ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Сиротенко Д.И
магистрант ВГПУ г. Воронеж, РФ E-mail: dilyarasss9@gmail. com
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ
Аннотация
В статье рассмотрены составляющие психологической готовности к материнству.
Ключевые слова:
Материнство, психологическая готовность к материнству, психология материнства, беременность, семья, проблема материнства.
В последнее время заинтересованность многих ученых обращена к вопросам современной семьи. Изменение репродуктивного поведения, в том числе понижение рождаемости, преобразование родительских установок и позиций, стиля воспитания имеют значение, как в отдельной взятой семье, так и в государстве.
В основе материнства лежат целостно смысловое отношение к ребенку, а так же личностная зрелость матери.
Существует 2 основные позиции с которых рассматривается данное психосоциальное явление, как материнство, это процесс изменения личности женщины и условия в которых формируется.
Глубокие психологические и соматические изменения, кризис развития, критический период, это все про беременность.
По мнению С.Ю. Мещерякова [2], существует многообразие исследований материнства, но исследования связи готовности к материнству, материнского поведения и развития ребёнка не проводилось.
Автор книги «Психология материнства» Г.Г. Филиппова [3], указывает: «Проблема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной».
Психология материнства считается одной из наиболее сложных и плохо разработанных сфер психологии.
Вопрос материнства приковывает внимание психологов длительное время. Такой интерес к проблеме неспроста. В своей жизни каждый человек осуществляет множество ролей. Одной из самых важных, ответственных ролей в жизни женщины является роль матери.
Женщина-мать воспитывает, ведет детей по жизни. Она же является источником, который передает жизненный опыт из поколения в поколение. И как и насколько благополучно женщина будет справляться с ролью мамы, зависит развитие ребенка и затем общества в целом.
История, физиология, психология, биология, медицина материнство изучается в русле различных наук. Отталкиваясь от собственных задач и целей, каждая дисциплина исследует и определяет материнство.
Сегодня же единого понятия «материнства» не существует. В современной науке интерес к данной теме появился сравнительно недавно.
Функция женского организма, нацеленная на продолжение рода, вынашивание, вскармливание, рождение, воспитание ребенка так в сексологическом словаре определяют материнство.
Г.Г. Филиппова [3] рассматривает материнство как психосоциальный феномен: обеспечивающий условия для развития ребёнка, и как часть личностной сферы женщины.
Материнство есть одна из социальных ролей, на содержание которой сильное влияние оказывают общественные нормы и ценности, считает В.И. Брутман [1] .
Функции матери достаточно сложны и многообразны и заключаются в обеспечении эмоционального благополучия, развитие привязанности, отношение к миру, общении достаточно сложны и разнообразны.
До сих пор вопрос о факторе обеспечивающим связь между готовности к материнству и реальным поведением матери остается открытым.
Исследования по теме готовности к материнству ведется в различных аспектах, но систематического исследования связи готовности к материнству и реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось.
Изменения в жизни матери, которые ее ждут в связи с рождением ребенка так же изучаются при исследовании психологической готовности к материнству.
Женщина должна быть готова к изменения в жизни которые ждут её с появлением малыша. Необходимо осознанно подходить к выполнению материнских функций и обязанностей, так же она должна быть готова стать мамой.
Готовность к материнству с одной стороны имеет инстинктивную основу, с другой стороны является как личностное образование, в котором отображается общение со сверстниками, родителями и мужем. Но многие авторы считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На данный процесс влияют как биологические, так и социальные факторы.
С.Ю. Мещерякова [2] является одной их исследователей психологической готовности к материнству, психологическую готовность к материнству она рассматривает как личностное образование, образующей которой является субъектно-объектная ориентация.
Можем сделать вывод о том, что отношение к своему будущему ребенку проецирует, и стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает благоприятные условия для развития младенца.
Желанность ребенка, наличие субъектного отношение матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему это и является наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения.
Список использованной литературы:
1. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии. 2002. №1. С.59-69.
2. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27 .
3. Филиппова, Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ) : дисс. докт. психол. наук / Г. Г. Филиппова. М., 2000. 24 с.
© Сиротенко Д.И., 2018