ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОСТАВНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (на материале периодических газетных изданий)
М.А. ДРОГА
Газета выступает сегодня как одно из эффективных средств массовой коммуникации.
Многообразие новообразований, различных по структуре и интересных по значению, -одна из отличительных особенностей словотворчества в текстах современной периодической печати. Среди инноваций на газетной полосе чаще всего употребляются составные существительные. Они обладают цельно-оформленностью, компактной формой, емкостью, сложностью семантики. В статье рассматриваются особенности функционирования составных слов в текстах газет.
Ключевые слова: средства массовой информации, коммуникации, составные существительные, новообразования.
Динамика языка такова, что неизбежно появляются новые слова. К последним ученые-лингвисты относят новообразования, «которые отражают все перемены, происходящие в жизни российского общества, и являются «номинативными последствиями» социальных изменений. Политические и экономические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, изменили язык средств массовой коммуникации. Исследователи отмечают сформированность «нового русского» публицистического стиля» [3:51]. Журналистами делается попытка показать поток стихийной языковой жизни, продемонстрировать факты рождения, изменения или вхождения в язык слов во всем их многообразии.
Материалом исследования явились новые слова-субстантивы, извлеченные из текстов периодической печати (газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Собеседник», «Известия», «Литературная газета» и др.). Наблюдения над языковыми фактами показали, что в газетах 1985-1991 годов, печатавшихся в период решительных трансформаций в стране, составных наименований - небольшое количество, в то время как в газетных изданиях последних лет отмечается массовость слов типа руки-прутики, человек-кран, уши-зеркала, робот-пылесос, картина-фаворит, котел-преобразователь, лимон-дракон, тайники-обманки, шприц-пистолет, вороны-покупатели, вор-форточник (в одном номере издания за 1999-2006 гг. представлено до 40-50 новообразований!). «Появление новых слов на страницах периодической печати - явление, разумеется, не новое. Новым стало их назначение, связанное с общими изменениями, происшедшими в языке газеты»
PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF COMPOUND APPELLATIONS IN THE RUSSIAN LANGUAGE
(the material is based on the periodicals) M.A. DROGA
Nowadays the newspaper is one of the effective means of the mass communications. The variety of new formations with different structures and interesting meanings is one of the particularities of word creation in the texts of modern periodical press. As one of the innovations compound nouns are often used in the newspaper line. Among their features are com-plection and compactness of the form, capacity, complexity of their semantics. The article deals with particularities of the operation of compound words in the newspaper texts.
Keywords: media, communications, compound nouns, new formations.
[2:50]. В постсоветском пространстве начала формироваться культурно-речевая ситуация, образно определяемая как «праздник вербальной свободы». Если в прошлом язык средств массовой коммуникации рассматривался в качестве инструмента идеологического воспитания масс и отличался строгой стандартизированностью, то в связи с новой установкой журналистов на живую языковую стихию «современная пресса вбирает в себя самые разнообразные формы речевого общения» [4:265]. На первом плане обозначения в СМИ - массовые, общественные явления, хотя немало внимания уделено и человеку как единице социума. Приведем примеры.
«Турист-паломник»: По последним данным, таких поездок по РФ и зарубежью было в 2004-м свыше 50 примерно с 35 тысячами туристов-паломников. В этом году прогнозируется 60-65 таких туров, а их участников - 45-50 тысяч. Это не столько религиозный, сколько познавательный туризм. - Российская бизнес-газета, 05.04.2005.
«Человек-кувалда»: Еще до инцидента со стариком охранником чемпион мира фигурировал в криминальных сводках бандитского Петербурга как Человек-кувалда. - Комсомольская правда, 01.02.2006.
«Дачники-гипертоники»: Дачников-гипертоников от чрезмерной нагрузки на солнце и, в частности, от работы внаклон может хватить гипертонический криз. - КП, 10.05.2006.
«Человек-конвейер»: Дмитрий Назаров - человек-конвейер. АктерМХТ им. Чехова, ведущий «Кулинарного поединка» на НТВ, востребованный в кино артист, голос многих компьютерных игр... Его трудно застать в Москве и отвлечь от важных занятий. - Собеседник, 2006. №28.
