Научная статья на тему 'Особенности и типологические связи рассказа в адыгских литературах периода войны (1941-1945 гг. )'

Особенности и типологические связи рассказа в адыгских литературах периода войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ / ЖАНРОВЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ФОРМ / УСИЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / WARTIME PROSE / GENRE AND STRUCTURAL FEATURES OF SMALL FORMS / STRENGTHENING THE PROBLEMATICAL CHARACTER / ART CONCEPT OF THE PERSONALITY / HEROIC-PATRIOTIC SUBJECT / TYPOLOGICAL RELATIONSHIPS / NATIONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Мамий Руслан Гилимович

Анализируются жанровые и структурные особенности прозы в адыгских литературах периода войны. Определяются такие их черты, как реализация героико-патриотической темы, соединение документа и вымысла, правды жизни и правды воображения, яркая сюжетность что приводит к большей художественной проблемности. Осмысливаются тематические, композиционные и стилевые особенности малой прозы. Сравнительно-типологический метод, применяемый в работе, позволяет сформулировать выводы о том, каким образом произведения названных авторов отразили как национальные особенности общеадыгской прозы, так и типологические черты отечественной литературы нового периода развития. Результаты исследования вносят вклад в решение проблем эволюции различных жанров литературы и могут применяться при исследовании истории литературы, разработке вузовских учебников и учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Мамий Руслан Гилимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and typological relationships of the story in the Adyghe literatures of the war period (1941-1945)

In this publication, we analyze genre and structural features of prose in the Adyghe literatures of the war period. Such lines as realization of a heroic-patriotic subject, connection of the document and fiction, facts of life and truth of imagination, and a bright plot are defined that results in greater art problematical character. Thematic, composite and style features of small prose are elucidated. The comparative and typological method applied in work allows us to formulate conclusions that works of wartime prose reflect both national peculiarities of the Adyghe prose, and typological lines of domestic literature of the new period of development. Results of this research contribute to the solution of problems of evolution of various genres of literature, and can be applied to study history of literature and to develop higher school textbooks and manuals.

Текст научной работы на тему «Особенности и типологические связи рассказа в адыгских литературах периода войны (1941-1945 гг. )»

УДК 821.352.3 ББК 83.3(2=Ады)6 П 16

Панеш У. М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций, е-шай: filfak-agu@mаil.ru

Мамий Р. Г.

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского научно-исследовательского института гуманитарных исследований имени Т. М. Керашева, е-шай: filfak-agu@mаil.ru

ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РАССКАЗА В АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУРАХ ПЕРИОДА ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируются жанровые и структурные особенности прозы в адыгских литературах периода войны. Определяются такие их черты, как реализация геро-ико-патриотической темы, соединение документа и вымысла, правды жизни и правды воображения, яркая сюжетность что приводит к большей художественной проблемности. Осмысливаются тематические, композиционные и стилевые особенности малой прозы. Сравнительно-типологический метод, применяемый в работе, позволяет сформулировать выводы о том, каким образом произведения названных авторов отразили как национальные особенности общеадыгской прозы, так и типологические черты отечественной литературы нового периода развития. Результаты исследования вносят вклад в решение проблем эволюции различных жанров литературы и могут применяться при исследовании истории литературы, разработке вузовских учебников и учебных пособий. Ключевые слова:

Проза военного времени, жанровые и структурные особенности малых форм, усиление проблемности, художественная концепция личности, героико-патрио-тическая тема, типологические связи, национальные особенности.

Panesh U.M.

Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Mass Communications, e-mail: [email protected]

Mamiy R.G.

