Научная статья на тему 'О типологических связях общеадыгского рассказа о войне с русской литературой'

О типологических связях общеадыгского рассказа о войне с русской литературой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАДАЦИЯ / ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЖАНРОВО-СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОЧЕРК / РАССКАЗ / STRUCTURAL AND TYPOLOGICAL GRADUATION / IDEOLOGICAL AND THEMATIC CONTENT / GENRE AND STRUCTURAL PRINCIPLES OF CREATIVITY / NATIONAL LITERATURE / ESSAYS / SHORT STORIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Соколова Галина Викторовна

Рассматриваются типологические особенности рассказов военных лет в адыгской литературе. Отмечается, что нравственное содержание темы было настолько значительным и объемным, что дало мощный толчок литературе, образовав в ней характерный структурно-типологический пласт, и эти изменения, оказавшиеся общими для всесоюзной литературы, имели особое значение для новописьменных литератур. Установлено, что значение адыгской литературы этого периода заключается в том, что она выработала такие проблемно-стилевые и структурные особенности, которые сыграли значительную роль в формировании нового этапа национальных литератур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Соколова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On typological relations of the Adyghe general story about the War to Russian literature

The paper examines typological features of stories of the War years in the Adyghe literature. The moral content of this topic was so large and bulky, that it gave a powerful impetus to the literature, having formed a characteristic structural-typological layer in it. These changes, common for the Russian literature, had a special significance for new literatures. It is inferred that the importance of the Adyghe literature of this period is that it has developed such problem-stylistic and structural features that have played a significant role in the formation of a new phase of national literatures.

Текст научной работы на тему «О типологических связях общеадыгского рассказа о войне с русской литературой»

УДК 82.0

ББК 83.00

П16

Панеш У.М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики, декан филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: filfak-agu@mail. ru

Соколова Г.В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

О типологических связях общеадыгского рассказа о войне

с русской литературой

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются типологические особенности рассказов военных лет в адыгской литературе. Отмечается, что нравственное содержание темы было настолько значительным и объемным, что дало мощный толчок литературе, образовав в ней характерный структурно-типологический пласт, и эти изменения, оказавшиеся общими для всесоюзной литературы, имели особое значение для новописьменных литератур. Установлено, что значение адыгской литературы этого периода заключается в том, что она выработала такие проблемно-стилевые и структурные особенности, которые сыграли значительную роль в формировании нового этапа национальных литератур.

Ключевые слова:

Структурно-типологическая градация, идейно-тематическое содержание, жанрово-структурные принципы творчества, национальная литература, очерк, рассказ.

Panesh U.M.

Doctor of Philology, Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Sokolova G.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

On typological relations of the Adyghe general story about the War to Russian literature

Abstract:

The paper examines typological features of stories of the War years in the Adyghe literature. The moral content of this topic was so large and bulky, that it gave a powerful impetus to the literature, having formed a characteristic structural-typological layer in it. These changes, common for the Russian literature, had a special significance for new literatures. It is inferred that the importance of the Adyghe literature of this period is that it has developed such problem-stylistic and structural features that have played a significant

role in the formation of a new phase of national literatures. Keywords:

Structural and typological graduation, ideological and thematic content, genre and structural principles of creativity, national literature, essays, short stories.

«Завершилась литературная эпоха XX века, и когда в искусстве начинается отсчет нового исторического времени, актуальными оказываются такие вопросы, как особенности прошедшего этапа, где искать его границы, каковы периоды формирования и развития искусства слова сложного, противоречивого времени и, что не менее важно, на какой основе, на каких принципах следует проводить его деление и структурно-типологическую градацию» [1: 37].

К концу 30-х годов в новописьменных адыгских литературах появились закономерности, свидетельствующие о наступлении периода национальной самостоятельности и идейно-эстетической зрелости. Углубление исторически общего типа повествования было связано с национальными формами освоения. По своей идейно-художественной проблематике, структурно-стилевым и жанрово-композиционным признакам адыгский роман и примыкающие к нему повествовательные формы развиваются в это время в типологических пределах первого периода, названного «эпосом революционного перелома» [2: 68]. Но уже во второй половине 30-х годов начинают появляться произведения, заметно отступающие от принципов «историко-эпического» подхода. Событийность и панорамность в них уступают стилевой тенденции, где важнее «особая художественная концентрация, обобщенность, типичность едва ли не символичны» [2: 71].

Война заметно нарушила направление процесса всей советской литературы: изменила идейно-тематическое содержание произведений, оказала влияние на жанрово-структурные принципы творчества. Военная реальность поставила такие проблемы, которые получили широ-

кое общечеловеческое звучание. На специфическом и остром материале она сконцентрировала внимание на вопросах жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла. Исключительная ситуация, в которой оказался человек на войне, дала повод для глубокого осмысления гуманистических, идеологических и философских вопросов.

