Научная статья на тему 'Составные наименования в текстах современной периодической печати: особенности функционирования'

Составные наименования в текстах современной периодической печати: особенности функционирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОСТАВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ / СЛОВОТВОРЧЕСТВО / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / MEDIA / COMMUNICATIONS / COMPOUND NAMES / WORD FORMATION / LANGUAGE PERSONALITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дрога Марина Анатольевна, Плотникова Лариса Ивановна

Газета выступает сегодня как одно из эффективных средств массовой коммуникации. Многообразие новообразований, различных по структуре и интересных по значению, одна из отличительных особенностей словотворчества в текстах сов-ременной периодической печати. Среди инноваций на газетной полосе чаще всего употребляются составные существительные. Они обладают цельнооформленностью, компактной формой, емкостью, сложностью семантики. В статье рассматриваются особенности функционирования составных слов в текстах газет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compound names in the texts of modern periodical press: particularities of func-tioning

Nowadays the newspaper is one of the effective means of the mass communications. The variety of new formations with different structures and interesting meanings is one of the particularities of word creation in the texts of modern periodical press. As one of the innovations compound nouns are often used in the newspaper line. Among their features are complection and compactness of the form, capacity, complexity of their semantics. The article deals with particularities of the operation of compound words in the newspaper texts.

Текст научной работы на тему «Составные наименования в текстах современной периодической печати: особенности функционирования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 811.161.1’373.4

СОСТАВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ:

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

© М. А. ДРОГА, л. И. ПЛОТНИКОВА Белгородский государственный университет, кафедра русского языка и методики преподавания e-mail: [email protected]

Дрога М. А., Плотникова Л. И. - Составные наименования в текстах современной периодической печати: особенности функционирования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 132-135. - Газета выступает сегодня как одно из эффективных средств массовой коммуникации. Многообразие новообразований, различных по структуре и интересных по значению, - одна из отличительных особенностей словотворчества в текстах современной периодической печати. Среди инноваций на газетной полосе чаще всего употребляются составные существительные. Они обладают цельнооформленностью, компактной формой, емкостью, сложностью семантики. В статье рассматриваются особенности функционирования составных слов в текстах газет.

Ключевыеслова: средствамассовойинформации,составныенаименования,словотворчество,языковаяличность, креативность.

Droga M. A., Plotnikova L. I. - Compound names in the texts of modern periodical press: particularities of functioning // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 132-135. - Nowadays the newspaper is one of the effective means of the mass communications. The variety of new formations with different structures and interesting meanings is one of the particularities of word creation in the texts of modern periodical press. As one of the innovations compound nouns are often used in the newspaper line. Among their features are complection and compactness of the form, capacity, complexity of their semantics. The article deals with particularities of the operation of compound words in the newspaper texts.

Keywords: media, communications, compound names, word formation, language personality, creativity.

В создании новых слов ярко проявляется креативная способность носителей языка. «Креативность заключается в свободном выборе говорящим используемых в процессе создания нового слова единиц» [1].

Словотворчество, на наш взгляд, - это проявление индивидуальности языковой личности, процесс выявления потенциала языка, не реализованного в узусе и норме.

«Творческое начало проявляется в речи человека в оригинальных и выразительных формах речи, остроумии,находчивости,юморе...Речевоетворчество является стороной общей творческой способности человека. Для характеристики творческого процесса принято ориентироваться на такие его особенности, как новизну, включение интуиции, возникновение но-войидеи,догадку, общественнуюзначимостьумствен-ного продукта» [6].

«Восновесловотворчествасильной,нестандарт-ной языковой личности лежат определенные психологические особенности мышления и мировосприятия, приоритетной среди которых можно считать твор-

ческое отношение к осмыслению реального мира и к языковым ресурсам, с помощьюкоторыхоноосущест-вляется» [6]. Поэтому вполне объясним тот факт, что словотворцами чаще всего бывают писатели, поэты, журналисты.

Среди причин, побуждающих авторов к словотворчеству, назовем стремление к новизне выражений, желание создать неожиданный словесный образ. Словотворчество в газетно-публицистическом тексте помогает выразить отношение автора к изображаемому, дать оценкуописываемых событий, остановить внимание читателя на конкретном слове. Кроме того, новые слова «отражают все перемены, происходящие в жизни российского общества, и являются «номинативными последствиями» социальных изменений» [4]. Политические и экономические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, изменили язык средств массовой коммуникации.

