УДК 821.352.3 ББК 83.3(2=Ады)6 П 16
Панеш У.М.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций, декан филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mаil: filfak-agu@mаil.ru
Соколова Г.В.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕАДЫГСКОЙ ПРОЗЫ НА СОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГГ.
(Рецензирована)
Аннотация:
Исследуются типологические особенности развития общеадыгейской прозы на современную тему второй половины 40-х - начала 50-х гг. в контексте отечественной литературы. Анализируются проблематика, своеобразие конфликта произведений, устанавливаются их жанровые особенности и стилевое своеобразие, определенные идеологическими установками и теорией бесконфликтности. Выявляются художественные поиски, связанные с попыткой отражения актуальных тем, а также с усилением художественной проблемности. Используемые социокультурный и сравнительно-типологический методы помогают сформулировать выводы об особенностях нового, промежуточного этапа формирования национальных литератур, что отразило типологические особенности отечественного искусства слова. Работа вносит вклад в решение проблем эволюции различных жанров литературы. Ее значение связано также с возможностью применения при исследовании истории отечественной литературы, разработке учебников и учебных пособий. Ключевые слова:
Типологические особенности, художественная концепция личности, идейно-эстетические искания, эволюция конфликта, художественная проблемность, особенности стиля, творческий почерк, образное мышление, жанровые особенности, теория бесконфликтности, идеологическое давление на литературу.
Panesh U.M.
Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Mass Communications, Dean of Philological Faculty, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Sokolova G.V.
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Mass Communications of Philological Faculty, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
ON FEATURES OF FORMATION OF THE ADYGHE MODERN PROSE OF THE LATE 1940S AND EARLY 1950S
Abstract:
The paper examines the typological features of development of the Adyghe modern prose in the second half of the 1940s and in the beginning of the 1950s in the context of domestic literature. The problematical character and an originality of the conflict of prosaic works are analyzed, their genre features and style originality determined by ideological attitude and the theory of absence of conflict are established. The art searches connected with an attempt to reflect hot topics and to strengthen the art problematical character are revealed. The used sociocultural, comparative and typological methods help to formulate conclusions about features of the new, intermediate stage of the formation of national literatures that reflected typological features of domestic art of a word. Work contributes to the solution of problems of evolution of various genres of literature. Its value is connected also with a possibility of its application at a research of history of domestic literature and in the development of textbooks and manuals.
Keywords:
Typological features, art concept of the personality, ideological and esthetic searches, evolution of the conflict, art problematical character, features of style, creative individual writing, figurative thinking, genre features, theory of absence of conflict, ideological pressure upon literature.
В последнее время часто говорится о необходимости обобщать «литературный процесс как в масштабе страны, региона, так и на уровне отдельной национальной литературы» [1: 143]. Сказанное относится и к общеадыгской прозе конца 40-х - начала 50-х гг. ХХ века. Характерная черта отечественной литературы послевоенного периода — движение к многопроблемно-сти, оно нашло отражение и в прозе на современную тему. Массовое искусство этого времени характеризуется, как известно, состоянием упадка, с одной стороны, который вызван необходимостью иллюстрации идеологических догм и партийных лозунгов [2]. Об этом в свое время говорил М. Шолохов: «...остается нашим бедствием серый поток бесцветной, посредственной литературы, который последний год хлещет со страниц журналов и наводняет книжный рынок» [3: 374]. В литературе в то же время начинают пробиваться и другие художественные тенденции - лирический стиль изложения, философское начало. Именно они в дальнейшем определили новый этап поисков.
Общеадыгская проза отразила эти общие в типологическом плане черты. В центре внимания авторов, обратившихся к герою нашего времени, встали люди творческого труда, осознавшие необходимость работать на общее дело. Но путь к художественно насыщенному воссозданию образа человека эпохи оказался непростым. По мнению мастеров слова, характерные для литературы 20 - 30-х годов противоречия влияют на жизненные процессы, но они непосредственно не обусловливают поведение и психологию современника. Осознается также, что культурно-историческая реальность конца 40-х - начала 50-х годов порождает новые противоречия, которые определяются как столкновение новых явлений и старых традиций. Понять их и отразить достоверно в художественном отношении мешали догматические подходы, нормативные требования, вызванные идеологическим надзором, установленным над творчеством и господствовавшая теория бесконфликтности
В рассказах «С добрым утром», «Замир», «Шумахо поет»,
вошедших в сборник «С добрым утром» (1955), кабардинский писатель X. Хавпачев ставит задачу представить картину жизни села 50-х годов. В заявленных произведениях уже нет прямого, открытого противопоставления разных классовых сил, но автор не находит других, основательных конфликтов, могущих связать коллизии и характеры в единый живой рисунок. В новелле «С добрым утром», к примеру, разворачивается безмятежная история о том, как молодой человек, овладевший профессией строителя, приезжает в родное село. Юноша активно включается в атмосферу созидательного труда односельчан. Строительство новой птицефабрики, где работает герой, превращается в символ обновления жизни после трудных испытаний военных лет.
