92 ■
Сетевой научно-практический журнал
серия Педагогика и психология образования
Н
’АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
(ШКОЛЬНАЯ И ДОШКОЛЬНАЯ ДИДАКТИКА)
EDUCATIONAL PROBLEMS
(SCHOOL AND PRESCHOOL DIDACTICS)
УДК 37.022 -161.1
изучение неологизмов
Дрога М. А. В ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Аннотация
В настоящей работе мы обращаем внимание на те основные моменты и положения, которые, по нашему мнению, важно учитывать при изучении новых слов. Мы полагаем, что довольно интенсивный приток неологизмов, который в последнее время имеет лавинообразный характер, не может быть обойден вниманием учителя-словесника и должен стать предметом специального изучения в школе, что позволит представить язык как систему, которая развивается вместе с изменением жизни общества. В качестве примера мы рассматриваем особую часть лексических неологизмов - составные существительные, которые представляют собой два самостоятельных слова. Подобные слова, извлеченные из текстов современных СМИ, отражают особенности словотворчества и привлекают внимание учащихся на язык газет. Приводятся рекомендации для учителя, целью которых является помощь в свободном владении русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Представленный языковой материал может быть использован на открытом уроке, заседании лингвистического кружка, факультативе по русскому языку.
Ключевые слова: неологизм; составные слова; окказионализм; новообразования; язык СМИ; словотворчество.
THE STUDY OF NEOLOGISMS ATSCHOOL
(THE METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS)
Abstract
In this paper, we focus on those key issues and provisions that, in our opinion, it is important to consider when learning new words. We believe that a fairly intensive inflow of neologisms, which recently has the avalanche-like character, cannot be over-looked by the teacher-scholar and should be a subject of special study at school, to repre-sent the language as a system that evolves with the changing society. As an example, we consider a special part of the lexical neologisms - compound nouns, which are two sepa-rate words. Such words extracted from texts of modern media, reflect the characteristics of word creation and attract the pupils’ attention to the language of newspapers. The author provides the guidelines for teachers whose goal is to develop the Russian language fluency in different areas and situations. The language material presented in the article can be used in demo lessons, meetings of linguistic societies, and elective courses of the Russian language.
Keywords: neologism; compound words; occasionalism; new formations; language media; the creation of new words.
Droga MA.
№2 2014
Введение. Появление словарного состава за счет новых лексических единиц - одна из особенностей русского языка на современном этапе его развития. Это явление, получившее название «неологического взрыва», обусловило возникновение новой отрасли лексикологии - неологии, отражающей динамичные процессы в современном русском языке.
Однако школьный курс русского языка «до сих пор ограничивается, как правило, лишь самыми общими положениями о лексических новообразованиях в русском языке новейшего периода. При этом круг слов, иллюстрирующих данное явление в школьных учебниках, обычно включает слова, уже потерявшие оттенок новизны (луноход, космодром, прилуниться и под.), т. е. уже не являющиеся собственно неологизмами» [6, с.
23].
Несмотря на устойчивый интерес лингвистов к проблеме новых слов, многое в этой области остается еще нерешенным, в лингвистике до сих пор нет точного определения термина «неологизм». При широком толковании к неологизмам относят новые языковые факты, различные авторские образования, новые фразеологические обороты. При узком понимании термина неологизмами называют те новые единицы лексической системы языка, которые возникли в силу общественной потребности дать имя новому предмету или выразить новое понятие и которые функционируют в речи в качестве готовых, воспроизводимых единиц. Однако дифференциация понятий «неологизмы» и «окказионализмы» (индивидуально-авторские инновации) является очень важной, так как помогает учащимся различать новые слова «для всех» и новообразования в речи отдельных людей.
В связи с этим на учителя-словесника возлагается ответственная задача -привлечь внимание ученика к родному языку, сформировать у него языковой вкус. Определенную помощь в этом, на наш взгляд, окажет новый языковой материал рекомендательного характера, на примере которого можно продемонстрировать новообразования, появляющиеся в языке каждый день. Цель статьи - описать
новые составные слова, доступные, информативные, социально значимые, которые позволяют выявить творческие возможности языковой личности и оказывают влияние на развитие языкового вкуса.