По поводу увеличившегося числа неологизмов С. В. Ильясова отмечает: «Словообразование, представленное в сегодняшней газете, можно без всяких

оговорок обозначить как словотворчество, сегодняшней газете нужны такие новые слова, которые привлекают внимание, вызывают интерес читателя» [2]. В фактах словотворчества, на наш взгляд, отражены видение и оценка говорящими определенных явлений современной российской действительности.

В настоящее время газеты буквально пестрят составными наименованиями (далее - СН) или разнословными сложениями. Значительно выросло количе-ствоСН, вынесенныхв заголовки,ср.: галерея-фильтр, женщина-шкатулка, камень-шпион, медь-кладенец, фирма-застройщик и др.

Особенности структуры подобного рода слов находят отражение в их значении: объединяя в одно наименование два самостоятельно употребляющихся в языке слова, СН выражают не сумму значений двух слов - они несут новую смысловую нагрузку, которая выявляется в условиях определенного контекста с учетом фоновых знаний и опыта языковой личности. Например:

«Девушка-компьютер»: 23-летняя девчонка коротко и четко объяснила, что сейчас ей будут делать мейк-ап, а я в это время могу с ней говорить. Когда лицо будет нарисовано, а волосы уложены, мы скоренько сможем провести фотосессию. Девушка-компьютер! -Собеседник, 2006, №19.

В данном примере вместо созданного составного слова девушка-компьютер могло быть употреблено развернутое описание «девушка, легко и быстро выполняющая несколько дел одновременно».

«Поправка-регулятор»: Закон о печати, чуть было не обогащенный драконовскими поправками-регуляторами. - КП, 25.01.1998.

Употребление разнословного сложения в дан-номслучае заменяет описание «речь о поправке к закону, которая призвана регулировать то, что содержится в нем».

«Программа-долгожитель»: Программ-долгожителей, ведущих историю из советского телевидения, все меньше. Со стариками не церемонятся - от них с легкостью отказываются в пользу новых проектов. Но что происходит с теми, которые еще на плаву? -Собеседник, 2007, №3.

Неменееважнойпричинойсловотворчествасле-дует назвать стремление говорящих нарушить языковой автоматизм (один знак - одно значение). Требование выразительности обусловлено тем, что речь - это не только средство передачи информации, но и орудие психологического воздействия, прежде всего, на читателя. Именно в этом направлении идет поиск журна-листаминовых, болеевыразительныхноминаций.Так, многие из составных наименований дают не только развернутую характеристику, но и оценку (чаще негативную или с ироническим подтекстом) тех или иных представителей общества: сноб-холостяк, предатель-перебежчик, хулиган-провокатор, фронтовик-хохотун и т. п. Примерами также могут послужить:

«Подушки»-подружки»: Это только в рекламе показывают, что свежего дыхания добиться не просто, а очень просто - придут симпатичные «подушки»-

подружки, пропылесосят, мяты на зубки положат, и готово. Увы, в реальности все не так просто. - КП, 04.10.2006.

«Коза-«дюймовочка»: Супруги Ивановы, увидев козленка-лилипута, родившегося у их любимицы Стрелки, испугались. Козу-«дюймовочку» назвали Кнопкой. - КП, 20.04.2006.

«Звезды-«косильщики» (о звездах, которые избежали службы в армии (заголовок). - АиФ, 2006, №14.

Сила воздействия, которая определяется степенью выразительности речи, выявляет «тенденцию к употреблению более экспрессивных обозначений известных явлений, во многом обусловленную грандиозными свершениями нашего времени» [5].

Широкое распространение составных наименований в языке газет, на наш взгляд, во многом связано с экстралингвистическими причинами: в эпоху Интернета и «новых технологий» появляется масса новых понятий, явлений, новых устройств, механизмов, тре-бующихточных, понятныхобозначений. Этомутребо-ванию как раз и отвечают составные слова, которые, объединяя значения двух элементов в одно качественно новое значение, демонстрируют новую необычную форму: машина-викторина, подарок-комплимент, чеки-пустышки, озеро-воин, цвета-фавориты, акулы-меценаты и т. д. Характерным признаком данных образований является то, что новое значение, не нарушая морфологии и фонетики слова, превращает знакомое слово в совершенного незнакомца. Большое количе-створазнословныхсложений,созданныхжурналиста-ми на страницах печатных изданий, - «нечто ранее не-известное,демонстрирующеепроцесслингвокреатив-ного мышления» [5].

Одной из тенденций развития языков является стремление выразить все большее количество информации в единицу времени. Кроме того, номинация посредством сочетаний слов выступает как «запасной» способ наименования, компенсирующий недостаточ-ностьсловообразовательныхсредств.Какпоказывает анализ фактического материала, составные наименования в русском языке обладают самостоятельной номинативной значимостью. Они нередко служат для более конкретного, дифференцированного обозначения предметов и явлений.