Гармоничной и беззаботной показана реальность и в произведении «Замир». В доме простой птичницы Гошанах мир и полный достаток. Праздничным пирогом и веселым торжеством завершается рассказ о рождении счастливого сына в благополучной семье. Отсутствие реального жизненного конфликта приводит и в этом случае к ослаблению сюжетно-композиционного строя произведения. Как в свое время отмечала Л. Кашежева, «...в первых послевоенных рассказах X. Хавпачева сглажены основные конфликты, что привело к однобокому освещению действительности. Подлинная жизнь послевоенного кабардинского колхозного села не получила в них достоверного решения» [4: 82].
Названным произведениям X. Хавпачева типологически близки рассказы черкесского прозаика А. Охтова «Обида Хабибы», «Навстречу историческому съезду», «Радостный день» (1955) и повести адыгейского писателя А. Евтыха «Превосходная должность» (1949), «Аул Псыбэ» (1950), «Солнце над нами» (1952), «У нас в ауле» (1954).
В своих новеллах А. Охтов обращается к портрету горянки, получившей право на свободный труд. Образы Рабигат («Навстречу историческому съезду»), Айшет («Радостный день») представляют модификацию распространенного в национальных литературах типа женщины, пробивающей дорогу сквозь старые отношения к самостоятельности и равноправию. Автор последовательно изображает то, как Рабигат упорно идет к профессии, считавшейся невозможной для черкешенки. Вопреки советам старших и запретам близких родственников она становится трактористкой и решает таким образом проблему выбора. Тему эмансипации в этом случае автор рассматривает в ее связи с проблемой творческого труда как начала, определяющего человеческий характер. Показательно, что важные проблемы, поднимаемые А. Охто-вым, намеченные им конфликтные ситуации находят неоправданно быстрое разрешение.
Вместо глубинных социально-нравственных конфликтов А. Ев-тых тоже изображает отдельные трудности, которые преодолеваются сравнительно безболезненно. В повести «Превосходная должность»
(1949) рассказывается о судьбе «дочери аула» Асиет, которая не хочет мириться с «тихим, благополучным существованием». Чтобы выйти на свою дорогу в жизни, девушка уезжает на строительство электростанции. Там она возглавляет бригаду, которая со временем становится передовой. Сюжетно-композиционной основой произведения стало, таким образом, постепенное взросление сознания героини, ее трудная эволюция от «бригадира, который считается лишь с интересами своей бригады», до человека с коллективистским мышлением, учитывающим интересы всей стройки, всей страны.
В основу повести «Аул Псыбэ»
(1950) также легли коллизии, ставшие характерными для творчества
ряда писателей 50-х годов. Это столкновение старых, командных методов работы и творческого отношения к труду, борьба между штурмовщиной и сознательным, планомерным творчеством. Конфликтные узлы и здесь развязываются при помощи традиционных сюжетных схем. Они реализовываются, к примеру, через показ судьбы горянки, овладевшей мужской профессией. В другом случае перед читателем разворачивается фабула, связанная с приездом бывшего фронтовика, перевернувшего в короткий срок весь уклад аульской жизни. Подобные сюжетные превращения под влиянием С. Бабаевского (роман «Кавалер золотой звезды») получают широкое распространение в отечественной литературе. Показательны в этом плане повесть дагестанского писателя И. Керимова «Блеск воды» (1950), произведение осетинского прозаика Т. Джатиева «Дорогой жизни» (1951).