Материалом исследования явились составные слова, извлеченные из текстов периодической печати последнего десятилетия. Также проанализирован материал школьной программы по русскому языку в 6-11 классах (раздел «Лексика»). Метод исследования - метод системного научного описания, предполагающий совокупность следующих приемов: 1) прием сплошной выборки из словарей, неографических справочников и текстов газетной публицистики; 2) приемы наблюдения, сопоставления, обобщения, теоретической интерпретации результатов исследования языкового материала.
Результаты исследования. Известно, что одним из продуктивных способов пополнения словарного состава русского языка является словообразовательный. Данный факт отражен в учебниках современной школы. Однако при описании способов словообразования допускается больше неточностей. Неясно, чем способ, названный «образование слов из словосочетаний» принципиально отличается от сложения (чем, например, слово лесостепь отличается от слова научно-технический). Кроме того, в школьный учебник включены такие примеры, как железнодорожный (где помимо основ слов присутствует суффикс -н-). В классификации разведены в разные способы слова типа стенгазета (названы сложными) и слова типа универмаг (сложносокращенные). Это противоречит общепринятой точке зрения, согласно которой любое слово, использующее при сложении сокращение хотя бы одной основы, является сложносокращенным. Таким образом, теоретический материал по способам словообразования нуждается в корректировке.
В учебных комплексах для углубленного изучения русского языка теоретическая база словообразования значительно расширяется в параграфах, посвященных образованию отдельных частей речи и в разделе «Словообразование частей речи», включенном в учебник 6-го класса. Так, среди способов образования
серия Педагогика и психология образования
отдельных частей речи выделены еще приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и сложение с суффиксацией [5].
Заимствование из других языков, в частности из английского, остается за рамками изучения школьного раздела «Лексика и словообразование». Лишь в учебно-методическом комплексе для 5 класса теоретический материал отражает данную тему, но обзорно и без примеров: «Словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. Так почему же, несмотря на отмирание многих слов, лексика русского языка не только не уменьшается с течением времени, а, напротив, непрерывно расширяется? Дело в том, что в языке безотказно действуют два мощных способа пополнения словарного запаса: словообразование и заимствование. То есть производство новых слов на основе тех, что уже живут в языке, или заимствование слов из других языков (такие слова называют иноязычными или заимствованными)» [8, c. 36].
Объяснение нового материала по теме «Новые слова в русском языке» в большинстве школьных учебников строится на почти сходной теоретической базе. Например, самым обобщенным представлено следующее определение понятия «неологизм»: «Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами» [8].
Что касается вопроса об изучении новых слов в старших классах, то здесь наблюдается большое разнообразие используемых учителями учебных пособий. Наше исследование показало, что учебники, адресованные учащимся 10-11 классов, дают более полное представление не только о неологизмах, но и об окказионализмах (авторских образованиях или индивидуально-стилистических неологизмах). В связи с тем, что в науке еще нет точного определения понятия «неологизм», авторы школьных учебников также не выработали единой точки зрения на этот вопрос. На наш взгляд, довольно доступно и емко материал по данной теме изложен в учебном пособии для старших классов под ред. А.И. Власенкова. Ниже приведем теоретический материал, представленный в этой книге:
«Неологизмами можно считать слова, вошедшие в язык за последние годы, хотя и среди них есть уже перешедшие в общеупотребительные и даже в устаревшие» [2, с. 41].
Необычные слова, созданные В. Маяковским, приводятся в качестве иллюстраций к авторским неологизмам во всех школьных учебниках для старшеклассников. Но слова «прозаседавшиеся», «разулыбьте», «много-пудье» авторы пособий толкуют по-разному. Так А.Д. Дейкина определяет их как «стилистические неологизмы» («индивидуально- стилистические»). Она дает этим словам такое определение: «Неологизм стилистический (индивидуально-стилистический). Неологизм, созданный автором данного литературного произведения с определенной стилистической целью и обычно не получающий широкого распространения, не входящий в словарный состав языка. Зеленокудрые (Гоголь), москводушие (Белинский), надвьюж-ный (Блок), громадье, многопудье, мандоли-нить, молоткастый (Маяковский)» [3, с.122].
Этот учебник-практикум интересен еще и тем, что в нем очень полно представлен теоретический материал, касающийся неологизмов. При этом теория оформлена в виде задания, то есть появляются элементы практики. Учащимся предлагается запивать в тетрадь словарную статью из «Школьного поэтического словаря» А.П. Квятковского. Отметим и тот факт, что в учебнике много примеров из художественных произведений, в чем проявляется связь изучаемой темы с литературой. Школьники знакомятся и с понятием «окказионализм», определение которого взято из «Словаря-справочника лингвистических терминов».