Необходимо отметить тот факт, что говорящий всегда стремится к четкости и краткости представляемой информации. В этом нередко «на помощь» им приходят составные наименования, позволяющие развернутое описание заменить более емким определением. Объектом номинации и оценки становятся не только явления общественной жизни, экономики, политики, культуры, но и события частной жизни обыкновенных людей, при описании которых чаще употребляются слова, называющие человека по какому-либо признаку.

Собранный языковой материал убеждает в том, что обилие составных слов - одна из особенностей словотворчества. «Создание слова - это творческий акт определенного индивидуума - «оригинатора». Именно с его речемыслительной деятельностью свя-

23 2011

зана неожиданность ассоциации, связывание того, что еще не связывалось другими. Неожиданным, действительно, будет скорее всего то, что придет в голову одному человеку, а не многим» [5].

Анализ новых составных слов в функциональнопрагматическом аспекте показал, что сфера их употребления и назначения достаточно широка. Так, составные наименования, как правило, позволяют более точно и емко выразить определенную мысль. Ср.: «Свитер-рубашка»: «Бестселлером коллекции является свитер-рубашка, своеобразный гибрид свободного трикотажного пуловера... и рубашки с трикотажным воротником. Женские свитеры-рубашки короткие, их носят навыпуск. Мужские - длинные, их обычно заправляют в брюки». - Московские новости, 1998, № 6. В данном контексте разнословное сложение как емкая и компактная форма заменяет развернутое описание «тонкий свитер, имеющий покрой рубашки».

«Лозунг-установка»:«Государственныеинтере-сы диктовали необходимость временного отступления. И тогда был введен НЭП, появились лозунги-установки о том, что рожать - это долг комсомолки». - КП, 18.02.2002. Здесь лозунг-установка - это призыв, направляющий на определенное действие.

«Мина-растяжка»: «Французские саперы нашли на игровом поле и на трибунах несколько мин-растяжек. Матч отложен». - КП, 20.04.2000. СН мина-растяжка употреблено вместо описательного оборота «мина, установленная на растяжку, то есть прикрепленная к концу натянутой проволоки или шнура».

таким образом, отличительным свойством разнословных сложений является их краткость (в сравнении с эквивалентом - развернутым описанием).

Наблюдения за языковыми фактами показали, что составные наименования довольно часто употребляются для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать предмет, отличающийся многофункциональностью, например:

«Шапочка-маска» (эластичнаяшапка, закрывающая лицо, с прорезями для глаз; в разговорной речи): «Лица его [Маркоса], скрытого вязаной шапочкой-маской, какие используют альпинисты, террористы и спецназовцы, кроме его же соратников, пока никто не видел». - КП, 15.03.2004.

«Газета-завод» (речь о редакции газеты «Ком-мерсантъ»,сотрудникикоторойнапоминаютатмосфе-ру завода): «Газета-завод требовала новых технологий для решения вновь появившихся трудностей». - Собеседник, 2008, №21.

в следующем примере значение раскрывается благодаря объяснению, представленному в широком контексте:

«Каналы-двойники»: Есть опасность, что на «шестой кнопке» получится еще один «типовой» канал. Ведь сейчас на разных кнопках под схожими названиями одни и те же «звезды» танцуют, катаются на льду, перепевают старые песни, участвуют в похожих, как близнецы, ток-шоу. Может, логичнее было бы сократить количество таких «каналов-двойников», многие

из которых прямо или косвенно дотируются из того же государственного кармана». - АиФ, 2009, №41.

Необходимо отметить, что довольно часто составные слова способствуют потребности говорящего выразить его отношение к предмету речи, дать ему определенную характеристику, оценку». Например:

«Реклама-виновник» (заголовок):«Наша пицца становится все более жирной и сладкой. Именно такую часто пропагандирует реклама. Дети становятся заложниками навязанного им ТВ образа «правильной» еды». - Телесемь, 2010, №37.

«Красавицы-иномарки»: «Из года в год все больше населенных пунктов подвергаются благоустройству. И с легкостью пролетают красавицы-иномарки там, где еще недавно мог проехать только трактор, а пешехода не спасали даже резиновые сапоги». - КП, 2006, №153.

Составные наименования в текстах газетной публицистики могут быть предназначены для привлечения внимания читателей. С этой целью авторы зачастую используют различные приемы языковой игры, ср.:

«Лапочка-почка» (о донорской почке, которая спасла жизнь маленькой девочке). - АиФ, 2005, №20. (ср. известное лапочка-дочка).