Doctor of Philology, Leading Researcher of T.M. Kerashev Adyghe Republican Research Institute of Humanities, e-mаil: [email protected]

FEATURES AND TYPOLOGICAL RELATIONSHIPS OF THE STORY IN THE ADYGHE LITERATURES OF THE WAR PERIOD (1941-1945)

Abstract:

In this publication, we analyze genre and structural features of prose in the Adyghe literatures of the war period. Such lines as realization of a heroic-patriotic subject, connection of the document and fiction, facts of life and truth of imagination, and a bright plot are defined that results in greater art problematical character. Thematic,

composite and style features of small prose are elucidated. The comparative and typological method applied in work allows us to formulate conclusions that works of wartime prose reflect both national peculiarities of the Adyghe prose, and typological lines of domestic literature of the new period of development. Results of this research contribute to the solution of problems of evolution of various genres of literature, and can be applied to study history of literature and to develop higher school textbooks and manuals.

Keywords:

Wartime prose, genre and structural features of small forms, strengthening the problematical character, art concept of the personality, heroic-patriotic subject, typological relationships, national peculiarities.

Проза адыгских литератур периода войны формируется, опираясь на национальные традиции и опыт отечественной литературы. Новая реальность, как известно, предоставила национальным литературам возможность подняться «на новую ступень развития» в освоении основательных проблем [1: 153]. В плане содержательном и в структурно-стилевом отношениях для них оказывается характерной соизмеримость как с искусством слова северокавказского региона, так и с другими более развитыми литературами. Общность проявляется прежде всего в художественной реализации героико-патриоти-ческой темы, ставшей в это время главной и определяющей.

Военная реальность определяет также сходные жанрово-структур-ные искания. Общим проявляется, прежде всего, в том, что на ведущее место в прозе выходит жанр рассказа. Развитым литературам, русской, украинской, грузинской и др., в то время были известны более объемные варианты эпоса. Что касается адыгских литератур, военная проза здесь представлена только «малыми» формами. Это объясняется отсутствием в ней опыта и необходимых традиций. Типологическая особенность адыгского рассказа связана с тем, что он поставил тему, накопил традиции для более объемного, масштабного ее отражения. Приобретенный таким образом опыт во многом определил черты нового идейно-эстетического этапа национальных литератур.

Жанровое своеобразие и стилевые черты рассказа военного времени были определены его максимальной приближенностью к реальности. Новелла прямо выросла из очерка, оперативно среагировавшего на быстротекущие процессы. Соединение документа и вымысла, правды жизни и правды воображения приводило к большей проблемности, к неожиданным, эффективным художественным решениям. Это также придало повествованию ощущение достоверности и точности образа. В произведениях X. Андрухаева, X. Хавпачева, А. Шортанова, К. Жане, А. Кешокова, А. Евтыха, наполненных общественно значимым содержанием, ведущей оказывается драматически заостренная героико-патриотическая концепция личности. В связи с новой проблематикой обостряется интерес к человеку, к его нравственному миру. Рассказ все чаще обращается к открытым, неведомым, неизвестным ранее сторонам человеческого характера. Осмысление нравственной основы подвига, изображение перевоспитания человека на войне, создание правдивого характера личности, оказавшейся в пограничной ситуации, ведут к использованию художественных приемов, неоднозначных по своей природе, но оправданных временем.

Близость к факту, идущая от очерка, несколько оттеснила психологический анализ персонажа. Эта черта, ставшая общей для отечественной литературы, наблюдается и в произведениях адыгских

прозаиков. Документализм, с другой стороны, придал повествованию небывалое ощущение достоверности и точности образа. Этим объясняется то, что «сближение повествования с формой сказа» становится «одной из наиболее общих особенностей литературы военных лет» [2: 79]. Имитация реальной истории, иллюзия достоверности и точности достигается множеством способов. В произведениях А. Шортанова и А. Евтыха, X. Хавпачева и К. Жане, X. Тутукова и Д. Костанова часто называется дата события, скрупулезно воспроизводится конкретное место происшествия, умело создается чувство присутствия исторически достоверных лиц. Художественный образ, таким образом, рождается в результате соединения правды факта с правдой вымысла и воображения, что определяет структурно-стилевые качества прозы.