Нравственное содержание темы было настолько значительным и объемным, что дало мощный толчок литературе, образовав в ней характерный структурно-типологический пласт. Эти изменения, оказавшиеся общими для всесоюзной литературы, имели особое значение для новописьменных литератур, развитие которых несколько ограничивалось национальными рамками и отсутствием проверенных традиций. Проза военного времени стала «эстетически целостным явлением» [3: 421], оказавшим влияние на формирование определенного периода в развитии советской литературы. Вместе с тем, всесоюзная военная художественная проза (и адыгские литературы в том числе) в своем движении прошла несколько этапов, для каждого из которых характерны свои проблемно-стилевые и жанрово-структурные особенности.

В истории русской литературы были, как известно, периоды бурного развития очерка, который сильно опережал рассказ. Это 40-е - 60-е годы XIX века («физиологический» и «просветительский» очерк), 20-е - 30-е и 41-й - 45-й годы XX века (проблемный очерк на производственную и воспитывающую тему, военный очерк). Главным качеством этого процесса стало то, что они продуктивно взаимодействовали с другими жанрами, прежде всего - с рассказом.

В рассказах военных лет, как и в адыгейской литературе, преобладала ге-

роическая тематика, открытая агитационность. Например, литературовед М.А. Ма-кина выделяет в прозе военных лет такой вид рассказа, как рассказ-очерк [4: 192].

Особенность военной реальности и связанных с нею проблем заключается в том, что усилившееся чувство национального самосознания приводит народы к еще большему сближению, что наблюдается и в искусстве. Национальные литературы, реагирующие на общую тему, проявляют типологические закономерности в специфической форме, в зависимости от конкретных условий, опыта, культурных традиций. Так обстоит дело и с адыгской прозой, которая по-своему «повторяет» и подтверждает общие, принципиальные особенности советской литературы.

Адыгская проза периода войны формируется опираясь на национальные традиции и опыт всесоюзной литературы. Народно-поэтическая символика, мотивы, связанные с эпическими традициями фольклора, занимают определенное место в творчестве X. Хавпачева, А. Охтова, К. Жане, Д. Костанова.

Эстетическое познание новой, военной реальности стало для адыгских литератур непростым процессом. Необходимость быстрой мобилизации, немедленной реакции на происходящее приводит к тому, что преимущественное развитие получают поэзия и малые формы прозы - очерк и рассказ. Подобная ситуация складывается и в других новописьменных литературах, и в русской литературе. Военная ситуация потребовала прямого отклика на события, что вызвало во всех советских литературах массовое возрождение публицистических форм. Очерк занимает существенное место и в адыгской прозе. «Большинство ученых сходится во мнении, что периоды развития и упадка этого жанра связаны с особенностями общественно-политической жизни. Так как очерк наиболее близок к публицистике, он получал наибольшее развитие в эпоху общественных потрясений» [5: 43].

Близость к факту, идущая от очерка, несколько оттеснила психологический анализ персонажа. Эта черта, ставшая общей для советской литературы, наблюдается и в произведениях адыгских писателей. Документализм придал повествованию ощущение достоверности и точности образа, что сблизило повествование с формой сказа. И это становится «одной из наиболее общих особенностей литературы военных лет» [6: 79].

Близость адыгского рассказа общесоюзному жанру проявляется в том, что он подготовил тему, накопил определенные традиции для более масштабного её отражения. Проблемно-стилевые и структурно-поэтические приобретения военной прозы, накопленный его опыт определили идейно-эстетический этап развития прозы. И хотя типологические признаки этого особого периода просматриваются в адыгской прозе не так рельефно, как в русской литературе, но важно то, что здесь проявляются существенные черты, свидетельствующие о формировании в ней определенных закономерностей.

Типологическое сходство с общесоюзной литературой адыгского очерка обнаруживается и в его жанрово-структурной эволюции: движение к рассказу, ставшему доминирующим в прозе периода войны. Отмечая изменения в «идейно-художественной структуре» адыгейского очерка, А Схаляхо выделяет усиление «художественного обобщения» [7: 183].

Типологическая схожесть адыгской прозы проявилась также и в использовании романтических форм, условно-метафорической образности. Героико-патриотическая концепция, обусловленная историко-функциональной ролью литературы военного периода, определила отсутствие внимания к быту и подробностям действительности. Человек воспринимался в его отношении к грандиозным событиям, масштабным понятиям. Укрупнение образа, связанное с романтической героикой, в данном случае не противоре-

чило задачам реалистического воспроизведения окружающей действительности.