«Леди-бокс» (о девушке, которая, потеряв своего любимого, стала заниматься боксом). - АиФ, 2005, №12. (ср .: леди-босс).

«Спор-клуб»: советуемся, полемизируем, обсуждаем, размышляем... Смотрите передачу «Спор-клуб» сегодня по первой программе телевидения. - КП, 24.03.1978. (ср .: спорт-клуб).

Составное наименование в данном случае становится для автора своеобразным способом самовыражения. Нами зафиксированы примеры, включающие 2, 3 и даже 4 составных наименования.

«В мире есть города-мужчины, жесткие, агрессивные, как Нью-Йорк, Гонконг... Но есть и города-женщины - такие, как Лондон, Париж... и, конечно же, Москва». - Российская газета, 2010, №4.

Зафиксированы примеры, в которых элементы разнословных сложений составляют синонимическую пару:

«Не только зрители, но и коллеги воспринимали Любовь Полищук как женщину-праздник, женщи-ну-карнавал, бесподобную клоунессу. - Собеседник, 2006, № 19.

Употребление подобного рода слов можно объяснить стремлением автора привлечь читателя. На наш взгляд, «засилие» в газетных текстах подобных конструкций притупляет ощущение красоты языка, приводит к снижению речевой культуры читателя.

Языковой материал указывает на то, что составные наименования могут употребляться с целью избежать тавтологии. Например:

«Существуют задачи, решая которые можно тренировать память человека. Они напоминают гимнастику, состоящую из набора упражнений. Рубрика «задачки-зарядка» содержит подобные задания». -Собеседник, 2006, №5.

Можно предположить, что созданное составное наименование позволяет не только более точно и емко выразить мысль, но и заменить уже употребленные в тексте слова задачи, гимнастика, упражнения.

«Провести «лишний» товар довольно легко. Вариант первый: ведется двойная касса, то есть товары записываются в два журнала, а чеки выбиваются в обычном режиме. Легальный журнал - для проверок. И «черный» для себя. Второй вариант - выбиваются «липовые» чеки-пустышки - не каждый будет заглядывать в них, особенно если покупка оказалась удачной. И третий - чек на подставной товар вообще не пробивают». - КП, 16.11.2006. В приведенном примере СН чеки-пустышки позволяет не употреблять слова чеки, липовые и является в то же время емким образным средством.

таким образом, словотворчество - это процесс сложный, многогранный, он направлен на выбор или конструированиенеобходимойлексическойединицы, отсутствующей в языке и индивидуальном лексиконе. Одним из средств, позволяющих заполнить пустые клетки языковой системы, являются составные наименования. СН, извлеченные из газетных текстов последних десятилетий, характеризуются своей неожиданностью и новизной, демонстрируют результат творческого мышления автора, ср.: камень-шпион, душ-топтун, мальчик-бобер, человек-шашлык, земля-светильник, озеро-мудрец, угощение-общение и многие другие. Образование подобныхслов «обусловленоне-устаннойкреативнойработойчеловеческогосознания, бесконечным познавательным процессом» [3].

Довольно часто составные наименования употребляются авторами в качестве заголовков текстов

газетной публицистики, для которых характерна яркая полемичность и высокая степень оценочности.

Таким образом, составные наименования в текстах газетной публицистики используются: 1) для более точного выражения мысли; 2) для замены развернутого описания более компактной формой; 3) с целью выразить авторское отношение к описываемому явлению, дать ему ту или иную оценку; 4) для более полной характеристики многофункциональных предметов и понятий; 5) для привлечения внимания читателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журавлева О. В. Когнитивные модели языковой игры (на материале заголовков русских и английских публицистических изданий). Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Барнаул, 2002. 22 с.

2. Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т, 2002. 359 с.

3. Касьянова Л. Ю. Когнитивно-дискурсивные проблемы неологизации в русском языке конца ХХ - начала XXI века. Автореф. дис. ... докт. филол. наук. Астрахань, 2009. 47с.

4. Плотникова Л. И. Отражение национально-культурных особенностей в новом русском слове // Язык и культура. Т. I. Философия языка и культуры. Вып. 8. Киев, 2005. С. 50-54.

5. Сенько Е. В. Неологизация в современном русском языке:межуровневыйаспект.СПб.:Наука,2007.354с.

6. Сичинава Ю. Н. О фреймовой природе словотворче-ства//Речеваядеятельность.Языковоесознание.Об-щающиеся личности. Тезисы докл. XV Межд. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. Калуга: Изд-во «Эйдос». С. 271-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.