Типологическая схожесть адыгской прозы с общесоюзной литературой проявилась также в интересе к романтическим формам, условно-метафорической образности. Геро-ико-патриотическая концепция, обусловленная историко-функцио-нальной ролью литературы военного периода, определила невнимание к быту и подробностям действительности. Человек воспринимался в его отношениях к грандиозным событиям, масштабным понятиям. Укрупнение образа, связанное с романтической героикой, в данном случае не противоречило задачам реалистического воспроизведения действительности. Так, условно-романтическая ситуация в рассказах X. Хавпачева и условно-аллегорические сюжеты А. Кешокова в обостренной, образной форме воспроизводили черты происходящего в реальности. Показательно, что героико-романтическая условность во многих случаях уживалась с очерковой прикрепленно-стью к фактическому, документальному материалу («Девушка Галя» X. Андрухаева, «На берегах Бакса-на» X. Хавпачева, «После атаки» А.

Шортанова). Слияние разных стилевых начал нарушало порой художественную цельность произведения. Новая манера, с другой стороны, вела по пути создания особого, концентрированного художественного текста.

Как известно, на формирование особенностей отечественной прозы военного времени отразилась особая авторская причастность к раскрываемым событиям. «Заинтересованность» писателя связана с его участием в изображаемом действии. В рассказах русских писателей -М. Шолохов, И. Эренбург, Г. Николаева, Б. Горбатов и др. - присутствует публицистическое начало, в котором прямо выражена авторская позиция. Произведения О. Гончара, А. Довженко, представляющих украинскую литературу, отмечены усилением авторского эмоционально-лирического чувства. Эти тенденции типологически «повторяются» в адыгской прозе. В новелле К. Жане «Встреча двух братьев» писательский голос во многом определяет сюжетно-композиционный строй произведения. Рассказы А. Кешокова строятся таким образом, что авторское чувство вырастает в самостоятельный и эффективный художественный прием. Конкретизированная субъективно-лирическая линия захлестывает короткие рассказы X. Андрухаева, произведения X. Хавпачева, X. Тутукова, А. Шортанова. В эпически развернутой новелле А. Шортанова «После атаки» с традициями объективизированного показа неожиданно появляется лирическая струя, которая значительно обогащает содержание произведения. Лири-ко-публицистический элемент, таким образом, начинает играть в художественном изображении организующую роль. Он принимает активное участие в формировании материала, оказывает воздействие на композицию, язык. Сокращение дистанции между автором и

персонажем оказало, как показывает анализ, ощутимое влияние на прозу.

Максимальная острота и значимость проблематики, интерес к героическим событиям и мужественному характеру приводит отечественную литературу, как было замечено, к сюжетности и «динамичности повествования» [3]. Движение к занимательности, к драматической фабульности наблюдается и в северокавказской прозе. Такие общие закономерности проявляются в произведении осетинского писателя Д. Мамсурова «Народный мститель», рассказах дагестанского автора Р. Динмагометова «Коричневая змея», «Клятва». Яркая сюжетность стала определяющим элементом и в прозе адыгских литератур. В первых рассказах X. Тутукова, в миниатюрных новеллах X. Андру-хаева грандиозные события военной реальности показаны на примере небольших, но ярких эпизодов («Подвиг партизана» X. Андруха-ева, «Партизан Павлик» X. Тутукова). В более поздних публикациях X. Хавпачева, А. Шортанова, А. Кешокова напряжение фабулы несколько снижается, но сюжетность все же остается главным носителем идейно-художественного содержания произведения («Отомстила» X. Хавпачева, «После атаки» А. Шортанова, «Гробовщик» А. Кешокова). Со временем острая фабульность превращается в композиционно-стилевой прием, обогативший развернутые эпические формы. Об этом свидетельствует эволюция многогеройного, панорамного романа, утвердившегося в послевоенное десятилетие.

Итак, идейно-эстетическое освоение военной реальности привело общеадыгскую прозу, как и в целом отечественную, к существенным проблемно-тематическим и структурным поискам. Если говорить об итогах, результатах развития, то ее достижения в смысле жанрового разнообразия и художественной

значимости не соизмеримы с завоеваниями развитых литератур. Формирование прозы нового этапа протекает здесь на сравнительно небольшом количестве творческих явлений. Это, безусловно, сказывается на уровне произведений. На качестве отражается также отсутствие достаточного опыта и накопленных традиций у новописьменных литератур.