По своему содержанию и тематическим характеристикам адыгская военная новелла близко соотносима с русской литературой. В центре внимания X. Ан-друхаева, Д. Костанова, К. Жане, Ю. Тлю-стена, А. Шортанова, А. Кешокова и других - проблема героической борьбы народов за высшие идеалы. Тема отдельного человека - солдата, партизана, труженика села - ставится и разрешается в контексте этой проблемы.

В рассказе «Смерть партизана» X. Андрухаев, например, воспроизводит достоверную историю народного защитника, попавшего в плен к немцам. При помощи исключительной ситуации, в которую попадает персонаж, автор изображает типичные черты советского народа, его мужество, стойкость, способность к самопожертвованию.

Героический характер, ставший господствующим в общесоюзной литературе, увлек и других адыгских писателей - АЕвтыха, Д.Костанова, ХХавпачева, А. Шортанова, А. Кешокова. Могли быть представлены разные варианты сильного и мужественного персонажа, но в любом случае именно он является композиционным центром и определяет внутреннюю организацию. Показ героического характера, воплощающего общенародную судьбу, приводил к событийности, к тому, что писатели сосредоточивали внимание на факте. Укрупнение образа, изображение отдельных, преимущественно положительных сторон характера присуще почти всем рассказам адыгских прозаиков, особенно тем из них, которые написаны в первые годы войны.

Возросший интерес к человеческому характеру, столкнувшемуся с новой

реальностью, привел к развитию жанра очерка, появлению гибридных форм, что приобрело типологическую значимость для всех советских литератур. Смешение жанров, их взаимообогащение отразилось особенно ярко у А. Толстого, М. Шолохова, Б. Горбатова. Рассказ, испытывающий сильное влияние документальной публицистики, становится доминирующим и в адыгской прозе.

В содержательном плане и в отношении проблемно-тематической направленности адыгская литература обнаруживает типологическое сходство с русской, прежде всего, в художественной реализации героико-патриотической темы, ставшей главной и определяющей.

Единая для всех советских писателей военная реальность и общность порожденных его проблем вызывает также сходные жанрово-структурные искания. Общим является то, что ведущим жанром в прозе становится рассказ. Развитым литературам (русской, украинской, грузинской и др.) в то время были известны крупные формы эпоса, а в адыгейской литературе военная проза представлена только «малыми» жанрами - очерком и рассказом. Это можно объяснить неподготовленностью литературы, отсутствием опыта и традиций. Но, несмотря на то, что адыгская проза военного времени, можно сказать, не дала эстетически крупных явлений, ее становление, непростые процессы в ней заслуживают внимания с точки зрения отражения в них типологических закономерностей советской литературы. Значение ее заключается в том, что она выработала такие проблемно-стилевые и структурные особенности, которые сыграли значительную роль в формировании нового этапа национальных литератур.

Примечания:

1. Панеш У.М., Сиюхов С.Н. Об актуальных вопросах периодизации и структурно-типологической классификации отечественной литературы XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведе-

ние. 2013. Вып. 1 (114). С. 36-41.

2. Суровцев Ю. О стилевых течениях и «национальных стилях» в советской многонациональной литературе // Единство. М., 1972. 185 с.

3. Коваленко С. Художественная специфика романа военных лет // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология / отв. ред. Г.И. Ломидзе, С.М. Хитарова. М.: Наука, 1978. 422 с.

4. Макина М.А. Русский советский рассказ // Проблемы развития жанра. Л., 1979.

5. Соколова Г.В. Типологические связи очерка в адыгейской литературе «периода революционного перелома» (20-30гг. XX века) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Вып. 1 (114). 2013. С. 42 - 46.

6. История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т. 3. М., 1979. 558 с.

7. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. 284 с.

References:

1. Panesh U.M., Siyukhov S.N. On topical issues of periodization and structural and typological classification of the national literature of the XX century // Bulletin of the Adyghe State University. Series "Philology and the Arts". 2013. Issue 1 (114). P. 36-41.

2. Surovtsev Yu. On style trends and «national styles» in the Soviet multinational literature // Edinstvo. M., 1972. 185 pp.

3. Kovalenko S. Literary specifics of the novel of war years // The Soviet novel. Innovation. Poetics. Typology / ed. by G.I. Lomidze, S.M. Khitarov. M.: Nauka, 1978. 422 pp.

4. Makina M.A. A Russian Soviet story // Problems of genre development. L., 1979.

5. Sokolova G.V. Typological relations of a sketch in the Adyghe literature of «the period of a revolutionary change» (20-30s of the XX century) // Bulletin of the Adyghe State University. Series "Philology and the Arts". Issue 1 (114). 2013. P. 42 - 46.

6. History of the Soviet multinational literature: in 6 v. V. 3. M., 1979. 558 pp.

7. Skhalyakho A. Ideological and literary formation of the Adyghe literature. Maikop, 1988. 284 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.