ОПРОСНИК ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ
КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ
A QUESTIONNAIRE FOR PREGNANT WOMEN AS A TOOL TO STUDY PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD
О.Ф. Лысенко
Материнство, психологическая готовность к материнству, системный подход, опросник, диагностика психологической готовности к материнству. В статье обсуждаются современная демографическая ситуация в нашей стране и меры Правительства РФ по ее улучшению, а также состояние института материнства в России на данный момент. Рассматриваются понятия «материнство» и «психологическая готовность к материнству». Обозначены составляющие психологической готовности к материнству, на выявление которых направлены вопросы представленного опросника для беременных. Описана роль предложенного инструментария в рамках работы с будущими матерями на этапе беременности.
O.F. Lysertko
Motherhood, psychological readiness for motherhood, system approach, questionnaire, diagnostics of psychological readiness for motherhood. The article discusses the current demographic situation in our country and the measures taken by the Russian government to improve it, as well as the state of the institute of motherhood in Russia at the moment. The concepts «motherhood» and «psychological readiness for motherhood» are considered. The article marks the components of psychological readiness for motherhood which are identified by the questions of the presented questionnaire for pregnant women. It also describes the role of the proposed tools within the work with future mothers on the stage of pregnancy.
В последние десятилетия в России очень остро стоит демографический вопрос. Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует определенные меры по улучшению демографической ситуации в стране. Например, программа «Материнский (семейный) капитал». Также отмечаются и другие меры по стимулированию рождаемости, поддержке семей с детьми: единовременные выплаты при рождении ребёнка, пособия по уходу за детьми.
Президент РФ в 2013 г. на совещании по программе материнского капитала отметил, что в последние 6 лет произошел всплеск рождаемости, что, согласно социологическим опросам, во многом связано с введением этой меры. Но исходя из данных Росстата, динамика рождаемости в России стала положительной уже с 2000 г. А программа «Материнский (семейный) капитал» начала действовать лишь с 2007 г.
Помимо вышеупомянутого, четко просматривается пропаганда роли матери в средствах массовой информации, но, как отмечает A.C. Ми-шукова, «в сочетании с социальной и деловой успешностью, когда взращиванием и воспитанием ребенка занимаются в основном третьи лица...» [Мишукова, 2012, с. 207]. По данным Росстата, уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет), с каждым годом растет. Если в 2009 г. доля таких женщин составляла 62,8 %, то в 2012 г. - 65,1 %.
Не только политические, экономические и информационно-культурные факторы имеют влияние на институт материнства в России. С.В. Мыскин отмечает, что социальная жизнь сегодняшней России трансформируется и под влиянием социально-психологических факторов [Мыскин, 2014]. Это актуально и для института материнства.
В данном случае сама действительность подводит теоретические исследования в области материнства к необходимости системного подхода. По мнению М.С. Бакулиной, при системном исследовании основное внимание уделяется соотношению сущностей внутри объекта как целостной системы, образующих иерархическую структуру [Бакулина, 2011]. На наш взгляд, в отечественной психологии системным подходом к материнству можно считать только концепцию материнства Г.Г. Филипповой. Она разработала концептуальную модель материнства как самостоятельной сферы, описала ее структуру, содержание и онтогенетическое развитие. Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины, подчеркивает важность готовности женщины к материнству. И если говорить о материнстве как о личностной сфере женщины, то одним из наиболее важных этапов её становления является беременность.
Это говорит о необходимости изучения психологической готовности женщины к материнству еще на этапе беременности. В статье «Диагностика психологической готовности к материнству на этапе беременности» мы освещали выбранные для обследования методики и представляли обоснования необходимости их использования [Лысенко, 2014]. Поскольку существующих методик уже недостаточно для системного исследования, была разработана и апробирована анкета для беременных женщин.
В данной статье представлены результаты работы над анкетой.
