устойчивую склонность к педагогической деятельности. Они с большим интересом включаются в учебный процесс в вузе, их познавательные запросы гораздо выше по сравнению со студентами, поступившими в педуниверситет по общему конкурсу.
Во-вторых, они показывают более высокий уровень учебных успехов; большую мобильность в общественных делах и повышенную тягу к занятиям научно-исследовательского характера (участие в студенческих научно-практических конференциях, выполнение курсовых работ и дипломных проектов).
В-третьих (и главных), именно бывшие педклассники, как показали выпуски ТГПУ 1995/96, 1996/97 гг., распределяются только в школы, а не ищут себе иного места работы, ибо сделали в своё время осознанный профессиональный выбор.
Таким образом, нет сомнений в том, что целенаправленная ориентация старшеклассников на учительский труд через систему педагогических классов может рассматриваться как проверенный, надёжный способ избавить школу от случайных людей, взрастить педагога -творца, новатора, мастера своего дела.