Достаточно обоснованной мы считаем точку зрения С.В. Ильясовой: «Словообразование, представленное в сегодняшней газете, можно без всяких оговорок обозначить как словотворчество, сегодняшней газете нужны такие новые слова, которые привлекают внимание, вызывают интерес читателя» [2:52]. В фактах словотворчества отражены видение и оценка говорящими явлений современной российской действительности. Составные слова, употребляемые в средствах массовой информации приковывают внимание краткостью и содержат в себе скрытый минитекст, тем самым выполняя коммуникативную функцию:
«Глаз-оберег»: Марат Сафин, в юности обзаведшийся мудреным китайским иероглифом на левом плече, после серии спортивных неудач разрисовал и правое. «Там изображен глаз-оберег от сглаза и штрих-код с моим днем рождения», - пояснил теннисист.- КП, 27.04.2006.
«Автомобили-«утопленники»: Существует вероятность, что некоторая часть автомобилей-«утопленников» попадет в Россию через Калининград и Питер, где можно пройти таможню прямо на границе. - КП, 05.04.1998.
«Модник-бюрократ»: Стилисты считают, что в гардеробе модника-бюрократа должно быть не менее 10 костюмов. - АиФ, 2006. №31.
«Организм-хозяин»: Мы - это организм-хозяин, а населяющие наш пищеварительный тракт бактерии и простейшие - наши симбиоты. - АиФ, 2006. №13.
«Составы-поезда»: Свою двухкомнатную квартиру Андрей превратил в ландшафтный заповедник, по которому ездят игрушечные составы-поезда. - Собеседник, 2006. №8.
«Фирма-перевозчик»: Только ленивый не говорит о том, что представители горадминистрации лоббируют интересы двух-трех фирм-перевозчиков, в процве-
тании которых лично заинтересованы весьма высокопоставленные чиновники городской мэрии, в ущерб остальным. - МК в Белгороде, 2006. №39.
Исследуя функционирование данных образований, мы пришли к мысли, что наиболее часто они встречаются в заголовках газетных текстов. Анализ научной литературы последних десятилетий, посвященной заголовку, показал, что основное внимание уделяется его рекламной функции. Большинство исследователей считают, что главной задачей заголовка является поразить воображение читателя. «Поскольку язык газетных заголовков отличается от обычного языка прежде всего стремлением броско и кратко сообщить читателю основное содержание публикуемого материала, то один из способов привлечь внимание читателя - это поразить его неожиданностью слова или мысли, противоречием между содержанием заголовка и обычными представлениями. Для этого широко используются окказиональные слова и словосочетания» [1:59]. Иллюстрацией к вышесказанному могут служить следующие примеры.
«Земля-светильник» (заголовок): В 1914 году изобретатель предложил проект, по которому весь земной шар вместе с атмосферой должен был стать гигантской лампой. Для этого нужно лишь пропустить по верхним слоям атмосферы высокочастотный ток, и они начнут светиться. - КП, 01.02.2007.
«Выпивка-закуска» (заголовок): Новый год в большинстве экзотических стран празднуют по своим календарям, а торжества 31 декабря организуют исключительно для туристов. - КП, 2005. №175.
«Зверушки-валентинки...» (заголовок): Белгородцам особенно по душе открытки с изображенными на них малышами или симпатичными зверушками. - АиФ, 2006. №48.
«Любовь-Камчатка» (заголовок): Любовь-Камчатка - кормилец севера. - КП, 11.01.2007.
«Рассказ-загадка» (заголовок): Выстрел под елкой (новогодний рассказ-загадка). - КП, 11.01.2007.
«Ботинки-уроды», «носик-курносик» (заголовок). - Собеседник, 2007. №6.
«Задачки-зарядка» (заголовок): Задачи, решая которые можно тренировать память человека. - Собеседник, 2006. №5.
«Приз-турист» (заголовок): О холодильнике, который путешествовал из Москвы в Нижний Тагил. - АиФ, 2006. №30.
«Крошка-гений» (заголовок): Прежде она [Земфира] просто стояла, угрюмо поглядывая в зал, и пела. Депрессивная, агрессивная, опасная девочка из Уфы. Теперь она другая. Космополит, влюбленный в Лондон. Она стала легкой. Похудела, подобрела, посветлела. Земфира, которая раньше никогда не двигалась по сцене, теперь бегала, танцевала, как подросток, бесилась. Крошка-гений, одним словом. - МК в Белгороде, 2007. №25.