В.В. Никандров определяет анкету (опросный лист) как специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов. Обычно анкета состоит из трех разделов. Первый, вводный, включает обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому [Никандров, 2003].
Основными принципами построения анкеты являются логика, надежность и учет особенностей потенциальной аудитории, то есть вопросы должны соответствовать задаче исследования. Их необходимо сформулировать так, чтобы они были четкими, понятными потенциальным респондентам, которые, в свою очередь, дадут адекватные ответы. Количество вопросов варьируется от 3 до 100, но примерное время заполнения анкеты должно составлять 20-30 минут.
Итак, для нашей анкеты потенциальными респондентами являются беременные женщины с разным социальным статусом, интеллектуальным и личностным уровнем развития. Поэтому вопросы должны быть лаконичными и доступными для понимания любой взрослой женщине.
Задача анкеты - раскрыть содержание компонентов психологической готовности к материнству у беременной женщины, что поможет определить дальнейшее направление работы с ней. Обратимся к понятию «психологическая готовность к материнству».
В последние годы появилось множество подходов к изучению готовности к материнству. На наш взгляд, подход Е.В. Матвеевой объединяет и систематизирует факторы, о которых говорят и другие исследователи. Она определяет психологическую готовность к материнству как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока: потребностно-мотивационный, когнитивно-операционный и социально-личностный.
Е.В. Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения. Поэтому вопросы анкеты были составлены так, чтобы раскрыть содержание данных блоков у беременных женщин. Но оно на каждом триместре беременности должно несколько отличаться. Поэтому анкетирование необходимо проводить трижды.
Потребностно-мотивационная готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты. Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботиться о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери. Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.
На выявление наличия составляющих психологической готовности к материнству беременных женщин был направлен ряд вопросов анкеты. Обозначим некоторые из них.
1. Ваша беременность запланирована?
2. Общаетесь ли Вы со своим ребенком? Как?
3. Каким Вы представляете своего ребенка?
4. Можете ли сказать, почему Вы решили родить ребенка?
5. Как Вы понимаете выражение «хорошая мать»?
Содержание когнитивно-операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, психофизиологических особенностей в период беременности, знание о родах и особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании. Содержание данного блока мы прослеживаем через вопросы, некоторые из которых представлены далее.
1. Имеется ли у Вас опыт ухода за младенцами? Опишите кратко.
2. Знаете ли Вы основные особенности физического и психологического развития детей?
3. Ищите ли Вы информацию в разных источниках об особенностях ухода за детьми и их воспитании? Что интересует Вас в большей степени?
4. Вы считаете, что ребенка нужно носить на руках так часто, как он этого будет требовать, или не стоит «приучать к рукам»?
Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качествах матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.
В начале опроса женщинам предлагается ответить на вопросы, которые обычно в анкетах представлены как общие сведения о респонденте, но в данном случае они отражают социальную готовность к роли матери.
1. Возраст.
2. Образование.
3. Ваша профессия, должность.
4. Вы замужем? Сколько лет?
5. Профессия вашего супруга, должность.
К этому блоку относятся и вопросы о жилищных условиях, финансовом положении, а также вопросы, касающиеся реальных и предполагаемых изменений в образе жизни женщины.
Кроме этого, необходимо было включить в анкету вопросы, которые затрагивают этапы становления материнства. Большинство исследователей (Г.Г. Филиппова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Е.В. Матвеева и др.) полагают, что наиболее значимыми этапами являются период взаимодействия с собственной матерью (родителями) и период беременности.
Говоря про период беременности как этап становления материнства, следует обратиться к результатам исследований по девиантному материнству. В.И. Брутман, М.Г. Панкратова и С.Н. Ениколопов отмечают в своих работах, что большинство «отказниц» - это эмоционально незрелые личности [Брутман, Панкратова, Ениколопов, 1994, с. 33]. И отношение их к беременности и ребенку зависит от отношения к этому их родителей и отца будущего ребенка. Но ведь и среди социально успешных женщин встречаются личностно незрелые.