В «Пособии для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко представлена традиционная трактовка неологизмов. Также здесь нет четкого обозначения понятия «окказионализм». Отмечается лишь то, что новые слова «могут намеренно создаваться авторами в различных стилистических целях, для большей выразительности [7, с. 29].
Материал для учителя. К числу новообразований можно отнести составные наименования типа девушки-картинки,
серия Педагогика и психология образования
Дрога М. А. ууАУЧНЫЙ
95 ИЗУЧЕНИЕ НЕОЛОГИЗМОВ В ШКОЛЕ (методические рекомендации) щ Нрезультат — ощра'
земля-светильник, пластик-телохрани-
тель, река-судьба и др. «Слова такого типа отличаются необычным соединением двух узуальных слов, в результате которого возникает новообразование, обозначающее сложное понятие» [4, с. 61]. Составные наименования - особая лексическая подсистема слов русского языка, созданных способом сложения. Основными отличительными чертами составных слов следует признать семантическую цельность, сложение в одно слово двух самостоятельных слов и их дефисное написание. Высокая продуктивность таких слов, как война-текучка, инциденты-коллеги, спортсмены-депутаты и др. обусловлена их краткостью, ёмкостью значения и необычностью, что позволяет журналисту привлечь внимание как можно большего количества читателей. Такие слова, как правило, не включаются в толковые словари (за исключением тех слов, частотность употребления которых достаточно высока). В массовых печатных изданиях последних лет составные наименования очень распространены:
Театр-обуза (о закрытии театров в провинции): «Один уважаемый столичный
режиссер поделился идеей - закрыть театры-обузы: залы-то пустые, так зачем бюджетные деньги разбазаривать?». АиФ, 2012, №17.
Цены-«декабристы» (об изменении цен в декабре): «Что подорожает и что подешевеет к концу года? Мировой финансовый кризис добрался практически до всех рынков и начал опустошать карманы россиян путем повышения цен. Но есть и хорошая новость: стоимость некоторых товаров и услуг под влиянием проблем в экономике снизится примерно к 20 декабря. АиФ, 2008, №44.
Перечисленные примеры указывают на тот факт, что составные слова содержат скрытый мини-текст. Носитель языка вместо того, чтобы использовать развернутое описание, употребляет благозвучное составное слово. Тем самым биномины выполняют компрессивную функцию, то есть служат для создания более кратких, чем мотивирующее сочетание слов, номина-
ций: кашель-очищение = кашель, с помощью которого очищаются дыхательные пути; книги-победители = книги, которые победители в конкурсе; водитель-новичок = водитель, стаж вождения которого очень мал; «бабушка»-газета = газета с большим количеством страниц; автомобиль-хамелеон = автомобиль, меняющий свой цвет; вирус-притвора = инфекция, которая маскируется под простуду.
Широкое распространение составных наименований в языке газет во многом связано с тем, что в эпоху Интернета и «новых технологий» появляется масса новых понятий, явлений, новых устройств, механизмов, требующих точных, понятных обозначений. Как правило, составные слова являются названиями новых предметов и явлений в нашей жизни, поэтому часто в контексте, где они употребляются (иногда впервые), содержится подробное объяснение. Такой контекст точнее характеризует смысл нового слова: «Раковина-жемчужница - единственная живая драгоценность: из океана она впитывает его полный минеральный комплекс, а из раковины-жемчужницы - все ее биологически активные вещества». АиФ, 2006, №23. Слова, состоящие из двух частей, могут обозначать человека по какому-либо признаку (папа-футболист, правитель-усач) или указывать на предмет (крест-якорь, термометр-магнит).