В нашей картотеке отмечен заголовок, в котором находятся одновременно две составных номинации, характеризующие человеческую болезнь - дистонию:
Дистония: проблема-маска или диагноз-отмазка? - Собеседник, 2009. №35.
Собранный языковой материал убеждает в том, что обилие составных существительных - одна из особенностей словотворчества в современных СМИ. Подобные слова обычно создаются способом чистого сложения, в результате которого возникает сложное слово особого типа, включающее в свое значение семантику двух объединившихся слов, и характеризующееся необычной формой.
М.А. дрогА
Многие из составных номинаций дают не только развернутую характеристику, но и оценку (чаще негативную или с ироническим подтекстом) тех или иных представителей общества: сноб-холостяк, предатель-перебежчик, хулиган-провокатор, фронтовик-хохотун, коза-дюймовочка и т.п. Приведем контекст:
«Подушки»-подружки»: Это только в рекламе показывают, что свежего дыхания добиться не просто, а очень просто - придут симпатичные «подушки»-подружки, пропылесосят, мяты на зубки положат, и готово. Увы, в реальности все не так просто. - КП, 04.10.2006.
«Мамаша-кукушка»: Ирина мама, бросив детей на попечение супруга и его престарелых родителей, скрылась в неизвестном направлении... Дедушка и бабушка Ирины после трагедии с их сыном пытались отыскать мамашу-кукушку через правоохранительные органы, но безрезультатно. - Собеседник, 2008. №4.
«Девушка-молния»: Молнии нескольких пар сапог никак не могли сойтись на могучих икрах Русланы. Писанка не сдавалась. Наконец сапог был взят. И «девушка-молния» во всей красе выплыла на сцену. - Собеседник, 2006. №2.
Активизировалось в последнее время и создание составных субстантивов, называющих представителей политических партий и движений, сторонников общественно-политических теорий и деятелей: консерватор-крепостник, оппонент-демократ, депутат-аграрий и т.п.:
«Министр-реформатор»: К министру-реформатору Грефу могут прийти ученые с рецептами экономического процветания страны или удвоения ВВП и часа два рассуждать, как России найти национальную идею. - КП, 2004. №80.
Широкое распространение составных наименований в языке газет во многом связано с экстралингвистическими причинами: в эпоху Интернета и «новых технологий» появляется масса новых понятий, явлений, новых устройств, механизмов, требующих точных, понятных обозначений. Этому требованию как раз и отвечают составные слова, которые, объединяя значения двух элементов в одно сложное значение, демонстрируют новую необычную форму: продукты-рекордсмены, спутники-шпионы, страна-гулливер, студия-бункер, подарок-комплимент, зарплаты-лилипуты, женщина-праздник, мама-таблетка и т.д. Характерным признаком данных образований является то, что новое значение, не нарушая морфологии и фонетики слова, превращает знакомое слово в совершенного незнакомца.
Одной из тенденций развития языков является стремление выразить все большее количество информации в единицу времени. Кроме того, номинация посредством сочетаний слов выступает как «запасной» способ наименования, компенсирующий недостаточность словообразовательных средств. Как показывает анализ новообразований, составные наименования в русском языке функционируют в качестве самостоятельных номинативных единиц. Они нередко служат для более конкретного, дифференцированного обозначения предметов и явлений.
Делая вывод, отметим тот факт, что журналисты всегда стремятся четко и кратко изложить информацию. Им «на помощь» приходят составные наименования, позволяющие развернутое описание заменить более емким определением. Объектом номинации и оценки в современных СМИ становятся не только явления общественной жизни, экономики, политики, культуры, но и события частной жизни обыкновенных людей, при описании которых чаще употребляются слова, называющие человека по какому-либо признаку.
Составные наименования на газетной полосе «не только свидетельствуют о значительных переменах, происходящих на рубеже двух веков в жизни нашего общества, но и выявляют те изменения, которые произошли в языке под влиянием социальных факторов» [3:54].
Литература
1. Гавришина Н.Н. Газетный заголовок как объект лингвистического исследования // Лингвистические основы обучения иностранному языку специальности. -М., 1988.
2. Ильясова С.В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. - Ростов-на-Дону, 2002.
3. Плотникова Л.И. Отражение национально-культурных особенностей в новом русском слове // Язык и культура. (Научный ежегодный журнал). - Киев, 2005. -Вып. 8. - Т. I. Философия языка и культуры.
4. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. -М., 2003.