Очень важным фактором для формирования положительного эмоционального отноше-
ния к материнству являются стабильные отношения с партнером.
Г.Г. Филиппова, говоря о беременности как этапе становления материнства, отмечает важность соматического состояния и эмоционального отношения к нему женщины.
В связи с вышеобозначенными моментами в анкету был включен еще ряд вопросов. Вот некоторые из них.
1. Считаете ли Вы свои отношения с отцом ребенка стабильными? Опишите их кратко.
2. Как Вы считаете, ваша беременность в целом протекает легко?
3. На каком сроке Вы почувствовали первое шевеление плода? Какие эмоции и мысли возникли в тот момент?
Всего анкета включает 37 вопросов. Ее пилотная апробация (в которой участвовали 34 респондента) показала, что необходимо от 15 до 30 минут для ответов на вопросы, что соответствует предъявляемым к анкетированию требованиям. Вопросы сформулированы корректно, содержание ответов респондентов по смысловому содержанию соответствует заложенному в вопросах.
Было выявлено два недочета. Закрытые вопросы «Считаете ли Вы свои отношения с отцом ребенка стабильными?» и «Имеется ли у Вас опыт ухода за младенцами?» сопровождались дополнением «Опишите кратко». В 32 и 62 % случаях соответственно встретился отказ от ответа, были даны только ответы «да» или «нет». Мы предположили, что вопросы трудны для ответа. К первому вопросу было сформулировано следующее дополнение: «Запишите 3-4 слова, характеризующие их». Ко второму вопросу сделано уточнение «Что конкретно пробовали делать (пеленать, кормить, играть и т.д.)»? После переформулирования вопросов отказов от ответов на них больше не было.
Следует отметить также, что полученные в ходе пилотной апробации анкеты данные показывают, что с ее помощью удается выявить возможные «слабые стороны» материнской сферы беременных женщин. Это способствует подбору более точного комплекса диагностических
методик для каждого конкретного случая и определению приоритетных направлений для индивидуальной психологической работы с беременной женщиной, а также при анализе данных в соответствии с социально-демографическими характеристиками респондентов позволит разработать программы психологического сопровождения для отдельных групп беременных женщин.
Библиографический список
1. Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168-173.
2. Белогай К. Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. М.: РГУ, 2004. С. 54-63.
3. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психического состояния женщины во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 59-69, 110-118.
4. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Еникопов С.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих детей. //Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.
5. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 7. С. 38-47.
6. Коротаев A.B., Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. М.: ЛИБРОКОМ/URSS, 2009. 240 с.
7. Лысенко О.Ф. Диагностика психологической готовности к материнству на этапе беременности // Материалы конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XV Всероссийского (с международным участием) научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Красноярск, 18 апреля - 17 мая 2014 г. / Е.В. Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 52-58.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч < ^
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
8. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
9. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 63-75.
10. Миронин С., Козырева О. Причины второго демографического перехода // Золотой лев. 1999. № 63-64 [Электронный ресурс]. // URL: http://www.zlev.ru/65_36. Htm (дата обращения: 05.03.2015).
11. Мишукова A.C. Тендерные роли женщины в традиционной кочевой культуре // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3. С. 204-208.
12. Мыскин С.В. Особенности восприятия социальной жизни субъектами совместной профессиональной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4. С. 132-139.
13. Никандров В.В. Экспериментальная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. 480 с.
14. Совещание о программе материнского (семейного) капитала [Электронный ре-
сурс] // Сайт правительства РФ. URL: http:// government.ru/news/8822/ (дата обращения: 05.03.2015).
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru/70170932/ (дата обращения: 05.03.2015).
16. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями).
17. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Сравнительно-психологический анализ: дис. ... д-ра психол. наук М., 2000.
18. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 240 с.
19. Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности // Журнал практической психологии и психоанализа: ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. 2005. №. 4.