Действие повести А. Евтыха «Аул Псыбэ» начинается с того, что в родной колхоз приезжает коммунист Асфар Маков. Бывший летчик, ставший секретарем партийной организации хозяйства, смог в короткий срок разобраться в непростой ситуации послевоенного села. Герой понимает, что председатель колхоза Чутхакумов и некоторые другие руководители «недооценивают великой силы коллектива», что они «не заботятся о росте общественного хозяйства», «не прислушиваются к голосу большинства». Он также видит силы народа, способного преобразиться и работать по-новому.
Основные коллизии произведения определены, как казалось писателю, тем кругом задач, которые встали перед реальностью 50-х годов. Потребность в творческом труде, столкновение новаторов и консерваторов, противостояние мыслящих, верящих в коллектив людей и бездумных карьеристов — все это вызревало в творческом
сознании автора не просто в процессе решения «производственных вопросов», а рождалось как следствие социально-нравственных конфликтов общества. Весь сюжетно-композиционный строй произведения, система характеров должны были быть обусловлены новыми по содержанию противоречиями. По замыслу автора, Исхак, связанный с консервативными силами, представлялся явлением не единичным - не зря рядом с ним выводится образ Беча, являющийся воплощением родового начала клана Чутхакумовых. Вторая сторона конфликта, близкая интересам народа, была представлена через образы парторга Макова, секретаря райкома Рыбачека, бывшего председателя хозяйства Темиркана, бригадира Гучипса.
Показательно, что изображение конфликтов, сформировавшихся в конце 40-х - начале 50-х гг., приводит к расширению сферы художественного показа личности. В отечественной литературе эта тенденция находит выражение в изображении характера не только на фоне социальной и трудовой жизни, но и в быту, в частной жизни. А. Евтых также стремится дополнить «производственную» линию сугубо личными коллизиями. Так история сложной судьбы Исхака Чутхакумова должна была обогатиться показом глубокого чувства к трактористке Гале. Любовное начало использовано в повести и для оживления образа Асфара.
И все же на художественную реализацию поставленных в произведениях А. Евтыха задач оказали существенное влияние всякого рода ограничения, в том числе и идеологические догмы. Сказалось это в упрощенном показе перехода от вчера к сегодня, игнорировании настоящих противоречий социально-нравственного бытия. С этим связано то, что намеченное столкновение разных подходов в повести «Аул Псыбэ» быстро идет на убыль.
Конфликт разрешается безболезненно, а «выпрямление» характера протекает без особых трудностей. Бывший председатель тут же находит любимое дело, он устраивается на другую работу, становится заведующим конефермой. На его место приходит человек, способный понимать людей. Легко перевоспитываются и другие отрицательные персонажи. Село же благоденствует: построена птицефабрика, по прорытому каналу приходит «большая вода». Неподалеку вырос и обширный сад, посаженный аульскими умельцами.
Упрощенность и «скоростное» решение социально-нравственных
конфликтов характеризуют повести и рассказы других адыгских писателей - А. Охтова и X. Хавпачева, а также произведения дагестанского автора И. Керимова. Развернутые комментарии и публицистические отступления не могут заменить необходимого в этом случае анализа. Поворот к «пристальному исследованию жизни сельского труженика, многообразных и конкретных реалий его социального бытия» [5: 65] произошел несколько позже. А в начале 50-х годов предпринимались робкие шаги, готовился тот самый «переворот», который произошел в начале 60-х годов.
Примечания:
1. Баков Х.И. К проблеме исследования истории литератур народов Северного Кавказа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 2. С. 142-146.
2. См. об этом: Добренко Е.Фундаментальный лексикон: литература позднего сталинизма // Новый мир. 1990. № 2.
3. Второй Всесоюзный съезд советских писателей: стенографич. отчет. М., 1956.
4. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962.
5. Протченко В.И. Некоторые вопросы развития «деревенской прозы» // Проблемы русской советской литературы (50 - 60-е годы). М., 1976.
References:
1. Bakov Kh.I. The problem of studying the history of literatures of the North Caucasus peoples // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and he Arts. Maikop, 2013. Iss. 2. P. 142-146.
2. See about it: Dobrenko E. Fundamental Lexicon: Literature of Late Stalinism // New World. 1990. No. 2.
3. The Second All-Union Congress of Soviet Writers: a verbatim report. M., 1956.
4. Kashezheva L.N. Kabardian Soviet prose. Nalchik, 1962.
5. Protchenko V.I. Some issues of the development of «village prose» // Problems of the Russian Soviet literature (50s - 60s). M., 1976.