Учителю можно провести лингвистический эксперимент, который позволит сравнить толкования составных слов, извлеченных из контекста и значения, предложенные учащимися. К примеру, необычное составное наименование «пожар-птица», предложенное ученикам вне текста, гипотетически может толковаться как «птица, пострадавшая от пожара», «жар-птица», «птица цвета пламени» и т.п. В то время как контекст демонстрирует творческую установку автора: речь идет о девушке, которая вынесла детей из огня. Автор образно называет ее пожар-птицей: «Хабаровская ученица вывела из пламени троих малышей (заголовок). Подходя к подъезду, Вика почувствовала запах дыма, а
серия Педагогика и психология образования
в подъезде увидела под лестницей языки открытого пламени. Вика крикнула «Пожар!» и бросилась к соседям - она помнила, что в это время соседские ребята Ксюша, Толя и Максим Филипчуки находятся дома одни, без взрослых. Пробираться пришлось сквозь дымовую пелену. Ребята крепко держались за свою спасительницу». Российская газета, 2010, №71. Подобное творческое задание тренирует ассоциативное мышление учащихся, позволяет отрабатывать навыки словотворчества. Для его выполнения могут быть предложены следующие слова: приз-турист, камень-шпион, мама-таблетка, звук-подарок, человек-мир, продукты-рекордсмены, букет-секрет. В качестве домашнего задания учащимся дается задание найти в газетных текстах интересные заголовки, содержащие составные слова (напр., ковер-каратель, уши-зеркала, разговоры-воры).
В создании составных наименований проявляется неординарность автора, его способ-
ность подобрать исключительные номинации, выделить функции исследуемого объекта и предложить его новое использование: глыбы-скорлупки, подарок-предмет, шлюзы-двери, плата-контроллер.
Заключение. Базовый курс школьной программы в силу разных причин не включает дополнительной информации о новых словах, появляющихся в русском языке. Раздел «Лексика» содержит лишь стандартное определение термина «неологизм» и примеры. В профильной программе добавляется информация, отражающая современное состояние языка. Чтобы решить проблему работы со словом, на наш взгляд, необходимо использование дополнительного материала, и наличие специальных заданий для развития творчества: от слова к тексту, от заглавия к собственно тексту, исследование слова. Материалы, рекомендованные в этой статье, - вспомогательный компонент в работе учителя при изучении новой лексики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Кузнецова С.А. СПб.: Но-ринт, 1998. 1536 с.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Стили речи» для 1011 классов. М.: Просвещение, 2010. 128 с.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Учебник-практикум по русскому языку для старших классов. М.: Астрель, 2003. С. 122.
4. Дрога М.А. Составные наименования в русском языке (ономасиологический и функциональный аспекты) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 60-67.
5. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические указания к учебнику /
Сост. Баранов М.Т. М.: Просвещение, 1990. С. 3.
6. Плотникова Л.И. Учителю о новых словах // Русский язык в школе. 2003. №6. С. 23-26.
7. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. М.: Просвещение, 2003. 288 с.
8. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: Дрофа, 2013. 336с.
9. Dictionary of Contemporary English. Longman, 2008.
10. Reath D. The Language of Newspapers. London: Routledge, 1997. 257 p.
11. Swan M. Practical English Usage. Oxford University Press, 2005. 658 p.
серия Педагогика и психология образования
REFERENCIES:
1. Great Dictionary of the Russian Language / Ed. Kuznetsova S.A. Spb.: Norint, 1998. 1536 p.
2. Vlasenkov A.I., Ryibchenkova L.M. Guidelines to the Textbook «The Russian language. Grammar. Styles of Speech» for 10-11 Grades. M.: Prosveschenie, 2010. 128 p.
3. Deykina A.D., Pahnova T.M. Tutorial Workshop on the Russian language in High School. M .: Astrel, 2003. P 122.
4. Droga M.A. Compound Names in Russian (onomasiological and functional aspects) // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences. № 5. (2013): P. 60-67.
5. Training the Russian Language in the 6th Grade. Methodological Guidelines for the Text-
book / Comp. Baranov M.T. M .: Prosveschenie, 1990. P. 3.
6. Plotnikova L.I. To the Teacher about new Words // Russian Language at School. №6 (2003): Pp. 23-26.
7. Handbook for Russian Lessons in High School / Grekov V.F., Kryuchkov S.E., Cheshko L.A. M .: Prosveschenie, 2003. 288 p.
8. Russian Language. Grade 5. Textbook / ed. Razumovskoy M.M., Lekanta P.A. M.: Drofa, 2013. 336 p.
9. Dictionary of Contemporary English. Longman, 2008.
10. Reath D. The Language of Newspapers. London: Routledge, 1997. 257 p.
11. Swan M. Practical English Usage. Oxford University Press, 2005. 658 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
DATA ABOUT THE AUTHOR:
Дрога Марина Анатольевна,
кандидат филологических наук, старший преподаватель; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия;
E-mail: [email protected]
Droga Marina Anatolievna
PhD in Philology, Senior Lecturer Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
серия Педагогика и психология образования