Научная статья на тему 'Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений'

Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2933
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ПСИХОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / MOTHERHOOD / PSYCHOLOGY OF PREGNANCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Валентина Анатольевна

Представлен анализ теоретических аспектов феномена материнства с позиции разных психологических подходов (культурно-исторического, психодинамического, феноменологического).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motherlod how socio-cultural phenomen with positions different psychologicallys scholl

The urgency of the topic chosen due to the transformation of reproductive behavior of women, this article presents an analysis of the theoretical aspects of the phenomenon of motherhood from the perspective of different psychological approaches (cultural, historical, psychodynamic, phenomenological).

Текст научной работы на тему «Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений»

УДК 159.9:618.2./3

В. А. Денисова

материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений

Актуальность выбранной темы объясняется трансформацией репродуктивного поведения женщин, в данной статье представлен анализ теоретических аспектов феномена материнства с позиции разных психологических подходов (культурно-исторического, психодинамического, феноменологического).

Ключевые слова: материнство; психология беременности.

Motherhood as a Social and Cultural Phenomenon: different psychological approaches. VALENTINA A. DENISOVA (Marine State University named after adm. G.I. Nevelskoy, Vladivostok). Motherhood was chosen as the topic of the article due to the transformation of reproductive behavior of women. The article presents an analysis of the theoretical aspects of motherhood phenomenon from the perspective of different psychological approaches (cultural, historical, psychodynamic and phenomenological).

Key words: motherhood, psychology of pregnancy.

Актуальность выбранной темы объясняется трансформацией репродуктивного поведения женщин, что обусловлено изменением ценностных установок. Философы, психологи, социологи, врачи разных стран на протяжении двух последних столетий исследуют проблему материнства, так или иначе обращаясь к истории семьи, церковного и семейного права [2, 5, 6, 16, 17, 18]. Однако до появления новых подходов к изучению исторической психологии и социальной истории тема истории материнства мировым научным сообществом не признавалась как самостоятельная. Она входила как составляющая в медицинские, этнологические и психологические исследования, но никто не говорил о ней как о междисциплинарной и необычайно актуальной.

Целью данного исследование является изучение материнства с позиции различных психологических направлений.

Культурно-исторический аспект материнства изложен в работах Э. Бадинтер, Л. Винничук, М. Мид, Т. Рябовой, Н.Л. Пушкаревой, С.Г. Фаты-хова, К. Эстес [4, 14, 23, 25, 27, 29, 38]. В данных работах авторы отмечают исторические изменения феномена материнства в зависимости от представлений о нем в конкретном культурно-временном континууме. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка и матери. Отклоняющиеся проявления материнского поведения существовали всегда, но в разные пери-

оды они сопровождались большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к ним.

В широком спектре проявлений материнства каждая наука детально изучает свой узкий аспект. Физиологов интересуют соматические изменения, происходящие с беременной женщиной, созревание плода и период лактации (Р. Шорт, К. Остин, И. Хопкинс и др.). Здесь много внимания уделяется сравнительным исследованиям гормонального фона и проявлениям материнского поведения, динамике эмоциональных состояний в период беременности. Социологи рассматривают оптимальные модели воспроизводства населения, психологи -«психологическую готовность к материнству», формы девиантного поведения матерей, исследуют внутриутробную жизнь плода, где мать представлена как стимульная и физиологическая среда для развития ребенка (А. Бертин, А.И. Брусиловский, Ю.И. Шмурак и др.). Ученые в области психологии материнства, такие как Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова, И.Ю. Хамитова, В.И. Брутман, подчеркивают необходимость рассмотрения материнства как психосоциальный феномен, т.е. материнство как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины [10]. Но их исследованиям недостает важных компонентов: определения духовной сущности феномена материнства, нравственной и психологической готовности к материнству, программ психологической

ДЕНИСОВА Валентина Анатольевна - аспирантка кафедры гуманитарных дисциплин (Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток). E-mail: [email protected] © Денисова В.А., 2012

социология. психология

подготовки девушек к выполнению материнской функции. Отсутствует интегративное изучение всего комплекса изменений, происходящих с женщиной, ожидающей ребенка. В литературе преимущественно представлены проблемы материнства в рамках биомедицинской парадигмы.

Несмотря на появление и успешное развитие перинатальной психологии, ученые до сих пор высказывают диаметрально противоположные взгляды на факторы, определяющие вариативность пренатального развития ребенка. По-прежнему главенствует биомедицинская парадигма, основные детерминанты пренатального развития которой - генетические факторы, а также те факторы окружающей среды, которые оказывают негативное влияние на развитие ребенка [16, 31].