Надо отметить далее неравномерность развития модификаций рассказа в разных национальных литературах - кабардинской, адыгейской, черкесской. Если в кабардинской рассказ сформировался до достаточно самостоятельных и оригинальных жанровых образований, то в черкесской и адыгейской прозе он еще не выработал устоявшихся традиций. Но это не говорит об отсутствии у литератур адыгской зоны типологических связей. Надо иметь в виду и то, что в выработке характера проблемности и стилевых приемов у писателей срабатывали законы «пересечения» и «взаимного дополнения». В целом же картина творческого процесса не только повторяла, но и дополняла общесоюзное искусство слова, что свидетельствует об их развитии в русле общих идейно-эстетических исканий. Потому адыгская проза военного времени, которая все-таки не представила общезначимых, эстетически ярких явлений, заслуживает внимания с точки зрения отражения в ней общих закономерностей отечественной литературы. Как было отмечено, общность тематики, активизация чувства общенационального самосознания приводят писателей разных народов к близкой для каждого из них героико-патриотической концепции личности, к сходным мотивам, жанровым и структурно-стилевым поискам.

Сближение литератур происходило и в результате усилившегося их взаимовлияния. Адыгские литературы, к примеру, сильнее,

чем раньше, испытывают воздействие со стороны других, особенно развитых литератур, чему способствует в том числе значительное увеличение количества переводов. Значимым оказывается также то, что многие национальные писатели создают свои произведения не только на родном, но и на русском языке. Об этом свидетельствует множество публикаций на страницах центральных фронтовых газет, оказавших влияние на формирование общеадыгского очерка. Заимствование художественных коллизий, ставшее заметным у ряда писателей, однако, не свидетельствовало о простом подражании и вторичности их творческой продукции. Оно скорее явилось выражением типологической близости литератур, решавших исторически сходные идейно-эстетические задачи.

Общие темы и коллизии, сходные по характеру стилевые поиски сблизили адыгские литературы еще больше с общесоюзной. Но в зависимости от собственного опыта, национального художественного

мышления каждая из них стремилась выработать свои специфические формы выражения. В рамках общесоюзного единства отдельно взятая литература активизирует свои художественные поиски, чему способствует возросший интерес к судьбе своего народа. Национальные и фольклорные традиции, исторические аналогии, ставшие основой развития, оказались близкими по содержанию у адыгских литератур, что привело к возрастанию их зональной общности.

Освоение военной реальности и ее художественное отражение, как оказалось, стали связанными с новым этапом формирования адыгской прозы. Новописьменные литературы, набравшие к этому времени определенную инерцию, накопившие пока небольшой, но собственный опыт, столкнулись со значительной и масштабной проблематикой. Общечеловеческие нравственно-философские аспекты военной темы придали им широту, способствовали в идейно-художественном плане выходу за пределы узких национальных рамок.

Примечания:

1. Панеш С. Р., Керашева Ф. Н. Социально-историческая проблематика поэм Сафера Яхутля на военную тему // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. Вып. 1. С. 152-156.

2. История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т. 3. М., 1979. 632 с.

3. См. об этом: Охитин В.Г. Русский советский рассказ периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Ученые записки Бирского государственного педагогического института. 1964. Вып. V.

References:

1. Panesh S.R., Kerasheva F.N. Sociohistorical problems in the poems of Safer Yakhutl on the theme of war // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2014. Iss. 1. P. 152-156.

2. History of the Soviet multinational literature: in 6 vol. Vol. 3. M., 1979. 632 pp.

3. See about it: V. Okhitin V.G. Russian Soviet story of the period of the Great Patriotic War of 1941-1945 // Proceedings of Birsk State Pedagogical Institute. 1964. Iss. V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.