Одним из важных аспектов материнства является взаимодействие матери и ребенка. Именно в том, как мать отстраивает свое общение с ребенком, и проявляется материнская зрелость женщины. Характеру контакта матери и ребенка и его влиянию на психическое развитие личности уделяли внимание представители различных психологических школ.

В современном психоанализе до сих пор не утихают споры о том, кто же в большей мере влияет на развитие ребенка: мать, отец или социальное окружение. Разные психоаналитические школы придерживаются разных точек зрения. Именно психоанализу мы привычно приписываем мысль о том, что все сложности, перипетии, удачи и неудачи человеческой жизни зависят от наших ранних отношений с матерью. Основатель психоанализа З. Фрейд дифференцированно рассматривал роль матери и отца на прегенитальных стадиях развития. В оральную стадию развития ключевой фигурой становления базовых личностных качеств он считал мать, в то время как в фаллическую стадию (дошкольный возраст) развитие мальчика или девочки, по его мнению, всецело зависело от особенностей преодоления ими Эдипова конфликта, центрированного вокруг фигуры отца [33]. К тому же фигура отца в теоретической модели З. Фрейда является ключевой в формировании супер-Эго, т.е. социально ориентированных качеств личности ребенка. Обратную точку зрения предложила М. Кляйн, сформулировавшая «теорию объектных отношений», в которой отец не играет значимой роли в жизни ребенка, его взросление и развитие полностью зависят от матери [19].

Следующий революционный шаг в понимании материнства в 1949 г. совершил английский педиатр и психоаналитик Д. Винникот, который ввел в психоанализ новое понятие «достаточно хорошая

мать», сняв с женских плеч груз непомерной ответственности, которую должна была (в соответствии с теорией объектных отношений) чувствовать каждая женщина, решившая стать матерью [13]. «Достаточно хорошая», в понимании Винникота, это та мать, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его первичные потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Д. Винникот одним из первых описал то особое состояние слияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать. Это состояние доступно любой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу, не обращая внимания на привнесенные извне директивные установки. Революционность идей Д. Винникота проявлялась в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть самой собой, позволил ей отдаться инстинктам [13].

Очень интересный взгляд на материнство выразил К.Г. Юнг, предложив целый ряд архетипов материнства: от женщины, которая полностью теряет себя и растворяется в материнстве, проживая тем самым не свою жизнь, а жизнь своих детей, мешая при этом их собственной самоидентичности, до женщины, холодной к материнству. К.Г. Юнг считал, что «мать - первый мир ребенка и последний мир взрослого» [39].

Г. Аммон (1976) разработал гуманструктураль-ную модель личности на основе нового понимания агрессии и креативности бессознательного. Аммоном было предложено понятие «Я идентичности» и «Я функций» личности, которые могут быть представлены по конструктивной, деструктивной или дефицитарной шкалам. Развитие личности ребенка, как открытой системы, может идти в конструктивном, деструктивном или дефицитар-ном направлении в зависимости от окружающей ребенка социальной группы. Болезнь по данному определению возникает вследствие неспособности личности к приобретению нового опыта, из-за негативной позиции матери в отношении познавательной активности маленького ребенка. Ребенок, испытав страх покинутости и угрозу уничтожения, может лишь незначительно развить границы своего «Я», приобретая тем самым реальный дефицит опыта в гуманструктуре. Области не приобретенного опыта оказались вне распоряжения ребенка и не смогли быть использованы для дальнейшего развития [2].

А. Бертин, Д. Чемберлен, Т. Верни рассматривают беременность как активный диалог не только между матерью и ребенком, но и между матерью, отцом и окружающей их средой [7, 12, 35].

Материнство как социально-культурный феномен

В. А. ДЕНИСОВА

Современная концепция пренатального воспитания получила свое развитие в начале 1980-х годов во Франции благодаря президенту Французской национальной ассоциации пренатального воспитания и президенту Всемирной организации национальных ассоциаций пренатального воспитания (ОМАЕР) А. Бертин. Одна из основных целей ОМАЕР - просвещение супружеских пар в вопросах здорового материнства и отцовства и гармоничное развитие детей, которым предстоит родиться [7].

В феноменологическом направлении подробно описываются и выделяются функции матери, особенности ее ожиданий, типы и стили материнского поведения. В теории социального научения Д.Б. Роттер, Д.Н. Стейн феномен материнства непосредственно связывают с беременностью, которая рассматривается как стимул-реактивное поведение в рамках взаимодействия матери и ребенка [34]. С точки зрения А. Фогель, О. Бутовой важным в формировании материнского чувства женщины является фактор взаимного влияния матери и ребенка на эмоциональном уровне [32].

С позиции культурно-исторического подхода в работах Д.Б. Эльконина, Д.А. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, М.И. Лисиной материнство рассматривается в рамках материнско-детского взаимодействия. В соответствии с основными положениями этого направления основополагающая роль в развитии ребенка принадлежит взрослому. Поведение матери рассматривается как главный объект научения ребенка [8, 17, 20, 21, 37]. Е.А. Сергиенко показала ограниченность этой теории и заявила о необходимости изучения матери и ребенка как двух самостоятельных субъектов [28].

Анализ литературы по теме материнства в различных психологических направлениях показал обширность изучения данного вопроса. Каждое отдельное психологическое направление рассматривает материнство в рамках своих концепций. Споров вокруг первичности или вторичности влияния биологических факторов много, и конечно полностью исключить важность биологических факторов будет крайне неверно [16, 19, 27, 30]. Все вышеперечисленные направления, связанные с изучением материнства, нуждаются в сопоставлении и создании единого обширного подхода к пониманию материнства во всем комплексе его проявлений.

Наиболее полноценный, с нашей точки зрения, - это интегративный биопсихосоциальный подход, стремительно развивающийся в настоящее время. В его основе объединение биологических, психологических и социальных теоретических построений в единую теоретическую модель, спо-

собствующую наиболее полному пониманию закономерностей психологических, биологических и социальных процессов, связанных с репродукцией, раскрытию их взаимосвязей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб., 1995. 265 с.

2. Анохин П.К. Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979.

3. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг. Системный анализ. М.: Медицина, 1980. 274 с.

4. Бадинтер Э. Мужская сущность / пер. с фр. Э. Бадинтер. М.: Амальтея, 1995. 304 с.

5. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня: Ежегодник Рос. пси-хол. о-ва. М., 1996. Т. 2, вып. 4. С. 150-151.

6. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. № 1. С. 59-68.

7. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М.: МНПО «Жизнь», 1992. 25 с.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. 351 с.

9. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 110-118.

10. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Особенности динамики психологического состояния женщины во время беременности и родов // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 18-21.

11. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психологии. 1997. № 7. С. 32-37.

12. Верни Т. Тайная жизнь ребенка до рождения. М.: ЦРК «Аква», 1994. 82 с.

13. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998. 110 с.

14. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк., 1988. 496 с.

15. Гросс Э. Изменяя очертания тела // Введение в гендерные исследования. Харьков: ХЦГИ, 2001. 620 с.

16. Добряков И.Б. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.

17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.

18. Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963-1966. Т. 6. С. 423-484.

19. Кляйн М. Развитие в психоанализе. М.: Акад. проект, 2001. 320 с.

20. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Наука, 2003. 487 с.

21. Лисицина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

22. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.

23. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 268-321.

24. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян // Воспитание школьников. 2008. № 10. С. 9-14.

25. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. М.: Ладомир, 2002.

26. Рамих В.А. Материнство и культура: Философско-культурологический анализ. Ростов н/Д: Дон. гос. техн. ун-т, 1997. 144 с.

27. Рябова Т.Б., Рябов О.В. Гендерные стереотипы как фактор социальных конфликтов // Вестн. Костром. гос. технол. унта, 2005. Т. 11, № 4. С. 210-216.

2012 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

117

социология. психология

28. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность, психология человеческого бытия / под ред.

B.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. С. 113-146.

29. Фатыхов С.Г. Проблема элементарного социума человека и начала смыслотворения // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. № 4. С. 19-24.

30. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20, № 5. С. 26-34.

31. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 240 с.

32. Фогель А.В., Бутова О.А. Онтогенетические особенности макро- и микроэлементного статуса женского организма // Современный мир, природа и человек. Томск, 2009. Т. 1.

C. 4-7.

33. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 2008. С. 334-348.

34. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

35. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. М.: Класс, 2005. 220 с.

36. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1993. № 6. С. 24-37.

37. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 555 с.

38. Эстес К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М.: Гелиос, 2002. 656 с.

39. Юнг К.Г Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 65 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.